город Ростов-на-Дону |
|
08 ноября 2013 г. |
дело N А53-13678/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 31 октября 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 08 ноября 2013 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Смотровой Н.Н.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Шапкиным П.В.
при участии:
от заявителя: представитель не явился (уведомление от 20.09.13 N 50596);
от заинтересованного лица: представитель не явился (уведомление от 26.09.13 N 50597);
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Орловской районной общественной организации "Общество охотников и рыболовов" на решение Арбитражного суда Ростовской области от 02.09.2013 по делу N А53-13678/2013 по заявлению Орловской районной общественной организации "Общество охотников и рыболовов" к заинтересованному лицу Управлению федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Ростовской области и Волгоградской области и республике Калмыкия о признании незаконным и отмене постановления по делу об административном правонарушении по ч. 1 ст. 10.6 КоАП РФ, принятое в составе судьи В.В. Грязевой
УСТАНОВИЛ:
орловская районная общественная организация "Общество охотников и рыболовов" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением к управлению Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Ростовской области и Волгоградской области и республике Калмыкия (далее - управление) о признании незаконным и отмене постановления N 02/1-30-563/2013 от 06.05.13 о привлечении к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 10.6 КоАП РФ.
Дело рассматривалось судом в порядке упрощённого производства.
Решением суда от 02.09.13 обществу в удовлетворении заявленных требований отказано. Судебный акт мотивирован пропуском срока на обжалование решения административного органа.
Не согласившись с принятым судебным актом, общество подало в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд апелляционную жалобу, в которой просит решение суда первой инстанции по делу отменить и принять по делу новый судебный акт. Жалоба мотивирована тем, что в действиях общества отсутствуют событие и состав вменённого ему в вину административного правонарушения. Также, общество указывает на то, что срок на обжалование постановления им не пропущен.
Управление в отзыве на апелляционную жалобу просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, ссылаясь на его законность и обоснованность.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверяется Пятнадцатым арбитражным апелляционным судом в соответствии с гл. 34 АПК РФ. Апелляционная жалоба рассматривается в порядке упрощённого производства.
Общество и управление, надлежащим образом уведомленные о месте, дате и времени рассмотрения апелляционной жалобы своих представителей в судебное заседание не направили.
Учитывая изложенное, на основании ч.ч. 1, 3 ст. 156 АПК РФ суд рассматривает апелляционную жалобу в отсутствие представителей участвующих в деле лиц.
Исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, оценив доводы апелляционной жалобы, изучив отзыв на апелляционную жалобу, суд апелляционной инстанции пришёл к выводу о том, что решение арбитражного суда первой инстанции не подлежит отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 29.04.13 в 11 часов 00 минут при проведении в соответствии с распоряжением от 06.03.13 N 000752 плановой выездной проверки в сфере соблюдения требований ветеринарного законодательства Российской Федерации в отношении Орловской районной общественной организации "Общество охотников и рыболовов", расположенной по адресу: Ростовская область, Орловский район, п. Орловский, пер. Почтовый, 92, специалистом отдела Управления установлено, что данное предприятие осуществляет деятельность по сохранению охотничьих ресурсов и среды их обитания и созданием охотничьей инфраструктуры.
Проведенная плановая выездная проверка показала, что в обществом нарушаются требования ветеринарного законодательства, а именно:
- в нарушение статьи 18 Закона Российской Федерации от 14.05.1993 N 4979-1 "О ветеринарии", пункта 1.4 Приказа N 491 от 10.11.2010 "Об утверждении перечня ветеринарно-профилактических и противоэпизоотических мероприятий по защите охотничьих ресурсов от болезней. Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации, (зарегистрировано в Минюсте РФ 17.12.2010 N 19222), отсутствует специализированное место разделки и обработки добытых диких животных (охотничьих ресурсов), соблюдением санитарно-гигиенических правил разделки туш и утилизации отходов разделки;
- в нарушение статьи 18 Закона Российской Федерации от 14.05.1993 N 4979-1 "О ветеринарии", (пункт 1.4 "Ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов", утвержденных Минсельхозпродом Российской Федерации 04.12.1995 N 13-7-2/469, зарегистрировано в Минюсте Российской Федерации 05.01.1996), нарушаются ветеринарно-санитарные правила утилизации биологических отходов.
Осуществление хозяйственной деятельности юридическим лицом на момент выездной плановой проверки, а также его правоспособность подтверждается представленными в материалах дела учредительными документами: копией выдержки из Устава от 15.04.1998, копией свидетельства о постановке на учет Российской организации в налоговом органе серия 61 N 001972537 от 23.02.2001, копией свидетельства о внесении записи в ЕГРЮЛ серия 61 N 006893198 от 20.03.2009.
29.04.13 государственным инспектором управления составлен протокол об административном правонарушении N 02/1-30-563/2013, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 10.6 КоАП РФ, в отношении общества при участии председателя организации.
30.04.13 старшим государственным инспектором управления составлен акт проверки в присутствии председателя организации по факту выявленного административного правонарушения.
По результатам проведенной плановой выездной проверки обществу выдано предписание об устранении выявленных нарушений N 02-30-35/2013 от 30.04.13, установлен срок его выполнения - до 30.06.13.
30.04.13 государственным инспектором Управления вынесено определение N 02/1-30-563/2013 о назначении рассмотрения дела об административном правонарушении на 10 часов 00 минут на 06.05.13. Копия определения вручена законному представителю организации под роспись.
06.05.13 государственным инспектором управления вынесено постановление N 02/1-30-563/2013 в отношении общества о признании его виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 10.6 КоАП РФ и назначении административного наказания в виде уплаты административного штрафа в сумме 15 000 рублей. Копия постановления вручена законному представителю под роспись.
Не согласившись с указанным постановлением, общество обратилось в арбитражный суд.
Повторно изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции пришёл к выводу о том, что оспариваемое обществом постановление является законным и обоснованным ввиду следующего.
Частью 1 статьи 10.6 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение правил карантина животных или других ветеринарно-санитарных правил, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.
Субъектами правонарушения могут быть граждане - владельцы животных, водители транспортных средств, работники и должностные лица животноводческих ферм, птицефабрик, мясокомбинатов и других предприятий по переработке продуктов животноводства, производству и хранению кормов и кормовых добавок, индивидуальные предприниматели, а также должностные лица органов ветеринарного надзора.
Субъективная сторона правонарушения характеризуется умыслом или неосторожностью.
Объективная сторона рассматриваемого административного правонарушения выражается в противоправных действиях (бездействии) граждан, должностных лиц и юридических лиц, не исполняющих требования вышеуказанных правил либо уклоняющихся от их исполнения.
Как верно установлено судом первой инстанции, основанием для привлечения общества к административной ответственности по ст. 10.6 КоАП РФ явилось нарушение Ветеринарно-санитарных требований к промыслу диких копытных животных, утвержденных заместителем начальника Главного управления ветеринарии Госагропрома СССР от 15.06.1989 (далее - Требования).
Согласно подпункту 22 пункта 2 указанных Требований пункт разделки туш должен соответствовать ветеринарно-санитарным правилам, состоять из площадки для приема туш, помещений для съемки шкур и разделки туш, хранения мяса и пищевых субпродуктов, посолки и хранения шкур, сооружений для утилизации отходов. Обеспечиваться горячей водой питьевого качества. Стены и потолки помещений должны быть гладкими, без целей, доступны для очистки, мойки и дезинфекции. Полы и сточные желоба должны быть водонепроницаемыми, иметь уклон для стока воды.
Пункт 1.4 Приказа N 491 от 10.11.2010 "Об утверждении перечня ветеринарно-профилактических и противоэпизоотических мероприятий по защите охотничьих ресурсов от болезней", утвержденный Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации предусматривает контроль за размещением и содержанием специализированных мест разделки и обработки добытых диких животных (охотничьих ресурсов), соблюдением санитарно-гигиенических правил разделки туш и утилизации отходов разделки.
Согласно пунктов 1.4, 1.2, 1.5 "Ветеринарно-санитарные правила сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов", утвержденных Минсельхозпродом Российской Федерации 04.12.1995 N 13-7-2/469 (далее - Правила N13 - 7-2/469) устанавливает обязанность по доставке биологических отходов для переработки или захоронения (сжигания) возлагается на владельца (руководителя фермерского, личного, подсобного хозяйства, акционерного общества и т.д., службу коммунального хозяйства местной администрации).
Биологическими отходами являются: трупы животных и птиц, в том числе лабораторных; абортированные и мертворожденные плоды; ветеринарные конфискаты (мясо, рыба, другая продукция животного происхождения), выявленные после ветеринарно-санитарной экспертизы на убойных пунктах, хладобойнях, в мясо, рыбоперерабатывающих организациях, рынках, организациях торговли и др. объектах; другие отходы, получаемые при переработке пищевого и непищевого сырья животного происхождения.
Биологические отходы утилизируют путем переработки на ветеринарно-санитарных утилизационных заводах (цехах) в соответствии с действующими правилами, обеззараживают в биотермических ямах, уничтожают сжиганием или в исключительных случаях захоранивают в специально отведенных местах.
В соответствии с пунктом 4.3.1 Правил N 13 - 7-2/469 сжигание биологических отходов проводят под контролем ветеринарного специалиста, в специальных печах или земляных траншеях (ямах) до образования негорючего неорганического остатка.
Вместе с тем, пунктом 1.1. Правил N 13 - 7-2/469 установлено, что они являются обязательными для исполнения владельцами животных независимо от способа ведения хозяйства, а также организациями, предприятиями всех форм собственности, занимающимися производством, транспортировкой, заготовкой и переработкой продуктов и сырья животного происхождения.
Согласно статье 18 Закона N 4979 - 1 "О Ветеринарии", владельцы животных и производители продуктов животноводства обязаны соблюдать установленные ветеринарно-санитарные правила перевозки и убоя животных, выполнять указания специалистов в области ветеринарии о проведении мероприятий по профилактике болезней животных и борьбе с этими болезнями.
Судом апелляционной инстанции установлено, что обществу вменяется в вину отсутствие специализированных мест для разделки и обработки добытых животных (охотничьих ресурсов); соблюдение санитарно-гигиенических правил разделки туш и утилизации отходов разделки; соблюдение ветеринарно-санитарных правил утилизации биологических отходов.
Собранные и исследованные материалы по делу позволяют квалифицировать действия общества, как нарушение: ст. 18 Закона РФ от 14.05.1993 N 4979-1 "О ветеринарии"; п. 1.4 Приказа Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 10.11.2010 N 491 "Об утверждении перечня ветеринарно-профилактических и противоэпизоотических мероприятий по защите охотничьих ресурсов от болезней"; п. 1.4 "Ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов", (утв. Минсельхозпродом РФ 04.12.1995 г. N 13-7-2-469), что образует состав административного правонарушения по ч. 1 ст. 10.6 КоАП РФ, а именно нарушение правил карантина животных или других ветеринарно-санитарных правил.
Согласно Устава (п. 2.4) общества, его основными задачами являются осуществление охраны переданных во владение или пользование (арендованных) охотничьих и рыболовных угодий, содействие в ведении борьбы с нарушителями законодательства об охране и использовании животного мира.
Общество осуществляет свою деятельность на основании лицензий на пользование объектами животного мира, где разрешенным видом пользования животным миром является охота и ведение охотничьего хозяйства.
Деятельность общества регламентируется положениями Федерального закона РФ от 24.07.2009 г. N 209-ФЗ "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ" (далее -Закон "Об охоте").
В п. 2 ст. 1 Закона "Об охоте" содержится определение, согласно которого охотничье хозяйство это сфера деятельности по сохранению и использованию охотничьих ресурсов и среды их обитания, по созданию охотничьей инфраструктуры, оказанию услуг в данной сфере, а также по закупке, производству и продаже продукции охоты.
В соответствии со ст. 43 Закона "Об охоте" защита охотничьих ресурсов (объектов животного мира, которые в соответствии с действующим законодательством используются или могут быть использованы в целях охоты) от болезней осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом и законодательством РФ о ветеринарии.
Понятие "охота" дано в п. 5 ст. 1 Законе "Об охоте" - это деятельность, связанная с поиском, выслеживанием, преследованием охотничьих ресурсов, их добычей, первичной переработкой и транспортировкой.
Следовательно, общество занимаясь охотой, тем самым осуществляет деятельность, связанную с поиском, выслеживанием, преследованием охотничьих ресурсов, их добычей, первичной переработкой и транспортировкой.
При этом для лиц, осуществляющих охоту, обязательно выполнение требований ветеринарно-санитарных правил по сбору, утилизации и уничтожению биологических отходов.
Согласно ст. 40 Федерального закона "О животном мире" от 24.04.1995 N 52-ФЗ пользователи животным миром обязаны: проводить необходимые мероприятия, обеспечивающие воспроизводство объектов животного мира, обеспечивать охрану и воспроизводство объектов животного мира.
Таким образом, судом апелляционной инстанции установлено, что общество обязано осуществлять ветеринарные мероприятия, предусмотренные ст. 43 Закона об охоте и Приказом Минприроды РФ от 10.11.2010 N 491 "Об утверждении перечня ветеринарно-профилактических и противоэпизоотических мероприятий по защите охотничьих ресурсов от болезней".
Согласно п. 6.2.6 Приказа Минприроды России от 23.12.2010 N 559 "Об утверждении Порядка организации внутрихозяйственного охотустройства" установлено, что при осуществлении внутрихозяйственного охотустройства определяются ветеринарно-профилактические и противоэпизоотические мероприятия по защите охотничьих ресурсов от болезней.
К ветеринарно-профилактическим и противоэпизоотическим мероприятиям по защите охотничьих ресурсов от болезней относятся в том числе и мероприятия, перечень которых утверждается Приказом Минприроды РФ от 10.11.2010 N 491 (зарегистрирован в Минюсте РФ от 17.12.2010 N 19222) (далее - Перечень мероприятий).
Согласно ч. 3 ст. 43 Закона "Об охоте" проведение мероприятий по защите охотничьих ресурсов от болезней в закрепленных охотничьих угодьях обеспечивается юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями.
Во исполнение п.п. 1.2, 1.4 Перечня мероприятий общество, в целях предупреждения заноса возбудителей заразных болезней животных (охотничьих ресурсов) извне и недопущения их распространения на территориях охотничьих угодий, обязано осуществлять профилактическое карантинирирование охотничьих ресурсов, отловленных в охотничьих угодьях; контроль за размещением и содержанием специализированных мест разделки и обработки добытых диких животных (охотничьих ресурсов), в связи с чем, необходимо оборудовать контейнеры для сбора и временного хранения биологических отходов и выделить и оборудовать места разделки и обработки добытых диких животных; соблюдением санитарно-гигиенических правил разделки туш и утилизации отходов разделки.
Учитывая положения Устава общества, ч. 2 ст. 27, ч. 3 ст. 43 Закона "Об охоте", именно юридическое лицо общество, должно нести ответственность за нарушение п. п. 1.2, 1.4 Перечня, утвержденного Приказом Минприроды РФ N 491.
В соответствии с п. 4.2 "Профилактика и борьба с заразными болезнями, общими для человека и животных. 1. Общие положения. Санитарные правила. СП 3.1.084-96. Ветеринарные правила. ВП. 03.3.4.1100-96", утв. Госкомсанэпиднадзором РФ 31.05.1996 N 11, Минсельхозпродом РФ 18.06.1996 N 23, предусматривают, что предприятия и организации обязаны: обеспечить соблюдение настоящих Правил и осуществлять производственный контроль за их выполнением; разрабатывать и проводить гигиенические, профилактические, противоэпизоотические мероприятия, направленные на предупреждение и ликвидацию загрязнения патогенными микроорганизмами окружающую природную среду, предупреждение возникновения и распространения заразных болезней, общих для человека и животных.
Таким образом, общество свою уставную деятельность осуществляет без соблюдения требований действующего законодательства.
Учитывая изложенное, судом первой инстанции сделан правильный вывод о наличии в действиях общества состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена ч. 1 ст. 10.6 КоАП РФ.
Вместе с тем, суд апелляционной инстанции не поддерживает вывод суда первой инстанции о пропуске общество срока на обжалование постановления ввиду следующего.
Так, судом апелляционной инстанции установлено, что общество обратилось с заявление в суд первой инстанции 14.05.13 через Орловское почтовое отделение, что подтверждается имеющимся в материалах дела конвертом, в котором подано заявление (л.д. 28), в то время, как оспариваемое постановление вынесено 06.05.13г.
Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции пришёл к выводу о том, что срок на обжалование оспариваемого постановления обществом не пропущен.
Порядок привлечения общества к административной ответственности управлением не нарушен.
Вместе с тем, оспариваемое обществом постановление N 02/1-30-563/2013 от 06.05.13 является законным, обоснованным и не подлежащим отмене.
При таких обстоятельствах, у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для удовлетворения апелляционной жалобы общества и отмены решения суда первой инстанции.
Дела об административных правонарушениях госпошлиной не облагаются, в связи с чем обществу из федерального бюджета подлежит возвращению 1000 руб., ошибочно уплаченных им в качестве госпошлины за подачу апелляционной жалобы по чек-ордеру от 11.09.13, сертификат чека 40517164.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 02.09.2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу оставить без удовлетворения.
Выдать Легусову Михаилу Николаевичу справку на возвращение из федерального бюджета 1000 (одна тысяча) рублей, ошибочно уплаченных за подачу апелляционной жалобы согласно чек-ордеру от 11.09.2013 г. сертификат чека 40517164.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Судья |
Н.Н. Смотрова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А53-13678/2013
Истец: Орловская районная общественная организация "Общество охотников и рыболовов"
Ответчик: управление федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Ростовской области и Волгоградской области и республике Калмыкия, Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору(Россельхознадзор) по РО
Третье лицо: Орловский районный отдел судебных приставов УФССП по РО