Постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 22 ноября 2013 г. N 05АП-12435/13
г. Владивосток |
|
22 ноября 2013 г. |
Дело N А24-1735/2013 |
Резолютивная часть постановления оглашена 21 ноября 2013 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 22 ноября 2013 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего А.В. Гончаровой,
судей С.В. Гуцалюк, Е.Н. Номоконовой,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Е.В. Модиной,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Восканяна Мгера Жораевича,
апелляционное производство N 05АП-12435/2013
на решение от 29.08.2013
судьи И.Ю. Жалудя
по делу N А24-1735/2013 Арбитражного суда Камчатского края
по заявлению индивидуального предпринимателя Восканяна Мгера Жораевича (ИНН 410100106544, ОГРНИП 305410109000036, зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя 31.03.2005)
к Управлению по взаимодействию с субъектами малого и среднего предпринимательства администрации Петропавловск-Камчатского городского округа (ИНН 4101135562, ОГРН 1104101000266, зарегистрировано в качестве юридического лица 27.01.2010)
третье лицо: департамент градостроительства и земельных отношений Петропавловск-Камчатского городского округа
о признании незаконным решения об отказе в заключении договора об организации обеспечения жителей услугами общественного питания, оформленного письмом N 01-02-02-01/2833/13 от 07.05.2013,
при участии в заседании: стороны не явились, уведомлены надлежащим образом;
УСТАНОВИЛ:
Индивидуальный предприниматель Восканян Мгер Жораевич (далее по тексту - "предприниматель") обратился в арбитражный суд с заявлением к Управлению по взаимодействию с субъектами малого и среднего предпринимательства администрации Петропавловск-Камчатского городского округа (далее по тексту - "Управление") о признании незаконным решения об отказе в заключении договора об организации обеспечения жителей услугами общественного питания, оформленного письмом N 01-02-02-01/2833/13 от 07.05.2013, и об обязании повторно рассмотреть заявление предпринимателя.
Определением Арбитражного суда Камчатского края от 13.06.2013 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, привлечен департамент градостроительства и земельных отношений Петропавловск-Камчатского городского округа (далее по тексту - "департамент").
Решением Арбитражного суда Камчатского края от 29.08.2013 в удовлетворении требований предпринимателя отказано.
Обжалуя данное решение в апелляционном порядке, предприниматель указал на нарушение судом норм процессуального права. Настаивает на отсутствии оснований для отказа в заключении договора об организации обеспечения жителей услугами общественного питания на указанном им земельном участке, так как Управлением не доказано, что нахождение земельного участка в полосе отвода автомобильной дороги препятствует размещению на нем торгового павильона. Обращает внимание суда апелляционной инстанции на отсутствие в материалах дела доказательств, свидетельствующих о предоставлении земельного участка с кадастровым номером 41:01:0000000:1002, сформированного для эксплуатации автомобильной дороги, третьим лицам.
Заявитель полагает, что Управлению следовало решить вопрос о возможности размещения объекта торговли в указанном им месте с организацией, эксплуатирующей автомобильную дорогу. Считает, что непривлечение данной организации к участию в деле судом первой инстанции является нарушением норм процессуального права.
Управление по тексту представленного в материалы дела отзыва возражало против доводов апелляционной жалобы. Решение суда просило оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Стороны в судебное заседание не явились, о дате и месте рассмотрения апелляционной жалобы уведомлены надлежаще. Управление через канцелярию суда ходатайствовало о рассмотрении апелляционной жалобы без участия его представителя.
На основании статей 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия рассмотрела апелляционную жалобу в отсутствие сторон по имеющимся в материалах дела документам.
Исследовав материалы дела, коллегия установила следующее.
08.04.2013 предприниматель обратился в Управление с заявлением о заключении договора обеспечения жителей Петропавловск-Камчатского городского округа услугами общественного питания, торговли и бытового обслуживания на 10 км проспекта Победы, в районе магазина "Камси" в г.Петропавловск-Камчатский с использованием павильона.
Заявление предпринимателя и приложенные к нему документы были направлены Управлением в департамент для дачи заключения о возможности (невозможности) заключения договора.
Рассмотрев представленные документы, департамент пришел к выводу о невозможности заключения договора с предпринимателем, о чем указал в соответствующем листе согласования.
С учетом мнения департамента письмом N 01-02-02-01/2833/13 от 07.05.2013 Управление отказало предпринимателю в заключении договора об организации обеспечения жителей услугами общественного питания, указав, что место размещения объекта находится в границах земельного участка с кадастровым номером 41:01:0000000:1002, предоставленного для эксплуатации автомобильной дороги.
Посчитав, что отказ Управления не соответствует действующему законодательству и нарушает его права и законные интересы, предприниматель обратился в суд с заявлением о признании указанного отказа незаконным.
Исследовав материалы дела, проверив в порядке, предусмотренном статьями 268, 270 АПК РФ, правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, проанализировав доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе, судебная коллегия считает решение арбитражного суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению в силу следующего.
Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу пункта 10 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее по тексту - "Закон N 131-ФЗ") к вопросам местного значения отнесено создание условий для обеспечения жителей поселения услугами связи, общественного питания, торговли и бытового обслуживания.
Порядок заключения договора об организации обеспечения жителей Петропавловск-Камчатского городского округа услугами общественного питания, торговли и бытового обслуживания утвержден постановлением администрации Петропавловск-Камчатского городского округа от 29.03.2010 N 883 "О создании условий по обеспечению жителей Петропавловск-Камчатского городского округа услугами общественного питания, торговли и бытового обслуживания" (далее по тексту - "Порядок").
Согласно пункту 5 Порядка предоставление муниципальной услуги по заключению договора обеспечения жителей Петропавловск-Камчатского городского округа услугами общественного питания, торговли и бытового обслуживания осуществляется в соответствии с требованиями Административного регламента предоставления администрацией Петропавловск-Камчатского городского округа муниципальной услуги по заключению договора обеспечения жителей Петропавловск-Камчатского городского округа услугами общественного питания, торговли и бытового обслуживания, утвержденного постановлением администрации Петропавловск-Камчатского городского округа (далее по тексту - "Административный регламент").
Пунктом 1.1 Административного регламента предусмотрено, что заявление о заключении договора обеспечения жителей Петропавловск-Камчатского городского округа услугами общественного питания, торговли и бытового обслуживания подается в администрацию Петропавловск-Камчатского городского округа в случае оказания услуг общественного питания, торговли и бытового обслуживания с использованием следующих нестационарных объектов: павильоны, киоски, палатки, торговые автоматы, автолавки, автомагазины, автоприцепы, автоцистерны, автофургоны, тележки, лотки и другие аналогичные объекты.
Заявление о заключении договора подается субъектами предпринимательской деятельности. Заявителями могут быть юридические лица, а также физические лица, зарегистрированные в качестве индивидуального предпринимателя (пункт 1.2).
Органом администрации Петропавловск-Камчатского городского округа, предоставляющим муниципальную услугу, является Управление по взаимодействию с субъектами малого и среднего предпринимательства администрации Петропавловск-Камчатского городского округа (пункт 1.3)
В силу пункта 3.10 Административного регламента в случае соответствия представленных документов требованиям регламента исполнитель в течение трех рабочих дней направляет в департамент градостроительства и земельных отношений Петропавловск-Камчатского городского округа лист согласования для дачи мотивированного заключения о возможности либо невозможности заключения договора.
При получении заключения департамента о возможности заключения договора оформляет проект договора и передает его на подпись начальнику Управления (пункт 3.12.1).
В случае если согласно заключению департамента заключение договора будет нарушать законодательство Российской Федерации в области земельных, градостроительных правоотношений, технических регламентов, а также санитарных норм и правил оформляет отказ в заключении договора и передает его на подпись начальнику Управления. В обязательном порядке в отказе в заключении договора указывается основание такого отказа (пункт 3.12.2).
Как следует из материалов дела, получив заявление предпринимателя от 08.04.2013 о заключении договора обеспечения жителей Петропавловск-Камчатского городского округа услугами общественного питания, торговли и бытового обслуживания на 10 км проспекта Победы, в районе магазина "Камси" в г.Петропавловск-Камчатский с использованием торгового павильона, Управление направило его в департамент для дачи заключения о возможности (невозможности) заключения договора.
Отказ в заключении договора, изложенный в письме от 07.05.2013 N 01-02-02-01/2833/13, оформлен Управлением с учетом заключения департамента о невозможности его согласования.
При таких обстоятельствах коллегия приходит к выводу о соблюдении Управлением порядка рассмотрения заявления предпринимателя.
Отказывая предпринимателю в заключении договора, Управление указало на нахождение места предполагаемого размещения павильона в границах земельного участка с кадастровым номером 41:01:0000000:1002, предоставленного для эксплуатации автомобильной дороги.
Из представленных в материалы дела картографических документов коллегией установлено, что земельный участок, на котором предприниматель планирует разместить торговый павильон, действительно налагается на земельный участок, сформированный в границах полосы отвода для эксплуатации автомобильной дороги - проспекта Победы в г.Петропавловск-Камчатский. Данный факт предпринимателем не оспаривается.
Федеральным законом от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее по тексту - "Федеральный закон N 257-ФЗ") установлен особый правовой режим земельных участков, находящихся в границах полосы отвода автомобильных дорог.
Согласно пункту 15 статьи 3 Федерального закона N 257-ФЗ под полосой отвода автомобильной дороги понимаются земельные участки (независимо от категории земель), которые предназначены для размещения конструктивных элементов автомобильной дороги, дорожных сооружений и на которых располагаются или могут располагаться объекты дорожного сервиса.
Частью 3 статьи 25 Федерального закона N 257-ФЗ в границах полосы отвода запрещено выполнение работ, не связанных со строительством, с реконструкцией, капитальным ремонтом, ремонтом и содержанием автомобильной дороги, а также с размещением объектов дорожного сервиса; размещение зданий, строений, сооружений и других объектов, не предназначенных для обслуживания автомобильной дороги, ее строительства, реконструкции, капитального ремонта, ремонта и содержания и не относящихся к объектам дорожного сервиса и т.д.
По смыслу приведенных норм подлежащие размещению в полосе отвода объекты должны относится к объектам дорожного сервиса и иметь особое целевое назначение.
Оценивая возможность размещения в полосе отвода автомобильной дороги объекта заявителя, коллегия исходит из того, что к объектам дорожного сервиса относятся здания, строения, сооружения, иные объекты, предназначенные для обслуживания участников дорожного движения по пути следования (автозаправочные станции, автостанции, автовокзалы, гостиницы, кемпинги, мотели, пункты общественного питания, станции технического обслуживания, подобные объекты, а также необходимые для их функционирования места отдыха и стоянки транспортных средств) (пункт 13 статьи 3 Федерального закона N 257-ФЗ).
Заявитель планирует использовать торговый павильон для деятельности в области сотовой связи, что не связано с эксплуатацией автомобильной дороги и обслуживанием участников дорожного движения по пути следования. Доказательства обратного предпринимателем не представлено.
Следовательно, размещение объекта предпринимателя в полосе отвода автомобильной дороги противоречит требованиям Федерального закона N 257-ФЗ.
Кроме того, согласно статье 13 Федерального закона N 257-ФЗ обустройство автомобильных дорог объектами сервиса осуществляется федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, юридическими и физическими лицами, в ведении которых находятся автомобильные дороги, в соответствии с нормами проектирования, планами строительства и генеральными схемами размещения указанных объектов.
В материалах дела отсутствуют доказательства того, что объект, размещение которого планируется предпринимателем, предусмотрен нормами проектирования, планами строительства и генеральными схемами размещения объектов сервиса на автомобильной дороге - проспект Победы в районе 10 км.
С учетом изложенного, коллегия приходит к выводу о том, что у Управления имелись основания для отказа от заключения с предпринимателем договора обеспечения жителей Петропавловск-Камчатского городского округа услугами общественного питания, торговли и бытового обслуживания.
Доводы предпринимателя о том, что Управлением не доказано предоставление земельного участка с кадастровым номером 41:01:0000000:1002, сформированного для эксплуатации автомобильной дороги, третьим лицам, коллегией рассмотрены и отклоняются.
В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Федерального закона N 257-ФЗ автомобильная дорога является объектом транспортной инфраструктуры, предназначенным для движения транспортных средств и включающим в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.
То есть земельный участок, сформированный для эксплуатации автомобильной дороги, является ее неотъемлемой частью, и необходимость дополнительного предоставления земельного участка собственнику автомобильной дороги отсутствует.
Утверждение предпринимателя о необходимости привлечения к участию в деле владельца автомобильной дороги или лица, осуществляющего ее содержание, а также о наличии у Управления обязанности согласовать с ними возможность размещения объекта предпринимателя, является ошибочным, поскольку у Управления отсутствуют полномочия по распоряжению земельными участками в границах полос отвода автомобильных дорог.
Порядок размещения объектов в границах полос отвода урегулирован статьей 25 Федерального закона N 257-ФЗ и предусматривает установление частных сервитутов в порядке, установленном гражданским законодательством и земельным законодательством, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей. При этом решение о предоставлении земельных участков принимается органами исполнительной власти, осуществляющими функции по оказанию государственных или муниципальных услуг и управлению государственным или муниципальным имуществом в сфере дорожного хозяйства.
В соответствии с пунктом 3 статьи 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Поскольку в ходе рассмотрения дела судом первой инстанции установлена законность и обоснованность принятого Управлением решения, основания для удовлетворения заявленных требований отсутствовали.
Суд первой инстанции полно установил фактические обстоятельства дела, всесторонне исследовал доказательства, представленные лицами, участвующими в деле, дал им правильную правовую оценку и принял обоснованное решение, соответствующее требованиям норм материального и процессуального права.
Нарушений норм процессуального законодательства, влекущих безусловную отмену судебного акта, допущено не было.
При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения апелляционной жалобы заявителя не имеется.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Камчатского края от 29.08.2013 по делу N А24-1735/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Камчатского края в течение двух месяцев.
Председательствующий |
А.В. Гончарова |
Судьи |
С.В. Гуцалюк |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.