г. Санкт-Петербург |
|
20 ноября 2013 г. |
Дело N А21-4017/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 ноября 2013 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 20 ноября 2013 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Лопато И.Б.
судей Борисовой Г.В., Фокиной Е.А.
при ведении протокола судебного заседания: Беляевой Ю.А.
при участии:
от истца (заявителя): Таюрский В.А. по доверенности от 17.01.2013
от ответчика (должника): Плешакова Н.В. по доверенности от 31.07.2013 N 05-35/18266, Волков Д.А. по доверенности от 14.12.2013 N 05-35/30058
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-21099/2013) Калининградской областной таможни на решение Арбитражного суда Калининградской области от 16.08.2013 по делу N А21-4017/2013 (судья Мялкина А.В.), принятое
по иску (заявлению) Закрытого акционерного общества "ИНТЕР-ТРАССА"
к Калининградской областной таможне
о признании требования недействительным
установил:
Закрытое акционерное общество "ИНТЕР-ТРАССА" (ОГРН 1023901654831, место нахождения: 236000, г. Калининград, ул.Транспортная, д.17-а,, далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением о признании недействительным требования Калининградской областной таможни (ОГРН: ОГРН 1083925999992, место нахождения: 236006, г. Калининград, Гвардейский проспект, д.30, далее - Таможня) от 11.04.13 N 10226000/1104/13/00000062 об уплате таможенных платежей.
Решением суда от 16.08.2013 заявленные требования удовлетворены.
В апелляционной жалобе Таможня просит отменить решение, ссылаясь на нарушение судом первой инстанции норм материального права, а также на несоответствие выводов фактическим обстоятельствам дела. По мнению подателя жалобы, Общество нарушило условия предоставления полного условного освобождения от уплаты таможенных платежей, в связи с чем оспариваемое требование является законным и обоснованным.
В судебном заседании представители Таможни поддержали доводы апелляционной жалобы, а представитель Общества, ссылаясь на их несостоятельность, просил оставить решение суда без изменения по мотивам, изложенным в отзыве.
Законность и обоснованность решения суда проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, 03.04.2013 должностными лицами Центрального таможенного поста Калининградской областной таможни в отношении Общества проведена проверка по вопросу соблюдения условий таможенной процедуры временного ввоза транспортного средства - седельного тягача марки DAF (свидетельство N 39 ТХ 680046), ввезенного на таможенную территорию Таможенного союза на основании договора аренды от 18.04.08 N 2068-04-05, с полным освобождением от уплаты таможенных пошлин и налогов по ГТД N 102226020/190508/0008938.
В ходе указанной проверки таможней установлены факты использования Обществом транспортного средства международной перевозки во внутренней перевозке по таможенной территории таможенного союза без разрешения таможенного органа (г. Могилев Республики Беларусь - Калининградская область Российской Федерации), что является нарушением требований пункта 2 статьи 344 Таможенного кодекса Таможенного Союза (далее - ТК ТС). Данные нарушения зафиксированы в акте проверки документов и сведений после выпуска товаров и (или) транспортных средств N 10226000/010/030413/А0001 от 03.04.2013.
08.04.2013 Таможней составлен акт об обнаружении факта неуплат или неполной уплаты таможенных платежей N 10226000/080413/00000050 и 11.04.13 Обществу выставлено оспариваемое требование об уплате 1 829 952,82 руб.
Не согласившись с законностью указанного требования, общество обратилось в суд с соответствующим заявлением по настоящему делу.
Изучив материалы дела и доводы апелляционной жалобы, выслушав позиции сторон, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы Таможни.
В силу подпункта 1 пункта 2 статьи 319 Таможенного кодекса Российской Федерации (действовавшего в период выявленных нарушений, далее - ТК РФ) таможенные пошлины, налоги не уплачиваются в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации или названным Кодексом в отношении товаров предоставлено условное полное освобождение от уплаты таможенных пошлин, налогов, - в период действия такого освобождения и при соблюдении условий, в связи с которыми предоставлено такое освобождение.
Временный ввоз - таможенный режим, при котором иностранные товары используются в течение определенного срока (срока временного ввоза) на таможенной территории Российской Федерации с полным или частичным условным освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов и без применения к этим товарам запретов и ограничений экономического характера, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности (статья 209 ТК РФ).
Согласно положениям пункта 1 статьи 212 ТК РФ перечень категорий товаров, временно ввозимых с полным условным освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов, а также условия такого освобождения, включая предельные сроки временного ввоза, определяются Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 2 Постановления Правительства РФ от 11.03.2003 N 147 "О дополнительных мерах государственной поддержки российского автомобильного транспорта, предназначенного для международных перевозок" (далее - Постановление N 147) в отношении транспортных средств (коды ТН ВЭД России 8701 20 101 2, 8704 23 910 4, 8716 39 300 1, 8716 39 300 2, 8716 39 590 1), ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации и помещаемых под таможенный режим временного ввоза, предусмотрено полное освобождение от уплаты таможенных пошлин и налогов, кроме сборов за таможенное оформление, на весь срок эксплуатации при условии их использования для осуществления международных перевозок товаров.
В целях реализации названного Постановления Правительства Российской Федерации Минтрансом России и ГТК России издан совместный приказ N 187/970, согласно которому документами, подтверждающими использование для международных перевозок товаров указанных транспортных средств, являются товарно-транспортные накладные (CMR), предусмотренные Конвенцией о договоре международной дорожной перевозки грузов, а также любые другие транспортные документы, подтверждающие наличие договора международной перевозки товаров. Допускается использование транспортного средства для внутренней перевозки груза при условии, что внутренняя перевозка производится из места завершения международной перевозки груза до места или по возможности близко к месту, где транспортное средство должно загружаться товаром, предназначенным для вывоза с таможенной территории Российской Федерации; внутренняя перевозка производится один раз без совершения промежуточных операций (пункт 1).
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 24.07.1998 N 127-ФЗ "О государственном контроле за осуществлением международных автомобильных перевозок и об ответственности за нарушение порядка их выполнения" (далее - Закон N 127-ФЗ) международной автомобильной перевозкой признается перевозка транспортным средством грузов или пассажиров за пределы территории Российской Федерации или на территорию Российской Федерации, а также перевозка транспортным средством грузов или пассажиров транзитом через территорию Российской Федерации. К такой перевозке относится проезд груженого или негруженого транспортного средства, принадлежащего российскому перевозчику, с территории Российской Федерации на территорию иностранного государства и обратно либо на территорию Российской Федерации транзитом через территорию иностранного государства, либо с территории одного иностранного государства на территорию другого иностранного государства транзитом через территорию Российской Федерации, а также проезд груженого или негруженого транспортного средства, принадлежащего иностранному перевозчику, на территорию Российской Федерации и обратно либо транзитом через территорию Российской Федерации.
В силу части 2 статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.
Факт использования Обществом для осуществления внутренней перевозки товара ("панель металлическая трехслойная с утеплителем из минеральных плит (гофрированная стенка) ПП 00..13000.1000.120-0,5С.ПХ0,5С.П.М.") по товаросопроводительным документам: CMR AZ 1468297 от 09.01.2013, счет- фактура N 43 от 08.01.2013, отправитель товара - ООО "ИЗОСПАН" (Республика Беларусь); получатель товара - ООО "МЕТАЛСПАН"( Россия, г. Москва), транспортных средств - тягача марки "Даф" государственный регистрационный номер 0469ЕЕ39 (свидетельство 39 ТХ 680046) и прицепа регистрационный номер Республики Литва BN004 (свидетельство С 466292) установлен вступившим в законную силу решением суда от 10.04.2013 по делу N А21-1942/2013.
Доводы Общества о том, что в рамках названного дела проверялась законность постановления Таможни о привлечении к административной ответственности в связи с использованием во внутренней перевозке только прицепа, не исключают отсутствие предусмотренных частью 2 статьи 69 АПК РФ оснований для доказывания этих обстоятельств в отношении тягача, ибо материалами дела подтверждается, что означенные транспортные средства передвигались совместно, по одному маршруту.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что указанная в акте проверки от 03.04.2012 внутренняя перевозка осуществлена в нарушение условий полного условного освобождения от уплаты таможенных платежей.
При несоблюдении условий полного условного освобождения от уплаты таможенных пошлин, налогов, установленных в соответствии с пунктом 1 статьи 212 ТК РФ, применяется частичное условное освобождение от уплаты таможенных пошлин, налогов. При частичном условном освобождении от уплаты таможенных пошлин, налогов за каждый полный и неполный календарный месяц нахождения товаров на таможенной территории Российской Федерации уплачивается 3 процента суммы таможенных пошлин, налогов, которая подлежала бы уплате, если бы товары были выпущены для свободного обращения (пункт 2 статьи 212 ТК РФ).
Ответственность за уплату таможенных пошлин, налогов в соответствии с пунктом 2 статьи 320 ТК РФ несет лицо, получившее разрешение на временный ввоз (пункт 7).
Аналогичные нормы содержатся в таможенном законодательстве, действующем в период проведения камеральной проверки и выставления спорного требования (пункт 3 статьи 282, пункт 1 статьи 80, пункт 1 статьи 282 Таможенного кодекса Таможенного союза).
В соответствии с пунктом 6 статьи 370 ТК ТС товары, помещенные до вступления в силу названного Кодекса под таможенный режим временного ввоза в Российской Федерации, со дня вступления в силу данного Кодекса признаются помещенными под таможенную процедуру временного ввоза (допуска).
В силу положений статьи 360 ТК РФ и статьи 96 ТК ТС транспортные средства, помещенные под таможенную процедуру временного ввоза находятся под таможенным контролем, который осуществляется таможенными органами в формах и порядке, установленными действующим таможенным законодательством, в данном случае главами 16 и 19 ТК ТС.
По результатам камеральной таможенной проверки, проведенной на основании статьи 131 ТК ТС, таможенный орган, установив со стороны общества нарушение условий предоставления льготы по уплате таможенных пошлин, налогов при ввозе в таможенном режиме временного ввоза транспортных средств, имел право произвести начисление таможенных платежей. Вместе с тем, начисление таможенных платежей должно производиться таможенным органом в соответствии с соблюдением требований, установленных законодательством, действующим на момент проведения проверки и выставления оспариваемого требования.
В соответствии с пунктом 3 статьи 91 ТК ТС взыскание неуплаченных таможенных пошлин, налогов осуществляется в порядке, предусмотренном законодательством государства - члена таможенного союза, таможенным органом которого осуществляется взыскание таможенных пошлин, налогов.
Согласно части 1 статьи 152 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" (далее - Закон о таможенном регулировании) требование об уплате таможенных платежей представляет собой извещение таможенного органа в письменной форме о неуплаченной в установленный срок сумме таможенных платежей, а также об обязанности уплатить в установленный этим требованием срок неуплаченную сумму таможенных платежей, пеней и (или) процентов.
При проведении таможенного контроля в форме таможенной проверки обнаружение факта неуплаты или неполной уплаты таможенных платежей фиксируется актом таможенного органа не позднее пяти рабочих дней после дня получения таможенным органом, производившим выпуск товара, копий акта таможенной проверки и соответствующего решения (соответствующих решений) в сфере таможенного дела (часть 7 статьи 152 Закона о таможенном регулировании).
Порядок оформления результатов таможенной проверки установлен статьей 178 Закона о таможенном регулировании, частью 5 которой предусмотрено, что в случае выявления неуплаты или неполной уплаты таможенных пошлин, налогов на основании акта таможенной проверки начальник (заместитель начальника) таможенного органа, проводившего проверку, либо лицо, им уполномоченное, одновременно принимает соответствующее решение (соответствующие решения) в сфере таможенного дела, если принятие такого решения (таких решений) входит в его компетенцию. При этом первый экземпляр акта таможенной проверки приобщается к материалам таможенной проверки, второй экземпляр акта таможенной проверки и решение (решения) не позднее пяти рабочих дней со дня завершения таможенной проверки вручаются проверяемому лицу и (или) плательщику таможенных пошлин, налогов или направляются в их адрес заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении. Копии акта и решения (решений) в случае его (их) принятия таможенным органом, проводившим проверку, направляются в таможенный орган, в регионе деятельности которого был произведен выпуск товара, не позднее пяти рабочих дней со дня завершения таможенной проверки для осуществления действий, предусмотренных таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством Российской Федерации о таможенном деле, и выставления требования об уплате таможенных платежей в соответствии с данным Федеральным законом.
Следовательно, по результатам таможенной проверки таможня обязана составить акт, которым фиксируется факт неуплаты или неполной уплаты таможенных платежей, принять решение об их взыскании и направить в таможенный орган, в регионе деятельности которого был произведен выпуск товара.
О необходимости составления акта таможенной проверки и принятия решения в сфере таможенного дела указано также в пунктах 2, 3 Приказа Федеральной таможенной службы Российской Федерации от 20.04.2011 N 823 "Об утверждении Порядка взаимодействия таможенных органов при реализации решения (решений) таможенного органа, проводившего таможенную проверку" (далее - Приказ N 823).
Вместе с тем Таможней решение в сфере таможенного дела по результатам таможенной проверки, выявившей неуплату таможенных платежей, в отношении Общества, не принималось, несмотря на то, что на необходимость принятия такого решения прямо указано в заключительном разделе акта проверки документов и сведений после выпуска товаров от 03.04.2013 N 10226000/030413/А0001. Акт проверки от 03.04.2013 и акт об обнаружении факта неуплаты таможенных платежей от 08.04.2013 не содержат подробного расчета подлежащих уплате таможенных платежей.
Неисполнение таможней нормативно предусмотренной обязанности по принятию решения по результатам проверки лишает возможности в данном случае как общество, так и суд, проверить обоснованность произведенных начислений таможенных платежей, в том числе соблюдение условий, предусмотренных статьей 212 ТК РФ.
При таких обстоятельствах, требование Таможни от 11.04.13 N 10226000/1104/13/00000062 об уплате таможенных платежей правомерно признано судом первой инстанции недействительным.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Калининградской области от 16.08.2013 по делу N А21-4017/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу Калининградской областной таможни - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
И.Б. Лопато |
Судьи |
Г.В. Борисова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А21-4017/2013
Истец: ЗАО "ИНТЕР-ТРАССА"
Ответчик: Калининградская областная таможня