г. Киров |
|
05 ноября 2013 г. |
Дело N А17-50/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 октября 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 05 ноября 2013 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Поляковой С.Г.
судей Малых Е.Г., Тетервака А.В.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Шмыриной А.М.,
без участия в судебном заседании представителей сторон,
рассмотрев в судебном заседании апелляционные жалобы истца индивидуального предпринимателя Денисова Александра Сергеевича и ответчика Департамента финансов Ивановской области
на решение Арбитражного суда Ивановской области от 20.08.2013 по делу N А17-50/2013, принятое судом в составе судьи Романовой Т.В.
по иску индивидуального предпринимателя Денисова Александра Сергеевича (ОГРНИП: 304370205700124)
к Ивановской области в лице Департамента финансов Ивановской области (ИНН: 3731021516, ОГРН: 1023700556736), Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации (ИНН: 7710168360, ОГРН: 1037739085636),
третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора: Комитет Ивановской области по транспорту (ИНН: 3702089485, ОГРН: 1063702101000)
о взыскании убытков,
установил:
индивидуальный предприниматель Денисов Александр Сергеевич (далее - истец, ИП Денисов А.С.) обратился в Арбитражный суд Ивановской области с иском (с учетом уточнения) о взыскании убытков, вызванных неисполнением обязанности по возмещению платы, не полученной от льготных категорий потребителей, с Департамента финансов Ивановской области (далее - ответчик, Департамент финансов) за счет казны Ивановской области в размере 61 052 руб., с Министерства финансов Российской Федерации (далее - ответчик, Минфин РФ) за счет казны Российской Федерации в размере 14 008 руб. Кроме того, просит взыскать судебные расходы на оплату услуг представителя в сумме 20 000 руб.
Правовым основанием заявленных требований истец указал статьи 16, 790, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ).
Решением Арбитражного суда Ивановской области от 20.08.2013 с Министерства финансов РФ за счет казны Российской Федерации в пользу ИП Денисова А.С. взыскано 14 008 руб. в счет возмещения убытков и 4 292 руб. 80 коп. судебных расходов.
С Департамента финансов Ивановской области за счет казны Ивановской области в пользу ИП Денисова А.С. взыскано 61 052 руб. в счет возмещения убытков и 18 709 руб. 60 коп. судебных расходов.
Не согласившись с принятым решением, истец ИП Денисов А.С. обратился во Второй арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт, изменив требование в обоснование иска.
В обоснование апелляционной жалобы истец указал, что начальным обоснованием исковых требований ИП Денисовым А.С. были указаны статьи 16, 790, 1069 ГК РФ. Дополнением к исковому заявлению от 15.07.2013 истцом были изменены заявленные требования, в соответствии с которым просил суд рассмотреть иск с учетом статьи 790 ГК РФ и правовой позиции, изложенной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.07.2011 N 5481/11, исключив требования о взыскании убытков. Расчет недополученной истцом суммы за выполненную работу (оказанную услугу) судом принят как расчет убытков, хотя законодатель предусмотрел полное возмещение перевозчику затрат, связанных с предоставлением установленных льгот.
Департамент финансов Ивановской области обратился во Второй арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт, отказав в удовлетворении исковых требований ИП Денисова А.С.
В обоснование апелляционной жалобы ответчик указал, что расходы, понесенные истцом в связи с перевозкой льготников федерального регистра, не могли возмещаться за счет средств областного бюджета. Средства из расчета 4 руб. за одну поездку действительно поступают в областной бюджет, однако не из федерального бюджета в виде субвенций на обеспечение равной доступности услуг общественного транспорта льготным категориям граждан, а от граждан - льготополучателей в качестве пополнения социальной карты. Судом не учтено то обстоятельство, что расходы областного бюджета, связанные с предоставлением льготного проезда с использованием социальной карты жителя Ивановской области, формируются не только из расходов на возмещение перевозчикам стоимости льготного проезда граждан, но и из иных расходов. Полагает, что суд необоснованно отклонил довод ответчика о том, что отсутствуют основания для возмещения расходов перевозчика по перевозке льготных категорий граждан без договора на осуществление пассажирских перевозок.
Департамент финансов в отзыве на апелляционную жалобу истца указал, что определение в решении суда расходов истца как убытков не противоречит действующему законодательству. Просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Ответчик Минфин РФ в отзыве на апелляционную жалобу ответчика просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, а апелляционную жалобу Департамента финансов - без удовлетворения.
Третье лицо Комитет Ивановской области по транспорту в отзыве на апелляционные жалобы указал, что с доводами Департамента финансов согласен, в связи с чем просит удовлетворить его апелляционную жалобу, так как расходы, понесенные ИП Денисовым А.С. в связи с осуществлением перевозок льготных категорий граждан в отсутствие заключенного договора, не подлежат финансовому возмещению из областного бюджета. Полагает, что жалоба истца ИП Денисова А.С. не подлежит удовлетворению, так как определение в решении суда убытков в форме расходов не противоречит действующему законодательству.
Законность решения Арбитражного суда Ивановской области от 20.08.2013 проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Стороны явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.
В соответствии с пунктом 1 статьи 123, пунктами 3, 5 статьи 156, пунктом 1 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционная жалоба заявителя рассмотрена в отсутствие представителей сторон.
Арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части по доводам, изложенным в апелляционной жалобе.
Исследовав представленные доказательства, арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
Материалами дела подтверждаются следующие фактические обстоятельства.
Денисов А.С. зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей.
Для осуществления деятельности по перевозке пассажиров автомобильным транспортом предпринимателем оформлена лицензия от 23.02.2007 N АСС- 37-410685, сроком действия которой определен бессрочно.
В спорный период ИП Денисов А.С. (перевозчик) осуществлял деятельность по перевозке льготной категории граждан во исполнение договоров от 01.01.2011 N ЛП 11-02-1/148, от 18.01.2012 N ЛП 12-02-1/1-19, заключенных с Комитетом Ивановской области по транспорту в соответствии с указом Губернатора Ивановской области от 25.08.2008 N 87-УГ.
В пункте 2.2 договора сторонами предусмотрено условие, что Комитет по транспорту будет принимать от перевозчика предъявленные им отчеты только установленного образца, осуществлять оплату по предъявленным отчетам в течение 10 дней с момента получения заказчиком средств из областного бюджета, выделенных на оплату услуг по перевозке граждан льготных категорий, которым предоставляются меры социальной поддержки. Оплата перевозчику предъявленных отчетов осуществляется, по действующему у перевозчика тарифу, но не выше предельного максимального уровня тарифов, установленного Правительством Ивановской области.
Постановлением Правительства Ивановской области от 01.04.2011 N 88-п утвержден предельный максимальный уровень тарифов на перевозку всеми видами пассажирского транспорта, деятельность которого регулируется органами государственной власти Ивановской области, граждан, имеющих право на меры социальной поддержки на транспорте, в размере, установленном постановлением Региональной службы по тарифам Ивановской области от 16.02.2011 N 349-п "Об установлении предельных максимальных тарифов на регулярные перевозки пассажиров и багажа автомобильным транспортом общего пользования на территории Ивановской области".
Постановлением Региональной службы по тарифам Ивановской области от 16.02.2011 N 349-п с 01.03.2011 года установлены предельные максимальные тарифы на регулярные перевозки пассажиров автомобильным транспортом общего пользования на территории Ивановской области в следующих размерах:
в городском (муниципальном) сообщении за одну поездку: в транспортных средствах категории "М3" (автобусы всех типов, кроме ГАЗЕЛЬ) - 10 руб., с 22 часов - 12 руб.; в транспортных средствах категории "М2" (автобусы типа ГАЗЕЛЬ) - 12 руб.); в пригородном сообщении за один пассажиро-километр в транспортных средствах категорий "М2" и "М3" - 1 руб. 70 коп.; в межмуниципальном сообщении за один пассажиро-километр в транспортных средствах категорий "М2" и "М3": в автобусах общего типа - 1 руб. 42 коп.; в автобусах с мягкими откидными сидениями - 1 руб. 48 коп.
Расчет убытков произведен исходя из действующего у перевозчика тарифа 12 руб. за одну поездку.
В период с 01.01.2012 по 30.04.2012, а также 02.06.2011, 03.06.2011, 04.06.2011, 21.06.2011, 25.07.2011, истец оказывал услуги населению по перевозке по маршрутам N 15 и 36-с. В рассматриваемый период истцом было перевезено 6 255 граждан, имеющих право на льготы.
Затраты истца за перевозку льготной категории граждан (федеральных и региональных льготников) были возмещены Комитетом Ивановской области по транспорту частично, с учетом срока действия договоров на оказание услуг по регулярным перевозкам пассажиров и багажа автобусами в городе Иваново (срок действия договора от 05.02.2009 N 167 с учетом дополнительного соглашения определен до 23.01.2012, договора N 245 от 03.03.2009 - 20.02.2012).
Обращение истца по вопросу принятия части поездок, совершенных льготополучателями с использованием социальной карты жителя Ивановской области за июнь- июль 2011 года Комитет Ивановской области по транспорту оставил без удовлетворения. При этом, указав, что предприниматель не имел право осуществлять перевозки пассажиров по маршруту N 1 и N 115 (письмо от 05.08.2011 N 1715/01-09).
Письмом от 23.03.2012 N 512/01-09 Комитет обращение по вопросу возмещения стоимости льготного проезда граждан с использованием социальной карты жителя Ивановской области оставил без удовлетворения, ссылаясь на отсутствие договора на осуществление регулярных перевозок пассажиров и багажа.
Объем оказанных истцом услуг по перевозке льготных категорий граждан подтверждается контрольными отчетами по терминалам с указанием реквизитов предпринимателя, маршрута, количества перевезенных льготников.
Отказ в возмещении расходов истца по перевозке льготной категории граждан послужил основанием для обращения в арбитражный суд с настоящим иском.
В силу статьи 15 ГК РФ под убытками следует понимать расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Согласно статьям 16 и 1069 ГК РФ причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.
В соответствии с пунктом 1 статьи 790 ГК РФ за перевозку пассажиров взимается провозная плата, установленная соглашением сторон, если иное не предусмотрено законом или иными правовыми актами.
В пункте 5 статьи 790 ГК РФ установлено, что в случаях, когда в соответствии с законом или иными правовыми актами установлены льготы или преимущества по провозной плате за перевозку грузов, пассажиров и багажа, понесенные в связи с этим расходы возмещаются транспортной организации за счет средств соответствующего бюджета.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пунктах 16 - 19 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации", в тех случаях, когда публично-правовое образование в правовых актах, принимаемых во исполнение законов, установивших льготы, предусматривает последующую компенсацию не полученной от потребителей платы, неисполнение этой обязанности по компенсации влечет возникновение убытков у лица, реализовавшего товары (выполнившего работы, оказавшего услуги) по льготным ценам или без получения платы от потребителя. Ответчиком по делам о взыскании убытков, вызванных неисполнением публично-правовым образованием обязанности по возмещению платы, не полученной от льготных категории потребителей, является непосредственно публично-правовое образование, к расходным обязательствам которого было отнесено финансирование соответствующих льгот.
Федеральным законом от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" с 01.01.2005 отменены льготы по проезду отдельным категориям граждан. Вместе с тем закон предписал субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям при замене льгот в натуральной форме на денежные компенсации вводить эффективные правовые механизмы, обеспечивающие сохранение и возможное повышение ранее достигнутого уровня социальной защиты граждан с учетом специфики их правового, имущественного положения, а также других обстоятельств.
В силу статьи 26.2 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам ведения субъектов Российской Федерации осуществляются данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета).
Указом Губернатора Ивановской области от 25.08.2008 N 87-уг "О Порядке льготного проезда граждан с использованием социальной карты жителя Ивановской области" в целях обеспечения доступности транспортных услуг на территории Ивановской области гражданам, имеющим право на меры социальной поддержки, финансируемые за счет средств федерального бюджета и бюджета Ивановской области, на территории Ивановской области организован льготный проезд граждан на пассажирском транспорте общего пользования, деятельность которого регулируется органами государственной власти Ивановской области, с использованием социальной карты жителя Ивановской области. Данным указом утвержден Порядок льготного проезда граждан с использованием социальной карты жителя Ивановской области (приложение 2), а также Порядок взаимодействия исполнительных органов государственной власти Ивановской области при организации льготного проезда граждан с использованием социальной карты жителя Ивановской области (приложение 3).
Социальная карта жителя Ивановской области предоставляется гражданам, имеющим право на меры социальной поддержки в части транспортного обслуживания, финансируемые за счет средств бюджета Ивановской области и межбюджетных трансфертов бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета на обеспечение равной доступности услуг общественного транспорта на территории соответствующего субъекта Российской Федерации для отдельных категорий граждан, оказание мер социальной поддержки которым относится к ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Согласно Приложению N 3 к указу на Комитет Ивановской области по транспорту возложена обязанность по возмещению перевозчикам стоимости льготного проезда граждан с использованием социальной карты по действующему у перевозчика тарифу, но не выше предельного максимального уровня тарифов, установленного постановлением Правительства Ивановской области от 31.01.2007 N 11-п "Об утверждении предельного максимального уровня тарифов на перевозку всеми видами пассажирского транспорта, деятельность которого регулируется органами государственной власти Ивановской области, граждан, имеющих право на меры социальной поддержки на транспорте" (пункт 3).
В соответствии с пунктом 4 Приложения N 3 к указу Департамент финансов Ивановской области перечисляет Комитету Ивановской области по транспорту средства на возмещение перевозчикам стоимости проезда граждан с использованием социальной карты по действующему у перевозчика тарифу, но не выше предельного максимального уровня тарифов, установленного постановлением Правительства Ивановской области от 31.01.2007 N 11-п "Об утверждении предельного максимального уровня тарифов на перевозку всеми видами пассажирского транспорта, деятельность которого регулируется органами государственной власти Ивановской области, граждан, имеющих право на меры социальной поддержки на транспорте".
Постановлением Правительства Ивановской области от 01.04.2011 N 88-п утвержден предельный максимальный уровень тарифов на перевозку всеми видами пассажирского транспорта, деятельность которого регулируется органами государственной власти Ивановской области, граждан, имеющих право на меры социальной поддержки на транспорте, в размере, установленном постановлением Региональной службы по тарифам Ивановской области от 16.02.2011 N 349-п "Об установлении предельных максимальных тарифов на регулярные перевозки пассажиров и багажа автомобильным транспортом общего пользования на территории Ивановской области".
Как установлено судом первой инстанции, в спорный период истец оказывал услуги по перевозке пассажиров с применением тарифа, не превышающего его максимальный уровень. Недополученный истцом доход является его убытком и подлежит взысканию с ответчика. При таких обстоятельствах суд первой инстанции правомерно удовлетворил заявленное истцом требование.
Довод апелляционной жалобы ответчика о том, что истец в спорный период осуществлял пассажирские перевозки, не заключив об этом соответствующий договор с Комитетом Ивановской области по транспорту, отклоняется, как несостоятельный, поскольку сам факт наличия либо отсутствия договора не влияет на право лица, предоставившего услугу по перевозке льготных категорий граждан, требовать возмещения понесенных расходов.
Право истца на получение доходов от перевозки населения без предоставления указанных льгот было ограничено в силу закона, объем перечисленных средств не покрыл все расходы истца по предоставлению льгот, финансирование которых отнесено к полномочиям Российской Федерации и субъекта Российской Федерации.
Убытки у предпринимателя возникли в результате бездействия федеральных и региональных органов, выразившегося в неисполнении обязательства по финансовому обеспечению льгот по оплате перевозчику предоставленных транспортных услуг.
Поскольку ответчик не возместил фактические расходы истца, соответствующие обязательства субъекта Российской Федерации Ивановской области нельзя признать прекращенными (статья 408 ГК РФ).
Убытки подлежат возмещению. При этом данная обязанность обусловлена самим фактом предоставления льгот определенным категориям граждан, и это обязательство может быть прекращено только путем его исполнения.
Ссылка ответчика на то, что расходы областного бюджета, связанные с предоставлением льготного проезда с использованием социальной карты жителя Ивановской области, формируются не только из расходов на возмещение перевозчикам стоимости льготного проезда граждан, но и из иных расходов, судом апелляционной инстанции не принимается, так как не подтверждена надлежащими доказательствами.
Установив, что убытки истца возникли в результате незаконных действий органов власти, между указанными действиями и наступившими для истца последствиями имеется причинно-следственная связь, и размер убытков доказан, суд первой инстанции на основании статей 15, 16, 1064, 1069 ГК РФ пришел к правильному выводу об обоснованности требований истца.
При определении сумм возмещения арбитражный суд правомерно взыскал с ответчиков суммы убытков согласно сведениям федерального и регионального регистров льготников.
Ссылка на неправомерность применения судом первой инстанции статьи 1069 ГК РФ несостоятельна, поскольку ущерб причинен в сфере осуществления ответчиками функций публичной власти.
Статья 15 ГК РФ закрепляет общие положения об убытках, определяет понятие убытков. Статья 16 ГК РФ является конкретизирующей и регулирует положения, входящие в институт возмещения вреда, причиненного актами власти.
Нормы материального права правильно применены арбитражным судом первой инстанции, в связи с чем требования апелляционной жалобы истца не могут быть удовлетворены.
Иные доводы апелляционных жалоб не влияют на правильность принятого судебного акта.
Суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции дал правильную оценку обстоятельствам дела, и принял законное и обоснованное решение. Оснований для его отмены или изменения не имеется, в связи с чем апелляционные жалобы сторон удовлетворению не подлежат.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных в части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и являющихся безусловными основаниями для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ивановской области от 20.08.2013 по делу N А17-50/2013 оставить без изменения, а апелляционные жалобы истца индивидуального предпринимателя Денисова Александра Сергеевича, ответчика Департамента финансов Ивановской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в установленном порядке.
Председательствующий |
С.Г. Полякова |
Судьи |
Е.Г. Малых |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А17-50/2013
Истец: ИП Денисов Александр Сергеевич
Ответчик: Ивановская область в лице Департамента финансов Ивановской области, РФ в лице Министерства финансов, УФК по Ивановской области
Третье лицо: Комитет Ивановской области по транспорту, Начинкина Е. Г., Начинкина Е. Г. представитель истца
Хронология рассмотрения дела:
12.03.2014 Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа N Ф01-4/14
20.02.2014 Определение Второго арбитражного апелляционного суда N 02АП-215/14
03.12.2013 Определение Второго арбитражного апелляционного суда N 02АП-9402/13
05.11.2013 Постановление Второго арбитражного апелляционного суда N 02АП-7907/13
20.08.2013 Решение Арбитражного суда Ивановской области N А17-50/13