г. Москва |
|
01 ноября 2013 г. |
Дело N А40-45046/13 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 октября 2013 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 01 ноября 2013 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего судьи Свиридова В.А.,
судей: Бекетовой И.В., Якутова Э.В.,
при ведении протокола помощником судьи Яцевой В.А.
Рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Правительства Москвы и Комитета по архитектуре и градостроительству г.Москвы на решение Арбитражного суда города Москвы от 17 июля 2013 г. по делу N А40-45046/2013 (130-437) судьи Андрияновой С.М.
по заявлению ООО "МЭДОКС" (121248, г.Москва, Кутузовский пр-т, д.5/3, ОГРН 1027700409318)
к Комитету по архитектуре и градостроительству г.Москвы,
третье лицо: Правительство г.Москвы,
о признании незаконным бездействия.
при участии в судебном заседании:
от заявителя: Гришунин О.В. по дов. от 29.03.2013 г.;
от ответчика: Антонова И.А. по дов. от 14.09.2010 г.;
от третьего лица: Антонова И.А. по дов. от 21.06.2013 г.;
УСТАНОВИЛ:
ООО "МЭДОКС" (далее Общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Комитету по архитектуре и градостроительству города Москвы о признании незаконным бездействие Комитета по архитектуре и градостроительству города Москвы (далее Мосархитектура), выразившееся в невыдаче ООО "МЭДОКС" (адрес: 121248, г.Москва, Кутузовский проспект, д.5/3; ОГРН 1027700409318; ИНН 7730066857) градостроительного плана земельного участка (далее ГПЗУ), расположенного по адресу: г.Москва, 5-я улица Ямского поля, вл.23-25, стр.3 и обязании оформить и выдать ООО "МЭДОКС" градостроительный план земельного участка, расположенного по указанному адресу.
Решением от 17.07.2013 г. арбитражный суд удовлетворил заявленные требования, сделав вывод, что оспариваемое бездействие ответчика не соответствует нормам земельного законодательства и нарушает права и законные интересы заявителя.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, ответчик и третье лицо в апелляционной жалобе просят его отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. Указали, что оспариваемое решение не соответствует действующему законодательству. Считают, что Мосархитектура не уполномочена выпускать градостроительный план без его одобрения Градостроительно-земельной комиссией.
Отзыв на апелляционную жалобу не представлен.
В судебном заседании представитель ответчика и третьего лица поддержал апелляционную жалобу в полном объёме, изложил свою позицию, указанную в апелляционной жалобе, просил отменить решение суда первой инстанции, поскольку считает его незаконным и необоснованным, и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Представитель заявителя поддержал решение суда первой инстанции, с доводами апелляционной жалобы не согласен, считает их необоснованными, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, а в удовлетворении апелляционной жалобы - отказать, изложил свои доводы.
Законность и обоснованность решения проверены в соответствии со ст.ст.266, 268, 269 АПК РФ. Суд апелляционной инстанции, заслушав позиции сторон, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, считает, что решение подлежит оставлению без изменения по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, ООО "МЭДОКС" является арендатором земельного участка площадью 565 кв.м. (кадастровый N 77:09:0004020:156), расположенного по адресу: г.Москва, 5-я ул. Ямского поля, д.23-25, стр.3, согласно договору аренды земли от 02.06.1998 г. N М-09-011603.
На заседании Градостроительно-земельной комиссии города Москвы (далее -ГЗК), состоявшемся 11.10.2012 г. (протокол N 37) было принято решение согласиться со строительством здания, на месте ранее находившегося в собственности ООО "МЭДОКС" и снесенного здания по адресу: г. Москва, 5-я улица Ямского Поля, вл. 23-25, стр.3 для размещения торгово-бытового объекта общей наземной площадью 750 кв.м.
В соответствии с Административным регламентом предоставления государственной услуги "Подготовка, утверждение и изменение градостроительных участков" в городе Москве (далее Административный регламент). ООО "МЭДОКС" 30.10.2012 г. обратилось с соответствующим заявлением (с приложением требуемых документов) в службу "одного окна" Москомархитектуры. Заявление и приложенные документы были приняты без замечаний, что подтверждается Выпиской из электронного журнала регистрации и контроля за обращениями заявителей в службу "одного окна" (регистрационный номер 001-ГПЗУ-3019/2 ОК/ОК от 30.10.2012 г.). В Выписке указывалось на то, что документ (ГПЗУ) будет готов к выдаче 11.12.2012.
В указанный срок ГПЗУ выдан не был.
31.01.2013 г. ООО "МЭДОКС" письменно информировало Москомархитектуру о том, что ГПЗУ не выдан и обратилось с просьбой выдать утвержденный ГПЗУ.
Письмом от 25.02.2013 г. (исх. N МКА-02-2303/3-1) Москомархитектура проинформировала общество о том, что проект ГПЗУ был направлен в Совет депутатов муниципального округа для согласования и к 25.02.2013 г. Москомархитектура не получила информацию о результатах рассмотрения.
Письмом от 04.03.2013 г. (исх. N МКА-02-1780/3-1) Москомархитектура проинформировала ООО "МЭДОКС" о том, что 06.12.2012 г. проект ГПЗУ был направлен в Совет депутатов муниципального округа для согласования и к 04.03.2013 г. Москомархитектура не получила заключение от Совета депутатов муниципального округа по проекту ГПЗУ.
По состоянию на 11.04.2013 г. указанный ГПЗУ выдан не был, официальный отказ в выдаче указанного документа также не представлен.
Поскольку максимальный срок для подготовки ГПЗУ со дня поступления от заявителя заявления о подготовке ГПЗУ в Москомархитектуру, прием которого осуществляется службой "одного окна" Москомархитектуры, составляет 30 дней (пункт 1.4 Положения Постановления Правительства Москвы от 25.05.2011 г. N 229-ПП "О Порядке подготовки, утверждения, изменения и отмены градостроительных планов земельных участков").
Общество посчитав, что бездействие Москомархитектуры является незаконным и нарушает его права и законные интересы, обратилось в суд с настоящим заявлением.
Согласно ч.1 ст.198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с ч.4 ст.200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В ст.13 Гражданского кодекса Российской Федерации, п.6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 г. N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" указано, что основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным, является, одновременно, как его несоответствие закону или иному нормативно-правовому акту, так, и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов граждан или юридических лиц, обратившихся в суд с соответствующим требованием.
Принимая оспариваемое решение, суд первой инстанции, вопреки доводам апелляционной жалобы, полно и всесторонне исследовал имеющие значение для правильного рассмотрения дела обстоятельства, правильно применил и истолковал нормы материального и процессуального права и на их основании сделал обоснованный вывод о наличии совокупности необходимых условий для удовлетворения заявленных требований.
Поддерживая решение суда первой инстанции, апелляционный суд исходит из следующего.
Согласно ст.51 Градостроительного кодекса Российской Федерации (ГрК РФ) подготовка и выдача градостроительного плана земельного участка осуществляется по заявлению заинтересованного в строительстве и реконструкции лица, обратившегося за данным планом в целях получения в дальнейшем разрешения на строительство (реконструкцию) объектов.
В соответствии с п.3 ст.44 ГрК РФ в составе градостроительного плана земельного участка указываются: 1) границы земельного участка; 2) границы зон действия публичных сервитутов; 3) минимальные отступы от границ земельного участка в целях определения мест допустимого размещения зданий, строений, сооружений, за пределами которых запрещено строительство зданий, строений, сооружений; 4) информация о градостроительном регламенте (в случае, если на земельный участок распространяется действие градостроительного регламента). При этом в градостроительном плане земельного участка, за исключением случаев предоставления земельного участка для государственных или муниципальных нужд, должна содержаться информация о всех предусмотренных градостроительным регламентом видах разрешенного использования земельного участка; 5) информация о разрешенном использовании земельного участка, требованиях к назначению, параметрам и размещению объекта капитального строительства на указанном земельном участке (в случаях, если на земельный участок не распространяется действие градостроительного регламента или для земельного участка не устанавливается градостроительный регламент); 6) информация о расположенных в границах земельного участка объектах капитального строительства, объектах культурного наследия; 7) информация о технических условиях подключения объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения (далее - технические условия); 8) границы зоны планируемого размещения объектов капитального строительства для государственных или муниципальных нужд.
В силу этого ГПЗУ по своему содержанию является документом, содержащим информацию об уже установленных разрешениях и ограничениях в пределах земельного участка, поставленного на кадастровый учет.
В соответствии с п.17 ст.46 ГрК РФ в случае, если физическое или юридическое лицо обращается в орган местного самоуправления с заявлением о выдаче ему ГПЗУ, проведение процедур, предусмотренных частями 1-16 настоящей статьи (в том числе публичных слушаний), не требуется. Орган местного самоуправления в течение тридцати дней со дня поступления указанного обращения осуществляет подготовку ГПЗУ и утверждает его. Орган местного самоуправления предоставляет заявителю ГПЗУ без взимания платы, и форма такого плана утверждена Приказом Минрегиона РФ от 10.05.2011 г. N 207 "Об утверждении формы градостроительного плана земельного участка".
Порядок подготовки, получения согласований, регистрации и утверждения Комитетом по архитектуре и градостроительству города Москвы (далее Комимтет) ГПЗУ определяется в соответствии с постановлением Правительства Москвы от 25.05.2011 г. N 229-ПП "О Порядке подготовки, утверждения и выдачи градостроительных планов земельных участков" (далее Постановление N 229-ПП).
Упомянутым постановлением был утвержден Административный регламент предоставления государственной услуги "Подготовка, утверждение и изменение градостроительных участков" в городе Москве.
В соответствии с Административным регламентом определен орган исполнительной власти, предоставляющий указанную государственную услугу - Москомархитектура (п.2.3), определен порядок предоставления государственной услуги Москомархитектурой, в том числе в электронной форме с использованием порталов государственных услуг, информации (сведений, данных) Базового регистра информации города Москвы, установлены последовательность и сроки административных процедур по предоставлению государственной услуги, осуществляемой по запросу физического или юридического лица.
Кроме того, согласно п.2.3 Административного регламента полномочия по представлению государственной услуги по подготовке, утверждению и изменению градостроительных планов земельных участков осуществляются Комитетом по архитектуре и градостроительству города Москвы.
В соответствии с п.5 Постановления N 229-ПП на Комитет по архитектуре и градостроительству города Москвы возложены функции государственного заказчика и главного распорядителя бюджетных средств на подготовку и оформление материалов по обоснованию градостроительных планов земельных участков.
Таким образом, ответственным за надлежащее и своевременное предоставление указанной государственной услуги, является Москомархитектура.
Вместе с тем, проект ГПЗУ с приложением всех необходимых для рассмотрения материалов представляется в Градостроительно-земельную комиссию города Москвы, которая создана в соответствии с постановлением правительства Москвы от 16.11.2010 г. N 1019-ПП "О создании Градостроительно-земельной комиссии города Москвы".
Градостроительно-земельная комиссия города Москвы рассматривает проект градостроительного плана земельного участка и принимает одно из следующих решений: об одобрении представленного проекта градостроительного плана земельного участка; о внесении изменений в проект градостроительного плана земельного участка.
В соответствии с п.п.3.6.2, 3.6.3, 3.8, 3.9 Постановления N 229-ПП в случае принятия Градостроительно-земельной комиссией города Москвы решения об одобрении градостроительного плана земельного участка Москомархитектура утверждает градостроительный план земельного участка и выдает его заявителю в установленном Регламентом порядке.
В случае принятия решения о внесении изменений в проект градостроительного плана земельного участка Москомархитектура вносит в него изменения в соответствии с решением Градостроительно-земельной комиссии города Москвы, утверждает и выдает его заявителю в установленном Регламентом порядке.
Проект градостроительного плана земельного участка, подготовленный с учетом решения, принятого Градостроительно-земельной комиссией города Москвы, утверждается приказом Москомархитектуры в течение трех рабочих дней после получения в установленном порядке решения Градостроительно-земельной комиссией города Москвы.
После утверждения проекта градостроительного плана земельного участка градостроительный план земельного участка регистрируется в течение одного дня. При регистрации градостроительному плану земельного участка присваивается номер согласно Инструкции о порядке заполнения формы градостроительного плана земельного участка, утвержденной приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 11.08.2006 г. N 93.
Сведения градостроительного плана земельного участка подлежат внесению в Базовый регистр информации города Москвы в форме электронной записи, заверенной электронной цифровой подписью уполномоченного должностного лица Москомархитектуры, после чего градостроительный план земельного участка выдается заявителю службой "одного окна" Москомархитектуры.
Суд первой инстанции достоверно установил, что в соответствии с п.2.7 Административного регламента заявителем были представлены все необходимые для получения ГПЗУ документы, поэтому основания для отказа в предоставлении государственной услуги и выдаче ГЗПУ земельного участка отсутствуют.
При этом суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что отсутствие решения Градостроительно-земельной комиссии города Москвы не является препятствием к выдаче градостроительного плана земельного участка.
Кроме того, отсутствие утвержденных правил землепользования и застройки не являлось препятствием для выдачи ГПЗУ.
При таких обстоятельствах оспариваемое бездействие Мосархитектуры не соответствует федеральному закону и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно ч.2 ст.201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
В соответствии с п/п.3 ч.5 ст.201 АПК РФ в целях устранения допущенных Москомархитектурой нарушений прав и законных интересов заявителя, суд первой инстанции правомерно обязал ответчика выдать градостроительный план земельного участка.
Принимая во внимание изложенное, апелляционная коллегия полагает, что суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение, полно и правильно установил обстоятельства дела, применил нормы материального права, подлежащие применению, и не допустил нарушения процессуального закона, в связи с чем, оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, в том числе, связанные с толкованием норм материального права, признаются коллегией несостоятельными, не опровергают выводы суда первой инстанции и не свидетельствуют о наличии оснований для отмены принятого по делу судебного акта.
При таких обстоятельствах апелляционный суд считает решение суда по настоящему делу законным и обоснованным, принятым с учетом фактических обстоятельств, материалов дела и действующего законодательства.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.266, 268, 269, 271 АПК РФ, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 17.07.2013 г. по делу N А40-45046/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральном арбитражном суде Московского округа
Председательствующий судья |
В.А. Свиридов |
Судьи |
И.В. Бекетова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-45046/2013
Истец: ООО "МЭДОКС"
Ответчик: Комитет по архитектуре и градостроительству г. Москвы
Третье лицо: Правительство г. Москвы
Хронология рассмотрения дела:
14.05.2014 Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа N Ф05-3603/14
04.03.2014 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-2692/14
01.11.2013 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-32964/13
02.07.2013 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-45046/13