Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа
от 28 февраля 2008 г. N КА-А41/782-07
(извлечение)
Резолютивная часть постановления объявлена 20 февраля 2008 г.
Общество с ограниченной ответственностью "ТАНАТОС" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением, с учетом уточненных требований, принятых судом, к администрации городского округа Орехово-Зуево Московской области (далее - администрация) о признании незаконными действий администрации по ограничению деятельности общества по оказанию услуг по погребению умерших на платной основе за счет средств родственников и оказания ритуальных услуг; об отмене распоряжения администрации от 28.12.2006 г. N 1465-р; о признании недействительными норм положения N 1 к постановлению главы городского округа от 27.09.2006 г. N 1279; о признании незаконными действий администрации по наделению полномочиями ООО "Звезда-Ритуал" по осуществлению вывозки умерших с мест обнаружения, происшествия; а также о признании незаконными действий администрации по наделению полномочиями ООО "Звезда-Ритуал", без проведения конкурса, по осуществлению работ по захоронению невостребованных, неопознанных и безродных умерших.
Решением Арбитражного суда Московской области от 27 августа 2007 г. признано недействительным распоряжение администрации от 28.12.2006 г. N 1465-р "О присвоении статуса специализированной службы по вопросам похоронного дела ООО "Звезда-Ритуал". В части признания недействительными норм приложения N к постановлению главы городского округа Орехово-Зуево от 27.09.2006 г. N 279 производство по делу прекращено, в связи с отказом общества от заявленных требований. В удовлетворении остальных требований общества отказано.
Постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 19.11.2007 решение. Арбитражного суда Московской области в части отказа в иске Обществу было отменено. Были признаны незаконными действия администрации городского округа Орехово-Зуево Московской области по ограничению деятельности ООО "ТАНАТОС" на оказание услуг по погребению умерших на платной основе за счет средств родственников и оказания ритуальных услуг, по наделению ООО "Звезда-Ритуал" полномочиями по осуществлению работ по захоронению невостребованных, неопознанных и безродных умерших без проведения конкурса. В остальной части решением оставлено без изменения.
Администрация обратилась в Федеральный арбитражный суд Московского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить постановление апелляционной инстанции. В обоснование жалобы указывает на то, что постановление апелляционной инстанции в части признания незаконным действий не соответствует статье 199 Арбитражного процессуального кодекса РФ, поскольку не представляется возможным установить какие действия признаны незаконными. Кроме того, полагает что выводы суда о том, что действия совершались администрацией не соответствуют обстоятельствам по делу. В части оставления решения первой инстанции в силе полагает, что судами неправильно применены нормы права, касающиеся деятельности органов местного самоуправления, похоронного дела.
В судебном заседании кассационной инстанции представитель администрации доводы кассационной жалобы поддержал.
Представитель Общества возражал против ее удовлетворения, поскольку полагает, что постановление апелляционной инстанции является законным и обоснованным.
Третьи лица, извещенные о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы, не явились, в силу пункта 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса РФ кассационная жалоба рассматривается без их участия.
Обсудив довод по кассационной жалобе, проверив законность и обоснованность постановления в порядке, установленном статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса РФ, суд кассационной инстанции не находит оснований к его отмене.
Как установлено судами, распоряжением главы городского округа Орехово-Зуево от 28.12.2006 г. N 1465-р ООО "Звезда-Ритуал" присвоен статус специализированной службы по вопросам похоронного дела, в распоряжении указано, что оно вынесено, в том числе и на основании контракта от 12.12.2006 г. N 117 на выполнение работ по содержанию и эксплуатации муниципальных кладбищ г. Орехово-Зуево в 2007 г., то есть контракт заключен только на выполнение работ по обслуживанию кладбищ, а вопрос осуществления похоронно-ритуальных услуг не является предметом данного контракта.
С учетом текста оспариваемого распоряжения суд апелляционной инстанции правильно указал, что статус специализированной службы по вопросам похоронного дела присвоен коммерческой организации - ООО "Звезда-Ритуал", а не организации, созданной органом местного самоуправления.
Статья 29 ФЗ от 12.01.1996 г. N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" устанавливает, что органы местного самоуправления районов, поселений и городских округов создают специализированные службы по вопросам похоронного дела, на которые в соответствии с настоящим Федеральным законом возлагается обязанность по осуществлению погребения умерших. Порядок деятельности специализированных служб по вопросам похоронного дела определяется органами местного самоуправления районов, поселений и городских округов.
На основании ст. 66 Гражданского кодекса РФ органы местного самоуправления не вправе выступать участниками хозяйственных обществ, если иное не установлено законом. Федеральный закон от 12.01.2996 г. N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" исключений из этого правила не содержит.
В соответствии со ст. 113 ГК РФ органами местного самоуправления могут быть учреждены муниципальные унитарные предприятия - коммерческие организации, не наделенные правом собственности на закрепленное за ними собственником имущество.
Ст. 68 ФЗ от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" предусмотрено, что органами муниципальных образований могут быть учреждены межмуниципальные хозяйственные общества в форме закрытых акционерных обществ и обществ с ограниченной ответственностью.
Судом апелляционной инстанции правильно отвергнут довод администрации о том, что ФЗ от 12.01.1996 г. N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" не предусмотрен конкретный порядок создания специализированной службы по вопросам похоронного дела, следовательно, она может быть создана любым не запрещенным законом способом, как на конкурсной основе, так и путем наделения статусом специализированной службы уже существующей организации, как несоответствующий требованиям вышеуказанных норм законов.
Поскольку возложение на ООО "Звезда-Ритуал" обязанностей специализированной службы по вопросам похоронного дела произведено с нарушением закона, суда апелляционной инстанции правильно согласился судом первой инстанции в части признания недействительным распоряжения администрации от 28.12.2006 г. N 1465-р "О присвоении статуса специализированной службы по вопросам похоронного дела ООО "Звезда-Ритуал", является обоснованным.
Доводы кассационной жалобы в данной части свидетельствуют о неправильном толковании норм права, в связи с чем не могут быть приняты во внимание.
Рассматривая доводы сторон в части признания незаконным бездействия, отменяя решение первой инстанции, удовлетворяя требования Общества, суд апелляционной инстанции правильно исходил из следующего.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона "О погребении и похоронном деле" погребение - это обрядовые действия по захоронению тела (останков) человека после его смерти в соответствии с обычаями и традициями, не противоречащие санитарным и иным требованиям. Погребение может осуществляться путем предания тела (останков) умершего земле, огню, воде.
Согласно ст. 25 Закона гарантии осуществления погребения умершего реализуются путем организации в Российской Федерации похоронного дела как самостоятельного вида деятельности. Организация похоронного дела осуществляется органами местного самоуправления. Погребение умершего и оказание услуг по погребению осуществляется специализированными службами по вопросам похоронного дела, создаваемыми органами местного самоуправления.
Статьей 9 Закона предусмотрен гарантированный перечень услуг по погребению, которые оказываются на безвозмездной основе супругу, родственникам и иным лицам, взявшим на себя обязанности осуществить погребение умершего, в который включены оформление документов, необходимых для погребения; предоставление и доставка гроба и других предметов, необходимых для погребения; перевозка тела (останков) умершего на кладбище (в крематорий); погребение (кремация с последующей сдачей урны с прахом).
В соответствии со ст. 10 указанного Федерального закона в случае, если погребение осуществлялось за счет средств супруга, близких родственников, иных родственников, законного представителя умершего или иного лица, взявшего на себя обязанность осуществить погребение умершего, им выплачивается социальное пособие на погребение.
Таким образом, Закон предусматривает как безвозмездное оказание ритуальных услуг специализированной службой органа местного самоуправления, так и осуществление погребения родственниками умершего за свой счет; в последнем случае родственники могут получать ритуальные услуги у любого лица, осуществляющего оказание таких услуг.
Судом апелляционной инстанции была дана оценка доказательствам, подтверждающим незаконность действий администрации по ограничению деятельности общества, в виде письма администрации от 03.07.2006 г. N 77пр, письмо администрации от 15.07.2006 г. N б/н, письмо от 11.09.2006 г. N 77пр-а, письма от 18.01.2007 г. N Д-24вх/2.
Оценив представленные Обществом доводы, суды апелляционной инстанции пришел к выводу, что они свидетельствуют о том, что администрацией совершались незаконные действия, не соответствующие вышеназванным нормам Закона.
Поскольку Закон предусматривает как безвозмездное оказание ритуальных услуг специализированной службой органа местного самоуправления, так и осуществление погребения родственниками умершего за свой счет, требование общества о признании незаконными действий администрации по ограничению деятельности общества по оказанию услуг по погребению умерших на платной основе за счет средств родственников и оказания ритуальных услуг, правильно признаны судом апелляционной инстанции обоснованными.
Доводы кассационной жалобы не могут быть приняты во внимание. Так, Администрация была вправе обратится в суд апелляционной инстанции за разъяснением постановления в части определения действий, которые признаны незаконным.
Иные доводы кассационной жалобы, фактически касаются несогласия с оценкой доказательств, касающихся подтверждения незаконности действий Администрации, в связи с чем не принимаются судом кассационной инстанции в силу полномочий, определенных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса РФ.
Выводы судов о применении нормы права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам соответствуют.
Нормы процессуального права, несоблюдение которых является основанием для отмены решения, постановления в соответствии с частью 4 статьи 288 АПК РФ, не нарушены.
Руководствуясь статьями 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановил:
постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 19.11.2007 по делу N А41-К2-5148/07 оставить без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 28 февраля 2008 г. N КА-А41/782-07
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Московского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании