г. Москва |
|
05 ноября 2013 г. |
Дело N А40-79775/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 31 октября 2013 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 05 ноября 2013 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Д.В. Каменецкого,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Н.Н. Коротковым,
рассмотрев в открытом судебном заседании в порядке упрощенного производства апелляционную жалобу Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в г. Москве
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 23.08.2013 по делу N А40-79775/2013, принятое судьей Д.Г. Вигдорчиком (145-769) в порядке упрощенного производства,
по заявлению ОАО "Стройтрансгаз-инвест" (ОГРН 1065742019012, 117418, г. Москва, ул.Новочеремушкинская, д. 65)
к Территориальному управлению Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в г.Москве
о признании незаконным и отмене постановления
при участии:
от заявителя: |
Доброхотова В.Б. по дов. от 23.09.2013, |
от ответчика: |
Лысенко Е.В. по дов. от 19.03.2013 N 96, |
УСТАНОВИЛ:
ОАО "Стройтрансгаз-инвест" (общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании незаконным и отмене постановления от 24.05.2013 Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в городе Москве (ТУ Росфиннадзора в городе Москве, административный орган) по делу об административном правонарушении N 452-13/1472 о привлечении общества к административной ответственности по ч.6 ст.15.25 КоАП РФ.
Решением от 23.08.2013 суд удовлетворил заявленные требования, признав незаконным и отменив постановление ТУ Росфиннадзора в городе Москве от 24.05.2013 N 452-13/1472. Суд исходил из того, что оспариваемое постановление содержит неправильную квалификацию выявленного правонарушения.
Не согласившись с принятым судебным актом, ТУ Росфиннадзора в городе Москве обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт о признании оспариваемого постановления не подлежащим исполнению в части наложения административного штрафа, назначив обществу штраф по ч. 6.1 ст. 15.25 КоАП РФ в размере 5000 рублей. В обоснование административный орган ссылается на неправильное применение судом норм материального права.
Заявителем представлен отзыв на апелляционную жалобу, в котором общество просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, полагает нарушенной процедуру привлечения ОАО "Стройтрансгаз-инвест" к административной ответственности.
В судебном заседании представитель административного органа поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт.
Представитель заявителя в судебном заседании не согласился с доводами апелляционной жалобы по основаниям указанным в отзыве, просил оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Проверив законность и обоснованность решения в соответствии со ст. ст. 266 и 268 АПК РФ, Девятый арбитражный апелляционный суд с учетом исследованных доказательств по делу, доводов апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушанных правовых позиций представителей лиц, участвующих в деле, полагает необходимым оставить обжалуемый акт без изменения, основываясь на следующем.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, 19.03.2013 на основании поручения заместителя начальника ИФНС России N 27 по г.Москве проведена камеральная проверка в отношении ОАО "Стройтрансгаз-Инвест" по вопросу соблюдения резидентом порядка и сроков предоставления форм учета и отчетности по валютным операциям.
Проверкой установлено, что обществом 05.07.2010 за пределами Российской Федерации открыт счет (вклад) N СН6808660016080500643 в банке "RUSSIAN COMMERCIAL BANK LTD" (Швейцария).
В соответствии с п. 7 ст. 12 Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" резиденты представляют налоговым органам по месту своего учета отчеты о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации с подтверждающими документами в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации по согласованию с Центральным банком Российской Федерации.
Согласно п. 4 Правил представления резидентами налоговым органам отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации (утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.12.2005 N 819), организация ежеквартально, в течение 30 дней по окончании квартала, должна представлять в налоговый орган отчет о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации и банковские документы (банковские выписки или иные документы, выданные банком в соответствии с законодательством государства, в котором зарегистрирован банк), подтверждающие сведения, указанные в отчете (далее - подтверждающие банковские документы), по состоянию на последнюю календарную дату отчетного квартала.
Общество обязано было представить в налоговый орган отчет о движении средств по счету N СН6808660016080500643 в банке "RUSSIAN COMMERCIAL BANK LTD" (Швейцария) за 4 квартал 2012 года и подтверждающие банковские документы к нему не позднее 30.01.2013.
В налоговый орган отчет о движении средств по счету N СН6808660016080500643 в банке "RUSSIAN COMMERCIAL BANK LTD" (Швейцария) за 4 квартал 2012 года представлен 01.02.2013.
По результатам проверки старшим государственным инспектором отдела камеральных проверок N 2 составлен Акт N 72 проверки соблюдения валютного законодательства.
20.03.2013 старшим государственным инспектором отдела камеральных проверок N 2 вынесено определение N 59 о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования.
03.04.2013 старшим государственным инспектором отдела камеральных проверок N 2 в отсутствие законного представителя заявителя составлен протокол N 7727201303200082/1 об административном правонарушении.
24.05.2013 и.о. заместителя руководителя ТУ Росфиннадзора в городе Москве, в отсутствие законного представителя заявителя вынесено постановление N 452-13/1472 о назначении административного наказания ОАО "Стройтрансгаз-инвест" на основании ч. 6 ст. 15.25 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 40000 руб.
Не согласившись с указанным постановлением, ОАО "Стройтрансгаз-инвест" обратилось в арбитражный суд с заявлением.
В соответствии с ч. 6 ст. 210 АПК РФ, при рассмотрении дел об оспаривании постановления административного органа о привлечении к административной ответственности, арбитражный суд, в судебном заседании, проверяет законность и обоснованность оспариваемого постановления, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое постановление, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также, иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
В ч. 7 ст. 210 АПК РФ указывается, что при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.
Руководствуясь материалами дела и действующим законодательством, суд апелляционной инстанции полагает обоснованными выводы суда первой инстанции, что протокол составлен, а дело об административном правонарушении рассмотрено уполномоченными лицами, срок давности привлечения заявителя к административной ответственности соблюден.
В соответствии с ч. 6 ст. 15.25 КоАП РФ (в ред. действовавшей вовремя совершения административного правонарушения) несоблюдение установленных порядка представления форм учета и отчетности по валютным операциям, порядка и (или) сроков представления отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации с подтверждающими банковскими документами, нарушение установленного порядка представления подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций, нарушение установленных правил оформления паспортов сделок либо нарушение установленных сроков хранения учетных и отчетных документов по валютным операциям, подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций или паспортов сделок влекут наложение административного штрафа на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Суд апелляционной инстанции, исследовав в порядке ст. 71 АПК РФ материалы дела, не может согласиться с выводом суда первой инстанции об отсутствии нарушений процедуры привлечения заявителя к административной ответственности, что, однако, не является основанием для отмены принятого по делу судебного акта в связи со следующим.
В силу ч. 1 ст. 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
Согласно ч. 1 ст. 25.1 КоАП РФ лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами в соответствии с КоАП РФ.
Наличие объяснений заявителя является одним из источников доказательств по делу согласно ст. 26.2 КоАП РФ.
В соответствии с требованиями ст. 28.2 КоАП РФ при составлении протокола об административном правонарушении физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, разъясняются их права и обязанности, предусмотренные КоАП РФ, о чем делается отметка в протоколе. Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомиться с протоколом, представить объяснения и замечания по его содержанию, которые прилагаются к протоколу.
Данная норма права призвана обеспечить процессуальные гарантии прав лица, привлекаемого к административной ответственности, целью которых является полное и всестороннее выяснение фактических обстоятельств дела об административном правонарушении.
В соответствии с ч. 2 ст. 25.1 КоАП РФ дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.
Из вышеизложенного следует, что протокол об административном правонарушении составляется, а постановление выносится в присутствии законного представителя лица, привлекаемого к ответственности, или в его отсутствие, но при условии надлежащего извещения.
Согласно разъяснениям п. 24 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 при рассмотрении дел об оспаривании решений (постановлений) административных органов о привлечении к административной ответственности судам следует проверить, были ли приняты административным органом необходимые и достаточные меры для извещения лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, либо его законного представителя о составлении протокола об административном правонарушении в целях обеспечения возможности воспользоваться правами, предусмотренными ст. 28.2 КоАП РФ.
В целях КоАП РФ законными представителями юридического лица являются его руководитель, а также иное лицо, признанное в соответствии с законом или учредительными документами органом юридического лица (часть 2 статьи 25.4 КоАП РФ). Указанный перечень законных представителей юридического лица является закрытым.
Имеющиеся в материалах административного дела доказательства не подтверждают соблюдение административным органом требований, предъявляемых к производству по делу об административных правонарушениях в части составления протокола об административном правонарушении, а также документов, подтверждающих извещение заявителя о времени и месте его составления и рассмотрения дела об административном правонарушении.
В соответствии со ст. 53 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо приобретает гражданские права и принимает на себя гражданские обязанности через свои органы, действующие в соответствии с законом, иными правовыми актами и учредительными документами.
Согласно ст. 69 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" по решению общего собрания акционеров полномочия единоличного исполнительного органа общества могут быть переданы по договору коммерческой организации (управляющей организации) или индивидуальному предпринимателю (управляющему). Решение о передаче полномочий единоличного исполнительного органа общества управляющей организации или управляющему принимается общим собранием акционеров.
Исходя из положений ст. 54 ГК РФ, ч. 2 ст. 8 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации, государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа.
Из материалов дела усматривается, что в соответствии с решением общего собрания акционеров ОАО "Стройтрансгаз-инвест" от 31.10.2012 Договором передачи полномочий единоличного исполнительного органа управляющей организации от 31.10.2012 (л.д. 34-38) полномочия единоличного исполнительного органа ОАО "Стройтрансгаз-инвест" переданы управляющей организации - ООО "СТГ-Актив".
Информация о данном обстоятельстве была доступна и имелась в распоряжении ТУ Росфиннадзора в городе Москве, что усматривается из текста выписки из ЕГРЮЛ от 03.04.2013 находящейся в материалах административного дела (л.д. 79-87).
Местонахождение ООО "СТГ-Актив", согласно названной выписке из ЕГРЮЛ - 117418, г. Москва, ул. Новочеремушкинская, дом 58.
Таким образом, законным представителем заявителя является ООО "СТГ-Актив", которое должено быть уведомлено о дате, времени и месте составления протокола и рассмотрения дела об административном правонарушении по месту его нахождения.
Доказательства направления извещений по указанному адресу в деле отсутствуют, административным органом вопреки требованиям ч. 1 ст. 65, ч. 4 ст. 210 АПК РФ суду не представлены.
Оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что административным органом допущены существенные нарушения порядка привлечения общества к административной ответственности, которые в силу ч. 2 ст. 211 АПК РФ, в соответствии с разъяснениями п. 10 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 являются самостоятельным основанием для признания незаконным оспариваемого постановления о привлечении ОАО "Стройтрансгаз-инвест" к административной ответственности.
В указанной связи постановление ТУ Росфиннадзора в городе Москве от 24.05.2013 N 452-13/1472 подлежит отмене как незаконное.
Наличие признанных апелляционным судом существенными нарушений порядка привлечения общества к административной ответственности исключает легитимность выводов в судебном акте по вопросам об отсутствии или наличии состава вменяемого административного правонарушения и правильности его квалификации, а также о подтверждающих данные обстоятельства юридически значимых фактах.
При таких данных апелляционный суд считает решение суда по настоящему делу законным и обоснованным, в связи с чем, основания для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены или изменения судебного акта отсутствуют.
Руководствуясь ч. 3 ст. 229, ст.ст. 266, 268, 269, 271, 2721 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г.Москвы от 23.08.2013 по делу N А40-79775/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральном арбитражном суде Московского округа только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
Д.В. Каменецкий |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-79775/2013
Истец: ОАО "Стройтрансгаз-инвест"
Ответчик: Федеральная служба финансово-бюджетного надзора Территориальное управление в г. Москве, Федеральная служба финансово-бюджетного надзора. Территориальное управление по городу Москве