г. Томск |
|
15 ноября 2013 г. |
Дело N А27-6795/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 ноября 2013 г.
Полный текст постановления изготовлен 15 ноября 2013 г.
Седьмой арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующий Колупаева Л. А.
судьи: Кривошеина С.В., Усанина Н.А.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Горецкой О.Ю.
с использованием средств аудиозаписи
при участии:
от заявителя: Шишко А.С. по доверенности от 07.11.2013;
от заинтересованного лица: без участия (извещено);
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу
Региональной энергетической комиссии Кемеровской области
на решение Арбитражного суда Кемеровской области от 31.07.2013
по делу N А27-6795/2013 (судья Власов В.В.)
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Новокузнецкая теплосетевая компания", г.Новокузнецк (ОГРН 1124253006448 ИНН 4253009805)
к Региональной энергетической комиссии Кемеровской области, г.Кемерово
о признании не законным бездействия,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Новокузнецкая теплосетевая компания", (далее - заявитель, ООО "Новокузнецкая теплосетевая компания", Общество) обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением о признании незаконным бездействия Региональной энергетической комиссии Кемеровской области (далее- РЭК по Кемеровской области, регулирующий орган, заинтересованное лицо, апеллянт) выразившегося в не рассмотрении заявления и не установлении в предусмотренный действующим законодательством срок тарифа на 2013 год для заявителя по передаче тепловой энергии и обязании заинтересованного лица устранить допущенное нарушение прав и законных интересов заявителя.
Решением Арбитражного суда Кемеровской области от 31.07.2013 требования Общества удовлетворены. Кроме того суд обязал Региональную энергетическую комиссию Кемеровской области устранить допущенное нарушение прав и законных интересов Общества с ограниченной ответственностью "Новокузнецкая теплосетевая компания" путем установления тарифа на 2013 год на услуги по передаче тепловой энергии в десятидневный срок с даты вступления решения в законную силу.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, РЭК по Кемеровской области обратилась в Седьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленные требований, полагая, что законодательство не содержит предельных сроков принятия решений по установлению тарифов после проведения экспертизы.
Подробно доводы изложены в апелляционной жалобе.
Общество в порядке статьи 262 АПК РФ отзыв в материалы дела не представило.
В судебном заседании представитель общества просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Заинтересованное лицо явку своих представителей в судебное заседание не обеспечило, о времени и месте судебного заседания извещено надлежащим образом (суд апелляционной инстанции располагает сведениями о надлежащем извещении).
В порядке части 6 статьи 121, части 3 статьи 156, части 1 статьи 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие представителя заинтересованного лица.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, заслушав представителя общества, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьями 266, 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции считает его не подлежащим отмене или изменению.
Как следует из материалов дела, Общество является теплосетевой организацией, в связи с чем заявитель 06.03.2013 обратился в Региональную энергетическую комиссию Кемеровской области с соответствующим заявлением ( 1-1009-12), с приложением соответствующих документов об открытии тарифного дела и установлении соответствующего тарифа на услуги по передаче тепловой энергии на 2013 год.
22.03.2013 РЭК КО в адрес заявителя было направлено письмо от 22.03.2013 согласно которому тарифное дело было открыто N ОЭА/55 НТК-2013 от 21.03.2013. Тариф на дату обращения в суд заявителя не был установлен.
Полагая, что заинтересованным лицом проявлено бездействие, которое является незаконным, нарушающим права и законные интересы Общества, заявитель обратился в суд с соответствующим заявлением.
Удовлетворяя заявленное требование, суд первой инстанции пришел к выводу о о правомерности заявленного требования и наличии правовых оснований для удовлетворения заявленного требования в полном объеме.
Рассмотрев материалы дела повторно в порядке главы 34 АПК РФ, суд апелляционной инстанции соглашается с правильностью выводов суда первой инстанции, отклоняя доводы апелляционной жалобы, исходит из следующих норм права и обстоятельств по делу.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
В соответствии с частью 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия) возлагается на орган или лицо которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В свою очередь обязанность доказывания нарушенного права в соответствии со статьей 65 АПК РФ лежит на заявителе.
Согласно пункту 4 статьи 21 ФЗ от 26.03.2003 N 35-ФЗ тарифы на передачу электрической энергии по территориальным электрическим сетям устанавливаются органами исполнительной власти субъекта РФ.
Согласно статье 6 Федерального закона от 14.04.1995 N 41-ФЗ (ред. от 25.12.2008) "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов осуществляют следующие полномочия: устанавливают тарифы на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, в рамках установленных федеральным органом исполни-тельной власти в области регулирования тарифов предельных (минимального и (или) максимального) уровней тарифов на услуги по передаче электрической энергии по указанным электрическим сетям, а также устанавливают тарифы на услуги по передаче тепловой энергии;
Основания и порядок установления регулируемых тарифов (цен) на электрическую и тепловую энергию, определяются Правилами государственного регулирования и приме-нения тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 26.02.2004 N 109.
Согласно пункту 6 Правил государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации утвержденные Постановлением Правительства РФ от 26.02.2004 N 109 тарифы и (или) их предельные уровни вводятся в действие с начала очередного года на срок не менее одного года.
Установление тарифов и (или) предельных уровней производится регулирующими органами путем рассмотрения соответствующих дел (пункт 7 Правил).
Организации, осуществляющие регулируемую деятельность, до 1 мая года, предшествующего периоду регулирования, представляют в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов обоснованные предложения об установлении тарифов и (или) предельных уровней тарифов в соответствии с Основами ценообразования (пункт 8 Правил).
Организации, осуществляющие регулируемую деятельность, и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов представляют в соответствующий регулирующий орган следующие материалы (пункт 10 Правил (в ред. Постановления Правительства РФ от 31.08.2006 N 530)):
1) баланс электрической энергии;
2) баланс электрической мощности, в том числе информацию об установленной, максимально доступной и рабочей генерирующей мощности;
3) баланс спроса и предложения в отношении тепловой энергии;
4) баланс тепловой мощности;
5) бухгалтерская и статистическая отчетность за предшествующий период регулирования;
6) расчет полезного отпуска электрической и тепловой энергии с обоснованием размера расхода электрической энергии на собственные и производственные нужды и на передачу (потери) по сетям;
7) данные о структуре и ценах потребляемого топлива с учетом перевозки;
8) расчет расходов и необходимой валовой выручки от регулируемой деятельности с приложением экономического обоснования исходных данных (с указанием применяемых норм и нормативов расчета), разработанного в соответствии с методическими указаниями, утверждаемыми Федеральной службой по тарифам;
9) расчет тарифов на отдельные услуги, оказываемые на рынках электрической и тепловой энергии;
10) инвестиционная программа (проект инвестиционной программы) с обоснованием потребности в средствах, необходимых для прямого финансирования и обслуживания заемного капитала;
11) оценка выпадающих или дополнительно полученных в предшествующий период регулирования доходов, которые были выявлены на основании официальной статистической и бухгалтерской отчетности или результатов проверки хозяйственной деятельности организаций, осуществляющих регулируемую деятельность.
Материалы, предусмотренные пунктами 10 и 11 настоящих Правил, регистрируются регулирующим органом в день получения (с присвоением регистрационного номера, указанием даты и времени получения) и помечаются специальным штампом.
Регулирующий орган в 2-недельный срок с даты регистрации проводит анализ указанных материалов и направляет организации, осуществляющей регулируемую деятельность, извещение об открытии дела об установлении тарифов с указанием должности, фамилии, имени и отчества лица, назначенного уполномоченным по делу (п. 10 Правил).
Регулирующий орган проводит экспертизу предложений об установлении тарифов и (или) их предельных уровней. Срок проведения экспертизы устанавливается регулирующим органом, но не может превышать один месяц. Регулирующий орган назначает экспертов из числа своих сотрудников. В случаях, определяемых регламентом рассмотрения дел об установлении тарифов и (или) их предельных уровней, регулирующий орган может принять решение о проведении экспертизы сторонними организациями (физическими лицами) (п. 16 Правил).
Решение об установлении тарифов и (или) их предельных уровней принимается на заседании правления (коллегии) регулирующего органа.
Организация, осуществляющая регулируемую деятельность, за 10 дней до рассмотрения дела об установлении тарифов и (или) их предельных уровней извещается (с подтверждением получения извещения) о дате, времени и месте заседания правления (коллегии), а не позднее чем за один день до заседания должна быть ознакомлена с его материалами, включая проект постановления (п. 18 Правил).
Заседание правления (коллегии) регулирующего органа по рассмотрению дел об установлении тарифов и (или) их предельных уровней является открытым и считается правомочным, если в нем участвуют более половины членов правления (коллегии).
В случае отсутствия на заседании по уважительной причине официальных представителей организации, осуществляющей регулируемую деятельность, рассмотрение может быть отложено на срок, определяемый правлением (коллегией). В случае повторного отсутствия указанных представителей рассмотрение дела проводится без их участия (пункт 19 Правил).
Согласно статье 1 Федерального закона 02.05.2006 N 59-ФЗ (ред. от 29.06.2010) "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" настоящим Федеральным законом регулируются правоотношения, связанные с реализацией гражданином Российской Федерации (далее также - гражданин) закрепленного за ним Конституцией Российской Федерации права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, а также устанавливается порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами.
Установленный настоящим Федеральным законом порядок рассмотрения обращений граждан распространяется на все обращения граждан, за исключением обращений, которые подлежат рассмотрению в порядке, установленном федеральными конституционными законами и иными федеральными законами.
Суд апелляционной инстанции усматривает, что Постановление Правительства РФ от 26.02.2004 N 109 "О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации" утвердившее порядок рассмотрения заявлений организации, осуществляющих регулируемую деятельность об установлении тарифов и (или) их предельных уровней, не содержит предельных сроков принятия таких решений.
Между тем, в соответствии со смыслом статей 35, 17 (части 1 и 3), 46 (часть 1) и 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации, с целью обеспечения стабильности общественных отношений и в частности в сфере регулирования энергоснабжения и энергообеспечения, отсутствие указанного срока не должно свидетельствовать о неопределенной возможности регулирующего органа принимать указанные решения, в связи с чем в данном случае подлежит применению аналогия закона.
Статьей 12 Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ (ред. от 29.06.2010) "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения.
В связи с указанным, суд апелляционной инстанции поддерживает вывод суда о том, что срок для принятия регулирующим органом решения по заявлению организации осуществляющей регулируемую деятельность об установлении ей тарифов и (или) их предельных уровней должен исчисляться в два месяца с даты принятия таким органом решения об открытии дела об установлении тарифов, включая месячный срок для проведения экспертизы предусмотренной пункте 16 названных Правил.
Учитывая, что согласно материалам делам, РЭК Кемеровской области открыло дело по установлению тарифов на услуги по передаче электрической энергии 22.03.2013, то предельный срок принятия службой решения истекал 22 мая 2013 года.
Таким образом, после истечения срока указанной даты, права заявителя считаются нарушенными оспариваемым бездействием Региональной энергетической комиссии Кемеровской области.
Довод апелляционной жалобы об отсутствии бездействия в связи с направлением запросов о предоставлении информации обществом, запроса в Федеральную службу по тарифам, отклоняется апелляционной инстанцией, как необоснованный, поскольку названные в апелляционной жалобе запросы (за исключением запроса в адрес общества) были сделаны заинтересованным лицом уже за пределами названного срока, а формальное совершение действий без достижения результата, установленного законодательством, является основанием для квалификации его как бездействия.
Ссылка апеллянта на положения пункта 12 Правил государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации, отклоняется апелляционной инстанцией, как необоснованный, поскольку данный пункт не продляет срока рассмотрения заявления об установлении тарифа, тогда как данное права регулирующего органа должно быть реализовано в рамках рассмотрения заявления об установлении тарифа, то есть в установленный срок.
В соответствии с частью 2 статьи 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, суд принимает решение об удовлетворении заявленного требования.
С учетом изложенного, принимая во внимание, что фактические обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения спора по существу, установлены судом на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, выводы суда первой инстанции о не законности оспариваемого бездействия и о наличии нарушений в данном случае прав и законных интересов заявителя являются обоснованными.
В целом доводы апелляционной жалобы основаны на неправильном толковании норм права, не опровергают выводы суда, положенные в основу принятого решения, направлены на переоценку фактических обстоятельств дела и представленных доказательств по нему, и не могут служить основанием для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Таким образом, принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным и обоснованным, судом полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, им дана правильная оценка, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 АПК РФ, а равно принятия доводов апелляционной жалобы у суда апелляционной инстанции не имеется.
На основании пункта 1.1. части 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо освобождено от уплаты государственной пошлины
Руководствуясь статьёй 156, пунктом 1 статьи 269, статьёй 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Седьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Кемеровской области от 31 июля 2013 года по делу N А27-6795/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа.
Председательствующий |
Л.А. Колупаева |
Судьи |
С.В. Кривошеина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А27-6795/2013
Истец: ООО "Новокузнецкая теплосетевая компания", Региональная энергетическая комиссия Кемеровской области
Ответчик: ООО "Новокузнецкая теплосетевая компания", Региональная энергетическая комиссия Кемеровской области