г. Тула |
|
20 ноября 2013 г. |
Дело N А68-2273/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13.11.2013.
Постановление изготовлено в полном объеме 20.11.2013.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Тучковой О.Г., судей Волковой Ю.А., Тимашковой Е.Н., при ведении протокола судебного заседания секретарем Корнеевой Е.В., при участии от заявителя - Михаенкова В.А. (доверенность от 11.07.2013), в отсутствие представителя ответчика, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в сети Интернет, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу СПК "Грайворонский" на решение Арбитражного суда Тульской области от 09.08.2013 по делу N А68-2273/2013 (судья Андреева Е.В.), установил следующее.
СПК "Грайворонский" (далее - заявитель) обратился в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными действий администрации МО Веневский район Тульской области (далее - ответчик), выразившихся в непринятии решения о предоставлении СПК "Грайворонский" в собственность за плату земельного участка с кадастровым номером 71:05:000000:85, площадью 5737076+/- 20958 кв. м, категория земель: сельскохозяйственного назначения с разрешенным использованием - для сельскохозяйственного использования, местоположение: Тульская область, Веневский район, в границах СПК "Грайворонский", находящегося на праве постоянного бессрочного пользования, с выкупной ценой, установленной в пределах 2,5 % от кадастровой стоимости земельного участка, обязав ответчика принять решение о продаже земельного участка, подготовить и направить в адрес заявителя договор купли-продажи испрашиваемого земельного участка.
Решением арбитражного суда от 09.08.2013 в удовлетворении требования СПК "Грайворонский" о признании незаконными действия администрации МО Веневский район Тульской области отказано.
СПК "Грайворонский", не согласившись с вынесенным судебным актом, подал апелляционную жалобу, в которой просит решение отменить, принять по делу новый судебный акт. Считает, что цена продажи земельного участка должна составлять 2,5 % от кадастровой стоимости земельного участка. Указывает о несоответствии фактическим обстоятельствам дела вывода суда о том, что ответчик совершил действие по принятию решения по заявлению СПК "Грайворонский" о приобретении в собственность земельного участка и письмом от 21.06.2012 отказал СПК "Грайворонский" в продаже спорного земельного участка. Отмечает, что ответчик уклоняется от совершения действий по принятию решения о предоставлении испрашиваемого земельного участка в собственность СПК "Грайворонский". Считает необоснованным замечание суда первой инстанции об обязанности истца предоставить согласие комитета кредиторов должника на переоформление права постоянного (бессрочного) пользования, что свидетельствует о нарушении судом норм материального права. Полагает, что переоформление права постоянного (бессрочного) пользования на основании Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" должником, признанным банкротом, не противоречит действующему законодательству и не нарушает прав кредиторов.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, заслушав пояснения представителя заявителя, Двадцатый арбитражный апелляционный суд считает, что жалоба не подлежит удовлетворению.
Как следует из материалов, дела на основании постановления главы администрации Веневского района Тульской области от 27.11.1992 N 903 совхоз "Грайворонский" был преобразован в акционерное общество закрытого типа "Грайворонский".
В соответствии с п. 3 постановления главы администрации Веневского района от 30.12.1992 N 1037 "О перераспределении земель совхоза "Грайворонский" а.о. "Грайворонское" передано в пользование 1 075 гектаров земель, в том числе сельхозугодий - 747 гектаров, из них пашни - 604 гектара, о чем был выдан Государственный акт на право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землей серии ТуО номер 050696, зарегистрированный в книге записей государственных актов комитета по земельным ресурсам и землеустройству администрации Веневского района за N 837. Согласно указанному государственному акту на землю заявителю предоставлено в бессрочное (постоянное) пользование 1 312 гектаров земель для сельскохозяйственного производства.
Постановлением главы муниципального образования "Веневский район Тульской области" от 27.12.1999 N 844 зарегистрирован сельскохозяйственный производственный кооператив "Грайворонский", преобразованный из ЗАО "Грайворонский" и являющийся его правопреемником.
Решением Арбитражного суда Тульской области от 30.10.2006 СПК "Грайворонский" признан банкротом и в отношении него открыто конкурсное производство. Определением Арбитражного суда Тульской области от 21.02.2011 конкурсным управляющим СПК "Грайворонский" утвержден Кондрашкин А.Б. Определением Арбитражного суда Тульской области от 03.12.2012 конкурсное производство в отношении заявителя продлено на шесть месяцев.
В ходе конкурсного производства для муниципальных нужд администрации МО Веневский район было предоставлено право изъятия 88 га из земельного участка с кадастровым номером 71:05:000000:85. В результате уточнения границ данного земельного участка на кадастровый учет был поставлен земельный участок с кадастровым номером 71:05:000000:85, площадью 5 737 076 кв. м, используемый СПК "Грайворонский" для сельскохозяйственного производства.
СПК "Грайворонский" 18.05.2012 обратился в администрацию МО Веневский район Тульской области с заявлением о выкупе земельного участка с кадастровым номером 71:05:000000:85, площадью 5737076+/-20958 кв. м, категории земель сельскохозяйственного назначения с разрешенным использованием: для сельскохозяйственного использования, местоположение: Тульская область, Веневский район, в границах СПК "Грайворонский", находящийся на граве постоянного (бессрочного) пользования.
СПК "Грайворонский" к заявлению от 18.05.2012 направил 01.06.2012 в администрацию МО Веневский район Тульской области дополнение, в котором указал, что при приобретении испрашиваемого земельного участка и расчете выкупной цены необходимо руководствоваться п. 1 ст. 2 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", в соответствии с которым до 01.07.2012 осуществляется продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности юридическим лицам, являющимся собственниками расположенных на таких земельных участках зданий, строений, сооружений, при переоформлении ими права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками, при этом цена устанавливается субъектами Российской Федерации и в данном случае не может превышать двух с половиной процентов от его кадастровой стоимости.
Администрация МО Веневский район Тульской области в ответе на заявление от 21.06.2012 N 17-55/3103 указала, что адрес под объектами недвижимости не совпадает с адресом испрашиваемого к выкупу земельного участка, сообщила о невозможности рассчитать выкупную цену испрашиваемого земельного участка и предложила произвести выдел земельного участка, площадью 2 000 кв. м, занятого недвижимостью для того, чтобы рассчитать стоимость данного участка в пределах двух с половиной процентов кадастровой стоимости земельного участка, а остальная площадь будет рассчитана в соответствии с Федеральным законом от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации"
В письме от 12.11.2012 СПК "Грайворонский" возражал против доводов администрации МО Веневский район и просил принять решение о предоставлении в собственность заявителя испрашиваемого земельного участка и направить договор купли-продажи земельного участка.
Администрация МО Веневский район Тульской области в ответе от 15.01.2013 N 17-01-53/87 указала, что испрашиваемый земельный участок является многоконтурным земельным участком, состоящим из пятнадцати обособленных самостоятельных земельных участков, в связи с этим невозможно рассчитать выкупную цену испрашиваемого земельного участка и предложила произвести выдел земельного участка, занятого объектами недвижимости, для его реализации по цене 2,5 % от кадастровой стоимости. Стоимость оставшегося земельного участка будет определена в соответствии с Федеральным законом N 137-ФЗ.
На основании указанных обстоятельств СПК "Грайворонский" обратился в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными действий администрации МО Веневский район Тульской области, выразившихся в непринятии решения о предоставлении СПК "Грайворонский" в собственность за плату земельного участка с кадастровым номером 71:05:000000:85, площадью 5737076+/-20958 кв. м, категория земель: сельскохозяйственного назначения с разрешенным использованием: для сельскохозяйственного использования, местоположение: Тульская область, Веневский район, в границах СПК "Грайворонский", находящегося на праве постоянного бессрочного пользования, с выкупной ценой, установленной в пределах 2,5 % от кадастровой стоимости земельного участка, обязав ответчика принять решение о продаже земельного участка, подготовить и направить в адрес заявителя договор купли-продажи испрашиваемого земельного участка.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции обоснованно руководствовался следующим.
Согласно положениям статей 65, 198, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) для признания ненормативного акта недействительным, действий (бездействия) незаконными необходимо соблюдение двух условий: несоответствие ненормативного правового акта, решений, действий (бездействия) закону и нарушение прав и законных интересов субъекта предпринимательской деятельности. Орган или лицо, которые приняли оспариваемые акт, решение или совершили действия (бездействие), обязаны доказать соответствие их закону, а лицо, обращающееся с требованием о признании недействительным ненормативного правового акта, действий (бездействия) незаконными, должно доказать наличие защищаемого права или интереса с использованием мер, предусмотренных законодательством.
В силу пункта 2 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Закон о введении в действие Земельного кодекса) юридические лица, за исключением поименованных в пункте 1 статьи 20 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), обязаны переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков или приобрести земельные участки в собственность до 01.07.2012 в соответствии с правилами статьи 36 ЗК РФ.
Как установлено в статье 36 ЗК РФ, граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с ЗК РФ.
Для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 ЗК РФ, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастровой карты (плана).
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 ЗК РФ, в месячный срок со дня поступления указанного в пункте 5 статьи 36 ЗК РФ заявления принимает решение о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно в соответствии с пунктом 2 статьи 28 ЗК РФ, а в случаях, указанных в пункте 1 статьи 20 ЗК РФ, на праве постоянного (бессрочного) пользования либо готовит проект договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.
Согласно указанной норме право постоянного (бессрочного) пользования находящимися в государственной или муниципальной собственности земельными участками, возникшее у граждан или юридических лиц до введения в действие ЗК РФ сохраняется.
Так как спорные земельные участки являются землями сельскохозяйственного назначения, то согласно положениям пунктов 6, 7 статьи 27 ЗК РФ, определяющим, что оборот земель сельскохозяйственного назначения, за исключением земельных участков, предоставленных из земель сельскохозяйственного назначения гражданам для индивидуального жилищного, гаражного строительства, ведения личного подсобного и дачного хозяйства, садоводства, животноводства и огородничества, а также земельных участков, занятых зданиями, строениями, сооружениями, осуществляется в соответствии с гражданским законодательством и Кодексом и регулируется Федеральным законом от 24.07.2001 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (далее -Закон N 101-ФЗ).
В соответствии с пунктом 7 статьи 10 Закона N 101-ФЗ приобретение сельскохозяйственными организациями права собственности на земельные участки, которые находятся у них на праве постоянного (бессрочного) пользования, осуществляется в соответствии с Законом о введении в действие Земельного кодекса.
Заявитель обладает статусом сельскохозяйственной организации, поэтому он в силу пункта 7 статьи 10 Закона об обороте земель сельскохозяйственного назначения не лишен возможности переоформить свое право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками сельскохозяйственного назначения путем их переоформления на право собственности или заключения соответствующих договоров аренды участков.
Как следует из материалов дела, СПК "Грайворонский" передано в пользование 1 075 гектаров земель, в том числе сельхозугодий - 747 гектаров, из них пашни - 6 04 гектара, о чем был выдан Государственный акт на право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землей серии ТуО номер 050696, зарегистрированный в книге записей государственных актов комитета по земельным ресурсам и землеустройству администрации Веневского района за N 837. Согласно указанному государственному акту на землю заявителю предоставлено в бессрочное (постоянное) пользование 1 312 гектаров земель для сельскохозяйственного производства.
Как было указано выше, решением Арбитражного суда Тульской области от 30.10.2006СПК "Грайворонский" признан банкротом и в отношении него открыто конкурсное производство. Определением Арбитражного суда Тульской области от 21.02.2011 конкурсным управляющим СПК "Грайворонский" утвержден Кондрашкин А.Б. Определением Арбитражного суда Тульской области от 03.12.2012 конкурсное производство в отношении заявителя продлено на шесть месяцев.
СПК "Грайворонский" 18.05.2012 обратился в администрацию МО Веневский район Тульской области с заявлением о выкупе земельного участка с кадастровым номером 71:05:000000:85, площадью 5737076+/-20958 кв. м, категории земель:
сельскохозяйственного назначения с разрешенным использованием: для сельскохозяйственного использования, местоположение: Тульская область, Веневский район, в границах СПК "Грайворонский", находящийся на праве постоянного (бессрочного) пользования.
Апелляционным судом отклоняется довод жалобы о необоснованности замечания суда первой инстанции об обязанности истца предоставить согласие комитета кредиторов должника на переоформление права постоянного (бессрочного) пользования, которое, по мнению заявителя, свидетельствует о нарушении судом норм материального права. Не принимается во внимание довод апеллянта о том, что переоформление права постоянного (бессрочного) пользования на основании Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" должником, признанным банкротом, не противоречит действующему законодательству и не нарушает прав кредиторов, на основании следующего.
Суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком представляет собой имущественный актив, так как переоформление этого права путем приобретения данного объекта в собственность влечет за собой увеличение объема имущества должника, за счет которого впоследствии могут быть погашены требования кредиторов. Данная правовая позиция соответствует положениям Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве).
В статье 131 Закона о банкротстве содержится определение понятия конкурсная масса, которая представляет собой все имущество должника, имеющееся на дату открытия конкурсного производства и выявленное в ходе конкурсного производства.
Указанная статья Закона о банкротстве содержит перечень имущества, подлежащего исключению из конкурсной массы: это имущество, изъятое из оборота, имущественные права, связанные с личностью должника, в том числе права, основанные на имеющейся лицензии на осуществление отдельных видов деятельности, а также иное, предусмотренное Законом о банкротстве имущество.
Следовательно, земельные участки, находящиеся на праве постоянного (бессрочного) пользования, не отнесены Законом о банкротстве к имуществу, подлежащему исключению из конкурсной массы.
Таким образом, ни Земельный кодекс, ни Закон о банкротстве не устанавливают запрета на переоформление обществом права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками в собственность при названных по настоящему делу обстоятельствах.
Данная правовая позиция содержится в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 20.09.2011N 4344/11 по делу N А01-1478/2009. Возможность выкупа земли на основании ст. 3 Закона N 137-ФЗ обществом, признанным банкротом, не противоречит действующему законодательству и не нарушает прав кредиторов.
Указанный закон не содержит прямого запрета на совершение сделок, направленных на приобретение имущества должником, признанным банкротом, тем более, что в рассматриваемой ситуации речь идет о приобретении земли, которая впоследствии может быть реализована конкурсным управляющим.
Вместе с тем выкуп земельных участков обществом, которое признано банкротом, связан с денежными расходами, в связи с этим предполагает наличие на это согласия комитета кредиторов должника, осуществляющего в соответствии со статьей 17 Закона о банкротстве контроль за действиями арбитражного управляющего и решающего вопрос о возможности удовлетворения требования конкурсных кредиторов (постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 20.09.2011N 4344/11 по делу N А01-1478/2009).
Подобная информация в материалах дела отсутствует. Согласно пояснениям представителя заявителя, данный вопрос с конкурсными кредиторами не обсуждался, при этом заявитель настаивает на том, что в этом отсутствует необходимость.
Суд первой инстанции верно расценил, что испрашиваемый земельный участок является единым землепользованием сельскохозяйственного назначения, не усмотрел необходимости раздела земельного участка в связи с нахождением на нем объектов недвижимости, принадлежащих заявителю, обоснованно посчитал, что нахождение на части земельного участка объектов недвижимости заявителя не может служить препятствием для переоформления им права постоянного бессрочного пользования на весь земельный участок.
Согласно пункту 4 статьи 1 Закона N 101-ФЗ приватизация земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, Земельным кодексом Российской Федерации и иными федеральными законами. Приватизация указанных земельных участков, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, осуществляется с момента, установленного законом субъекта Российской Федерации.
В соответствии с абзацем 3 пункта 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в поселениях, являющихся административными центрами (столицами) субъектов Российской Федерации, осуществляется органами местного самоуправления указанных поселений, если законами соответствующих субъектов Российской Федерации не установлено, что распоряжение такими земельными участками осуществляется исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.
Суд первой инстанции пришел к верному выводу, что при определении размера выкупной цены земельных участков следует исходить из положений ст. 10 Закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" и ст. 8 Закона Тульской области от 07.06.2004 N 452-ЗТО "Об особенностях оборота земель сельскохозяйственного назначения в Тульской области".
В части 1 статьи 3 Закона Тульской области N 452-ЗТО от 07.06.2004 "Об особенностях оборота земель сельскохозяйственного назначения в Тульской области", принятого постановлением Тульской областной Думы от 27.05.2004 N 60/1733 установлено, что приватизация земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной и муниципальной собственности, осуществляется с 1 января 2007 года.
Согласно статье 8-1 Закона Тульской области от 07.06.2004 N 452-ЗТО (в редакции Закона Тульской области от 16.07.2012 N 1787-ЗТО) "Об особенностях оборота земель сельскохозяйственного назначения в Тульской области" земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящиеся на праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения у сельскохозяйственных организаций, а также граждан, осуществляющих деятельность по ведению крестьянского (фермерского) хозяйства, приобретаются ими в собственность по цене в размере 15 процентов кадастровой стоимости сельскохозяйственных угодий.
Таким образом, цена приобретения земельных участков сельскохозяйственного назначения установлена Законом Тульской области N 452 -ЗТО от 07.06.2004, субъект Российской Федерации (Тульская область) иной цены не устанавливал, на основании этого апелляционным судом отклоняется как несостоятельный довод жалобы о том, что цена продажи земельного участка должна составлять 2,5 % от кадастровой стоимости земельного участка.
Заявитель обратился в арбитражный суд с требованием о признании незаконными действий администрации МО Веневский район Тульской области, выразившихся в непринятии решения о предоставлении СПК "Грайворонский" в собственность за плату земельного участка с кадастровым номером 71:05:000000:85, площадью 5737076+/-20958 кв. м, категория земель: сельскохозяйственного назначения с разрешенным использованием: для сельскохозяйственного использования, местоположение: Тульская область, Веневский район, в границах СПК "Грайворонский", находящегося на праве постоянного бессрочного пользования, с выкупной ценой, установленной в пределах 2,5 % от кадастровой стоимости земельного участка.
Суд первой инстанции пришел к верному выводу, что ответчик совершил действие по принятию решения по заявлению СПК "Грайворонский" о приобретении в собственность земельного участка и письмом от 21.06.2012 отказал заявителю в продаже спорного земельного участка, поскольку действующим земельным законодательством предусмотрена только возможность совершения органом местного самоуправления действия по принятию решения о предоставлении в собственность земельного участка либо об отказе в его предоставлении. Иной способ реагирования на заявления СПК "Грайворонский" Земельным Кодексом не предусмотрен.
С учетом изложенного апелляционный суд отклоняет довод апеллянта о том, что ответчик уклоняется от совершения действий по принятию решения о предоставлении испрашиваемого земельного участка в собственность СПК "Грайворонский".
При указанных обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении исковых требований.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводы суда первой инстанции, не подтверждают неправильное применение судом норм материального и процессуального права, в связи с этим не могут служить основанием для отмены судебного акта.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Тульской области от 09.08.2013 по делу N А68-2273/2013 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме. В соответствии с частью 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
О.Г. Тучкова |
Судьи |
Ю.А. Волкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А68-2273/2013
Истец: СПК "Грайворонский"
Ответчик: Администрация МО Веневский район