г. Владимир |
|
19 ноября 2013 г. |
Дело N А43-6052/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13.11.2013.
Постановление в полном объеме изготовлено 19.11.2013.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Москвичевой Т.В.,
судей Белышковой М.Б., Гущиной А.М.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Зузлевым П.А.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционные жалобы Объединенной профсоюзной организации Межрегиональной профсоюзной организации ОАО "Лукойл" Нефтегазстройпрофсоюза Российской Федерации в ООО "Лукойл-Нижегороднефтеоргсинтез" (ОГРН1035204612233, ИНН 5250011438), г.Кстово Нижегородской области, и Государственного учреждения - Нижегородского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации, г.Нижний Новгород,
на решение 22.08.2013 по делу N А43-6052/2013, принятое судьей Беляниной Е.В.,
по заявлению Объединенной профсоюзной организации Межрегиональной профсоюзной организации ОАО "Лукойл" Нефтегазстройпрофсоюза Российской Федерации в ООО "Лукойл-Нижегороднефтеоргсинтез" о признании недействительным решения Государственного учреждения -Нижегородского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации от 19.03.2013 N 420.
В судебном заседании приняли участие представители:
объединенной профсоюзной организации Межрегиональной профсоюзной организации ОАО "Лукойл" Нефтегазстройпрофсоюза Российской Федерации в ООО "Лукойл-Нижегороднефтеоргсинтез" - Большаков Д.В. по доверенности от 12.11.2013 N 90 и Решетникова Г.Н. по доверенности от 12.11.2013 N 91;
Государственного учреждения - Нижегородского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации - Померанцева А.Г. по доверенности от 10.06.2013 N 170.
Изучив материалы дела, заслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, Первый арбитражный апелляционный суд установил следующее.
Государственным учреждением - Нижегородским региональным отделением Фонда социального страхования Российской Федерации (далее по тексту - Фонд) проведена камеральная проверка Объединенной профсоюзной организации Межрегиональной профсоюзной организации ОАО "Лукойл" Нефтегазстройпрофсоюза Российской Федерации в ООО "Лукойл-Нижегороднефтеоргсинтез" (далее по тексту - Организация) по вопросам правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых вносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также по расходам на выплату страхового обеспечения (форма 4-ФСС РФ) за 1 квартал, полугодие, 9 месяцев 2012 года, 2012 год.
По результатам проверки составлен акт от 13.02.2013 N 420 и принято решение от 19.03.2013 N 420 о привлечении Организации к ответственности, предусмотренной статьей 47 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах, в виде штрафа в размере 39 288 рублей 65 копеек. Данным решением Организации было предложено перечислить в добровольном порядке страховые взносы на обязательное социальное страхование в сумме 196 443 рубля 24 копеек.
Не согласившись с указанным решением, Организация обратилась в Арбитражный суд Нижегородской области с заявлением о признании его незаконным.
Решением от 22.08.2013 заявленное требование удовлетворено в части штрафа, в отношении суммы страховых взносов в удовлетворении требования отказано.
В апелляционной жалобе Фонд ссылается на неправильное применение пункта 4 части 1 и части 2 статьи 43 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования".
Организация в отзыве на апелляционную жалобу просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу Фонда - без удовлетворения.
В свою очередь Организация в апелляционной жалобе ссылается на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела, неприменение закона, подлежащего применению.
Фонд в отзыве на апелляционную жалобу просит оставить апелляционную жалобу Организации без удовлетворения.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционных жалобах, отзывах на апелляционные жалобы, Первый арбитражный апелляционный суд не усмотрел оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Из решения Фонда усматривается, что основанием к доначислению страховых взносов послужил вывод Фонда о необоснованном применении Организацией в 2012 году пониженного страхового тарифа.
Согласно пункту 1 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Федеральный закон N 212-ФЗ) данный Федеральный закон регулирует отношения, связанные с исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации на обязательное пенсионное страхование, Фонд социального страхования Российской Федерации на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования на обязательное медицинское страхование, а также отношения, возникающие в процессе осуществления контроля за исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов и привлечения к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах.
Согласно пункту 1 статьи 18, подпункту 1 пункта 2 статьи 28 Федерального закона N 212-ФЗ плательщики страховых взносов обязаны правильно исчислять и своевременно и в полном объеме уплачивать (перечислять) страховые взносы.
Статьей 58 Федерального закона N 212-ФЗ установлены пониженные тарифы страховых взносов для отдельных категорий плательщиков страховых взносов в переходный период 2011 - 2027 годов.
Согласно пункту 11 части 1 статьи 58 Федерального закона N 212-ФЗ в течение переходного периода применяются пониженные тарифы страховых взносов для некоммерческих организаций (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), зарегистрированных в установленном законодательством Российской Федерации порядке, применяющих упрощенную систему налогообложения и осуществляющих в соответствии с учредительными документами деятельность в области социального обслуживания населения, научных исследований и разработок, образования, здравоохранения, культуры и искусства (деятельность театров, библиотек, музеев и архивов) и массового спорта (за исключением профессионального), с учетом особенностей, установленных частями 5.1 - 5.3 данной статьи.
Частью 5.1 статьи 58 Федерального закона N 212-ФЗ установлено, что такие плательщики страховых взносов применяют пониженные тарифы страховых взносов при условии, что по итогам года, предшествующего году перехода организации на уплату страховых взносов по пониженным тарифам, не менее 70 процентов суммы всех доходов организации за указанный период составляют в совокупности следующие виды доходов: 1) доходы в виде целевых поступлений на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности в соответствии с пунктом 11 части 1 данной статьи, определяемых в соответствии с пунктом 2 статьи 251 Налогового кодекса Российской Федерации (целевые поступления); 2) доходы в виде грантов, получаемых для осуществления деятельности в соответствии с пунктом 11 части 1 данной статьи и определяемых в соответствии с подпунктом 14 пункта 1 статьи 251 Налогового кодекса Российской Федерации (гранты); 3) доходы от осуществления видов экономической деятельности, указанных в подпунктах р -ф, я.4 - я.6 пункта 8 части 1 данной статьи (научные исследования и разработки; образование, здравоохранение и предоставление социальных услуг; деятельность спортивных объектов, прочая деятельность в области спорта; деятельность библиотек, архивов, учреждений клубного типа (за исключением деятельности клубов), деятельность музеев и охрана исторических мест и зданий, деятельность ботанических садов, зоопарков и заповедников).
В соответствии с частью 3.4 статьи 58 Федерального закона N 212-ФЗ в течение 2012 - 2013 годов для плательщиков страховых взносов, указанных в пунктах 8, 10 - 12 части 1 данной статьи, применяются следующие тарифы страховых взносов: Пенсионный фонд РФ - 20%, Фонд социального страхования Российской Федерации - 0%, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования - 0%.
Из материалов дела усматривается, что Организация применяла пониженный тариф 0%, ссылаясь на пункт 11 части 1 статьи 58 Федерального закона N 212-ФЗ, так как считала, что осуществляет свою деятельность в области социального обслуживания и массового спорта.
Между тем, согласно статье 1 Федерального закона от 10.12.1995 N 195-ФЗ "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 10.12.1995 N 195-ФЗ) социальное обслуживание представляет собой деятельность социальных служб по социальной поддержке, оказанию социально-бытовых, социально-медицинских, психолого-педагогических, социально-правовых услуг и материальной помощи, проведению социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации.
При этом статьей 3 Федерального закона от 10.12.1995 N 195-ФЗ под социальными службами понимаются предприятия и учреждения независимо от форм собственности, предоставляющие социальные услуги, а также граждане, занимающиеся предпринимательской деятельностью по социальному обслуживанию населения без образования юридического лица; под клиентом социальной службы - гражданин, находящийся в трудной жизненной ситуации, которому в связи с этим предоставляются социальные услуги; под социальными услугами - действия по оказанию отдельным категориям граждан в соответствии с законодательством Российской Федерации, клиенту социальной службы помощи, предусмотренной данным Федеральным законом; под трудной жизненной ситуацией - ситуация, объективно нарушающая жизнедеятельность гражданина (инвалидность, неспособность к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом, болезнью, сиротство, безнадзорность, малообеспеченность, безработица, отсутствие определенного места жительства, конфликты и жестокое обращение в семье, одиночество и тому подобное), которую он не может преодолеть самостоятельно.
Социальное обслуживание основывается, в том числе, на принципе доступности (статья 5 Федерального закона от 10.12.1995 N 195-ФЗ).
В соответствии с пунктом 2 статьи 7 Федерального закона от 10.12.1995 N 195-ФЗ социальное обслуживание осуществляется на основании обращения гражданина, его опекуна, попечителя, другого законного представителя, органа государственной власти, органа местного самоуправления, общественного объединения.
Согласно пункту 1 статьи 2 Федерального закона от 12.01.1996 N 10-ФЗ "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности" профсоюз - это добровольное общественное объединение граждан, связанных общими производственными, профессиональными интересами по роду их деятельности, создаваемое в целях представительства и защиты их социально-трудовых прав и интересов.
Согласно пункту 1.1 Устава профессиональный союз работников нефтяной, газовой отраслей промышленности и строительства (Нефтегазстройпрофсоюз Российской Федерации, Профсоюз) - это общероссийское, самостоятельное, добровольное общественное объединение, объединяющее членов Профсоюза, работающих в организациях нефтегазового комплекса, нефтехимической и химической промышленности, электроэнергетики, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, индивидуальных предпринимателей, а также лиц, обучающихся в образовательных учреждениях начального, среднего, высшего профессионального образования, связанных общими трудовыми, профессиональными и другими социально-экономическими интересами, действующее на территориях более половины субъектов Российской Федерации.
При этом членом Профсоюза является физическое лицо (работник, учащийся, временно неработающий, пенсионер), состоящее на учете в первичной профсоюзной организации (пункт 2.1 Устава).
Согласно пункту 3.1 Устава Профсоюз создается в целях представительства и защиты профессиональных, социально-трудовых прав и интересов членов Профсоюза, способствует созданию благоприятных условий для повышения жизненного уровня членов Профсоюза и их семей.
Профсоюз: участвует в формировании социально-экономической политики, разработке проектов законов и иных нормативных правовых актов по социально-трудовым вопросам; защищает права членов Профсоюза свободно распоряжаться своими способностями к труду, на здоровые и безопасные условия труда, на достойную оплату труда; принимает участие в формировании государственной политики занятости, предлагает меры по социальной защите членов Профсоюза, высвобождаемых в результате реорганизации (ликвидации) организации; ведет коллективные переговоры и заключает коллективные договоры и соглашения, осуществляет контроль за их выполнением; организует среди членов Профсоюза и их семей санаторно-курортное лечение, детский оздоровительный отдых, туризм, спортивные мероприятия и проводит культурно-массовую, физкультурно-оздоровительную работу; оказывает членам Профсоюза правовую и материальную помощь (пункты 3.2.6, 3.2.7, 3.2.8, 3.2.11, 3.2.14, 3.2.29 Устава).
Конкретные социальные льготы и гарантии работникам, чьи интересы представлены профсоюзом, а также вопросы работы с молодежью закреплены в пунктах 7, 8 коллективного договора ООО "Лукойл-Нижегороднефтеоргсинтез" на 2012 - 2014 годы, информация о реализации данных положений содержится в соответствующих планах работы профсоюза.
По смыслу нормы пункта 11 части 1 статьи 58 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ в совокупности с положениями Федерального закона от 10.12.1995 N 195-ФЗ, некоммерческая организация должна осуществлять социальное обслуживание именно населения, то есть любого лица, находящегося в трудной жизненной ситуации, обратившегося к ней за соответствующей помощью.
Данная норма неприменима, если речь идет об оказании социальных услуг только определенной группе населения, выбранной по признаку принадлежности к некоему предприятию (отрасли промышленности), что имеет место в рассматриваемом случае (пункт 3.1 Устава Нефтегазстройпрофсоюза Российской Федерации).
Более того, в материалах дела отсутствуют доказательства фактического осуществления Организацией деятельности в области социального обслуживания и массового спорта.
Таким образом, у Организации отсутствовали правовые основания для применения в 2012 году пониженных тарифов страховых взносов по пункту 11 части 1 статьи 58 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ; соответственно, доначисление страховых взносов в сумме 196 443 рублей 24 копеек произведено Фонда обоснованно, в связи с чем апелляционная жалоба Организации удовлетворению не подлежит.
Согласно пункту 1 статьи 47 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ неуплата или неполная уплата сумм страховых взносов в результате занижения базы для начисления страховых взносов, иного неправильного исчисления страховых взносов или других неправомерных действий (бездействия) плательщиков страховых взносов влечет взыскание штрафа в размере 20 процентов неуплаченной суммы страховых взносов.
В силу пункта 1 статьи 40 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ нарушением законодательства Российской Федерации о страховых взносах признается виновно совершенное противоправное деяние (действие или бездействие) плательщика страховых взносов или банка, за которое данным Федеральным законом установлена ответственность.
При этом виновным в совершении правонарушения признается лицо, совершившее противоправное деяние умышленно или по неосторожности. Правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, осознавало противоправный характер своих действий (бездействия), желало либо сознательно допускало наступление вредных последствий таких действий (бездействия); правонарушение признается совершенным по неосторожности, если лицо, его совершившее, не осознавало противоправного характера своих действий (бездействия) либо вредного характера последствий, возникших вследствие этих действий (бездействия), хотя должно было и могло это осознавать (пункты 1 - 3 статьи 42 Федерального закона N 212-ФЗ).
Частью 1 статьи 43 указанного закона установлено, что обстоятельствами, исключающими вину лица в совершении правонарушения, признаются:
1) совершение деяния, содержащего признаки правонарушения, вследствие стихийного бедствия или других чрезвычайных и непреодолимых обстоятельств (указанные обстоятельства устанавливаются наличием общеизвестных фактов, публикаций в средствах массовой информации и иными способами, не нуждающимися в специальных средствах доказывания);
2) совершение деяния, содержащего признаки правонарушения, плательщиком страховых взносов - физическим лицом, находившимся в момент его совершения в состоянии, при котором это лицо не могло отдавать себе отчета в своих действиях или руководить ими вследствие болезненного состояния (указанные обстоятельства доказываются предоставлением в орган контроля за уплатой страховых взносов документов, которые по смыслу, содержанию и дате относятся к тому периоду, в котором совершено правонарушение);
3) выполнение плательщиком страховых взносов письменных разъяснений о порядке исчисления, уплаты страховых взносов или по иным вопросам применения законодательства Российской Федерации о страховых взносах и об обязательном социальном страховании, данных ему либо неопределенному кругу лиц органом контроля за уплатой страховых взносов или другим уполномоченным органом государственной власти (уполномоченным должностным лицом этого органа) в пределах его компетенции (указанные обстоятельства устанавливаются при наличии соответствующего документа этого органа, по смыслу и содержанию относящегося к периодам, в которых совершено правонарушение, независимо от даты издания такого документа). Положение настоящего пункта не применяется в случае, если указанные письменные разъяснения основаны на неполной или недостоверной информации, предоставленной плательщиком страховых взносов;
4) иные обстоятельства, которые могут быть признаны судом или органом контроля за уплатой страховых взносов, рассматривающим дело, исключающими вину лица в совершении правонарушения.
При наличии обстоятельств, указанных в части 1 настоящей статьи, лицо не подлежит ответственности за совершение правонарушения (часть 2 статьи 43).
Как усматривается из материалов дела, ранее Организацией в Фонд представлялись расчеты по форме 4-ФСС РФ за 1 квартал, полугодие, 9 месяцев 2012 года, аналогичные спорному, и к данным расчетам Фондом никаких претензий не предъявлялось, что следует из требования от 22.05.2012 N 26, по которому были представлены такие же документы, что и по требованию от 24.01.2013 N 1 (письма от 08.06.2012 N N 175, 176).
Суд первой инстанции счёл, что подобными действиями Фонд сам способствовал совершению профсоюзом спорного правонарушения.
В этой связи суд первой инстанции, с учетом подпункта 4 пункта 1 и пункта 2 статьи 43 Федерального закона N 212-ФЗ, пришёл к выводу об отсутствии вины Организации в совершённом правонарушении.
Оснований для переоценки указанного вывода суд апелляционной инстанции не усматривает.
Таким образом, Арбитражный суд Нижегородской области полно выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, его выводы соответствуют обстоятельствам дела, нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, не допущено, в связи с чем апелляционные жалобы удовлетворению не подлежат.
В соответствии со статьёй 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины по жалобе Организации подлежат отнесению на Организацию, при этом её подлежит возврату излишне уплаченная государственная пошлина в размере 1000 рублей.
Руководствуясь статьями 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 22.08.2013 по делу N А43-6052/2013 оставить без изменения.
Апелляционные жалобы объединенной профсоюзной организации Межрегиональной профсоюзной организации ОАО "Лукойл" Нефтегазстройпрофсоюза Российской Федерации в ООО "Лукойл-Нижегороднефтеоргсинтез" и Государственного учреждения - Нижегородского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации оставить без удовлетворения.
Возвратить объединенной профсоюзной организации Межрегиональной профсоюзной организации ОАО "Лукойл" Нефтегазстройпрофсоюза Российской Федерации в ООО "Лукойл-Нижегороднефтеоргсинтез" из федерального бюджета государственную пошлину в сумме 1000 (одну тысячу) рублей, уплаченную по платежному поручению от 17.09.2013 N 354.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий |
Т.В. Москвичева |
Судьи |
М.Б. Белышкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А43-6052/2013
Истец: Объединенная профсоюзная организация Межрегиональной профсоюзной организации ОАО ЛУКОЙЛ Нефтегазстройпрофсоюза РФ в ООО ЛУКОЙЛ-Нижегороднефтеоргсинтез г. Кстово, ООО "Лукойл-Нижегороднефтеоргсинтез"
Ответчик: Филиал N15 Государственное учреждение-Нижегородское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации г. Кстово
Третье лицо: ГУ-Нижегородское региональное отделение ФСС РФ, Государственное учредение - Нижегородское региональное отделение Фонда социального страхования РФ
Хронология рассмотрения дела:
25.03.2014 Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа N Ф01-423/14
19.11.2013 Постановление Первого арбитражного апелляционного суда N 01АП-6476/13
22.08.2013 Решение Арбитражного суда Нижегородской области N А43-6052/13
01.04.2013 Определение Арбитражного суда Нижегородской области N А43-6052/13