Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа
от 18 марта 2008 г. N КА-А40/1846-08
(извлечение)
Резолютивная часть постановления объявлена 17 марта 2008 г.
Государственное унитарное предприятие города Москвы "Мосгортранс" (далее - предприятие) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании незаконными действий Инспекции Федеральной налоговой службы N 5 по г. Москве (далее - инспекция), выразившихся в отказе произвести зачет (возврат) 330000 руб. излишне уплаченных страховых взносов, зачисляемых на выплату страховой части трудовой пенсии. Также просило обязать инспекцию осуществить зачет (возврат) указанной суммы страховых взносов.
Решением названного арбитражного суда от 28.11.2007 заявленное требование удовлетворено в полном объеме.
В апелляционном порядке дело не рассматривалось.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, инспекция подала кассационную жалобу, в которой просит его отменить как незаконный и необоснованный. При этом сослалась на отсутствие правовых оснований для проведения зачета (возврата) излишне уплаченных страховых взносов, на неприменение при осуществлении зачета (возврата) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование положений статей 78, 79 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ).
Отзыв на жалобу не поступил.
В судебном заседании представить предприятия возражал против удовлетворении жалобы, считая обжалованное решение суда первой инстанции соответствующим законодательству и имеющимся в деле доказательствам. Инспекция уведомлена о рассмотрении жалобы в установленном порядке, ее представитель на заседание суда кассационной инстанции не явился.
Обсудив доводы жалобы, проверив в порядке ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) правильность применения норм материального права и соблюдение норм процессуального права, суд кассационной инстанции не нашел оснований для отмены обжалованного по делу судебного акта.
При рассмотрении дела суд первой инстанции установил, платежным поручением от 07.12.2005 N 405 предприятие ошибочно перечислило 330000 руб. на уплату страхового взноса, зачисляемого на выплату страховой части трудовой пенсии, в результате неверного указания кода КБК.
На обращение предприятия от 09.08.2007 о возврате ошибочно перечисленной суммы страховых взносов инспекция письмом от 28.08.2007 N 12-10/056031 отказала в удовлетворении данного заявления, сославшись на несоответствие понятия "страховой взнос" понятию "налог" и неопределение на законодательном уровне органа, обязанного осуществить возврат (зачет) излишне уплаченных сумм страховых взносов.
Суд первой инстанции, рассматривая заявленное по делу требование, признал доказанным факт переплаты предприятием 330000 руб. в счет страховых взносов, зачисляемых на выплату страховой части трудовой пенсии.
Согласно пунктам 1 и 2 статьи 78 НК РФ сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам, погашения недоимки либо возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном данной статьей. Зачет или возврат суммы излишне уплаченного налога производится, если иное не установлено Кодексом, налоговым органом по месту учета налогоплательщика без начисления процентов на эту сумму, если иное не установлено данной статьей.
При изложенных обстоятельствах суд кассационной инстанции считает правильным вывод суда первой инстанции о незаконности отказа инспекции произвести зачет излишне уплаченных налогов.
Ссылка в жалобе на то, что страховые взносы на обязательное пенсионное страхование не отвечают понятию налога, не являются составной частью ЕСН и налоговые органы не вправе осуществлять их зачет (возврат), отклоняется как неосновательная.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
В п. 1 ст. 25 названного Федерального закона предусмотрено, что контроль за правильностью исчисления и уплатой страховых взносов на обязательное пенсионное страхование осуществляется налоговыми органами в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации, регулирующим деятельность налоговых органов.
Согласно п.п. 7, 9 ст. 78 НК РФ сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету (возврату) налоговым органом по письменному заявлению налогоплательщика. Зачет (возврат) суммы излишне уплаченного налога производится за счет средств бюджета (внебюджетного фонда), в который произошла переплата, в течение одного месяца со дня подачи заявления о зачете (возврате).
В силу п. 13 ст. 78 НК РФ правила о зачете или возврате излишне уплаченной суммы налога, предусмотренные в указанной статье, применяются также при зачете или возврате излишне уплаченных сумм налога и сбора, поступающих в государственные внебюджетные фонды.
Пенсионный фонд Российской Федерации является государственным внебюджетным фондом Российской Федерации, который в силу ст. 13 Бюджетного кодекса Российской Федерации образуется вне федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации и предназначается для реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение. Страховые взносы, как на выплату страховой части трудовой пенсии, так и накопительной части трудовой пенсии, зачисляются в один и тот же государственный внебюджетный фонд.
Согласно Указаниям о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденным приказом Министерства финансов Российской Федерации от 10.12.04 N 114н, контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты обязательных платежей осуществляют администраторы поступлений в бюджет. Они ведут начисление, учет и взыскание, а также принятие решений о возврате (зачете) излишне уплаченных (взысканных) платежей в бюджет, пеней и штрафов по ним.
Пунктом 18 Порядка учета федеральным казначейством поступлений в бюджетную систему Российской Федерации и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 16.12.2004 N 116н, предусмотрено, что возврат (возмещение) плательщикам излишне уплаченных (взысканных) сумм осуществляется органами федерального казначейства на основании решений налоговых органов о возврате, распоряжений администраторов поступлений в бюджет о возврате поступлений плательщику.
В соответствии с пунктом 30 этого Порядка взаимодействие федерального казначейства с администраторами поступлений в бюджет заключается в предоставлении федеральным казначейством администраторам поступлений в бюджет документов о проведенных операциях по учету поступлений в бюджетную систему Российской Федерации, а также в получении федеральным казначейством от администраторов поступлений в бюджет документов о возврате (зачете) плательщикам излишне (ошибочно) перечисленных в бюджет платежей, документов об уточнении вида и принадлежности поступлений. Документы о поступлениях предоставляются органами федерального казначейства администраторам поступлений в бюджет в пределах возложенных на администраторов полномочий.
Согласно перечню администраторов поступлений в бюджеты Российской Федерации (приложение N 11.1 к Федеральному закону от 15.08.1996 N 115-ФЗ "О бюджетной классификации Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 23.12.2004 N 174-ФЗ)) администратором поступлений в бюджеты Российской Федерации по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, зачисляемых на выплату как страховой, так и накопительной частей трудовой пенсии, а также страховых взносов в виде фиксированного платежа, зачисляемых на выплату накопительной и страховой частей трудовой пенсии, является Федеральная налоговая служба.
С учетом вышеизложенного вывод суда первой инстанции о том, что инспекция обладает полномочиями по принятию решения о зачете плательщику излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование является правильным.
Иное толкование приведенных выше норм не соответствует их содержанию и противоречит правовой позиции, изложенной в постановлениях Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 05.09.2006 NN 2776/06 и 4240/06.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции правомерно обязал инспекцию осуществить зачет (возврат) 330000 руб. излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, зачисляемых на выплату страховой части трудовой пенсии.
Доводы кассационной жалобы свидетельствуют об ошибочном толковании законодательства, в связи с чем отклоняются.
Предусмотренных ст. 288 АПК РФ оснований для отмены обжалованного по делу судебного акта суд кассационной инстанции не усматривает.
На основании ст. 333.21 НК РФ, ст. 110 АПК РФ, а также с учетом информационного письма Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.03.2007 N 117 с инспекции подлежит взысканию в доход федерального бюджета 1000 руб. госпошлины по кассационной жалобе.
Руководствуясь ст.ст. 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановил:
решение Арбитражного суда г. Москвы от 28.11.2007 по делу N А40-50583/07-118-335 оставить без изменения, кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы N 5 по г. Москве - без удовлетворения.
Взыскать с Инспекции Федеральной налоговой службы N 5 по г. Москве в доход федерального бюджета 1000 руб. госпошлины по кассационной жалобе.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 18 марта 2008 г. N КА-А40/1846-08
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Московского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании