город Омск |
|
08 ноября 2013 г. |
Дело N А46-7294/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 31 октября 2013 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 08 ноября 2013 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Золотовой Л.А.
судей Лотова А.Н., Шиндлер Н.А.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Плехановой Е.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-8960/2013) Государственной жилищной инспекции Омской области
на решение Арбитражного суда Омской области от 23.08.2013 по делу N А46-7294/2013 (судья Захарцева С.Г.),
принятое по заявлению Открытого акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири" (ОГРН 1052460054327, ИНН 2460069527)
к Государственной жилищной инспекции Омской области (ИНН 5503036669, ОГРН 1025500747161)
о признании недействительным предписания от 09.04.2013 N 03-02-03/82,
при участии в судебном заседании представителей:
от Государственной жилищной инспекции Омской области - представитель не явился, о времени и месте судебного заседания извещена надлежащим образом;
от открытого акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири" - Курочкина Елена Ивановна (удостоверение N 1430 действительно до 19.06.2018, по доверенности N 11/16 от 01.02.2013 сроком действия по 01.02.2014)
установил:
Открытое акционерное общество "Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири" (далее по тексту - ОАО "МРСК Сибири", заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением к Главному управлению жилищного контроля, государственного строительного надзора и государственной экспертизы Омской области о признании предписания от 09.04.2013 N 03-02-03/82 недействительным.
Решением от 23.08.2013 по делу N А46-7294/2013 требования заявителя были удовлетворены. Признавая оспариваемое предписание административного органа недействительным, суд первой инстанции исходил из того, что, не истребовав в ходе проведения проверки сведения о составе общего имущества из Росреестра, и, направляя предписание о произведении перерасчета согласно справке ГП ОО "ОЦТИиЗ", Госжилинспекция фактически вынуждает ОАО "МРСК Сибири" нарушить положения Правил предоставления коммунальных услуг.
В апелляционной жалобе административный орган, ссылаясь на нарушение судом норм материального права, неполное выяснение фактических обстоятельств дела, просит решение отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований заявителя.
Со ссылкой на письмо Минрегиона России от 22.11.2012 N 29433-ВК/19, Положение о государственном учете жилищного фонда в РФ, утвержденное постановлением Правительства РФ N 1301 от 13.10.1997, податель жалобы отмечает, что для расчета платы за коммунальные услуги, потребляемые в процессе использования общего имущества в многоквартирном доме необходимо использовать информацию ГП ОО "ОЦТИиЗ" о площадях жилых и нежилых помещений, мест общего пользования многоквартирного дома по пр. Космический 97 А корп. 1 в г. Омске.
В представленном в апелляционный суд отзыве на жалобу административного органа Общество выразило свое несогласие с доводами жалобы, считает решение суда первой инстанции законным, обоснованным и не подлежащим отмене или изменению.
В порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное заседание проведено в отсутствие представителя Государственной жилищной инспекции Омской области, надлежащим образом извещенной о времени и месте слушания по делу.
Суд апелляционной инстанции, исследовав материалы дела, изучив апелляционную жалобу, отзыв на нее, установил следующие обстоятельства.
09.04.2013 на основании распоряжения Главного управления от 12.03.2013 N 1201 государственным жилищным инспектором Омской области Сергеевой Л.П. при рассмотрении гражданина, проведено внеплановое мероприятие по контролю в отношении ОАО "МРСК Сибири".
В ходе мероприятия было проведено обследование технического состояния многоквартирного дома N 25 по ул. Харьковская в г. Омске, о чем составлен акт проверки от 09.04.2013 N 03-03-03/230, которым зафиксировано нарушение правил содержания и ремонта жилых домов, а именно: нарушение пункта 44 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354, поскольку для расчета платы за коммунальную услугу (электроснабжение), предоставленную на общедомовые нужды в многоквартирном доме N 25 по ул. Харьковская в г. Омске применена общая площадь жилых помещений указанного многоквартирного дома 14287,4 кв.м., в то время как согласно справкам ГП Омской области "Омский центр технической инвентаризации и землеустройства" от 19.03.2013 N 501229, от 30.11.2012 N 461799, от 30.11.2012 N 461814, от 30.11.2012 N 461820 площадь жилых помещений многоквартирного дома N 25 по ул. Харьковская в г. Омске составляет 14278,2 кв.м.
Административный орган выдал заявителю предписание N 03-02-03/82 от 09.04.2013, в котором, указав на нарушение им Правил, потребовал произвести расчёт платы за энергоснабжение на общедомовые нужды в соответствии с их пунктом 44.
ОАО "МРСК Сибири", не согласившись с ним, обратилось в Арбитражный суд Омской области с вышеназванными требованиями.
Решением от 23.08.2013 по делу N А46-7294/2013 требования заявителя были удовлетворены.
Означенное решение суда первой инстанции обжалуется в Восьмой арбитражный апелляционный суд.
Суд апелляционной инстанции, проверив в порядке статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность решения арбитражного суда первой инстанции, не находит оснований для его отмены.
В соответствии с пунктом 161 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354, государственный контроль за соответствием качества, объема и порядка предоставления коммунальных услуг требованиям, установленным настоящими Правилами, осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в соответствии со статьей 20 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Пунктами 2, 3 пункта 5 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что государственный жилищный надзор осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (региональный государственный жилищный надзор) в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, с учетом требований к организации и проведению государственного жилищного надзора, установленных Правительством Российской Федерации.
На основании подпункта 2 пункта 2 Указа Губернатора Омской области от 15.01.2013 N 2 Госжилинспекция Омской области является правопреемником Главного управления в части осуществления государственной функции по региональному государственному жилищному надзору.
При проведении проверок Управление руководствуется, в том числе и Федеральным законом от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон N 294-ФЗ).
В соответствии с частью 1 статьи 16 Закона N 294-ФЗ по результатам проверки должностными лицами органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводящими проверку, составляется акт по установленной форме в двух экземплярах.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 17 Закона N 294-ФЗ в случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводившие проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны выдать предписание юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения.
По смыслу действующего законодательства предписание органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), об устранении нарушений законодательства должно быть законным и обоснованным, четким и понятным для исполнения.
Таким образом, предписание должностного лица, осуществляющего государственный надзор, должно содержать только законные требования, то есть на юридическое лицо (индивидуального предпринимателя, гражданина) может быть возложена обязанность по устранению лишь тех нарушений, соблюдение которых обязательно для них в силу закона.
В предписании должны быть указаны конкретные причины и условия, законные и обоснованные меры для их устранения, при этом данные меры должны быть реальными и исполнимыми.
Как усматривается из материалов дела, существо нарушения, вменённого административным органом заявителю, подлежащее устранению в силу оспариваемого предписания, состоит в применении Обществом неверных сведений, используемых при определении им платы за оказываемую коммунальную услугу, однако, норма права, обязывающая ОАО "МРСК Сибири" истребовать сведения о площадях многоквартирного дома не приведена.
Ссылаясь на письмо Минрегиона России от 22.11.2012 N 29433-ВК/19, Положение о государственном учете жилищного фонда в РФ, утвержденное постановлением Правительства РФ N 1301 от 13.10.1997, госорган полагает, что для расчета платы за коммунальные услуги, потребляемые в процессе использования общего имущества в многоквартирном доме необходимо использовать информацию ГП ОО "ОЦТИиЗ" о площадях жилых и нежилых помещений, мест общего пользования многоквартирного дома по пр. Космический 97 А корп. 1 в г. Омске.
Вместе с тем, использование указанных сведений противоречит Правилам содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденным постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 года N 491 (далее по тексту - Правила).
В соответствии с пунктами 2, 3, 4 Правил, в состав общего имущества включаются:
а) помещения в многоквартирном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного жилого и (или) нежилого помещения в этом многоквартирном доме (далее - помещения общего пользования), в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, колясочные, чердаки, технические этажи (включая построенные за счет средств собственников помещений встроенные гаражи и площадки для автомобильного транспорта, мастерские, технические чердаки) и технические подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного жилого и (или) нежилого помещения в многоквартирном доме оборудование (включая котельные, бойлерные, элеваторные узлы и другое инженерное оборудование);
б) крыши;
в) ограждающие несущие конструкции многоквартирного дома (включая фундаменты, несущие стены, плиты перекрытий, балконные и иные плиты, несущие колонны и иные ограждающие несущие конструкции);
г) ограждающие ненесущие конструкции многоквартирного дома, обслуживающие более одного жилого и (или) нежилого помещения (включая окна и двери помещений общего пользования, перила, парапеты и иные ограждающие ненесущие конструкции);
д) механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в многоквартирном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного жилого и (или) нежилого помещения (квартиры);
е) земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом и границы которого определены на основании данных государственного кадастрового учета, с элементами озеленения и благоустройства;
ж) иные объекты, предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства многоквартирного дома, включая трансформаторные подстанции, тепловые пункты, предназначенные для обслуживания одного многоквартирного дома, коллективные автостоянки, гаражи, детские и спортивные площадки, расположенные в границах земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом.
При определении состава общего имущества используются содержащиеся в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - Реестр) сведения о правах на объекты недвижимости, являющиеся общим имуществом, а также сведения, содержащиеся в государственном земельном кадастре.
В случае расхождения (противоречия) сведений о составе общего имущества, содержащихся в Реестре, документации государственного технического учета, бухгалтерского учета управляющих или иных организаций, технической документации на многоквартирный дом, приоритет имеют сведения, содержащиеся в Реестре.
Расчёт платы производится обществом на основании документов, предоставляемых собственниками помещений в многоквартирном жилом доме. Кроме того, ОАО "МРСК Сибири" запрашивало у управляющей компании сведения об общей площади мест общего пользования, площади жилых и нежилых помещений многоквартирных домов, находящихся на обслуживании. Однако направленный запрос управляющая компания проигнорировала.
Согласно п. 1.6 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда", утвержденных постановлением Госстроя РФ N 170 от 27.09.2003, собственники жилищного фонда или их уполномоченные должны своевременно вносить изменения в исполнительную документацию по планировке помещений, конструктивным элементам и инженерному оборудованию, возникающие в результате ремонтов, реконструкции, модернизации, перепланировки и повышения благоустройства с корректировкой технического паспорта на дома, строения и земельный участок.
Доказательств того, что сведения, полученные от ГП ОО "ОЦТИиЗ", не являются на настоящую дату актуальными и достоверными, административный орган в материалы дела не представил.
Исходя из содержания статьи 161 ЖК РФ, обязанностью по представлению ресурсоснабжающей организации и исполнителю коммунальных услуг в части рассматриваемых сведений наделены либо собственники помещений в многоквартирном доме, либо товарищество собственников жилья или жилищный (иной специализированный потребительский) кооператив, либо управляющая организация в зависимости от способа управления многоквартирным домом, выбранным собственниками помещений в нём.
Кроме того, письмо Минрегиона России от 22.11.2012 N 29433-ВК/19 не является нормативно-правовым актом, а всего лишь выражает мнение того лица, которое его написало.
При названных обстоятельствах апелляционный суд находит правомерным вывод суда первой инстанции о том, что, не истребовав в ходе проведения проверки сведения о составе общего имущества из Росреестра, и, направляя предписание о произведении перерасчета согласно справке ГП ОО "ОЦТИиЗ", Госжилинспекция фактически вынуждает ОАО "МРСК Сибири" нарушить положения Правил предоставления коммунальных услуг.
Также апелляционная коллегия находит правомерным вывод суда первой инстанции о том, что в проверяемом периоде Общество не производило расчетов в нарушение названных Правил.
Так, квитанции на оплату поставляемой электроэнергии за период до января 2013 года включительно выставлялись ОАО "Омскэнергосбыт". Начисление платы за электроэнергию, потребленную на общедомовые нужды по указанному жилому дому за февраль 2013 года ОАО "МРСК Сибири" произведено в марте 2013 года, за март - в апреле 2013 года. В рассматриваемом случае заинтересованным лицом проведена проверка за февраль 2013 года.
Ввиду того, что начисление платы за энергоснабжение производится за расчётный период в следующем месяце, заинтересованным лицом по итогам проверки, проводившейся в марте 2013 года, не могло быть установлено нарушение пункта 44 Правил при её расчёте за февраль 2013 года.
Более того, в феврале 2013 года ОАО "МРСК Сибири" не производило расчеты по начислению ОДН.
Таким образом, доводы подателя жалобы о нарушении Обществом положений названных Правил несостоятельно.
Суд апелляционной инстанции считает, что административным органом в данном случае не представлено в материалы дела надлежащих и бесспорных доказательств в обоснование своей позиции, доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения суда первой инстанции.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Апелляционную жалобу Государственной жилищной инспекции Омской области оставить без удовлетворения, решение Арбитражного суда Омской области от 23.08.2013 по делу N А46-7294/2013 - без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Л.А. Золотова |
Судьи |
А.Н. Лотов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А46-7294/2013
Истец: Открытое ационерное общество "Межрегиональная распределительная сетевая компания "Сибири"
Ответчик: Главное управление жилищного контроля, государтвенного строительного надзора и госудрственной экспертизы Омской области, Государственная жилищная инспекция Омской области