г. Владивосток |
|
12 ноября 2013 г. |
Дело N А51-20834/2013 |
Резолютивная часть постановления оглашена 11 ноября 2013 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 12 ноября 2013 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Е.Н. Номоконовой,
судей Н.Н. Анисимовой, С.В. Гуцалюк,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Е.Ю. Федосенко,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Приморского транспортного прокурора,
апелляционное производство N 05АП-11706/2013
на решение от 29.08.2013
судьи Д.А. Самофала
по делу N А51-20834/2013 Арбитражного суда Приморского края
по заявлению Приморского транспортного прокурора
о привлечении Общества с ограниченной ответственностью "Востокморсервис" (ОГРН 1022501798373, ИНН 2537035996) к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 7.24 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
при участии:
от Приморского транспортного прокурора: Бородкин Д.А., старший помощник Приморского транспортного прокурора, служебное удостоверение ТО N 136459;
от Общества с ограниченной ответственностью "Востокморсервис": Голещук И.А., представитель по доверенности от 01.01.2013, сроком действия до 31.12.2013, паспорт,
УСТАНОВИЛ:
Приморский транспортный прокурор (далее - заявитель, прокурор) обратился в Арбитражный суд Приморского края с заявлением о привлечении Общества с ограниченной ответственностью "Востокморсервис" (далее - ООО "Востокморсервис", общество) к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 7.24 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением Арбитражного суда Приморского края от 29.08.2013 в удовлетворении заявленных прокурором требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, прокурор обратился в Пятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, удовлетворить требования заявителя, ссылаясь на неправильное применение норм материального права, а так же неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела.
В обоснование своих доводов заявитель апелляционной жалобы указал, что вывод суда первой инстанции об отсутствии доказательств степени физического износа объектов недвижимого имущества, противоречит представленным в материалы дела документам. По мнению прокурора, данные о фактическом износе объектов недвижимости подтверждаются паспортами причалов N 1, N 2, N 3, актом проверки от 04.06.2013, постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении, и составляют 45 %.
Также прокурор считает необоснованным вывод суда первой инстанции о существенных нарушениях процедуры привлечения общества к административной ответственности. Как указывает заявитель, в материалах административного дела имеется постановление о возбуждении дела об административном правонарушении, датированное 03.07.2013. Факт содержания в копии постановления, направленном в адрес общества, даты 02.07.2013, по мнению прокурора, не является существенным недостатком, так как данное нарушение могло быть устранено в ходе рассмотрения дела об административном правонарушении.
Представитель заявителя в судебном заседании доводы апелляционной жалобы поддержал, решение суда первой инстанции просил отменить, принять по делу новый судебный акт.
Представитель ООО "Востокморсервис" в судебном заседании на доводы апелляционной жалобы прокурора возразил по основаниям, изложенным в представленном в материалы дела письменном отзыве, решение суда первой инстанции считает законным и обоснованным, не подлежащем отмене или изменению.
Судом апелляционной инстанции из материалов дела установлено следующее.
В ходе проведения 04.06.2013 проверки на предмет соблюдения требований законодательства Российской Федерации о федеральной собственности, а также о безопасности объектов морского транспорта Приморской транспортной прокуратурой выявлено, что ООО "Востокморсервис" осуществляет эксплуатацию портовых гидротехнических сооружений - причалов, расположенных по адресу: г. Владивосток, ул. Калинина, 204/А, в целях оказания услуг по стоянке, швартовке судов, а также переработке грузов.
Проверкой установлено, что в соответствии с договором на аренду недвижимого имущества, находящегося на территории Приморского края, являющегося на момент заключения договора собственностью Российской Федерации N 612/668/01 (далее - договор аренды), обществу переданы во временное пользование причалы N 1, N 2, N 3 (далее - причалы), расположенные по адресу: г. Владивосток, ул. Калинина, 204/А. Цель использования причалов: ведение погрузочно-разгрузочных работ.
Пунктом 1.1 Договора аренды установлено, что общество обязано использовать Причалы исключительно для погрузочно-разгрузочной работы.
В соответствии с пунктами 1.2, 1.4 Договора аренды общество обязано содержать арендуемое имущество в полной исправности и соответствующем техническом, санитарном и противопожарном состоянии, своевременно производить за свой счет текущий ремонт арендуемого имущества.
04.06.2013 Приморской транспортной прокуратурой проведена проверка соблюдения требований законодательства Российской Федерации о федеральной собственности и безопасности объектов морского транспорта.
По результатам проверки прокурор пришёл к выводу о нарушении установленного, в том числе нормами Технического регламента "О безопасности объектов морского транспорта", утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.08.2010 N 620, режима эксплуатации арендуемых объектов.
По данным фактам 02.07.2013 прокурором вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении, в котором деяние общества квалифицировано по части 2 статьи 7.24 КоАП РФ.
На основании положений статей 23.1, 28.8 КоАП РФ и статей 202-204 АПК РФ Прокурор обратился в Арбитражный суд Приморского края с заявлением о привлечении ООО "Востокморсервис" к административной ответственности.
Решением Арбитражного суда Приморского края от 29.08.2013 в удовлетворении требований заявителя о привлечении ООО "Востокморсервис" к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 7.24 КоАП РФ отказано.
Исследовав материалы дела, проверив в порядке, предусмотренном статьями 268, 271 АПК РФ правильность применения судом норм материального и процессуального права, проанализировав доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции считает решение арбитражного суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению в силу следующего.
При рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения, имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности (часть 6 статьи 205 АПК РФ).
Согласно части 5 статьи 205 АПК РФ по делам о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для возбуждения дела об административном правонарушении, возлагается на орган, вынесший соответствующее постановление.
В соответствии с частью 2 статьи 206 АПК РФ по результатам рассмотрения заявления о привлечении к административной ответственности арбитражный суд принимает решение о привлечении к административной ответственности или об отказе в удовлетворении требования административного органа о привлечении к административной ответственности.
Частью 2 статьи 7.24 КоАП РФ установлена ответственность за использование находящегося в федеральной собственности объекта нежилого фонда без надлежаще оформленных документов либо с нарушением установленных норм и правил эксплуатации и содержания объектов нежилого фонда.
Порядок привлечения к административной ответственности, установленный КоАП РФ, является обязательным для всех органов и должностных лиц, рассматривающих дело об административном правонарушении.
В соответствии с частью 2 статьи 28.4 КоАП РФ о возбуждении дела об административном правонарушении прокурором выносится постановление, которое должно содержать сведения, предусмотренные статьей 28.2. указанного Кодекса.
Согласно статье 28.2 КоАП РФ по факту совершения административного правонарушения составляется протокол, в котором указываются сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, статья данного Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела. При составлении протокола об административном правонарушении физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также иным участникам производства по делу разъясняются их права и обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом, о чем делается запись в протоколе. Протокол об административном правонарушении подписывается должностным лицом, его составившим, физическим лицом или законным представителем юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении.
В случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие (часть 4.1 статьи 28.2 КоАП РФ).
Исходя из вышеуказанных норм права следует, что постановление о возбуждении дела об административном правонарушении, вынесенное прокурором, по сути является процессуальным аналогом протокола об административном правонарушении и представляет собой процессуальный документ, фиксирующий конкретное противоправное деяние, является необходимым правовым основанием для привлечения к административной ответственности.
Постановление о возбуждении дела об административном правонарушении признается надлежащим процессуальным документом только в том случае, если оно составлено в присутствии законного представителя юридического лица или при наличии доказательств, неопровержимо свидетельствующих о соблюдении в отношении лица, в отношении которого возбуждено административное производство, процессуальных гарантий на защиту своих прав, участие в составлении протокола и представление пояснений.
Согласно части 6 статьи 28.2 КоАП РФ физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также потерпевшему вручается под расписку копия протокола об административном правонарушении.
Копия данного документа должна полностью соответствовать его оригиналу. Обратное влечет нарушение прав и законных интересов лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в том числе права на защиту.
В силу пункта 24 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" при рассмотрении дел об оспаривании решений (постановлений) административных органов о привлечении к административной ответственности судам следует проверить, были ли приняты административным органом необходимые и достаточные меры для извещения лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, либо его законного представителя о составлении протокола об административном правонарушении в целях обеспечения возможности воспользоваться правами, предусмотренными статьей 28.2 КоАП РФ.
Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, постановление о возбуждении дела об административном правонарушении, направленное заявителем в Арбитражный суд Приморского края имеет дату - 03.07.2013. Между тем, ООО "Востокморсервис" в материалы дела представлена копия постановления о возбуждении дела об административном правонарушении, направленная заявителем в адрес общества, которая имеет дату - 02.07.2013.
При этом из уведомления от 24.06.2013 N 02-03/1-3256-2012 (том 1 листы дела 51-52) следует, что прокурор известил общество о дате и времени составления протокола по делу об административном правонарушении, которой являлось 03.07.2013.
Кроме того, доказательством уведомления общества о вынесении постановления 03.07.2013 является также ходатайство общества об отложении вынесения постановления, направленное в прокуратуру 01.07.2013 (лист дела 60).
Таким образом, как правильно указал суд первой инстанции, представленное обществом постановление о возбуждении дела об административном правонарушении свидетельствует о том, что оно составлено до назначенной прокурором даты явки представителя общества в прокуратуру, то есть в отсутствие уведомленного надлежащим образом представителя общества, что является грубым нарушением его прав и законных интересов в ходе производства по делу об административном правонарушении.
Учитывая отсутствие в материалах дела доказательств надлежащего извещения общества на 02.07.2013 о рассмотрении вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении, вывод суда первой инстанции о ненадлежащем уведомлении лица, привлекаемого к административной ответственности, следует признать обоснованным.
Согласно пункту 10 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" нарушение административным органом при производстве по делу об административном правонарушении процессуальных требований, установленных КоАП РФ, является основанием для отказа в удовлетворении требования административного органа о привлечении к административной ответственности (часть 2 статьи 206 АПК РФ) при условии, если указанные нарушения носят существенный характер.
Указанные и установленные судом первой инстанции нарушения процессуальных требований КоАП РФ при производстве по делу об административном правонарушении носят существенный характер, следовательно, применить административное наказание в данном случае невозможно, независимо от того, совершило или нет лицо, привлекаемое к ответственности, административное правонарушение.
В данном случае отсутствует возможность установить, в какое время в действительности вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении и были ли соблюдены при этом установленные законом процедуры. Отвечающих требованиям статьи 65 АПК РФ доказательств того, что постановление вынесено 03.07.2013, а не 02.07.2013, прокурором суду апелляционной инстанции не представлено.
При таких обстоятельствах, установив нарушения процессуального характера, имеющие существенное значение для правильного и всестороннего рассмотрения административного дела и являющихся достаточным основанием для отказа в удовлетворении требований прокурора о привлечении общества к административной ответственности, суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении заявленных прокурором требований о привлечении ООО "Востокморсервис" к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 7.24 КоАП РФ.
Доводы апелляционной жалобы о наличии в действиях общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.24 КоАП РФ, коллегией отклоняется, как не имеющие правового значения для рассмотрения дела, поскольку, как указывалось выше, применение административного наказания при наличии существенных нарушений процессуальных требований КоАП РФ в ходе производства по делу об административном правонарушении, исключает возможность применения административного наказания, независимо от того, совершило или нет лицо, привлекаемое к ответственности, вменяемое административное правонарушение.
Выводы суда первой инстанции сделаны в соответствии со статьёй 71 АПК РФ на основе полного и всестороннего исследования всех доказательств по делу с правильным применением норм материального права.
Нарушений норм процессуального права, в том числе являющихся безусловным основанием для отмены судебного акта, апелляционной инстанцией не установлено.
Доводы апелляционной жалобы основаны на неверном толковании действующего законодательства и опровергаются материалами дела, а потому оснований для ее удовлетворения не имеется.
С учетом изложенного обжалуемый судебный акт подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Приморского края от 29.08.2013 по делу N А51-20834/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Е.Н. Номоконова |
Судьи |
Н.Н. Анисимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А51-20834/2013
Истец: Приморский транспортный прокурор
Ответчик: ООО "Востокморсервис"