г. Киров |
|
13 ноября 2013 г. |
Дело N А28-10298/2013-408/17 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 ноября 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 13 ноября 2013 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе судьи Великоредчанина О.Б.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Федоровой Я.В.,
без участия в судебном заседании представителей лиц, участвующих в деле,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ответчика - Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации
на решение Арбитражного суда Кировской области от 10.10.2013 по делу N А28-10298/2013-408/17, принятое в порядке упрощенного производства судом в составе судьи Пономаревой Е.Л.
по иску Кировской области в лице департамента финансов Кировской области (ИНН: 4347015963, ОГРН: 1034316505497)
к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации (ИНН: 4347015804, ОГРН: 1024301337246)
о взыскании 13 707 руб. 50 коп.,
установил:
Кировская область в лице департамента финансов Кировской области (далее - Кировская область, Истец) обратилась в Арбитражный суд Кировской области с иском о взыскании с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации (далее - Минфин РФ, Ответчик, Заявитель) за счет средств казны Российской Федерации в пользу департамента финансов Кировской области (далее - Департамент) 13 707 руб. 50 коп. убытков (далее - Убытки), возникших у Кировской области в связи с возмещением расходов медицинского работника Кировского областного государственного предприятия "Межрайонная аптека N 7" Верещагиной Елены Васильевны (далее - Верещагина, Медицинский работник) по оплате ею за период с января 2010 года по декабрь 2012 года коммунальных услуг (далее - Расходы).
Решением Арбитражного суда Кировской области от 10.10.2013 иск Кировской области удовлетворен - с Российской Федерации в лице Минфина РФ за счет казны Российской Федерации в пользу Департамента взысканы 13 707 руб. 50 коп. Убытков.
Не согласившись с названным решением суда первой инстанции, Минфин РФ (в лице Управления Федерального казначейства по Кировской области) обратился во Второй арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит изменить упомянутое решение и принять по данному делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований к Минфину РФ.
В обоснование апелляционной жалобы Заявитель указывает, в частности, что в соответствии с действующим нормативным регулированием Расходы Медицинского работника должны возмещаться Кировской областью.
Департамент свой отзыв на апелляционную жалобу Ответчика не представил.
Лица, участвующие в деле, будучи надлежащим образом извещенными о времени и месте судебного заседания суда апелляционной инстанции, явку своих представителей в это судебное заседание не обеспечили.
В соответствии с частью 1 статьи 123, частью 3 статьи 156, а также статьей 272 1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие представителей участвующих в деле лиц.
Законность и обоснованность обжалуемого решения суда первой инстанции проверены Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 и 272 1 АПК РФ.
При этом арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность названного решения только в обжалуемой части.
Из материалов дела следует, что вступившим в законную силу и исполненным Истцом решением мирового судьи судебного участка N 22 Лебяжского района Кировской области от 12.03.2013 по делу N 2-55/2013 с Департамента за счет бюджета Кировской области в пользу Верещагиной взысканы 13 707 руб. 50 коп. Расходов.
Согласно части 2 статьи 63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан (в редакции, действовавшей до вступления в действие Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 122-ФЗ) врачи, провизоры, работники со средним медицинским и фармацевтическим образованием государственной и муниципальной систем здравоохранения, работающие и проживающие в сельской местности и поселках городского типа, а также проживающие с ними члены их семей имели право на бесплатное предоставление квартир с отоплением и освещением в соответствии с действующим законодательством (далее - Льготы).
Пунктом 50 статьи 35 Закона N 122-ФЗ решение вопросов социальной поддержки медицинских работников передано тем властным структурам, в ведении которых находятся соответствующие организации здравоохранения.
Так, согласно статье 63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан (в редакции Закона N 122-ФЗ) меры социальной поддержки медицинских работников федеральных специализированных организаций здравоохранения должны устанавливаться Правительством Российской Федерации, организаций здравоохранения, находящихся в ведении субъектов Российской Федерации - их органами государственной власти, а муниципальных организаций здравоохранения - органами местного самоуправления.
Между тем, в соответствии со статьей 83 Бюджетного кодекса Российской Федерации, если принимается закон либо другой нормативный правовой акт, предусматривающий увеличение расходных обязательств по существующим видам расходных обязательств или введение новых видов расходных обязательств, которые до его принятия не исполнялись ни одним публично-правовым образованием, указанный нормативный правовой акт должен содержать нормы, определяющие источники и порядок исполнения новых видов расходных обязательств, в том числе в случае необходимости порядок передачи финансовых ресурсов на новые виды расходных обязательств в соответствующие бюджеты бюджетной системы Российской Федерации.
Более того, Конституционный Суд Российской Федерации в своих определениях от 01.03.2007 N 129-О-П, от 04.12.2003 N 415-О, от 15.02.2005 N 17-О и от 01.12.2005 N 521-О, а также в постановлениях от 16.12.1997 N 20-П, от 24.05.2001 N 8-П, от 19.06.2002 N 11-П и от 23.04.2004 N 9-П неоднократно высказывал правовую позицию, согласно которой изменение законодателем ранее установленных правил предоставления населению льгот и компенсаций должно осуществляться таким образом, чтобы соблюдался принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, предполагающий правовую определенность, сохранение разумной стабильности правового регулирования, недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм и предсказуемость законодательной политики, в том числе в социальной сфере, с тем, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в неизменности своего официально признанного статуса, приобретенных прав, действенности их государственной защиты, то есть в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано, в связи с чем Российская Федерация, как правовое социальное государство, не может произвольно отказываться от выполнения взятых на себя публично-правовых обязательств, и отмена либо приостановление предоставления выплат либо льгот компенсационного характера допустимы только при установлении надлежащего механизма соответствующего возмещения, формы и способы которого могут меняться, но объем не должен уменьшаться.
При этом в силу правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в его постановлениях от 17.06.2004 N 12-П и от 15.05.2006 N 5-П, недостаточность собственных доходных источников на уровне субъектов Российской Федерации или муниципальных образований обеспечивается посредством оказания финансовой помощи из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в целях надлежащего исполнения ими установленных федеральным законодательством расходных обязательств.
Таким образом, учитывая, что Льготы являлись носящей компенсационный характер гарантией и, предоставив право на Льготы, Российская Федерация взяла на себя в отношении медицинских работников, работающих и проживающих в сельской местности и поселках городского типа, соответствующие публично-правовые обязанности, которые могут быть прекращены только путем их исполнения, изменение законодателем ранее установленных правил предоставления мер социальной поддержки названных медицинских работников не означает, что предоставление Льгот таким медицинским работникам, которые работают в организациях здравоохранения, находящихся в ведении субъектов Российской Федерации, должно финансироваться лишь за счет собственных средств бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации. Напротив, такое изменение должно сопровождаться передачей бюджетам субъектов Российской Федерации финансовых средств, необходимых для осуществления соответствующим субъектом Российской Федерации вновь возложенных на него полномочий, в силу чего при недостаточности таких средств, выделенных на эти цели из федерального бюджета, взыскание должно осуществляться с Российской Федерации.
Доказательства предоставления Кировской области субсидий для полного финансирования Расходов Медицинского работника в материалы дела не представлены.
В связи с этим доводы Заявителя о том, что Расходы Медицинского работника должны возмещаться Кировской областью, не могут быть приняты во внимание.
Прочие доводы апелляционной жалобы не влияют на оценку правильности решения, принятого судом первой инстанции по настоящему делу.
Поэтому, изучив доводы апелляционной жалобы, исследовав материалы дела, учитывая перечисленные выше нормы права, а также обстоятельства данного дела и представленные по нему доказательства, арбитражный суд апелляционной инстанции полагает, что арбитражный суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что иск Кировской области подлежит удовлетворению.
По названным выше причинам оснований для признания этого вывода арбитражного суда первой инстанции неправильным у апелляционного суда нет.
В связи с изложенным выше при совокупности указанных выше обстоятельств доводы апелляционной жалобы судом апелляционной инстанции признаются несостоятельными в полном объеме и апелляционный суд считает, что оснований для отмены или изменения обжалуемого решения арбитражного суда первой инстанции по приведенным в апелляционной жалобе доводам не имеется.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных частью 4 статьи 270 АПК РФ и являющихся безусловными основаниями для отмены обжалуемого решения арбитражного суда первой инстанции, последним не допущено.
Поэтому обжалуемое решение арбитражного суда первой инстанции подлежит оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьями 271 и 272 1 АПК РФ, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Кировской области от 10.10.2013 по делу N А28-10298/2013-408/17 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в двухмесячный срок со дня вступления его в законную силу.
Судья |
О.Б. Великоредчанин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А28-10298/2013
Истец: Департамент финансов Кировской области
Ответчик: Российская Федерация в лице Министерства финансов РФ, Управление Федерального казначейства по Кировской области