г. Красноярск |
|
19 ноября 2013 г. |
Дело N А33-8616/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена "12" ноября 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен "19" ноября 2013 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего: Дунаевой Л.А.,
судей: Колесниковой Г.А., Севастьяновой Е.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Хрущевой М.А.,
при участии:
от заявителя (открытого акционерного общества "МегаФон"): Бутан Н.В., представителя по доверенности от 11.07.2012;
от ответчика (Енисейского управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций): Жданова В.М., представителя по доверенности от 18.03.2013 N 8-Д,
рассмотрев апелляционные жалобы открытого акционерного общества "МегаФон", Енисейского управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций
на решение Арбитражного суда Красноярского края
от 02.09.2013 по делу N А33-8616/2013, принятое судьей Ивановой Е.А.,
установил:
открытое акционерное общество "МегаФон" (далее - заявитель, общество, ОАО "МегаФон") (ИНН 7812014560, ОГРН 1027809169585) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с требованием, измененным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к Енисейскому управлению Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (далее - ответчик, Енисейское управление Роскомнадзора) (ИНН 2463067454, ОГРН 1042402202590) о признании предписания об устранении выявленного нарушения от 29.04.2013 N П-108045-24/70 недействительным.
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 02 сентября 2013 года заявленное требование удовлетворено.
Не согласившись с данным решением, заявитель и ответчик обратились в Третий арбитражный апелляционный суд с апелляционными жалобами.
Ответчик в апелляционной жалобе просил решение суда первой инстанции отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать, ссылаясь на необоснованность вывода суда первой инстанции о неисполнимости оспариваемого предписания, поскольку требование об указании конкретного способа устранения выявленного нарушения не предусмотрено действующим законодательством. Кроме того, на момент вынесения спорного предписания договор с Поповым О.Ю. не был расторгнут, что не подтверждает вывод суда о неисполнимости предписания.
Заявитель в апелляционной жалобой не согласился с мотивировочной частью решения суда первой инстанции, указал на следующие обстоятельства, свидетельствующие о незаконности оспариваемого предписания:
- у Енисейского управления Роскомнадзора с учетом положений Федерального закона от 07.07.2003 N 126-ФЗ "О связи" отсутствовали правовые основания для проведения внеплановой проверки в отношении общества;
- у выдавших оспариваемое предписание должностных лиц Енисейского управления Роскомнадзора отсутствовали полномочия на его выдачу.
Представители сторон в судебном заседании поддержали доводы, изложенные в апелляционных жалобах.
Заявитель представил отзыв на апелляционную жалобу ответчика, дополнения к нему, в которых с апелляционной жалобой не согласился, в ее удовлетворении просил отказать. Представитель заявителя в судебном заседании поддержала доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу, в дополнениях к нему.
Апелляционные жалобы рассматриваются в соответствии с главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении дела установлены следующие, имеющие значение для рассмотрения спора, обстоятельства.
В соответствии с условиями лицензии от 18.04.2013 N 108045 ОАО "МегаФон" осуществляет предпринимательскую деятельность по оказанию телематических услуг связи.
На основании поступившей от гражданина Попова О.Ю. жалобы на действия общества управлением проведена проверка соблюдения обществом условий, предусмотренных лицензией от 18.04.2013 N 108045 на оказание телематических услуг связи, в ходе которой выявлено, что обществом нарушен пункт 5 лицензии, устанавливающий, что лицензиат обязан оказывать услуги связи в соответствии с Правилами оказания услуг связи, утвержденными Правительством Российской Федерации, а именно пунктов 14 "г", 22 "а", 22 "ж" Правил оказания телематических услуг связи, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 10.09.2007 N 575, части 1 статьи 46 Федерального закона от 07.07.2003 N 126-ФЗ "О связи".
С целью устранения выявленных нарушений Енисейское управление Роскомнадзора выдало обществу предписание от 29.04.2013, согласно которому ОАО "МегаФон" в срок до 27.05.2013 следует устранить нарушения.
ОАО "МегаФон", полагая, что указанное предписание не соответствует законодательству, нарушает его права и законные интересы, обратилось в арбитражный суд с указанным требованием об оспаривании его законности.
Исследовав представленные доказательства, оценив доводы лиц, участвующих в деле, арбитражный суд пришел к следующим выводам.
Проверив в пределах, установленных статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального права и соблюдения норм процессуального права, суд апелляционной инстанции не установил оснований для отмены судебного акта.
В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. Согласно статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается, как на основания своих требований и возражений.
В соответствии с частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания оспариваемого ненормативного правового акта (действий, бездействия) недействительным необходимо наличие одновременно двух условий - несоответствие его закону или иным нормативным правовым актам и нарушение им прав и охраняемых законом интересов субъектов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Как следует из материалов дела, обществом оспаривается законность предписания, выданного Енисейским управлением Роскомнадзора по результатам проведенной проверки в отношении общества на основании жалобы Попова О.Ю. Суд первой инстанции, удовлетворяя требования заявителя, пришел к выводу о том, что предписание от 29.04.2013 N П-108045-24/70, выданное ОАО "МегаФон", нарушает права и законные интересы заявителя, поскольку не отвечает критерию исполнимости.
Отношения в области организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля и защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля регулируются Федеральным законом от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Федеральный закон от 26.12.2008 N 294-ФЗ).
При этом в соответствии с частью 4 статьи 1 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ в отношении такого вида государственного контроля (надзора) как федеральный государственный надзор в области связи другими федеральными законами могут устанавливаться особенности организации и проведения проверок в части, касающейся вида, предмета, оснований проведения проверок, сроков и периодичности их проведения, уведомлений о проведении внеплановых выездных проверок и согласования проведения внеплановых выездных проверок с органами прокуратуры.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ в случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводившие проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны выдать предписание юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения.
Федеральный закон от 07.07.2003 N 126-ФЗ "О связи" устанавливает правовые основы деятельности в области связи на территории Российской Федерации и на находящихся под юрисдикцией Российской Федерации территориях, определяет полномочия органов государственной власти в области связи, а также права и обязанности лиц, участвующих в указанной деятельности или пользующихся услугами связи.
Из статьи 27 Федерального закона от 07.07.2003 N 126-ФЗ "О связи" следует, что должностные лица органов государственного надзора в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, в том числе имеют право выдавать предписания об устранении выявленных нарушений обязательных требований, о проведении мероприятий по обеспечению предотвращения причинения вреда средствам связи, предназначенным для целей государственного управления, обороны страны, безопасности государства и обеспечения правопорядка, а также предотвращения нарушения целостности, устойчивости функционирования и безопасности единой сети электросвязи Российской Федерации (часть 4).
Судом апелляционной инстанции установлено, что оспариваемое предписание выдано Енисейским управлением Роскомнадзора по результатам проведенной проверки в отношении общества на основании жалобы Попова О.Ю., оформлен акт проверки от 29.04.2013 N А50788, 75693, 58056, 58055, 108042, 108045-24/94. Выданное обществу и оспариваемое им предписание содержит указание на нарушения положений Правил оказания телематических услуг связи, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 10.09.2007 N 575, Федерального закона от 07.07.2003 N 126-ФЗ "О связи", лицензионных требований в соответствии с лицензией от 18.04.2013 N 108045.
Вместе с тем из содержания указанного предписания вопреки вышеприведенным нормам Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ и специальным нормам Федерального закона от 07.07.2003 N 126-ФЗ "О связи" не следует, в чем именно выразилось выявленное нарушение, какие конкретные действия предписаны обществу для его устранения.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобы Енисейского управления Роскомнадзора, о наличии указания на нарушенные нормы и отсутствии обязанности указывать на конкретные способы устранения нарушения, не принимаются судом апелляционной инстанции во внимание. Оспариваемое предписание содержит лишь указание на отдельные нормы и не содержит указания на конкретные фактические обстоятельства, в которых выразилось нарушение, что не позволяет сделать вывод о том, какое нарушение подлежит устранению.
Отсутствие соответствующей информации в оспариваемом предписании, в том числе указаний на способы устранения допущенного нарушения свидетельствует о его неопределенности как ненормативного правового акта, и, как следствие об его неисполнимости со стороны общества.
Суд апелляционной инстанции отклоняет доводы ответчика о фактическом исполнении обществом предписания, поскольку из пояснений заявителя следует и ответчиком не отрицается, что абонент Попов О.Ю., по жалобе которого была проведена проверка, расторг договор об оказании услуг связи в одностороннем порядке 15.05.2013.
С учетом изложенного суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о неисполнимости оспариваемого предписания.
Изучив и оценив представленные в материалы дела доказательства применительно к доводам общества, заявленным в апелляционной жалобе, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Общество полагает, что предписание от 29.04.2013 N П-108045-24/70 подлежит признанию недействительным также ввиду отсутствия у Енисейского управления Роскомнадзора правовых оснований для проведения проверки в отношении общества и неотносимости предмета жалобы Попова О.Ю. к компетенции ответчика.
Как указано выше, в отношении такого вида государственного контроля (надзора) как федеральный государственный надзор в области связи другими федеральными законами могут устанавливаться особенности организации и проведения проверок в части, касающейся вида, предмета, оснований проведения проверок, сроков и периодичности их проведения, уведомлений о проведении внеплановых выездных проверок и согласования проведения внеплановых выездных проверок с органами прокуратуры.
Положениями статьи 27 Федерального закона от 07.07.2003 N 126-ФЗ "О связи" предусмотрено, что под федеральным государственным надзором в области связи понимаются деятельность уполномоченных федеральных органов исполнительной власти, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений юридическими и физическими лицами требований, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации в области связи (далее - обязательные требования), посредством организации и проведения проверок указанных лиц, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений, и деятельность указанных федеральных органов исполнительной власти по систематическому наблюдению за исполнением обязательных требований, анализу и прогнозированию состояния исполнения указанных требований при осуществлении юридическими и физическими лицами своей деятельности (пункт 1). Федеральный государственный надзор в области связи осуществляется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти (далее - органы государственного надзора) в соответствии с их компетенцией в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (пункт 2).
На момент проведения проверки в отношении общества действовал Порядок осуществления государственного надзора за деятельностью в области связи, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 02.03.2005 N 110.
В соответствии с пунктами 10, 16 данного Порядка в целях осуществления государственного надзора за деятельностью в области связи Федеральная служба по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций и (или) ее территориальные органы в пределах установленных полномочий организуют и проводят плановые и внеплановые мероприятия по контролю. Внеплановые мероприятия по контролю также проводятся в случае обращения граждан, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей с жалобами на нарушения их прав и законных интересов действиями (бездействием) иных юридических лиц и (или) индивидуальных предпринимателей, связанными с невыполнением ими требований в области связи и (или) лицензионных условий, а также получения иной информации, подтверждаемой документами и иными доказательствами, свидетельствующими о наличии признаков таких нарушений.
Из содержания акта проверки от 29.04.2013 N А50788, 75693, 58056, 58055, 108042, 108045-24/94 следует, что в предмет проверки Енисейского управления Роскомнадзора, в том числе вошли обстоятельства соблюдения обществом лицензионных условий и требований в области связи.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции полагает, что проверка в отношении ОАО "МегаФон" проведена Енисейским управлением Роскомнадзора при наличии соответствующего правового основания.
С учетом изложенного суд апелляционной инстанции также отклоняет довод общества о неотносимости предмета жалобы Попова О.Ю. к компетенции ответчика.
В соответствии с пунктом 5.1.4.2 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.03.2009 N 228, Роскомнадзор осуществляет государственный контроль и надзор в области оказания услуг связи. В силу пункта 4 названного Положения Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы.
Тот факт, что с жалобой обратился гражданин Попов О.Ю., не исключает полномочия территориального органа Роскомнадзора осуществить проверку по данному поводу в пределах его компетенции. Судом апелляционной инстанции не установлено, а заявителем в порядке статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не доказано, что ответчик включил в предмет проверки обстоятельства, выходящие за пределы его компетенции. В акте проверки ответчик отразил нарушенные обществом специальные нормы права, относящиеся к вышеобозначенной компетенции Роскомнадзора и его территориальных органов.
Вместе с тем суд апелляционной инстанции соглашается с доводами общества об отсутствии у должностных лиц Енисейского управления Роскомнадзора на выдачу оспариваемого предписания обществу.
Как указано выше, постановлением Правительства Российской Федерации от 02.03.2005 N 110 утвержден Порядок осуществления государственного надзора за деятельностью в области связи, действующий в период проведения проверки и выдачи оспариваемого предписания.
В соответствии с подпунктами "в", "г" пункта 6 указанного Порядка государственный надзор за деятельностью в области связи от имени Федеральной службы по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций уполномочены осуществлять, в том числе государственные инспекторы по надзору за связью и информатизацией:
в) начальники управлений центрального аппарата Службы и их заместители, начальники отделов центрального аппарата Службы и их заместители, советники, консультанты и главные специалисты-эксперты центрального аппарата Службы, руководители ее территориальных органов и их заместители, которые по должности являются старшими государственными инспекторами Российской Федерации по надзору за связью и информатизацией;
г) работники управлений центрального аппарата Службы помимо работников, указанных в подпункте "в" настоящего пункта, и работники территориальных органов Службы, в обязанности которых входит осуществление государственного надзора за деятельностью в области связи и которые по должности являются государственными инспекторами Российской Федерации по надзору за связью и информатизацией.
В силу подпункта "а" пункта 8 указанного Порядка обязательные для выполнения предписания об устранении выявленных нарушений требований в области связи и (или) лицензионных условий вправе выдавать главный государственный инспектор Российской Федерации по надзору за связью и информатизацией, его заместители, старшие государственные инспекторы Российской Федерации по надзору за связью и информатизацией.
При таких условиях суд апелляционной инстанции полагает, что выдача оспариваемого предписания главным специалистом-экспертом отдела надзора в сфере электросвязи и почтовой связи, а также специалистом - экспертом отдела надзора в сфере электросвязи и почтовой связи не соответствовала установленному порядку.
Таким образом, решение суда первой инстанции от "02" сентября 2013 года об удовлетворении заявленного требования общества является законным и обоснованным, отмене или изменению в порядке статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не подлежит.
В порядке статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы общества по уплате государственной пошлины при обращении в суд первой инстанции подлежат отнесению на ответчика. При обращении с апелляционной жалобой государственная пошлина уплачена обществом в установленном размере.
В силу подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации ответчик освобожден от уплаты государственной пошлины при подаче апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Красноярского края от "02" сентября 2013 года по делу N А33-8616/2013 оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий |
Л.А. Дунаева |
Судьи |
Г.А. Колесникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А33-8616/2013
Истец: Красноярское региональное отделение ОАО МегаФон
Ответчик: Енисейское управление Росконадзора
Третье лицо: ОАО "Мегафон"