31 октября 2013 г. |
А43-5651/2013 |
Первый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Смирновой И.А.,
судей Захаровой Т.А., Протасова Ю.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Кузьмичевой Т.В.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Нижегородской области
на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 08.08.2013
по делу N А43-5651/2013,
принятое судьей Мустафаевым Г.И.
по заявлению закрытого акционерного общества "Сормовская кондитерская фабрика" (ОГРН 1025204415246, ИНН 5263001532, г. Н. Новгород, ул. Базарная, д. 10)
о признании незаконным бездействия Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Нижегородской области,
без участия лиц,
и установил:
закрытое акционерное общество "Сормовская кондитерская фабрика" (далее - Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с заявлением о признании незаконным бездействия Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Нижегородской области (далее -Территориальное управление), выразившегося в непроведении раздела земельного участка с кадастровым номером 52:17:0070208:3 и непереоформлении права постоянного (бессрочного) пользования Общества на право собственности на вновь образованные земельные участки с кадастровыми номерами 52:17:0070208:3:ЗУ1, 52:17:0070208:3:ЗУ3, расположенные по адресу: Нижегородская область, Балахнинский район, 1, 6 км юго-западнее административного здания подстанции "Луч" в р.п. Б.Козино, об обязании Территориального управления в месячный срок с момента вступления решения в законную силу принять решение по заявлению от 05.10.2012 о проведении раздела земельного участка с кадастровым номером 52:17:0070208:3 согласно представленной схеме и переоформлении права постоянного (бессрочного) пользования Общества на право собственности на вновь образованные земельные участки с кадастровыми номерами 52:17:0070208:3:ЗУ1, 52:17:0070208:3:ЗУ3 и в двухмесячный срок с момента вступления решения в законную силу подготовить проект договора купли-продажи земельных участков с кадастровыми номерами 52:17:0070208:3:ЗУ1, 52:17:0070208:3:ЗУ3.
В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования на предмет спора, привлечено Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (далее - Росимущество).
Решением от 08.08.2013 Арбитражный суд Нижегородской области удовлетворил требования Общества.
Территориальное управление не согласилось с решением арбитражного суда первой инстанции и обратилось в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить в связи с несоответствием выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела, недоказанностью имеющих значение для дела обстоятельств, которые суд считал установленными, и принять по делу новый судебный акт.
Лица, участвующие в деле и извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в судебное заседание не направили.
Общество в отзыве на апелляционную жалобу просило в ее удовлетворении отказать, решение суда первой инстанции - оставить без изменения, а также заявило ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы без его участия.
Законность и обоснованность решения Арбитражного суда Нижегородской области от 08.08.2013 проверены Первым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном в статье 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены обжалуемого решения суда.
Как установил суд первой инстанции и следует из материалов дела, на основании распоряжения администрации Балахнинского района Нижегородской области от 05.05.1993 N 450-р о закреплении за акционерным обществом закрытого типа "Кондитер", правообладателем которого в настоящее время является Общество, в постоянное (бессрочное) пользование земельного участка общей площадью 5,6 га под пионерский лагерь в районе п. Б.Козино из земель Балахнинского мехлесхоза заявителю выдан государственный акт на право постоянного (бессрочного) пользования землей N ННО-03-007/70.
Земельный участок площадью 57783 кв.м, расположенный по адресу: Нижегородская область, Балахнинский район, 1,6 км юго-западнее административного здания подстанции "Луч" в р.п. Б.Козино был поставлен на кадастровый учет, ему присвоен кадастровый номер 52:17:0070208:3, с разрешенным видом использования - под детский оздоровительный лагерь, относящегося к землям особо охраняемых территорий и объектов.
На основании свидетельства о государственной регистрации права от 07.10.2004 серии 52-АБ N 044278 Обществу на праве постоянного (бессрочного) пользования принадлежит земельный участок площадью 54483 кв.м с кадастровым номером 52:17:0070208:0003 (представляет собой единое землепользование, состоящее из двух участков с кадастровыми номерами 52:17:0208:0001 и 52:17:070208:0002), расположенный по адресу: Нижегородская область, Балахнинский район, р.п. Б.Козино, 1, 6 км юго-западнее административного здания подстанции "Луч". На данном земельном участке расположены 23 объекта недвижимости, используемые под детский оздоровительный лагерь, находящиеся на балансе Общества.
Из содержания кадастрового паспорта от 28.03.2011 N К-В(ГКУ)/11-48154 следует, что вышеуказанный земельный участок состоит из двух земельных участков: площадью 53707 кв.м с кадастровым номером 52:17:0070208:0001 и площадью 776 кв.м с кадастровым номером 52:17:0070208:0002, на которых расположены 23 объекта недвижимости, используемые под детский оздоровительный лагерь.
В целях сохранения единой территории детского оздоровительного лагеря и выделения части земельного участка под объектами недвижимости, находящимися на балансе Общества, последним был подготовлен проект раздела земельного участка.
Согласно схеме раздела земельный участок с кадастровым номером 52:17:0070208:3 (представляющий собой "единое землепользование", состоящий из двух участков с кадастровыми номерами 52:17:07 02 08:0001 и 52:17:07 02 08:0002) был разделен на три земельных участка с кадастровыми номерами: 52:17:0070208:3:ЗУ1 площадью 16665 кв.м, 52:17:0070208:3ЗУ2 площадью 37042 кв.м и 52:17:0070208:3:ЗУ3 площадью 776 кв.м.
На образованных земельных участках площадью 16665 кв.м с кадастровым номером 52:17:0070208:3:ЗУ1 и площадью 776 кв.м с кадастровым номером 52:17:0070208:3:ЗУ3 расположено восемь объектов недвижимости, находящихся на балансе Общества, строительство которых осуществлялось заявителем после проведения приватизации предприятия.
В отношении образованного земельного участка с кадастровым номером 52:17:0070208:3ЗУ2 площадью 37042 кв.м, на котором расположены остальные 15 объектов недвижимости, рассматривается вопрос о возможности его передачи в ведение администрации Нижегородской области для обеспечения дальнейшего функционирования детского оздоровительного лагеря.
В целях переоформления права постоянного (бессрочного) пользования на земельный участок Общество 05.10.2012 обратилось в Территориальное управление с заявлением о разделе земельного участка с кадастровым номером 52:17:0070208:3 в соответствии с прилагаемой Схемой раздела и переоформлении права постоянного (бессрочного) пользования на право собственности в отношении образованных в результате раздела данного земельного участка земельных участков площадью 16665 кв.м с кадастровым номером 52:17:0070208:3:ЗУ1 и площадью 776 кв.м с кадастровым номером 52:17:0070208:3:ЗУ3.
Не получив от Территориального управления решения о разделе земельного участка и переоформлении права постоянного (бессрочного) пользования на право собственности на спорные земельные участки, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 2 статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) земельные участки, из которых при разделе, объединении, перераспределении образуются земельные участки, прекращают свое существование с даты государственной регистрации права собственности и иных вещных прав на все образуемые из них земельные участки в порядке, установленном Федеральным законом от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", за исключением случаев, указанных в пункте 4 статьи 11.4 настоящего Кодекса, и случаев, предусмотренных другими федеральными законами.
Согласно части 1 статьи 11.3 Кодекса образование земельных участков из земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решений исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, предусмотренных статьей 29 Кодекса.
Частью 2 статьи 11.4 Кодекса предусмотрено, что при разделе земельного участка у его собственника возникает право собственности на все образуемые в результате раздела земельные участки.
В соответствии с пунктом 3 статьи 214 и пунктом 1 статьи 125 Гражданского кодекса Российской Федерации от имени Российской Федерации права собственника осуществляют органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432 "О Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом" утверждено Положение о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом (далее - Положение), в соответствии с пунктом 1 которого Федеральное агентство по управлению государственными имуществом является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим полномочия собственника, в том числе права акционера, в сфере управления имуществом Российской Федерации.
Согласно пункту 5.35(3) Положения Росимущество принимает в установленном порядке решения об образовании земельных участков из земельных участков, находящихся в федеральной собственности.
В силу пункта 4 названного Положения Росимущество осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы и подведомственные организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.
Таким образом, исходя из анализа данного Положения, а также Типового положения о территориальном органе Федерального агентства по управлению государственным имуществом, утвержденного приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 01.11.2008 N 374, соответствующие территориальные органы Росимущества (в данном случае - Управление Росимущества по Нижегородской области) наделены полномочиями собственника земельного участка, предусмотренными статьей 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации.
С учетом изложенного довод Территориального управления об отсутствии у него полномочий на принятие решения о разделе земельного участка, поскольку в этих целях необходимо получение соответствующего поручения от Росимущества, судом апелляционной инстанции отклоняется.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 137-ФЗ) права на землю, предусмотренные статьями 15, 20 - 24 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), подлежат переоформлению со дня введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации.
Юридические лица, за исключением указанных в пункте 1 статьи 20 Кодекса юридических лиц, обязаны переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков или приобрести земельные участки в собственность, религиозные организации, кроме того, переоформить на право безвозмездного срочного пользования по своему желанию до 1 января 2012 года в соответствии с правилами статьи 36 Кодекса. Юридические лица могут переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками, на которых расположены линии электропередачи, линии связи, трубопроводы, дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения (линейные объекты), на право аренды таких земельных участков или приобрести такие земельные участки в собственность в соответствии с правилами, установленными настоящим абзацем, до 1 января 2015 года по ценам, предусмотренным соответственно пунктами 1 и 2 статьи 2 настоящего Федерального закона.
В пункте 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства" разъяснено, что при рассмотрении споров, связанных с переоформлением юридическими лицами права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право их аренды или с приобретением земельных участков в собственность, суды должны учитывать, что согласно пункту 2 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" лица, которым земельные участки на таком праве предоставлены до вступления в силу Земельного кодекса, вправе по своему выбору оформить их в аренду или приобрести в собственность в соответствии с порядком, установленным правилами статьи 36 Кодекса, независимо от того, для какой цели были предоставлены эти участки.
Нормы пункта 2 статьи 3 Федерального закона N 137-ФЗ и статьи 36 Кодекса регулируют разные отношения по приобретению земли в собственность.
В пункте 2 статьи 3 Федерального закона N 137-ФЗ определены специальные условия приобретения земли в частную собственность (наличие титула права постоянного (бессрочного) пользования и ограничение по времени права землепользователя по своему желанию выбрать режим землепользования), которые отличаются от условий, предусмотренных в пункте 1 статьи 36 Кодекса.
Следовательно, при переоформлении права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком на право собственности применительно к пункту 2 статьи 3 Федерального закона N 137-ФЗ статья 36 Земельного кодекса Российской Федерации применяется лишь в части установленной в ней процедуры приобретения земельного участка в собственность.
Наличие или отсутствие на спорном земельном участке объекта (объектов недвижимости), принадлежащих Обществу на праве собственности, не может препятствовать переоформлению права постоянного (бессрочного) пользования на право собственности.
Пунктом 1 статьи 36 Кодекса предусмотрено, что граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.
Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.
Согласно пункту 5 статьи 36 Кодекса для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок.
Перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений. Исполнительные органы государственной власти или органы местного самоуправления не вправе требовать от заявителя предоставление дополнительных документов, за исключением документов, предусмотренных указанным перечнем.
Исполнительные органы государственной власти и органы местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, не вправе требовать от заявителя представления документов, которые находятся в их распоряжении, распоряжении иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, за исключением случаев, если такие документы включены в определенный Федеральным законом от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" перечень документов.
В месячный срок со дня поступления указанного в пункте 5 настоящей статьи заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду или в случаях, указанных в пункте 1 статьи 20 настоящего Кодекса, на праве постоянного (бессрочного) пользования. В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора (пункт 6 статьи 36 Кодекса).
Пунктами 4.1, 4.6 Положения о территориальном управлении Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Нижегородской области, утвержденного приказом Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 27.02.2009 N 49, предусмотрено, что территориальный орган осуществляет полномочия собственника в отношении федерального имущества, расположенного на территории Нижегородской области, а также полномочия собственника по передаче федерального имущества юридическим и физическим лицам; заключает в установленном порядке договоры купли-продажи федерального и иного имущества и обеспечивает передачу прав собственности на это имущество.
Следовательно, именно Территориальное управление как уполномоченный орган обязано рассмотреть заявку Общества о предоставлении находящегося в собственности Российской Федерации земельного участка в собственность, принять соответствующее решение и направить проект договора купли-продажи земельного участка с предложением о его заключении.
При этом внутриведомственная система взаимоотношений между уровнями государственного органа не должна влиять на нормы, предусмотренные федеральным законодательством, которые устанавливают сроки рассмотрения заявлений граждан и организаций и возлагают обязанности по принятию властно-распорядительных решений. В данном случае вопросы внутриведомственного характера, связанные с порядком принятия решений о предоставлении земельных участков в собственность, не должны являться препятствием праву лица, обратившегося с заявлением в государственный орган, на получение соответствующего решения в установленный законом срок и проекта договора купли-продажи земельного участка с предложением о его заключении.
Судом первой инстанции установлено и Территориальным управлением не оспаривается, что документы, предусмотренные приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 13.09.2011 N 475, Обществом были представлены в уполномоченный орган в полном объеме.
В силу статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Повторно исследовав представленные доказательства в совокупности с нормами действующего законодательства, суд апелляционной инстанции приходит к аналогичному выводу о том, что Территориальное управление обязано было рассмотреть заявление Общества и принять решение о разделе земельного участка с кадастровым номером 52:17:0070208:3 и переоформлении прав Общества на земельные участки с кадастровыми номерами 52:17:0070208:3:ЗУ1, 52:17:0070208:3:ЗУ3.
Доказательства невозможности переоформления права постоянного (бессрочного) пользования Общества на указанные земельные участки на право собственности Территориальным управлением не представлены.
В силу части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации именно на Территориальное управление возложена обязанность доказывания соответствия оспариваемого бездействия закону или иному нормативному правовому акту и обстоятельств, послуживших основанием для такого бездействия.
Поскольку такие доказательства в материалах дела отсутствуют, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что оспариваемое бездействие Территориального управления не соответствует действующему земельному законодательству и нарушает права и законные интересы Общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
На этом основании суд первой инстанции правомерно удовлетворил требования заявителя. При этом с учетом требований части 5 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд обоснованно возложил на уполномоченный орган обязанность принять решение по заявлению Общества от 05.10.2012 о проведении раздела земельного участка с кадастровым номером 52:17:0070208:3 и переоформлении права постоянного (бессрочного) пользования Общества на право собственности на вновь образованные земельные участки с кадастровыми номерами 52:17:0070208:3:ЗУ1, 52:17:0070208:3:ЗУ3, расположенные по адресу: Нижегородская область, Балахнинский район, 1, 6 км юго-западнее административного здания подстанции "Луч" в р.п. Б.Козино, а также направить в адрес Общества проект договора купли-продажи земельных участков с кадастровыми номерами 52:17:0070208:3:ЗУ1, 52:17:0070208:3:ЗУ3.
Арбитражный суд Нижегородской области в полном объеме выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, его выводы основаны на правильном применении норм материального права.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены решения арбитражного суда первой инстанции, не установлено.
С учетом изложенного апелляционная жалоба Территориального управления по приведенным в ней доводам удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 08.08.2013 по делу N А43-5651/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Нижегородской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий судья |
И.А. Смирнова |
Судьи |
Т.А. Захарова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А43-5651/2013
Истец: ЗАО "Сормовская кондитерская фабрика", ЗАО Сормовская кондитерская фабрика г. Н.Новгород
Ответчик: Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Нижегородской области, г. Н.Новгород
Третье лицо: Федеральное агентство по управлению государственным имуществом, Федеральное анентство по управлению государственным имуществом, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Нижегородской области