Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа
от 21 февраля 2008 г. N КГ-А40/426-08
(извлечение)
ОАО "Авиакомпания "ЮТэйр" обратилось в Арбитражный суд города Москвы с иском к Российской Федерации в лице Минфина России о взыскании 19.760.799 руб., составляющих убытки вследствие предоставления льгот по оплате проезда на воздушном транспорте в период с марта по декабрь 2004 года в рамках реализации Федерального закона "О ветеранах".
К участию в деле в качестве третьего лица привлечено Федеральное агентство по здравоохранению и социальному развитию.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 15.08.2007, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 31.10.2007, иск удовлетворен.
При этом суд исходил из того, что ответчиком средства для компенсации расходов, понесенных истцом в результате предоставления льгот, не выделялись.
В кассационной жалобе Минфин России просит решение и постановление отменить, и принять новое решение об отказе в удовлетворении иска.
В обоснование кассационной жалобы ответчик ссылается на то, что Минфин России является ненадлежащим ответчиком данному делу, поскольку надлежащей стороной должно выступать Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации как главный распорядитель бюджетных средств.
В отзыве на кассационную жалобу Минздравсоцразвития России просит оставить решение и постановление без изменения, ссылаясь на их законность и обоснованность.
В заседании суда кассационной инстанции представитель Минфина России доводы кассационной жалобы поддержал, представитель Минздравсоцразвития России возражал против удовлетворения кассационной жалобы.
Истец, извещенный о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы надлежащим образом, явку своего представителя в заседание суда кассационной инстанции не обеспечил.
Проверив в порядке статьи 286 АПК РФ законность обжалуемых решения и постановления, выслушав представителей ответчиков, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены принятых по делу судебных актов.
В соответствии со статьей 790 ГК РФ, в случаях, когда в соответствии с законом или иными правовыми актами установлены льготы или преимущества по провозной плате за перевозку грузов, пассажиров и багажа, понесенные в связи с этим расходы возмещаются транспортной организации за счет средств соответствующего бюджета.
В соответствии со статьей 133 Бюджетного кодекса из федерального бюджета может быть оказана финансовая помощь субъектам РФ в форме субвенций и субсидий на финансирование отдельных целевых расходов. Субсидии предоставляются бюджету другого уровня бюджетной системы РФ на условиях долевого финансирования целевых расходов.
В соответствии со статьями 16, 1069 ГК РФ, вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению.
Федеральным законодательством, действовавшим в 2004 году, на транспортные организации были возложены обязанности по перевозке части пассажиров железнодорожным транспортом по льготным ценам.
Так, в указанный период времени действовали льготы по оплате проезда на железнодорожном транспорте на маршрутах дальнего следования в отношении отдельных категорий ветеранов и инвалидов (Федеральный закон "О ветеранах" от 12.01.1995 N 5-ФЗ, Федеральный закон "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" от 24.11.1995 N 181-ФЗ).
Порядок возмещения истцу расходов от предоставления ветеранам и инвалидам льготных услуг установлен Правилами возмещения в 2000 году транспортным организациям расходов, связанных с реализацией ветеранам льгот по оплате проезда на железнодорожном, воздушном, водном или междугороднем автомобильном транспорте межобластных, межкраевых и межреспубликанских маршрутов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 14.12.2000 N 946, действие которых было продлено на 2003-2004 годы.
Судом установлено, что ОАО "Авиакомпания ЮТэйр" на основании указанных Федеральных законов в марте-декабре 2004 года предоставило при осуществлении воздушных пассажирских перевозок льготы этим категориям населения.
Факт предоставления льгот в заявленный период подтверждается оригиналами полетных купонов, талонами ветеранов и инвалидов, выданными органами социальной защиты.
В силу пункта 5 статьи 790 ГК РФ в случаях, когда в соответствии с законом или иными правовыми актами установлены льготы или преимущества по провозной плате за перевозку грузов, пассажиров и багажа, понесенные в связи с этим расходы возмещаются транспортной организации за счет средств соответствующего бюджета.
Разрешая спор суд установил, что предъявленная истцом к взысканию сумма 19.760.799 рублей является обоснованной, до настоящего времени Российской Федерацией не возмещена, и, сделав обоснованный вывод о причинении тем самым истцу вреда вследствие не возмещения платы, недополученной от льготных категорий граждан, принял правильное решение о взыскании понесенных затрат в указанном размере с Российской Федерации в лице Минфина России за счет казны Российской Федерации.
Доводы кассационной жалобы о неправильном применении судами норм материального права, недоказанности размера исковых требований и несоответствия выводов суда обстоятельствам дела, и о том, что Минфин России не является ненадлежащим ответчиком, подлежат отклонению в связи со следующим.
Поскольку причинение истцу расходов непосредственно связано с бездействием Российской Федерации, выразившимся в недостаточном выделении денежных средств для возмещения расходов предприятиям в связи с предоставлением льгот инвалидам, суды правомерно на основании статей 16, 1069, 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации удовлетворили исковые требования за счет казны Российской Федерации в лице Минфина России.
Право требования возмещения Российской Федерацией понесенных юридическим лицом расходов по предоставлению льгот определенным категориям граждан не может быть связано с фактом включения (невключения) в бюджет средств на компенсацию расходов в необходимом размере. Обязанность Российской Федерации по возмещению расходов юридическим лицам обусловлена самим фактом предоставления льгот гражданам, имеющим право на их получение, и соответствующее обязательство Российской Федерации может быть прекращено только путем его исполнения.
Кроме того, все указанные вопросы были предметом полного и всестороннего исследования суда апелляционной инстанции и в соответствии с требованиями статьи 71 АПК РФ получили надлежащую оценку.
Решение и постановление судов первой и апелляционной инстанций являются законными и обоснованными, принятыми по всесторонне и полно исследованным обстоятельствам дела. Нормы материального и процессуального права применены судами правильно, оснований к отмене принятых по делу судебных актов, предусмотренных статьей 288 АПК РФ не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение Арбитражного суда города Москвы от 15.08.2007 и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 31.10.2007 по делу N А40-14100/07-37-109 оставить без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 21 февраля 2008 г. N КГ-А40/426-08
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Московского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании