г. Пермь |
|
06 ноября 2013 г. |
Дело N А71-4305/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 октября 2013 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 06 ноября 2013 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Зелениной Т.Л.,
судей Дюкина В.Ю., Усцова Л.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Решановой Д.М.,
при участии:
от заявителя - Шульгинова Н.С. (паспорт, доверенность от 24.05.2012),
от ответчика - Насырова Д.М. (удостоверение, доверенность от 09.01.2013),
(лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 АПК РФ, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда)
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу ответчика, Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Удмуртской Республике,
на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики
от 08 августа 2013 года
по делу N А71-4305/2013,
принятое судьей Коньковой Е.В.,
по заявлению ОАО "Научно-исследовательский институт металлургической технологии" (ОГРН 1021801445588, ИНН 1832009303)
к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Удмуртской Республике
о признании отказа в предоставлении в собственность земельного участка незаконным, возложении обязанности направить проект договора купли-продажи земельного участка,
установил:
ОАО "Научно-исследовательский институт металлургической технологии" (заявитель) обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Удмуртской Республике (ответчик) с заявлением (с учетом уточнения требований в порядке ст. 49 АПК РФ) о признании незаконными действий, выразившихся в отказе в предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером 18:26:041140:1; о возложении на ответчика обязанности заключить договор купли-продажи указанного земельного участка.
Решением суда от 08.08.2013 заявленные требования удовлетворены.
Решение суда от 08.08.2013 обжаловано ответчиком в апелляционном порядке. В апелляционной жалобе ответчик ссылается на отсутствие у него полномочий по принятию решения о предоставлении земельного участка в собственность без соответствующего поручения Росимущества. Также ответчик указывает на то, что согласно письму Росимущества от 27.03.2013 N ПП-10/13129 испрашиваемый земельный участок используется в целях оборонной промышленности, и ограничен в обороте. Ответчик просит решение суда отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать.
Заявитель против доводов апелляционной жалобы возражает, указывает, что испрашиваемый земельный участок относится к категории земель - земли населенных пунктов, имеет разрешенное использование: опытно-металлургическое производство. Заявитель считает, что доказательств ограничения земельного участка в обороте ответчиком не представлено, осуществляемые им виды производственной деятельности не являются основанием ограничения прав на приобретение земельного участка в собственность.
Законность и обоснованность решения проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в соответствии со статьями 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов, заявитель является собственником объектов недвижимого имущества, расположенных по адресу: г. Ижевск, ул. Азина, 2.
11.10.2012 заявитель обратился к ответчику с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером 18:26:041140:0001 площадью 35296 кв.м, с адресным ориентиром: Удмуртская Республика, г. Ижевск, ул. Азина, 2, на котором находятся принадлежащие ему объекты недвижимости.
Письмом от 21.01.2013 ответчик уведомил заявителя о том, что заявление о выделе земельного участка было направлено в Федеральное агентство по управлению государственным имуществом для принятия соответствующего решения, которым пакет документов был возвращен на доработку с поручением о проведении фактического использования земельного участка.
04.04.2013 заявитель вновь обратился к ответчику с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером 18:26:041140:0001.
Письмом от 18.04.2013 ответчик отказал в выкупе земельного участка на том основании, что он используется в целях оборонной промышленности.
Полагая, что отказ в предоставлении земельного участка является незаконным, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Частью 1 ст.198 АПК РФ установлено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу ч. 2 ст. 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
В соответствии со ст. 36 ЗК РФ граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.
Порядок приобретения прав на земельные участки, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и на которых расположены здания, строения, сооружения урегулирован пунктами 5, 6 ст. 36 ЗК РФ.
Согласно п. 5 ст. 36 ЗК РФ для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок. Перечень документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений. Исполнительные органы государственной власти и органы местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, не вправе требовать от заявителя представления дополнительных документов, за исключением документов, предусмотренных указанным перечнем.
В месячный срок со дня поступления указанного в пункте 5 настоящей статьи заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду или в случаях, указанных в пункте 1 статьи 20 настоящего Кодекса, на праве постоянного (бессрочного) пользования. В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора (п. 6 ст. 36 ЗК РФ).
Иной порядок, регулирующий приобретение прав на земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности действующим законодательством не установлен.
Право собственности заявителя на объекты недвижимости подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права.
Как правильно установлено судом первой инстанции, с заявлением о предоставлении земельного участка заявителем были представлены все необходимые документы.
Ссылка на отсутствие у ответчика полномочий по принятию решения о предоставлении земельного участка в собственность, без соответствующего поручения Росимущества, судом апелляционной инстанции отклоняется.
Пунктом 4 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432, установлено, что Федеральное агентство по управлению государственным имуществом осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы и подведомственные организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.
Согласно пунктам 4.1, 4.6 Типового положения о территориальном органе Росимущества, утвержденного приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 01.11.2008 N 374 территориальный орган Росимущества наделен полномочиями собственника в отношении федерального имущества, расположенного на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, а также полномочиями собственника по передаче федерального имущества юридическим и физическим лицам, приватизации (отчуждению) федерального имущества в случаях, когда реализация указанных полномочий непосредственно территориальным органом прямо предусмотрена нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации; заключает в установленном порядке договоры купли-продажи федерального и иного имущества, а также обеспечивает передачу прав собственности на это имущество.
Таким образом, заявление о предоставлении земельного участка в собственность за плату подано заявителем в уполномоченный орган государственной власти.
Довод ответчика о том, что земельный участок с кадастровым номером 18:26:041140:0001 используется в целях оборонной промышленности, и в связи с чем, ограничен в обороте, судом апелляционной инстанции также отклоняется.
Согласно кадастровому паспорту от 22.11.2012 земельный участок с кадастровым номером 18:26:041140:1 относится к категории земель: земли населенных пунктов.
Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов (п. 2 ст. 7 ЗК РФ).
В силу п. 5 ст. 27 ЗК РФ ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности следующие земельные участки: 1) в пределах особо охраняемых природных территорий, не указанные в пункте 4 настоящей статьи; 2) из состава земель лесного фонда; 3) в пределах которых расположены водные объекты, находящиеся в государственной или муниципальной собственности; 4) занятые особо ценными объектами культурного наследия народов Российской Федерации, объектами, включенными в Список всемирного наследия, историко-культурными заповедниками, объектами археологического наследия; 5) предоставленные для обеспечения обороны и безопасности, оборонной промышленности, таможенных нужд и не указанные в пункте 4 настоящей статьи; 6) не указанные в пункте 4 настоящей статьи в границах закрытых административно-территориальных образований; 7) предоставленные для нужд организаций транспорта, в том числе морских, речных портов, вокзалов, аэродромов и аэропортов, сооружений навигационного обеспечения воздушного движения и судоходства, терминалов и терминальных комплексов в зонах формирования международных транспортных коридоров; 8) предоставленные для нужд связи; 9) занятые объектами космической инфраструктуры; 10) расположенные под объектами гидротехнических сооружений; 11) предоставленные для производства ядовитых веществ, наркотических средств; 12) загрязненные опасными отходами, радиоактивными веществами, подвергшиеся биогенному загрязнению, иные подвергшиеся деградации земли; 13) расположенные в границах земель, зарезервированных для государственных или муниципальных нужд; 14) в первом и втором поясах зон санитарной охраны водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения.
С учетом положений подп. 5 п. 5 ст. 27 и подп. 2 п. 2 ст. 93 ЗК РФ, определяющих основания ограничения земельных участков в обороте и целей, при которых земельные участки подлежат предоставлению для обеспечения обороны, земельный участок должен иметь разрешенное или фактическое использование - для целей обеспечения обороны.
Земельный участок с кадастровым номером 18:26:041140:0001 не относится к категории земель обороны. Также суду не представлено доказательств фактического использования этого земельного участка в указанных целях.
Наличие в Едином государственном реестре юридических лиц сведений о возможных видах деятельности заявителя по производству оружия и боеприпасов, а также связанной с обеспечением военной безопасности, не является доказательством фактического использования испрашиваемого земельного участка в этих целях. Кроме того, на момент рассмотрения спора в суде первой инстанции указанные сведения о юридическом лице из ЕГРЮЛ исключены.
При таких обстоятельствах, нарушений судом первой инстанции норм материального или процессуального права, которые согласно ст. 270 АПК РФ являются основанием к отмене или изменению судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено. Решение суда от 08.08.2013 является законным, обоснованным и отмене не подлежит.
В соответствии со ст.110 АПК РФ государственная пошлина по апелляционной жалобе относится на ответчика.
Руководствуясь статьями 176, 266, 268, 269, 271 АПК РФ, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 08 августа 2013 года по делу N А71-4305/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Удмуртской Республики.
Председательствующий |
Т.Л.Зеленина |
Судьи |
В.Ю.Дюкин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А71-4305/2013
Истец: ОАО "Научно-исследовательский институт металлургической технологии"
Ответчик: Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в УР
Третье лицо: Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Удмуртской Республике