г.Самара |
|
22 ноября 2013 г. |
Дело N А65-8734/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 ноября 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 22 ноября 2013 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Карпова В.В., судей Деминой Е.Г. и Шадриной О.Е., рассмотрев в открытом судебном заседании по правилам суда первой инстанции дело N А65-8734/2013 по иску муниципального казенного учреждения "Комитет земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета муниципального образования города Казани" (ОГРН 1061655000582, ИНН 1655065674) к федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Республике Татарстан (ОГРН 1021603478533, ИНН 1659036709) о признании сведений о земельном участке кадастровый номер 16:50:220505:24 в части стоимости земельного участка кадастровой ошибкой и об обязании исправить кадастровую ошибку, третьи лица: муниципальное унитарное предприятие города Казани "Водоканал" (ОГРН 1021602830370, ИНН 1653006666), Кабинет Министров Республики Татарстан, Исполнительный комитет муниципального образования города Казани, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Копункиным В.А.,
установил:
Муниципальное казенное учреждение "Комитет земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета муниципального образования города Казани" (далее Комитет, истец) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с иском к федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Республике Татарстан (далее Кадастровая палата, ответчик) о признании сведений о земельном участке кадастровый номер 16:50:220505:24 в части кадастровой стоимости земельного участка, определенной в размере 287483 руб., кадастровой ошибкой, как не соответствующей 9-му виду разрешенного использования земель, и обязании ответчика исправить данную кадастровую ошибку путем внесения изменений в сведения государственного кадастра недвижимости о кадастровой стоимости земельного участка кадастровый номер 16:50:220505:24, указав ее в размере 583462 руб. 60 коп., исходя из удельного показателя кадастровой стоимости для вида разрешенного использования: земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок.
Определением суда от 29.04.2013 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: муниципальное унитарное предприятие города Казани "Водоканал" (далее МУП Водоканал", 1-е третье лицо), Кабинет Министров Республики Татарстан (далее Кабинет Министров, 2-е третье лицо), Исполнительный комитет муниципального образования г.Казани (далее Исполком, 3-е третье лицо), Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан (далее Управление Росреестра по Республике Татарстан, 4-е третье лицо).
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 24.07.2013 исковые требования оставлены без удовлетворения. При этом суд первой инстанции исходил из того, что целью, которую преследует истец, является изменение кадастровой стоимости земельного участка, находящегося в пользовании МУП "Водоканал" земельного участка за счет устранения в кадастре недостоверных сведений о номере вида разрешенного использования, присвоенного земельному участку органом кадастрового учета. Сторонами не оспаривается, что на спорном земельном участке располагаются объекты инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального хозяйства, а именно водопроводная сеть, состоящая из водопроводной насосной станции и системы труб, предназначенных для водоснабжения потребителей МУП "Водоканал".
Суд первой инстанции пришел к выводу, что поскольку сведения государственного кадастра недвижимости в отношении земельного участка кадастровый номер 16:50:220505:24 соответствуют функциональному назначению расположенных на земельном участке линейных объектов инженерной инфраструктуры и фактическому использованию земельного участка, правовые основания для удовлетворения иска отсутствуют.
Данный вывод суд первой инстанции обосновал правовой позицией, сформированной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 13016/11 от 29.05.2012, согласно которой различными законодательными актами к линейным объектам отнесены дороги, линии связи и электропередачи, трубопроводы и подобные им объекты. Под инженерной инфраструктурой населенных пунктом понимается совокупность соединяющих различных пользователей сеть, проводящих связь, воду, газ электроэнергию, а также технических устройств, обслуживающих эти сети. Отнесение земельного участка к "линейным объектам и инженерной инфраструктуре" влечет присвоение ему 13-го номера вида разрешенного использования и, соответственно, определения кадастровой стоимости этого земельного участка, исходя из ставки удельного показателя кадастровой стоимости земельного участка, установленной для данного вида разрешенного использования земельного участка.
Истец с решением суда не согласился и подал апелляционную жалобу, в которой просит обжалуемое решение отменить, исковые требования удовлетворить.
Истец считает выводы суда первой инстанции ошибочными. При этом истец исходит из того, что МУП "Водоканал", оказывая услуги по водоснабжению и водоотведению, относится к предприятиям коммунального хозяйства. В соответствии с кадастровым паспортом разрешенным использованием земельного участка кадастровый номер 16:50:220505:24 является размещение главной канализационной станции. Деятельность МУП "Водоканал" на данном земельном участке является коммунальной услугой по водоснабжению и водоотведению, оказываемая населению. Согласно Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности, продукции и услуг к объектам жилищно-коммунального хозяйства отнесены: водопроводные станции - код 4527351, канализации - код 4527372, станции насосной канализации - код 4527373.
Истец также исходит из того, что Министерство экономического развития Российской Федерации в письме от 14.10.2011 N Д06-5143, разъяснило, что земельные участки, занятые водозаборами, канализационными насосными станциями, водопроводными насосными станциями, отнесенными к коммунальному хозяйству, могут быть оценены как земельные участки, указанные в п.1.2.9 Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденных приказом Минэкономразвития РФ от 15.02.2007 N 39, то есть 9-му виду разрешенного использования.
Истец, основываясь на указанных доводах, считает, что земельные участки под объектами МУП "Водоканал" с учетом их функционального использования относятся к 9-му виду разрешенного использования - земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, строений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок. Сторонами не оспаривается, что на спорном земельном участке располагаются объекты инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального хозяйства. Поэтому у ответчика не имелось правовых оснований для проведения кадастрового учета изменений объекта недвижимости и отнесения спорного земельного участка к линейным объектам и инженерной инфраструктуре с присвоением ему 13-го номера вида разрешенного использования.
В соответствии с частью 6 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации вне зависимости от доводов, содержащихся в апелляционной жалобе, арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет, не нарушены ли судом первой инстанции нормы процессуального права, являющиеся в соответствии с частью 4 статьи 270 Кодекса основанием для отмены решения арбитражного суда первой инстанции.
Принимая во внимание, что ответчик не участвовал в судебных заседаниях и не был извещен о времени и месте судебных заседаний, дело рассмотрено судом первой инстанции в судебном заседании в отсутствие ответчика, не извещенного надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
Арбитражный апелляционный суд на основании пункта 2 части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и в соответствии с частью 6.1 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации 23.10.2013 вынес определение о переходе к рассмотрению дела по правилам, установленным для рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции.
Истец в судебное заседание не явился. О времени и месте судебного заседания истец извещен надлежащим образом.
Ответчик отзыв на иск не представил, в письменных пояснениях по апелляционной жалобе с доводами истца не согласился и просил требования истца оставить без удовлетворения, решение без изменения. Ответчик в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания ответчик извещен надлежащим образом.
1-е третье лицо - МУП "Водоканал" в отзыве на иск с доводами истца не согласилось и просило требования истца оставить без удовлетворения, отзыв на апелляционную жалобу не представило, в судебное заседание не явилось. О времени и месте судебного заседания третье лицо извещено надлежащим образом.
2-е третье лицо - Кабинет Министров, отзыв на иск и апелляционную жалобу не представило, в судебное заседание не явилось. О времени и месте судебного заседания третье лицо извещено надлежащим образом.
3-е третье лицо - Исполком, отзыв на иск и апелляционную жалобу не представило, в судебное заседание не явилось. О времени и месте судебного заседания третье лицо извещено надлежащим образом.
4-е третье лицо - Управление Росреестра по Республике Татарстан, отзыв на иск и апелляционную жалобу не представило, в судебное заседание не явилось. О времени и месте судебного заседания третье лицо извещено надлежащим образом.
Исследовав доказательства по делу, изучив доводы, изложенные в исковом заявлении, апелляционной жалобе истца, арбитражный апелляционный суд установил.
Согласно выписке из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним на 13.05.2013 земельный участок кадастровый номер 16:50:220505:24 площадью 70 кв.м., расположенный по адресу: Республика Татарстан, г.Казань, ул.Лукина, д.45а, является собственностью муниципального образовании "Город Казань Республики Татарстан". Земельный участок относится к землям населенных пунктов, с разрешенным использованием - под здания и сооружения водопроводных и канализационных насосных станций. Земельный участок предоставлен в аренду МУП "Водоканал" (л.д.27).
Как следует из кадастрового паспорта земельного участка кадастровый номер 16:50:220505:24 земельный участок поставлен на кадастровый учет 10.08.2004, разрешенное использование - под здания и сооружения водопроводных и канализационных насосных станций, кадастровая стоимость земельного участка - 287483 руб., удельный показатель кадастровой стоимости одного квадратного метра составляет 4106 руб. 90 коп. (л.д.13).
Кадастровая стоимость земельного участка определена постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 24.12.2010 N 1102 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов по Республике Татарстан" (Таблица для отображения результатов расчет кадастровой стоимости земельных участков по городу Казань, строка 106107).
В соответствии с утвержденными указанным постановлением средними взвешенными по площади значениями удельных показателей кадастровой стоимости земель города Казани удельный показатель кадастровой стоимости земель кадастрового квартала 16:50:220505 в размере 4106 руб. 90 коп. соответствует 13-му виду разрешенного использования (строка 2162).
Согласно пункту 1.2.13 Методических указаний по государственной оценке земель населенных пунктов, утвержденных приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации N 39 от 15.02.2007, 13-му виду разрешенного использования соответствуют земельные участки, предназначенные для разработки полезных ископаемых, размещения железнодорожных путей, автомобильных дорог, искусственно созданных внутренних водных путей, причалов, пристаней, полос отвода железных и автомобильных дорог, водных путей, трубопроводов, кабельных, радиорелейных и воздушных линий связи и линий радиофикации, воздушных линий электропередачи конструктивных элементов и сооружений, объектов, необходимых для эксплуатации, содержания, строительства, реконструкции, ремонта, развития наземных и подземных зданий, строений, сооружений, устройств транспорта, энергетики и связи; размещения наземных сооружений и инфраструктуры спутниковой связи, объектов космической деятельности, военных объектов.
Истец считает, что имеет место кадастровая ошибка. Кадастровая стоимость земельного участка кадастровый номер 16:50:220505:24 подлежит определению с применением удельного показателя кадастровой стоимости земель кадастрового квартала 16:50:220505 в размере 8335 руб. 18 коп. соответствующего 9-му виду разрешенного использования.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 28 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" кадастровой ошибкой в сведениях государственного кадастра недвижимости является воспроизведенная в государственном кадастре недвижимости ошибка в документе, на основании которого вносились сведения в государственный кадастр недвижимости.
Согласно пункту 1.2.9 Методических указаний по государственной оценке земель населенных пунктов, утвержденных приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации N 39 от 15.02.2007, 9-му виду разрешенного использования соответствуют земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок.
Как следует из материалов дела и не оспаривается лицами, участвующими в деле, земельный участок кадастровый номер 16:50:220505:24 фактически используется МУП "Водоканал" в соответствии с разрешенным использованием - под водопроводную насосную станцию.
Методическими указаниями по государственной оценке земель населенных пунктов, утвержденными приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации N 39 от 15.02.2007 и постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 24.12.2010 N 1102 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов по Республике Татарстан" разрешенное использование земельного участка под водопроводную насосную станцию не предусмотрено.
Поэтому при присвоении спорному земельному участку номера вида разрешенного использования, указанный в правоустанавливающих документах вид разрешенного использования этого участка подлежит соотнесению с видами разрешенного использования, которые установлены Методическими указаниями по государственной оценке земель населенных пунктов, утвержденными приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации N 39 от 15.02.2007 и постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 24.12.2010 N 1102 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов по Республике Татарстан" для целей кадастровой оценки, при этом должно учитываться функциональное назначение расположенных на участке объектов недвижимости.
Как следует из выписки из Единого государственного реестра юридических лиц, основным видом экономической деятельности МУП "Водоканал" является сбор, очистка и распределение воды.
Как было указано, на земельном участке кадастровый номер 16:50:220505:24 расположена и функционирует водопроводная насосная станция.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона "О водоснабжении и водоотведении" водоснабжение это водоподготовка, транспортировка и подача питьевой или технической воды абонентам с использованием централизованных или нецентрализованных систем холодного водоснабжения (холодное водоснабжение) или приготовление, транспортировка и подача горячей воды абонентам с использованием централизованных или нецентрализованных систем горячего водоснабжения (горячее водоснабжение), а водопроводная сеть это комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для транспортировки воды, за исключением инженерных сооружений, используемых также в целях теплоснабжения.
Согласно Техническим рекомендациям по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденным приказом Федерального агентства кадастра объектов недвижимости N П/0152 от 29.06.2007, действовавшим на момент принятия постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 24.12.2010 N 1102 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов по Республике Татарстан", земельные участки для размещения объектов, необходимых для эксплуатации, содержания, строительства, реконструкции, ремонта, развития наземных и подземных зданий, строений, сооружений, устройств и других объектов трубопроводного транспорта, относятся к 13-му виду разрешенного использования земельных участков.
Принимая во внимание, что водопроводная насосная станция входит в комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для транспортировки и подачи воды потребителям, кадастровая стоимость земельного участка кадастровый номер 16:50:220505:24 обоснованно определена с применением удельного показателя кадастровой стоимости земель города Казани кадастрового квартала 16:50:220505 соответствующего 13-му виду разрешенного использования - 4106 руб. 90 коп.
Данный вывод основан на правовой позиции, сформированной Президиумом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в постановлении N 12651/11 от 15.12.2011 по делу N А46-13112/2010, а также на правовой позиции, сформированной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 13016 от 29.05.2012 по делу N А27-12216/2010.
Суд отклоняет ссылку истца на письмо Министерство экономического развития Российской Федерации от 14.10.2011 N Д06-5143, поскольку, как следует из самого письма, оно содержит лишь мнение Департамента инновационного развития и корпоративного управления, которое не является обязательным для правоприменителя.
На основании изложенного, арбитражный апелляционный суд считает, что ошибка при определении кадастровой стоимости земельного участка кадастровый номер 16:50:220505:24 площадью 70 кв.м., расположенный по адресу: Республика Татарстан, г.Казань, ул.Лукина, д.45а, отсутствует, поэтому основания для удовлетворения требования истца об исправлении кадастровой ошибки также отсутствуют.
Арбитражный апелляционный суд, принимая во внимание, что решение суда первой инстанции подлежит отмене в соответствии с пунктом 2 части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, рассмотрев дело по правилам суда первой инстанции, и установив указанные выше обстоятельства, считает, что исковые требования Комитета удовлетворению не подлежат.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по государственной пошлине по иску и апелляционной жалобе подлежат отнесению на истца. Истец освобожден от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь статьями 110, 167-170, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 24 июля 2013 года по делу N А65-8734/2013 отменить.
Принять по делу новый судебный акт.
Исковые требования оставить без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу, в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий |
В.В.Карпов |
Судьи |
Е.Г.Демина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А65-8734/2013
Истец: Муниципальное казенное учреждение "Комитет земельных и имущественных отношений Исполкома г. Казани", г. Казань
Ответчик: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан, ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Республике Татарстан
Третье лицо: Исполнительный комитет муниципального образования г. Казани, Кабинет Министров Республики Татарстан, МУП "Водоканал", г. Казань, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан, Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд, г. Самара