город Москва |
|
14 ноября 2013 г. |
дело N А40-99957/12 |
Резолютивная часть постановления оглашена 07.11.2013.
Постановление изготовлено в полном объеме 14.11.2013.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Марковой Т.Т.,
судей Кольцовой Н.Н., Лепихина Д.Е.
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Жеренковой Ю.Г., |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Департамента городского имущества г. Москвы
на решение Арбитражного суда города Москвы от 28.08.2013
по делу N А40-99957/12, принятого судьей Кастальской М.Н.
по заявлению ООО УК "Стратегия Д.У." ЗПИФ недвижимости "Основа" (117570, Москва, Кочновский проезд, д. 4, корп. 3, ОГРН 5077746555080)
к Департаменту городского имущества г. Москвы (ОГРН 1037739510423, ИНН 7705031674, 115054, Москва, улица Бахрушина, дом 20)
третье лицо: Комитет по архитектуре и градостроительству г. Москвы (ОГРН 1027739900836, 125047, Москва, Триумфальная площадь, дом 1)
о признании незаконным отказа;
при участии:
от заявителя: |
Мирончук Я.В., по доверенности от 26.08.2013 N 26/08-1; Самойлович Д.Л., по протоколу N 17 от 19.08.2011 |
от заинтересованного лица: |
Титова А.А., по доверенности от 17.07.2013 N 33-Д-484/13 |
от третьего лица: |
не явился, извещен; |
установил: решением Арбитражного суда г. Москвы от 28.08.2013 требования ООО УК "Стратегия Д.У." ЗПИФ недвижимости "Основа" о признании незаконным отказа в предоставлении в собственность земельного участка расположенного по адресу: Москва, Варшавское шоссе, вл. 129 А, с кадастровым номером 77:05:0007003:38. площадью 9914 кв. м., оформленное письмом от 17.05.2012 N 33-5Т5-1965/11-(0)-1, удовлетворены.
Департамент не согласился с выводами суда, обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, по мотивам, изложенным в жалобе.
Представитель Москомархитектуры в судебное заседание не явился, дело рассмотрено в порядке, предусмотренном ст. ст. 121, 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Законность и обоснованность принятого решения проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст. ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что общество 26.12.2011 на основании и в порядке ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации, обратилось в Департамент земельных ресурсов г. Москвы в службу "одного окна" с заявлением об оформлении в общую долевую собственность владельцев инвестиционных паев фонда ЗПИФ недвижимости "Основа" доверительное управление которым осуществляет ООО УК "Стратегия", земельного участка, расположенного по адресу: Москва, Варшавское шоссе, вл. 129 А, с кадастровым номером 77:05:0007003:38. площадью 9914 кв. м. Земельный участок необходим для использования и эксплуатации нежилого здания, принадлежащего владельцам инвестиционных паев Фонда на праве общей долевой собственности, о чем в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 22.01.2010 сделана запись регистрации N 77-77-05/143/2009-379.
Письмом Департамента земельных и имущественных отношений г. Москвы от 17.05.2012 N 33-5Т5-1965/11-(0)-1 в оформлении земельного участка в собственность заявителю отказано и указано на то, что спорный земельный участок частично расположен в зоне строительства инженерных коммуникаций, связанных с расширением Варшавского шоссе. В связи с чем, для рассмотрения вопроса предоставления запрашиваемого земельного участка в собственность необходимо провести корректировку границ земельного участка, в части исключения из его границ участка определенного под строительство инженерных коммуникаций, связанных с расширением Варшавского шоссе.
Не согласившись с указанным отказом в предоставлении в собственность земельного участка расположенного по адресу: Москва, Варшавское шоссе, вл. 129 А, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
При принятии решения суд первой инстанции исходил из положений п. 1 ст. 36 Земельного Кодекса Российской Федерации, указав на то, что заявитель как собственник здания, обладает исключительным правом на покупку земельного участка, занятого этим зданием и необходимым для его использования.
Изучив материалы дела, выслушав представителей лиц, явившихся в судебное заседание, обсудив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения арбитражного суда исходя из следующего.
В соответствии с п. 6 ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации в течение месяца со дня поступления указанного в п. 5 настоящей статьи заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду или в случаях, указанных в п. 1 ст. 20 Кодекса, на праве постоянного (бессрочного) пользования. В течение месяца с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 настоящего Кодекса, осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора (в редакции Федерального закона от 22.07.2008 N 141-ФЗ).
В соответствии с п. 1 ст. 37 Земельного кодекса Российской Федерации, объектом купли-продажи могут быть только земельные участки, прошедшие государственный кадастровый учет.
Данный земельный участок сформирован, прошел государственный кадастровый учет с присвоением кадастрового номера, его границы описаны и удостоверены в соответствии с требованиями земельного законодательства, поэтому он может являться объектом гражданско-правовых отношений. Споров в отношении границ земельного участка не имеется.
Статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со ст. ст. 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
В соответствии с п. 4 ст. 28 Земельного кодекса Российской Федерацией, не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в собственности, в том числе и органов местного самоуправления, за исключением случаев прямо указанных в законе, перечень которых является исчерпывающим.
Земельный участок, находящийся по адресу: Москва, Варшавское шоссе, вл. 129 А, с кадастровым номером 77:05:0007003:38. площадью 9914 кв. м. не подпадает под перечень акона, которым предусмотрен отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в собственности, в том числе и органов местного самоуправления.
Из выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 13.07.2012 N 11/064/2012-2886, кадастрового паспорта земельного участка от 15.12.2001 N 77/501/11-74536, договора аренды земельного участка N М-05-008816 от 13.05.1997, зарегистрированного в установленном порядке 04.03.2003 N 77-01/05-549/2003-404 в редакции дополнительных соглашений от 23.02.1998, 27.03.2000, 19.08.2002, 16.12.2003 31.12.2010, 28.07.2011 следует, что, на земельный участок зарегистрированные ограничения (обременения) права в виде резервирования земельного участка для государственных или муниципальных нужд отсутствуют. Земельный участок из оборота не изъят, отсутствуют и какие-либо ограничения приватизации земельного участка, доказательств запрета на приватизацию, информации о наличии решения уполномоченного органа государственной власти о резервировании земельного участка, а также государственной регистрации данного обременения в порядке, предусмотренном ст. 70.1 Земельного кодекса Российской Федерации и Положением о резервировании земель для государственных и муниципальных нужд, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 22.07.2008 N 561, указанные документы не содержат. Земельный участок не относится к землям общего пользования.
Таким образом, предусмотренных законодательством оснований, которые бы позволяли Департаменту земельных ресурсов г. Москвы отказать заявителю в оформлении права собственности на указанный земельный участок, не установлено.
В соответствии с п. 1 ст. 2 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" до 01.01.2012 в соответствии с настоящим пунктом осуществляется продажа земельных участков, находящихся в государственной собственности, коммерческим организациям, являющимся собственниками расположенных на таких земельных участках зданий, если эти здания были отчуждены из государственной или муниципальной собственности, в том числе в случае, если на таких земельных участках возведены или реконструированы здания. При приобретении указанными лицами таких земельных участков их цена устанавливается субъектами Российской Федерации в пределах двадцати процентов кадастровой стоимости земельного участка, расположенного в городах с численностью населения свыше 3 миллионов человек.
Компетенция Правительства г. Москвы и Департамента земельных ресурсов г. Москвы по распоряжению земельными участками подтверждается нормами: п. 2 ст. 10 Земельного Кодекса, в соответствии с которой субъекты Российской Федерации осуществляют управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности субъектов Российской Федерации; ст. 29 Кодекса, в соответствии с которой предоставление земельных участков из земель государственной и муниципальной собственности осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти; п. 10 ст. 3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", в соответствии с которой распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге осуществляется органами исполнительной власти указанных субъектов; ст. 1 Закона г. Москвы "О Правительстве г. Москвы", в соответствии с которой Правительство г. Москвы является постоянно действующим коллегиальным исполнительным органом государственной власти г. Москвы; постановлением Правительства г. Москвы N 431-ПП "О передаче земельных участков на территории Москвы в частную собственность", постановлением Правительства г. Москвы N 411-ПП "Об итогах работы Департамента земельных ресурсов г. Москвы в 2006 и мерах по реализации задач в сфере земельных отношений на 2007", постановлением Правительства г. Москвы от 30.10.2007 N 949-ПП "Об утверждении Положения о Департаменте земельных ресурсов г. Москвы".
Довод о том, что указанный земельный участок частично расположен в зоне строительства инженерных коммуникаций, связанных с расширением Варшавского шоссе необоснован, поскольку из кадастрового паспорта испрашиваемый земельный участок не находится в красных линиях перспективного расширения Варшавского шоссе, в отношении него не установлены красные лини и охранные зоны инженерных коммуникаций.
Действующее законодательство не содержит запрета на приватизацию земельных участков, на которых только планируется возведение указанных в отказе объектов. Единственное исключение сводится к случаям резервирования таких земельных участков для государственных или муниципальных нужд.
Департаментом земельных ресурсов г. Москвы не предоставлено доказательств, подтверждающих факт того, что испрашиваемый земельный участок зарезервирован для целей проектирования и строительства автодороги, а также инженерных коммуникаций. Сведения о резервировании земельного участка не отражены в кадастровом паспорте и выписке из ЕГРП на испрашиваемый в собственность земельный участок.
Факт наличия на земельных участках охранной зоны свидетельствует о том, что собственнику земельного участка запрещается осуществлять определенную деятельность, перечень которой установлен действующим законодательством.
В рассматриваемом случае земельный участок испрашивается не для возведения каких-либо новых объектов, а для эксплуатации существующего объекта недвижимости. Нахождение Земельного участка в зоне строительства инженерных коммуникаций не является основанием для отказа в предоставлении участка в собственность (определение ВАС РФ от 09.04.2010 N ВАС-3621/10).
В соответствии с п. 1 ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которое оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными и иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующий орган или должностное лицо.
Департаментом в данном случае законность оспариваемого отказа не доказана.
Для приобретения прав на земельный участок юридические лица, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления с заявлением о приобретении прав на земельный участок.
Заявителем приложен к заявлению, поданному в Департамент земельных ресурсов г. Москвы, полный комплект обязательных документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что отказ Департамента земельных ресурсов г. Москвы в оформлении земельно-правовых отношений на земельный участок не соответствует положениям Земельного кодекса Российской Федерации и создает определенные препятствия заявителю, нарушая тем самым его законные права и интересы.
Доводы апелляционной жалобы, проверены судом апелляционной инстанции и подлежат отклонению, поскольку не опровергают законности принятого по делу судебного акта. Все документы и обстоятельства спора, на которые ссылается заявитель, были приняты во внимание судом первой инстанции, что нашло подтверждение в ходе проверки и повторного рассмотрения дела судом апелляционной инстанции.
При таких обстоятельствах, оснований для отмены судебного акта не имеется. Нарушений судом первой инстанции норм процессуального права, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда г. Москвы от 28.08.2013 по делу N А40-99957/12 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления в полном объеме в Федеральный арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Т.Т. Маркова |
Судьи |
Н.Н. Кольцова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-99957/2012
Истец: ООО УК "Стратегия "Д.У.", ООО УК "Стратегия" "Д.У." ЗПИФ недвижимости "Основа"
Ответчик: Департамент земельных ресурсов г. Москвы, Департамент земельных ресурсов города Москвы
Третье лицо: Комитет по архитектуре и градостроительству г. Москвы, Комитет по архитектуре и градостроительству города Москвы
Хронология рассмотрения дела:
18.03.2014 Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа N Ф05-6226/13
14.11.2013 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-36311/13
28.08.2013 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-99957/12
18.07.2013 Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа N Ф05-6226/13
05.03.2013 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-3889/13
12.12.2012 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-99957/12