город Москва |
|
29 октября 2013 г. |
Дело N А40-37278/13 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 октября 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 29 октября 2013 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего судьи Р.Г. Нагаева
Судей Н.О. Окуловой, С.Н. Крекотнева
при ведении протокола судебного заседания секретарем А.C. Абрамовым
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
МИ ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 1
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 06.08.2013
по делу N А40-37278/13, принятое судьей А.В. Бедрацкой
по заявлению ОАО "Нефтегазовая компания "Славнефть"
(ОГРН 1027739026270, 125047, г. Москва, 4-й Лесной пер.. д. 4)
к МИ ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 1
(ОГРН 1047702057765, 129223, г. Москва, ВВЦ, стр. 194)
о признании недействительным решения
при участии в судебном заседании:
от заявителя - Деев А.О. по дов. N ЮС-1918 от 05.12.2012
от заинтересованного лица - Еремин А.Н. по дов. N 20 от 07.05.2013
УСТАНОВИЛ:
ОАО "Нефтегазовая компания "Славнефть" (ОГРН 1027739026270) обратилось с заявлением в арбитражный суд (с учетом уточнения заявленных требований) о признании недействительным, решения МИ ФНС России по КН N 1 от 17.09.2012 N 52-19-18/1512р об отказе в привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения, вынесенное в отношении ОАО "Нефтегазовая компания "Славнефть", в части доначисления налога на прибыль за 2009 год в размере 260 870 руб. 75 коп., доначисления налога на прибыль за 2010 год в размере 587 639 руб. 52 коп., доначисления налога на имущество за 2009 год в размере 17 792 руб., доначисления налога на имущество за 2010 год в размере 32 478 руб.
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 06.08.2013 по делу N А40-37278/13 признано недействительным, не соответствующим Налоговому кодексу РФ, решение МИ ФНС России по КН N 1 от 17.09.2012 N 52-19-18/1512р об отказе в привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения, вынесенное в отношении ОАО "Нефтегазовая компания "Славнефть", в части доначисления налога на прибыль за 2009 г. в размере 260 870 руб. 75 коп., доначисления налога на прибыль за 2010 год в размере 587 639 руб. 52 коп., доначисления налога на имущество за 2009 год в размере 17 792 руб., доначисления налога на имущество за 2010 год в размере 32 478 руб.
Не согласившись с вынесенным решением, МИ ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 1 обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит полностью отменить решение суда, принять новый судебный акт. В апелляционной жалобе инспекция указывает на ненадлежащее исследование судом первой инстанции фактических обстоятельств дела и отсутствие в решении суда надлежащей оценки доказательств по делу.
Изучив представленные в дело доказательства, выслушав представителей сторон, рассмотрев доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, руководствуясь ст.ст. 123, 156, 266 и 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения решения арбитражного суда, принятого в соответствии с законодательством Российской Федерации и обстоятельствами дела, и удовлетворения апелляционной жалобы, исходя из следующего.
Межрегиональной инспекцией Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам N 1 проведена выездная налоговая проверка открытого акционерного общества "Нефтегазовая компания "Славнефть" по вопросам исчисления и уплаты налогов за период 2009-2010 года.
По результатам проведенной проверки инспекцией составен акт от 13.07.2012 N 52-22-18/871а и вынесено решение от 17.09.2012 N 52-22-18/1512р об отказе в привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения. Указанным решением Обществу доначислена сумма не полностью уплаченных налога на прибыль за 2009 год в размере 1 594 552 руб., за 2010 год - 4 038 485 руб. и налога на имущество за 2009 год в размере 17 792 руб., за 2010 год в размере 32 478 руб.
Федеральная налоговая служба письмом от 14.12.2012 N СА-4-9/21365@ оставила апелляционную жалобу общества без удовлетворения, решение налогового органа было утверждено.
По пункту 1.1. мотивировочной части решения, по мнению налогового органа, общество в нарушение ст. 258 НК РФ, постановления Правительства РФ от 01.01.2002 N 1 необоснованно завысило расходы по налогу на прибыль организаций на сумму амортизации основных средств, начисленной в завышенных размерах, в результате неправильного определения амортизационных групп и срока полезного использования основных средств за 2009 год в сумме 7 972 760 руб., за 2010 год в сумме 20 192 427 руб., что привело к неполной уплате налога на прибыль в общей сумме 5 633 037 руб., в т.ч. за 2009 год в размере 1 594 552 руб., за 2010 год в размере 4 038 485 руб.
В соответствии со пп. 3 п. 2 ст. 253, 247, 274 НК РФ суммы начисленной амортизации являются расходами, связанными с производством и реализацией, уменьшающими налоговую базу по налогу на прибыль. Сумма амортизации для целей налогообложения определяется налогоплательщиками ежемесячно. Амортизация начисляется отдельно по каждому объекту амортизируемого имущества.
Размер ежемесячной суммы амортизации зависит от амортизационной группы, в которую включено основное средство, поскольку норма амортизации рассчитывается по формуле К = 1/п *100%, где К - норма амортизации в процентах к первоначальной стоимости объекта амортизируемого имущества; п - срок полезного использования данного объекта амортизируемого имущества, выраженный в месяцах.
Амортизируемое имущество распределяется по амортизационным группам в соответствии со сроками его полезного использования. Чем выше амортизационная группа (от 1 до 10), тем больше срок полезного использования (от 1 года до 30 и более лет). При этом срок полезного использования определяется налогоплательщиком самостоятельно на дату ввода в эксплуатацию данного объекта амортизируемого имущества в соответствии с положениями ст.258 НК РФ и с учетом классификации основных средств, утверждаемой Правительством Российской Федерации.
В нарушение этих норм Налогового Кодекса РФ инспекцией безосновательно пересмотрены в сторону увеличения амортизационные группы (в результате уменьшилась ежемесячная сумма амортизации) 39 объектов основных средств Общества, что привело к неправильному определению размера налоговой базы по налогу на прибыль.
Объекты, перечисленные в п. 1.3 на стр. 139-141 Решения. Установка подготовки питьевой воды N 1, инвентарный номер 0202-227. Установка подготовки питьевой воды N 2, инвентарный N 0202-228.
Согласно позиции налогового органа, поскольку "Установка водоподготовительная" составляет единое целое с сооружением, в котором оно расположено, данный объект является "Зданием (кроме жилых) деревянным, каркасным и щитовым, контейнерным, деревометаллическим, каркасно-обшивным и панельным, глинобитным, сырцовым, саманным и другим аналогичным" и относится к 7-й амортизационной группе со сроком полезного использования 181 месяц. Данный вывод является несостоятельным, поскольку не основан ни на положениях действующего законодательства, ни на локальных документах Общества.
Данные объекты предназначены для подготовки питьевой воды, что было подтверждено независимым оценщиком в отчете от 18.03.2009 и экспертным мнением профильных служб Общества в Заключениях о готовности объектов к эксплуатации N 97 и N 98 от 23.03.2009.
В соответствии с Общероссийским классификатором основных фондов ОК 013-94, утв. Постановлением Госстандарта РФ от 26.12.1994 N 359 к подразделу "Здания (кроме жилых)" относятся здания, представляющие собой архитектурно - строительные объекты, назначением которых является создание условий (защита от атмосферных воздействий и пр.) для труда, социально - культурного обслуживания населения и хранения материальных ценностей. Здания имеют в качестве основных конструктивных частей стены и крышу.
Согласно Техническому описанию и краткой инструкции по эксплуатации ТЭКО СКО-Юпв данные объекты являются Станциями комплексной очистки воды в комплектно-блочном исполнении производительностью 10 куб.м. в час, а не зданием, как ошибочно полагает налоговый орган.
Станция очистки питьевой воды предназначена для получения воды высокого качества, соответствующего требованиям санитарных норм, в объеме 10 куб.м. в час для небольших предприятий или населенных пунктов с условным числом жителей до 1000 человек.
Станция изготавливается в блочно-комплектном исполнении полной заводской готовности, смонтирована в блок-боксе из металлических конструкций с утеплителем.
Следовательно, насосная станция представляет собой единый объект основных средств и предлагаемое налоговым органом разделение объекта на здание и отдельно - очистное оборудование является невозможным технологически.
Кроме того, позиция налогового органа является неверной также потому, что произведенное им разделение на здание и очистное оборудование обязывает налоговый орган выделить стоимость здания и пересчитать амортизацию по нему, в связи с изменением амортизационной группы. Амортизационная группа очистного оборудования в этом случае изменению не подлежит.
Вместе с тем, такое разделение налоговым органом не произведено, из технической документации следует, что оно невозможно, в связи с чем пересмотр амортизационной группы и доначисление налога на прибыль по данному объекту является незаконным.
В соответствии с "ОК 013-94. Общероссийский классификатор основных фондов", утв. Постановлением Госстандарта РФ от 26.12.1994 N 359, "Установки водоподготовительные" имеют ОКОФ 14 2897270, что полностью соответствует фактическому наименованию объекта и его функциональному назначению.
В связи с тем, что постановлением Правительства РФ от 01.01.2002 N 1 "О Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы" объекты с ОКОФ 14 2897270 не указаны ни в одной амортизационной группе, Общество, руководствуясь п. 6 ст. 258 НК РФ, для данных объектов установило 6-ю амортизационную группу на основании вышеупомянутых заключений оценщика и Заключений о готовности объектов к эксплуатации.
Согласно ст. 52 Градостроительного Кодекса РФ, а также принимая во внимание, что определение "объект капитального строительства" следует читать как "здания, строения, сооружения, а также объекты, строительство которых не завершено (объекты незавершенного строительства), за исключением временных построек, киосков, навесов и других подобных построек". В данном случае сокращение "(объекты незавершенного строительства)" относится только к слову "объекты" (Письмо Минэкономразвития РФ от 18.01.2008 N Д04-97 "По вопросу разъяснений, связанных с применением Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ").
В соответствии со ст. 130 Гражданского кодекса РФ неотъемлемым признаком здания, сооружения как недвижимого имущества является то, что перемещение таких объектов без несоразмерного ущерба их назначению невозможно. Ответчиком не представлено доказательств того, что указанные в обжалуемом решении объекты могут быть отнесены к недвижимому имуществу, прочно связаны с землей и их перемещение без несоразмерного ущерба их назначению невозможно.
Законодательство РФ содержит следующие определения термина "сооружение": к сооружениям относятся инженерно-строительные объекты, предназначенные для создания условий, необходимых для осуществления процесса производства путем выполнения тех или иных технических функций, не связанных с изменением предметов труда, или для осуществления различных непроизводственных функций: транспортные сооружения (автомобильные дороги и железнодорожные пути внутризаводского назначения, эстакады и т.д.), передаточные устройства (линии электропередачи, трубопроводы и другие передаточные устройства, имеющие самостоятельное значение и не являющиеся составной частью здания или сооружения и т.д.), гидротехнические сооружения (плотины, бассейны, градирни и т.д.), хранилища (всевозможные резервуары, баки и т.д.), стволы шахт, нефтяные скважины и т.д. ("Положение о порядке экономического стимулирования мобилизационной подготовки экономики", утв. Минэкономразвития РФ N ГГ-181, Минфином РФ N 13-6-5/9564, МНС РФ N БГ-18-01/3 02.12.2002); сооружения - инженерно - строительные объекты, назначением которых является создание условий, необходимых для осуществления процесса производства путем выполнения тех или иных технических функций, не связанных с изменением предмета труда, или для осуществления различных непроизводственных функций ("Общероссийский классификатор основных фондов" ОК 013-94, утв. Постановлением Госстандарта РФ от 26.12.1994 N 359).
По данному эпизоду сумма расходов по амортизации, неправомерно исключенных налоговым органом из состава расходов для целей налога на прибыль, составляет: 372 675 руб. 32 коп. - 2009 год, 638 871 руб. 96 коп. - 2010 год.
Объекты, перечисленные в пункте 1.4 на стр. 142-144 Решения. Насосные станции над артезианскими скважинами N N 42э, 43э, 44э, инвентарные номера 0202-224, 0202-225, 0202-226.
По мнению налогового органа, данные объекты являются едиными целыми сооружениями водоснабжения. На основании этого, налоговый орган относит данные объекты к коду ОКОФ 11 0001150 "Здания производственных насосных и компрессорных станций, трансформаторных подстанций" и включает в 7-ю амортизационную группу со сроком полезного использования 181 месяц. Указанный вывод налогового органа является ошибочным.
Данные объекты предназначены для перекачки воды, что было подтверждено независимым оценщиком в отчете от 04.03.2009 и экспертным мнением профильных служб Общества в Заключениях о готовности объектов к эксплуатации N 94, N 95, N 96 от 23.03.2009.
Согласно паспортам данных насосных станций, насосная станция над артскважиной 108А-00.000Т5 ПС является изделием полного заводского изготовления с установленным в нем технологическим оборудованием, приборами отопления, электроосвещением. Предназначена для обеспечения водозабора из артскважин на хозяйственно-питьевое и производственное водоснабжение, а также пополнения противопожарного запаса воды.
Комплектом поставки предусмотрен единый объект с обозначением 108А-00.000Т5 и наименованием "Насосная станция над артскважиной", что свидетельствует о том, что это один объект основных средств.
В соответствии с "ОК 013-94. Общероссийский классификатор основных фондов", утв. Постановлением Госстандарта РФ от 26.12.1994 N 359, "Установки насосные" имеют ОКОФ 14 2928561, что полностью соответствует фактическому наименованию объекта и его функциональному назначению.
Ввиду того, что постановлением Правительства РФ от 01.01.2002 N 1 "О Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы" объекты с ОКОФ 14 2928561 не указаны ни в одной амортизационной группе, Общество, руководствуясь п. 6 ст. 258 НК РФ, для данных объектов установило 3-ю амортизационную группу на основании вышеупомянутых заключений оценщика и Заключений о готовности объектов к эксплуатации.
По данному эпизоду сумма расходов по амортизации, неправомерно исключенных налоговым органом из состава расходов для целей налога на прибыль, составляет: 236 147 руб. 82 коп. - 2009 год, 404 824 руб. 83 коп. - 2010 год.
Объект, перечисленный в п. 2.2 на стр. 153-154 Решения - Блок комплектной трансформаторной подстанции (площадка ДНС), инвентарный номер 0202-212.
Налоговым органом на стр. 153 Решения указано, что Обществом объекту присвоен ОКОФ 14 3115020, что соответствует первичным документам.
По мнению налогового органа код ОКОФ 14 3115020 относится только к энергетическому оборудованию, установленному внутри сооружения "Блок комплектной трансформаторной подстанции". Данный вывод основан на положениях, изложенных в Правилах технической эксплуатации сетей проводного вещания, утв. Приказом Минсвязи РФ от 23.03.1997 N 44. При этом указанный документ определяет порядок и основные условия предоставления услуг проводного вещания, общие концепции для регулирования взаимоотношений между хозяйствующими субъектами в сфере услуг проводного вещания и, следовательно, не может быть использован для определения кода ОКОФ объектов, используемых в предприятиях нефтедобывающей отрасли.
На стр. 154 Решения налоговым органом сделан вывод, что "Блок комплектной трансформаторной подстанции" со всеми устройствами составляет единое целое сооружение и не является трансформатором, индуктором или преобразователем".
При этом налоговым органом не учтено, что согласно паспорту от 05.02.2009 указанный объект является Комплектной трансформаторной подстанцией 2КТПР-630-6/0,4-84УЗ, и в соответствии с "ОК 013-94. Общероссийский классификатор основных фондов", утв. Постановлением Госстандарта РФ от 26.12.1994 N 359 ОКОФ 14 3115020 - является "Подстанцией трансформаторной комплектной", что полностью соответствует фактическому наименованию объекта и его функциональному назначению.
Согласно Постановлению Правительства РФ от 01.01.2002 N 1 "О Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы", объекты основных средств с ОКОФ 14 3115020 относятся к 7-й амортизационной группе, что и было определено Обществом при принятии объекта в состав амортизируемого имущества для целей исчисления налога на прибыль.
По данному эпизоду сумма расходов по амортизации, неправомерно исключенных налоговым органом из состава расходов для целей налога на прибыль, составляет: 106 189 руб. 35 коп. -2009 год, 254 854 руб. 44 коп. -2010 год.
Объект, перечисленный в пункте 2.4 на стр. 157-158 Решения. Площадка под групповое замерное устройство (ГЗУ), инвентарный номер 0202-24.
Налоговым органом данному объекту присвоен ОКОФ 12 0001121 "Площадки производственные с покрытиями" и объект отнесен к 8-й амортизационной группе.
Однако в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 01.01.2002 N 1 "О Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы" к 8-й амортизационной группе относятся "Площадки производственные с покрытиями - площадки сепараторов" с кодом ОКОФ 12 0001121, прочие производственные площадки с тем же самым кодом ОКОФ относятся к 5-й амортизационной группе.
Кроме того, в Постановлении Правительства РФ от 01.01.2002 N 1 "О Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы" объекты с ОКОФ 12 2811000 не указаны ни в одной амортизационной группе, следовательно, вывод налогового органа об отнесении данного объекта к 8-й амортизационной группе не соответствует действующему законодательству.
Налоговым органом на стр. 157 Решения ошибочно указано, что объект отнесен Обществом в налоговом учете к 5-й амортизационной группе, код ОКОФ 12 0001122 "Площадки производственные без покрытий". Для целей исчисления налога на прибыль в соответствии с инвентарной карточкой объект отнесен Обществом к 6-й амортизационной группе, код ОКОФ 12 4521151 "Сооружения обустройства нефтяного месторождения", что не противоречит функциональному назначению объекта.
Налоговым органом не учтены назначение и конструкция указанного объекта.
Согласно акту N 40 на скрытые работы от 30.03.2006 площадка предназначена для монтажа группового замерного устройства (ГЗУ) и не является площадкой для сепаратора. Устройство основания ГЗУ представляет собой балку двутавр N 20, L=5,5m по сваям железобетонным С8х30, что не является также площадкой с покрытием, как ошибочно посчитал налоговый орган.
Учитывая изложенное и принимая во внимание, что Обществом при принятии объекта к налоговому учету установлен срок полезного использования (121 месяц), превышающий срок, установленный Постановлением Правительства РФ от 01.01.2002 N 1 "О Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы" для "Площадок производственных с покрытиями (кроме площадок сепараторов)" (85 месяцев), считаем правомерным не изменять установленный Обществом срок.
По данному эпизоду сумма расходов по амортизации, неправомерно исключенных налоговым органом из состава расходов для целей налога на прибыль, составляет: 23 977 руб.-2009 год, 23 977 руб. -2010 год.
Объекты, перечисленные в п. 2.5 на стр. 158-164 Решения. 1. Сети канализации (24 м.п.), инвентарный номер 0202-90. 2. Сети канализации (36 м.п.), инвентарный номер 0202-108. 3. Сети канализации, инвентарный номер 0202-375. 4. Сети канализации (36 м.п.), инвентарный номер 0202-116. 5. Сети канализации (68 м.п.), инвентарный номер 0202-29. 6. Сети канализации (33 м.п.), инвентарный номер 0202-47. 7. Сети канализации (33 м.п.), инвентарный номер 0202-50. 8. Сети канализации (24 м.п.), инвентарный номер 0202-53. 9. Сети канализации (40 м.п.), инвентарный номер 0202-57. 10. Сети канализации (35 м.п.), инвентарный номер 0202-72. 11. Сети канализации (35 м.п.), инвентарный номер 0202-86. 12. Сети канализации, инвентарный номер 0202-261. 13. Сети канализации, инвентарный номер 0202-279. 14. Сети канализации, инвентарный номер 0202-298. 15. Сети канализации, инвентарный номер 0202-334. 16. Сети канализации, инвентарный номер 0202-355.
Налоговым органом данным объектам присвоен код ОКОФ 12 4527372 "Канализация". В соответствии с "ОК 013-94. Общероссийский классификатор основных фондов", утв. Постановлением Госстандарта РФ от 26.12.1994 N 359, объекты с данным ОКОФ входят в состав подраздела "Сооружения коммунального хозяйства специализированные".
При этом рассматриваемые объекты построены Обществом в рамках Проекта обустройства Ачимовского месторождения и не относятся к сооружениям коммунального хозяйства, следовательно, присвоение Обществом кода ОКОФ 12 4521151 "Сооружения обустройства нефтяного месторождения" является правомерным.
Строительство данных сетей предусмотрено проектным документом "Обустройство Ачимовского месторождения нефти" том 1, книга 1, а также Техническими характеристиками видов работ по обустройству Ачимовского месторождения, в которых прямо указано предназначение этих сетей - сбор и отвод сточных вод от объектов кустовой площадки Ачимовского месторождения.
Налоговым органом не представлено доказательств использования указанных канализационных сетей для каких-либо иных нужд Общества, не связанных с эксплуатацией Ачимовского месторождения нефти, в том числе в коммунальном хозяйстве, в связи с чем отнесение Обществом этих основных средств к сооружениям обустройства нефтяного месторождения с присвоением кода ОКОФ 12 4521151 является правомерным.
По данному эпизоду сумма расходов по амортизации, неправомерно исключенных налоговым органом из состава расходов для целей налога на прибыль, составляет: 414 729 руб. 85 коп. -2009 год, 454 022 руб. 85 коп. -2010 год.
Объекты, перечисленные в п. 2.6 на стр. 164-172 Решения. 1.Кабельная эстакада (12 м.п.), инвентарный номер 0202-89. 2.Кабельная эстакада, инвентарный номер 0202-380. 3.Кабельная эстакада (18 м.п.), инвентарный номер 0202-107. 4.Кабельная эстакада (18 м.п.), инвентарный номер 0202-115. 5.Кабельная эстакада (83 м.п.), инвентарный номер 0202-28. 6.Кабельная эстакада (18 м.п.), инвентарный номер 0202-46. 7.Кабельная эстакада (20 м.п.), инвентарный номер 0202-49. 8.Кабельная эстакада (11 м.п.), инвентарный номер 0202-52. 9.Кабельная эстакада (22 м.п.), инвентарный номер 0202-56. 10.Кабельная эстакада (18 м.п.), инвентарный номер 0202-71. 11.Кабельная эстакада (18 м.п.), инвентарный номер 0202-85. 12.Кабельная эстакада, инвентарный номер 0202-264. 13.Кабельная эстакада, инвентарный номер 0202-282. 14.Кабельная эстакада, инвентарный номер 0202-301. 15.Кабельная эстакада, инвентарный номер 0202-341. 16.Кабельная эстакада, инвентарный номер 0202-363.
Налоговый орган относит данные объекты к коду ОКОФ 12 2811250 "Эстакады и галереи" и включает в 8-ю амортизационную группу.
При этом в Постановлении Правительства РФ от 01.01.2002 N 1 "О Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы" объекты с ОКОФ 12 2811250 не указаны ни в одной амортизационной группе, следовательно, вывод налогового органа об отнесении данных объектов к 8-й амортизационной группе не соответствует действующему законодательству.
Обществом объектам правомерно присвоен ОКОФ 12 4521151 "Сооружения обустройства нефтяного месторождения", поскольку данный факт не противоречит функциональному назначению объектов, которые построены Обществом в рамках Проекта обустройства Ачимовского месторождения.
Строительство данных эстакад предусмотрено проектным документом "Обустройство Ачимовского месторождения нефти. Кусты скважин N 5, 6, 452Р" том 1, книга 1, а также Техническими характеристиками видов работ по обустройству Ачимовского месторождения, в которых прямо указано назначение этих кабельных эстакад - обустройство нефтяного месторождения.
Налоговым органом не представлено доказательств использования указанных кабельных эстакад для каких-либо иных нужд Общества, не связанных с эксплуатацией Ачимовского месторождения нефти, в связи с чем отнесение Обществом этих основных средств к сооружениям обустройства нефтяного месторождения с присвоением кода ОКОФ 12 4521151 является правомерным.
По данному эпизоду сумма расходов по амортизации, неправомерно исключенных налоговым органом из состава расходов для целей налога на прибыль, составляет: 174 321 руб. 15 коп. - 2009 год, 436 791 руб. 35 коп. - 2010 год.
На основании вышеизложенного, вывод налогового органа о завышении расходов по налогу на прибыль организаций на сумму амортизации основных средств, начисленной в завышенных размерах, в результате неправильного определения амортизационных групп и срока полезного использования основных средств за 2009 год в сумме 1 328 040 руб. 49 коп., за 2010 год в сумме 2 213 342 руб. 43 коп., и неуплате налога на прибыль в общей сумме 708 276 руб. 59 коп., в т.ч. за 2009 год в размере 265 608 руб. 01 коп., за 2010 год в размере 442 668 руб. 49 коп. не соответствует нормам действующего налогового законодательства и фактическим обстоятельствам.
По п. 2.1. раздела 2 "Налога на имущество организаций" решения (эпизод о доначислении налога на имущество в связи с неправильным определением амортизационной группы) по мнению налогового органа, Общество в нарушение п. 1 ст. 375 НК РФ необоснованно занизило налогооблагаемую базу по налогу на имущество в результате неправильного определения амортизационных групп и срока полезного использования основных средств, что привело к неполной уплате налога на имущество в общей сумме 50 270 руб., в т.ч. за 2009 год в размере 17 792 руб., за 2010 год в размере 32 478 руб.
Налоговым органом при проведении проверки срок полезного использования основных средств определен на основании "Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы", утв. Постановлением Правительства РФ от 01.01.2002 г. N 1, которая является обязательной к применению при определении срока полезного использования основных средств для целей исчисления налога на прибыль, о чем прямо упомянуто в п. 1 ст. 258 гл. 25 НК РФ.
Вместе с тем, объект налогообложения и налогооблагаемая база по налогу на имущество определяется исходя из положений гл. 30 НК РФ "Налог на имущество организаций" и правил ведения бухгалтерского учета, а не норм гл. 25 НК РФ "Налог на прибыль организаций".
Согласно ст. 375 НК РФ налоговая база по налогу на имущество определяется как среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения. При определении налоговой базы имущество, признаваемое объектом налогообложения, учитывается по его остаточной стоимости, сформированной в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета, утвержденным в учетной политике организации.
В соответствии с разделом 2.4. Положений об учетной политике для целей бухгалтерского учета Общества на 2009 и 2010 года "после принятия руководством решения о начале эксплуатации объекта основного средства уполномоченный работник подразделения, отвечающего в дальнейшем за эксплуатацию данного объекта, производит осмотр основного средства и оформляет "Заключение о готовности объекта к эксплуатации". Заключение должно содержать следующую информацию: наименование основного средства; стоимость (без учета НДС); номер амортизационной группы; код ОКОФ; срок полезного использования; назначение объекта (производственный/непроизводственный); место нахождения объекта на момент ввода в эксплуатацию; предполагаемая дата начала эксплуатации; дата, подпись.
Стоимость основных средств погашается линейным способом, путем начисления амортизационных отчислений и списания на издержки производства равномерно, в течение нормативного срока их полезного использования, указанного в "Заключении о готовности объекта к эксплуатации".
При принятии к учету объектов основных средств в 2009-2010 годах, срок полезного использования определялся Обществом самостоятельно и указывался в "Заключении о готовности объекта к эксплуатации".
При принятии объектов основных средств к учету до 2009 года срок полезного использования также определялся Обществом самостоятельно и указывался в Приказах "О принятии в эксплуатацию".
Следовательно, Обществом при принятии объекта основного средства к учету срок полезного использования объекта определялся в порядке полностью соответствующем нормам Положения по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" ПБУ 6/01, утв. Приказом Минфина от 30.03.2001 N 26н, в соответствии с пунктом 20 которого "срок полезного использования объекта основных средств определяется организацией при принятии объекта к бухгалтерскому учету".
Таким образом, суд апелляционной инстанции, оценив представленные доказательства, приходит к выводу о том, что приведенные в апелляционной жалобе доводы не могут служить основанием для отмены решения, вынесенного Арбитражным судом г. Москвы. Обстоятельства по делу судом первой инстанции установлены полно и правильно, им дана надлежащая правовая оценка. Нарушений норм процессуального права судом не допущено. Основания для отмены решения суда отсутствуют.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 110, 176, 266 - 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда г. Москвы от 06.08.2013 по делу N А40-37278/13 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления в полном объеме в Федеральный арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Р.Г. Нагаев |
Судьи |
Н.О. Окулова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-37278/2013
Истец: ОАО "Нефтегазовая компания "Славнефть"
Ответчик: МИ ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 1, МИФНС России по КН N 1