г. Томск |
|
18 ноября 2013 г. |
Дело N А27-8922/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 ноября 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 18 ноября 2013 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Журавлевой В.А.
судей: Колупаевой Л.А., Кривошениной С.В.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Мавлюкеевой А.М.
с применением средств аудиозаписи
с участием в заседании: Железовского А.С., доверенность от 10.01.2013 г.; Гончаровой О.Ю., доверенность от 26.03.12 г.; Оснач И.Н., доверенность от 02.07.2013 г.
рассмотрев в судебном заседании
апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Кузбассразрезуголь - Взрывпром"
на решение Арбитражного суда Кемеровской области от 12 сентября 2013 года по делу N А27-8922/2013
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Кузбассразрезуголь - Взрывпром", г. Кемерово
к Государственному учреждению - Кузбасскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации (филиал N 4), г. Кемерово
об оспаривании решения N 4000008 от 10.06.2013
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Кузбассразрезуголь - Взрывпром" (далее - заявитель, ООО "Кузбассразрезуголь-Взрывпром", Общество) обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением к Государственному учреждению - Кузбасскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации (Филиал N 4) (далее - заинтересованное лицо, ГУ КРОФСС, фонд) о признании недействительным решения N 4000008 от 10.06.2013.
Решением Арбитражного суда Кемеровской области от 12.09.2013 заявленные Обществом требования удовлетворены частично, признаны недействительными: пункт 1 решения фонда от 10.06.2013 N 4000008 о привлечении Общества к ответственности в виде штрафа в размере 765201,89 руб., пункт 2 решения фонда в части предложения ООО "Кузбассразрезуголь - Взрывпром" уплатить дополнительно начисленные взносы в сумме 3198,87 руб., пени в сумме 143,40 руб., и предложения отразить в бухгалтерском учете, в расчетной ведомости по средствам Фонда социального страхования сумму недоимки в размере 3198,87 руб.; в остальной части в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, ООО "Кузбассразрезуголь-Взрывпром" обратилось в суд с апелляционной жалобой, в которой, ссылаясь на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, нарушение норм материального права в части неправильного истолкования закона, просит решение суда первой инстанции отменить в части отказа заявителю о признании недействительным оспариваемого решения фонда о доначислении 3 973 091,10 руб., в том числе 3 822 810,60 руб. недоимки в связи с неправильным страховым тарифом по заявленному ОКВЭД, 150 280,50 руб. пени на недоимку по страховым взносам.
В обоснование апелляционной жалобы Общество приводит доводы о том, что именно на фонд возложена обязанность по установлению страхового тарифа и выдаче уведомления, который в свою очередь ошибочно принял решение и установил страховой тариф в размере 1,20 %; судом не дана оценка доводу заявителя о том, что привлечение ООО "Кузбассразрезуголь-Взрывпром" к ответственности, доначисление сумм штрафов, недоимок непосредственно повлияют экономическую стабильность предприятия.
Более подробно доводы изложены в апелляционной жалобе.
В судебном заседании апелляционной инстанции стороны доводы жалобы, отзыва поддержали по изложенным в них основаниям.
Исследовав материалы дела, доводы апелляционной жалобы, отзыва, выслушав участников процесса, проверив в соответствии со статьями 268 АПК РФ законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены решения Арбитражного суда Кемеровской области от 12.09.2013.
Как следует из материалов дела, по результатам проведения документальной выездной проверки заявителя за период с 01.01.2011 по 31.12.2011 ГУ КРОФСС выявлен факт нарушения в начислении и уплате страховых взносов согласно заявленному ОКВЭД и страховому тарифу, а именно: страхователем начислены и перечислены за 2011 год страховые взносы в сумме 1581852,66 руб. с применением страхового тарифа в размере 1,2% (ФОТ за 2011 год 131 821055,00 * 1,2%=1 581852,66) вместо соответствующего заявленному ОКВЭД - 10.10.11 "добыча каменного угля открытым способом" страхового тарифа 4,1% (ФОТ за 2011 г. 131 821055,00 * 4,1%=5 404663,26); фондом доначислены страховые взносы по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в сумме 3 822 810,60 рублей; а также фондом были выявлены нарушения в начислении Обществом страховых взносов в сумме 3 198,87 руб. за дополнительные выходные дни, предоставляемые для ухода за детьми-инвалидами, о чем составлен акт N 4000008н/с документальной выездной проверки страхователя по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний от 07.05.2013, которым ООО "Кузбассразрезуголь - Взрывпром" было предложено уплатить недоимку по страховым взносам в сумме 3826009,47 руб. и пени, начисленные на указанную недоимку, в сумме 150423, 90 руб.
По результатам рассмотрения материалов документальной выездной проверки страхователя уполномоченным должностным лицом ГУ КРОФСС составлен протокол от 04.06.2013, вынесено решение N 4000008н/с от 10.06.2013 о привлечении ООО "Кузбассразрезуголь - Взрывпром" к ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, на Общество наложен штраф в размере 765201,89 руб. на основании абзаца 5 пункта 1 статьи 19 Федерального закона N 125-ФЗ за неполную уплату сумм страховых взносов в результате занижения облагаемой базы для начисления страховых взносов; пунктом 2 данного решения Обществу было предложено перечислить на счет Фонда социального страхования Российской Федерации недоимку (доначисленные страховые взносы) в сумме 3826009,47 руб. и пени, начисленные на указанную недоимку, в сумме 150423,90 руб.
Не согласившись с вынесенным решением, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования частично, суд первой инстанции исходил из правомерности требований фонда, содержащихся в пункте 2 оспариваемого решения о доначислении Обществом страховых взносов в размере 3822810,60 руб. и пеней на указанные взносы в сумме 150280,50 руб., указав, что исчисление Обществом страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний по страховому тарифу 1,2% вместо 4,1% было обусловлено ошибкой, допущенной специалистами ГУ КРОФСС при выдаче Обществу уведомления о размере страховых взносов, что исключает вину ООО "Кузбассразрезуголь - Взрывпром" в неправильном исчислении страховых взносов, возможность привлечения Общества к ответственности, установленной абзацем 5 пункта 1 статьи 19 Федерального закона N 125-ФЗ за неполную уплату страхователем сумм страховых взносов в результате занижения облагаемой базы для начисления страховых взносов.
Выводы суда в отношении неправомерности доначисления страховых взносов в сумме 3198,87 руб. на суммы среднего заработка, выплачиваемые ООО "Кузбассразрезуголь - Взрывпром" своим работникам за дополнительные выходные дни, предоставляемые для ухода за детьми-инвалидами, соответствующие пени в сумме 143,40 руб., а также привлечения к ответственности на основании абзаца 5 пункта 1 статьи 19 Федерального закона N 125-ФЗ, заявителем не оспариваются.
Выводы суда основаны на правильном применении норм материального права и соответствуют фактически установленным обстоятельствам по делу, поддерживая которые, суд апелляционной инстанции исходит из нижеследующего.
По смыслу части 1 статьи 198, части 2 статьи 201 АПК РФ для признания ненормативного акта недействительным, решений и действий (бездействий) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, незаконными необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие ненормативного правового акта, решений, действий (бездействий) закону и нарушение актом, решениями, действиями (бездействиями) прав и законных интересов заявителя.
Законодательство Российской Федерации об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (далее - Закон N 125-ФЗ), принимаемых в соответствии с ним федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
Федеральный закон N 125-ФЗ устанавливает правовые, экономические и организационные основы обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и определяет порядок возмещения вреда, причиненного жизни и здоровью работника при исполнении им обязанностей по трудовому договору (контракту) и в иных установленных настоящим Федеральным законом случаях.
Согласно статье 3 Закона N 125-ФЗ страхователем является юридическое лицо любой организационно-правовой формы либо физическое лицо, нанимающее лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Статьей 11 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" установлено, что страховщик обеспечивает контроль за правильным начислением, своевременными уплатой и перечислением страховых взносов страхователями, а также за расходами на обязательное социальное страхование, предусмотренными федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, следовательно, имеет право проверять документы по учету и перечислению страховых взносов страхователя, а также проверять документы, связанные с выплатой страхового обеспечения, не принимать к зачету расходы на обязательное социальное страхование, произведенные с нарушением законодательства Российской Федерации. В свою очередь страхователи обязаны: вести учет начислений страховых взносов, предъявлять страховщику для проверки документы по учету и перечислению страховых взносов, расходованию средств обязательного социального страхования.
Статья 17 Закона N 125-ФЗ предусматривает, что страхователь обязан в установленном порядке и в определенные страховщиком сроки начислять и перечислять страховщику страховые взносы, рассчитанные исходя из страхового тарифа, скидки (надбавки) к страховому тарифу.
Согласно статье 21 Закона N 125-ФЗ страховые тарифы дифференцируются по классам профессионального риска; отнесение видов экономической деятельности к классу профессионального риска осуществляется в соответствии с Правилами отнесения видов экономической деятельности к классу профессионального риска, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2005 N 713 (далее - Правила).
При этом в соответствии с пунктом 8 Правил экономическая деятельность юридических и физических лиц, являющихся страхователями по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, подлежит отнесению к виду экономической деятельности, которому соответствует основной вид экономической деятельности, осуществляемый этими лицами; основным видом экономической деятельности коммерческой организации является тот вид, который по итогам предыдущего года имеет наибольший удельный вес в общем объеме выпущенной продукции и оказанных услуг (пункт 9 Правил).
В соответствии с пунктом 11 указанных Правил основной вид деятельности страхователя - юридического лица ежегодно подтверждается страхователем в порядке, установленном Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации.
Порядок подтверждения основного вида экономической деятельности страхователя по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний - юридического лица, а также видов экономической деятельности подразделений страхователя, являющихся самостоятельными классификационными единицами, утвержден Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31.01.2006 N 55 (далее - Порядок).
В силу пункта 2 Порядка подтверждения основного вида экономической деятельности страхователя по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний - юридического лица, а также видов экономической деятельности подразделений страхователя, являющихся самостоятельными классификационными единицами, утвержденного Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31.01.206 N 55 основной вид экономической деятельности определяется страхователем самостоятельно.
Пункт 5 Порядка наделяет территориальный орган Фонда правом отнести страхователя, осуществляющего свою деятельность по нескольким видам экономической деятельности и не представившего в срок до 15 апреля документы, указанные в пункте 3 Порядка, к тому виду экономической деятельности, который имеет наиболее высокий класс профессионального риска из осуществляемых им видов экономической деятельности; территориальный орган Фонда в срок до 01 мая соответствующего года уведомляет страхователя об установленном с начала текущего года размере страхового тарифа.
Таким образом, правовое значение для отнесения той или иной деятельности к основному виду деятельности страхователя, на основе которой определяется класс профессионального риска и устанавливается размер страхового тарифа, имеет именно фактически осуществляемая страхователем деятельность.
По общему правилу коммерческие организации могут иметь гражданские права и нести гражданские обязанности, необходимые для осуществления любых видов деятельности, не запрещенных законом (пункт 1 статьи 49 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В связи с этим в силу пункта 8 Правил при отнесении какой-либо организации к определенному классу профессионального риска при исчислении страхового тарифа определяющее значение имеет только тот вид экономической деятельности организации, который по итогам предыдущего года имеет наибольший удельный вес в общем объеме выпущенной продукции.
Данный вывод суда соответствует правовой позиции, изложенной Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации в Постановлении Президиума от 05.07.2011 N 14943/10.
Учитывая изложенное, в силу части 5 статьи 200 АПК РФ Фондом должны быть представлены доказательства, которые достоверным образом подтверждают факт осуществления страхователем деятельности, позволяющей рассчитать размер страхового тарифа, соответствующий определенному классу профессионального риска.
Из материалов дела следует, что Общество в соответствии со статьей 2 Закона N 125-ФЗ является страхователем и в силу 17 Закона N 125-ФЗ обязано в установленном порядке и в определенные страховщиком сроки начислять и перечислять страховщику страховые взносы, которые в свою очередь уплачиваются страхователем исходя из страхового тарифа с учетом скидки или надбавки, устанавливаемых страховщиком (пункт 1 статья 22 названного Закона).
Страхователем (Обществом) в представленных заявлении о подтверждении основного вида экономической деятельности и справке-подтверждении основного вида экономической деятельности заявлен код ОКВЭД 10.10.11 - "добыча каменного угля открытым способом", что в соответствии со статьей 1 Федерального закона от 22.12.2005 N 179-ФЗ "О страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2006 год" и Классификацией видов экономической деятельности по классам профессионального риска, утвержденной Приказом Минздравсоцразвития Российской Федерации от 18.12.06 N 857, относится к 24 классу профессионального риска, соответствующего страховому тарифу на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в размере 4,10% к начисленной оплате труда по всем основаниям (доходу) застрахованных.
Между тем, 12.04.2011 Филиалом N 4 ГУ КРОФСС Обществу (регистрационный номер страхователя 4204000686) было выдано уведомление о размере страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2011 года в соответствии с заявленный видом деятельности - "добыча каменного угля открытым способом" и определен 11 класс профессионального риска, что соответствует страховому тарифу на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в размере 1,20% к начисленной оплате труда по всем основаниям (доходу).
В представленной справке-подтверждении основного вида экономической деятельности за 2010 год усматривается, что доходы Обществом от добычи каменного угля открытым способом составляют 70,70%.
Доказательств иного в материалы дела в порядке статьи 65 АПК РФ фондом не представлено, материалы дела не содержат.
Таким образом, фондом был неправильно указан страховой тариф, соответствующий данному виду деятельности, и класс профессионального риска: вместо страхового тарифа 4,1%, соответствующего виду деятельности "добыча каменного угля открытым способом" ГУ КРОФСС был указан тариф 1,2%, соответствующий виду деятельности - "взрывные работы".
В результате размер страховых взносов за 2011 год должен составить 5 404 663,26 руб., в связи с чем фондом правомерно доначислены страховые взносы по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в сумме 3 822810,60 рублей.
В силу положений статьи 22.1 Закона N 125-ФЗ в случае уплаты страхователем страховых взносов в более поздние по сравнению с установленными сроки он уплачивает пени в установленных настоящей статьей порядке и размерах. Пени начисляются за каждый календарный день просрочки уплаты страховых взносов. Пени начисляются сверх причитающихся к уплате страховщику сумм страховых взносов и иных платежей и независимо от взыскания со страхователя штрафов, предусмотренных пунктом 1 статьи 19 настоящего Федерального закона. Пени начисляются со дня, следующего за установленным днем уплаты страховых взносов, и по день их уплаты (взыскания) включительно. Пени определяются в процентах от недоимки. Недоимкой признается сумма страховых взносов, не уплаченная в установленный срок. Процентная ставка пеней устанавливается в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действовавшей на момент образования недоимки.
Доначисление страховых взносов по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в сумме 3 822810,60 рублей повлекло начисление пеней в сумме в сумме 150280,50 руб.
Доводы о том, что фонд ошибочно принял решение и установил страховой тариф в размере 1,20 %, что в дальнейшем повлекло начисление штрафов, недоимок, которые непосредственно повлияют на экономическую стабильность предприятия, в связи с чем суд неправомерно удовлетворил требования фонда в указанной части, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными, поскольку не исключают обязанность осуществления фондом контроля за деятельностью страхователя по начислению и уплате страховых взносов в соответствии с пунктом 8 статьи 18 Закона N 125-ФЗ, доначисления неправильно уплаченных страховых взносов, пеней на указанные взносы и не являются основаниями для освобождения от уплаты, установленных действующим законодательством обязательных платежей.
Ссылки на отсутствие в решении суда оценки доводу Общества о том, что заявитель привлечен к ответственности, подлежат отклонению, поскольку в решении на стр. 11 (том. 2 л. д. 115) суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отсутствии вины ООО "Кузбассразрезуголь - Взрывпром" в неправильном исчислении страховых взносов, соответственно, невозможности привлечения Общества к ответственности, установленной абзацем 5 пункта 1 статьи 19 Закона N 125-ФЗ за неполную уплату страхователем сумм страховых взносов в результате занижения облагаемой базы для начисления страховых взносов, в связи с чем не отражение всех доводов заявителя не является основанием для отмены по существу правильно принятого судебного акта.
В целом доводы апелляционной жалобы, аналогичные приводимым в суде первой инстанции, они были предметом рассмотрения суда первой инстанции, им была дана основанная на материалах дела оценка.
Иных доводов, основанных на доказательственной базе, опровергающих установленные судом первой инстанции обстоятельств и его выводы, в апелляционной жалобе не приведено.
Таким образом, доводы апелляционной жалобы, проверенные судом апелляционной инстанции не свидетельствуют о нарушении судом первой инстанции норм материального и процессуального права, направлены на переоценку выводов суда первой инстанции, в силу чего, не являются основаниями для отмены по существу правильно принятого судом первой инстанции решения.
При изложенных обстоятельствах, принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным и обоснованным, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса РФ, а равно принятия доводов апелляционной жалобы, у суда апелляционной инстанции не имеется.
С учетом изложенного, обжалуемое решение отмене, а апелляционная жалоба удовлетворению - не подлежат.
В Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.11.2008 N 7959/08 разъяснено, что в случае признания обоснованным полностью или частично заявления об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц судебные расходы подлежат возмещению соответственно этим органом в полном размере.
Понесенные заявителем судебные расходы в виде государственной пошлины в сумме 2000 рублей правомерно отнесены судом на ГУ - КРОФСС.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы относятся на подателя апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьей 156, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Кемеровской области от 12 сентября 2013 года по делу N А27-8922/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа.
Председательствующий |
В.А. Журавлева |
Судьи |
Л.А. Колупаева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А27-8922/2013
Истец: ООО "Кузбассразрезуголь-Взрывпром"
Ответчик: ГУ-Кузбасское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации Филиал N4