Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21 ноября 2013 г. N 17АП-12753/13
г. Пермь |
|
21 ноября 2013 г. |
Дело N А50-8376/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 ноября 2013 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 21 ноября 2013 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Варакса Н.В.,
судей Осиповой С.П., Риб Л.Х.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Мальцевой Л.П.,
при участии:
от заявителя открытого акционерного общества "Камтэкс-Химпром" (ОГРН 1025901512339, ИНН 5907016890): Русских А.Г., предъявлен паспорт, доверенность от 29.12.2012, Касаткин А.В., предъявлен паспорт, доверенность от 01.08.2013 (л.д. 76),
от заинтересованного лица Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Пермскому краю (ОГРН 1065902059123, ИНН 5902293442): Хабибуллин Р.Ф., предъявлено служебное удостоверение, доверенность от 18.07.2013, Фаткуллин Р.Ф., предъявлен паспорт, доверенность от 07.11.2013,
(лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда),
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заявителя открытого акционерного общества "Камтэкс-Химпром" на решение Арбитражного суда Пермского края от 02 сентября 2013 года по делу N А50-8376/2013, принятое судьей Байдиной И.В.,
по заявлению открытого акционерного общества "Камтэкс-Химпром"
к Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Пермскому краю
о признании недействительным ненормативного правового акта,
установил:
Открытое акционерное общество "Камтэкс-Химпром" (далее - заявитель, ОАО "Камтэкс-Химпром", Общество) обратилось в Арбитражный суд Пермского края с заявлением о признании незаконным отказа Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Пермскому краю (далее - заинтересованное лицо, ГУ МЧС России по Пермскому краю, Управление) от 26.04.2013 N 3845-3-3-312, а также об обязании ГУ МЧС России по Пермскому краю изменить класс опасности ОАО "Камтэкс-Химпром" на 5 класс опасности и внести изменения в Перечень потенциально опасных объектов в части установления ОАО "Камтэкс-Химпром" 5-го класса опасности (с учетом уточнения заявленных требований в порядке, предусмотренном ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, л.д. 48).
Решением Арбитражного суда Пермского края от 02.09.2013 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, ОАО "Камтэкс-Химпром" обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить. В обоснование доводов, изложенных в апелляционной жалобе, указывает на то, что в материалах дела имеются письма, подтверждающие факт обращений к членам Комиссии по предупреждению, ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности Пермского края с целью установления причин, по которым оно было необоснованно включено в Перечень по 3 классу опасности. По мнению Общества, оспариваемый отказ ГУ МЧС России по Пермскому краю от 26.04.2013 N 3845-3-3-12 не соответствует требованиям действующих нормативных актов: Постановлению Правительства Российской Федерации от 30.12.2003 N 794 "О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций"; Закону Пермского края от 12.03.2007 N 12-ПК "О защите населения и территорий Пермского края от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера"; Федеральному закону от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите население и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера"; Приказу Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 28.02.2003 N 105, и нарушает права и законные интересы заявителя.
Присутствовавшие в судебном заседании представители ОАО "Камтэкс-Химпром" поддержали доводы, изложенные в апелляционной жалобе.
Заинтересованное лицо с доводами, изложенными в апелляционной жалобе, не согласно по основаниям, указанным в отзыве на апелляционную жалобу; просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Представители ГУ МЧС России по Пермскому краю в судебном заседании суда апелляционной инстанции поддержали доводы, содержащиеся в отзыве на апелляционную жалобу.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст.ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, 25.03.2013 ОАО "Камтэкс-Химпром" в адрес заместителя Министра общественной безопасности Пермского края, Председателя КЧС и ПБ Пермского края - Министра общественной безопасности Пермского края, начальника Управления ФСБ России по пермскому краю, Министра природных ресурсов Пермского края, начальника ГУ МЧС России по Пермскому краю, руководителю Западно-Уральского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, руководителю Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Пермскому краю, начальнику Департамента общественной безопасности Администрации г. Перми, направлены письма, в которых заявитель указал на отсутствие оснований для включения ОАО "Камтэкс-Химпром" в Перечень потенциально опасных объектов Пермского края по 3 классу опасности, а также просил изменить класс опасности и представить все имеющиеся документы, обосновывающие включение ОАО "Камтэкс-Химпром" в Перечень опасных объектов по 3 классу опасности (л.д.11-18).
26.04.2013 ГУ МЧС России по Пермскому краю письмом от 26.04.2013 N 3845-3-3-12 сообщило ОАО "Камтекс-Химпром" об отсутствии оснований для изменения класса опасности ОАО "Камтэкс-Химпром" в Перечне потенциально опасных объектов и объектов жизнеобеспечения Пермского края, сославшись на то, что Общество использует в производстве опасные химические и пожаровзрывоопасные вещества (л.д. 24).
Не согласившись с письмом ГУ МЧС России по Пермскому краю от 26.04.2013 N 3845-3-3-12, ОАО "Камтэкс-Химпром" обратилось в арбитражный суд с требованиями к ГУ МЧС России по Пермскому краю о признании незаконным данного отказа, а также об обязании изменить класс опасности ОАО "Камтэкс-Химпром" на 5 класс опасности и внести изменения в Перечень потенциально опасных объектов в части установления ОАО "Камтэкс-Химпром" 5-го класса опасности.
Суд первой инстанции отказал в удовлетворении заявленных требований, указав, что в рассматриваемом деле ОАО "Камтэкс-Химпром" обратилось с заявлением об изменении 3 класса опасности не в Комиссию по предупреждению, ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности Пермского края, а в ГУ МЧС России по Пермскому краю, что не соответствует положениям п. 12 Требований по предупреждению чрезвычайных ситуаций на потенциально опасных объектах и объектах жизнеобеспечения, утвержденных Приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 28.02.2003 N 105. При этом суд отметил, что при решении вопроса о классе опасности спорного объекта, ни ГУ МЧС России по Пермскому краю, ни арбитражный суд не подменяют Комиссию по предупреждению, ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности Пермского края.
Исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, рассмотрев доводы, изложенные в апелляционной жалобе в отзыве на апелляционную жалобу, суд апелляционной инстанции полагает, что оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется.
Согласно ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В п. 1 Положения о Министерстве Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 11.07.2004 N 868 "Вопросы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий" установлено, что Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию, а также по надзору и контролю в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" опасными производственными объектами в соответствии с настоящим Федеральным законом являются предприятия или их цеха, участки, площадки, а также иные производственные объекты, указанные в приложении 1 к настоящему Федеральному закону.
К категории опасных производственных объектов относятся объекты, на которых получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются следующие опасные вещества: воспламеняющиеся, окисляющиеся, горючие, взрывчатые и токсичные вещества (пункт 1 приложения N 1 к Федеральному закону от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов").
Во исполнение Федерального закона Российской Федерации от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" Правительством Российской Федерации утверждено Постановление от 30.12.2003 N 794 "О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций", в котором указано, что на региональном уровне (в пределах территории субъекта Российской Федерации) координационным органом единой системы является Комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
В п. 12 Требований по предупреждению чрезвычайных ситуаций на потенциально опасных объектах и объектах жизнеобеспечения, утвержденных Приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 28.02.2003 N 105, установлено, отнесение потенциально опасных объектов к классам опасности осуществляется комиссиями, формируемыми органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. В состав комиссии включаются представители органов управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям и специально уполномоченных органов в области промышленной, экологической, санитарно-эпидемиологической безопасности, федеральных министерств и иных федеральных органов исполнительной власти, специализированных организаций.
В соответствии со ст. 7 Закона Пермского края от 12.03.2007 N 12-ПК "О защите населения и территорий Пермского края от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" Правительство Пермского края создает Комиссию по предупреждению, ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности Пермского края, определяет порядок ее деятельности и состав.
Координационным органом территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций Пермского края является Комиссия по предупреждению, ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности Пермского края. Постоянно действующим органом управления территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций Пермского края является ГУ МЧС России по Пермскому краю (ст. 9 Закона Пермского края от 12.03.2007 N 12-ПК "О защите населения и территорий Пермского края от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера").
В ст. 13 Закона Пермского края от 12.03.2007 N 12-ПК "О защите населения и территорий Пермского края от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" установлено, что в соответствии с федеральным законодательством к потенциально опасным объектам, находящимся на территории Пермского края, относятся объекты, на которых используются, производятся, перерабатываются, хранятся, транспортируются или уничтожаются радиоактивные, пожаровзрывоопасные и опасные химические и биологические вещества, а также гидротехнические сооружения, расположенные на территории Пермского края и создающие угрозу возникновения чрезвычайной ситуации. Отнесение потенциально опасных объектов Пермского края, кроме объектов, входящих в список, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации, к классам опасности осуществляется Комиссией, формируемой Правительством Пермского края.
В соответствии с п. 11 Требований по предупреждению чрезвычайных ситуаций на потенциально опасных объектах и объектах жизнеобеспечения, утвержденных Приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 28.02.2003 N 105, по результатам прогнозирования чрезвычайных ситуаций техногенного характера потенциально опасные объекты подразделяются по степени опасности в зависимости от масштабов возникающих чрезвычайных ситуаций на пять классов:
1 класс - потенциально опасные объекты, аварии на которых могут являться источниками возникновения федеральных и/или трансграничных чрезвычайных ситуаций;
2 класс - потенциально опасные объекты, аварии на которых могут являться источниками возникновения региональных чрезвычайных ситуаций;
3 класс - потенциально опасные объекты, аварии на которых могут являться источниками возникновения территориальных чрезвычайных ситуаций;
4 класс - потенциально опасные объекты, аварии на которых могут являться источниками возникновения местных чрезвычайных ситуаций;
5 класс - потенциально опасные объекты, аварии на которых могут являться источниками возникновения локальных чрезвычайных ситуаций.
Согласно Постановления Правительства Российской Федерации от 21.05.2007 N 304 "О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера подразделяются на:
а) чрезвычайную ситуацию локального характера, в результате которой территория, на которой сложилась чрезвычайная ситуация и нарушены условия жизнедеятельности людей (далее - зона чрезвычайной ситуации), не выходит за пределы территории объекта, при этом количество людей, погибших или получивших ущерб здоровью (далее - количество пострадавших), составляет не более 10 человек либо размер ущерба окружающей природной среде и материальных потерь (далее - размер материального ущерба) составляет не более 100 тыс. рублей;
б) чрезвычайную ситуацию муниципального характера, в результате которой зона чрезвычайной ситуации не выходит за пределы территории одного поселения или внутригородской территории города федерального значения, при этом количество пострадавших составляет не более 50 человек либо размер материального ущерба составляет не более 5 млн. рублей, а также данная чрезвычайная ситуация не может быть отнесена к чрезвычайной ситуации локального характера;
в) чрезвычайную ситуацию межмуниципального характера, в результате которой зона чрезвычайной ситуации затрагивает территорию двух и более поселений, внутригородских территорий города федерального значения или межселенную территорию, при этом количество пострадавших составляет не более 50 человек либо размер материального ущерба составляет не более 5 млн. рублей;
г) чрезвычайную ситуацию регионального характера, в результате которой зона чрезвычайной ситуации не выходит за пределы территории одного субъекта Российской Федерации, при этом количество пострадавших составляет свыше 50 человек, но не более 500 человек либо размер материального ущерба составляет свыше 5 млн. рублей, но не более 500 млн. рублей;
д) чрезвычайную ситуацию межрегионального характера, в результате которой зона чрезвычайной ситуации затрагивает территорию двух и более субъектов Российской Федерации, при этом количество пострадавших составляет свыше 50 человек, но не более 500 человек либо размер материального ущерба составляет свыше 5 млн. рублей, но не более 500 млн. рублей;
е) чрезвычайную ситуацию федерального характера, в результате которой количество пострадавших составляет свыше 500 человек либо размер материального ущерба составляет свыше 500 млн. рублей.
Имеющимися в материалах дела доказательствами подтверждается и ОАО "Камтэкс-Химпром" не отрицает, что опасным производственным объектом является производство фталевого ангидрида и фумаровой кислоты. Паспорт безопасности данного объекта в апреле 2007 года утвержден генеральным директором Общества, а в июне 2007 согласован с руководителем ГУ МЧС РФ по Пермской области (л.д. 51-52). При этом в данном Паспорте безопасности указано, что величина возможного ущерба при наиболее опасном сценарии развития чрезвычайных ситуаций составляет 91 624,1 тыс. руб.
Заместителем председателя Комиссии по предупреждению, ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности Пермского края 26.09.2012 утвержден Перечень потенциально опасных объектов и объектов жизнеобеспечения Пермского края, в который включено ОАО "Камтэкс-Химпром" с указанием 3 класса опасности (л.д. 108-110), 04.06.2013 заместителем председателя Комиссии утвержден Перечень потенциально опасных объектов и объектов жизнеобеспечения Пермского края, в который также включено ОАО "Камтэкс-Химпром" с указанием 3 класса опасности (л.д.105-107).
Как верно указал суд первой инстанции, на территории Пермского края создана Комиссия по предупреждению, ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности Пермского края. В состав данной Комиссии входят должностные лица Министерства общественной безопасности Пермского края и руководитель ГУ МЧС России по Пермскому краю. Членами комиссии являются должностные лица исполнительных органов государственной власти Пермского края, федеральных органов исполнительной власти, территориальных органов межрегионального уровня и иные должностные лица.
В рассматриваемом деле ОАО "Камтэкс-Химпром" обратилось с заявлением об изменении 3 класса опасности не в Комиссию по предупреждению, ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности Пермского края, а в ГУ МЧС России по Пермскому краю, что не соответствует положениям п. 12 Требований по предупреждению чрезвычайных ситуаций на потенциально опасных объектах и объектах жизнеобеспечения, утвержденных Приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 28.02.2003 N 105.
При таких обстоятельствах, по мнению суда апелляционной инстанции, действия ГУ МЧС по Пермскому краю по направлению в адрес ОАО "Камтекс-Химпром" письма от 26.04.2013 N 3845-3-3-12, в котором ГУ МЧС по Пермскому краю сообщило свое заключение на письмо ОАО "Камтэкс-Химпром" от 25.03.2013 (л.д. 15), указав, что оснований для изменения класса опасности ОАО "Камтэкс-Химпром" в Перечне потенциально опасных объектов и объектов жизнеобеспечения Пермского края не имеется, и которые заявитель обжалует как ненормативный правовой акт, не могут нарушать права и законные интересы заявителя.
С учетом того, что действующими нормативными актами установлено, что отнесение потенциально опасных объектов, кроме объектов, входящих в список, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации, к классам опасности осуществляется Комиссией, формируемой Правительством Пермского края, оснований для удовлетворения требований ОАО "Камтэкс-Химпром" заявленных к ГУ МЧС России по Пермскому краю об обязании изменить класс опасности ОАО "Камтэкс-Химпром" на 5 класс опасности и внести изменения в Перечень потенциально опасных объектов в части установления ОАО "Камтэкс-Химпром" 5-го класса опасности, не имеется. Суд первой инстанции верно указал, что при решении вопроса о классе опасности спорного объекта, ни ГУ МЧС России по Пермскому краю, ни арбитражный суд не подменяют Комиссию по предупреждению, ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности Пермского края.
На основании изложенного, суд апелляционной инстанции полагает, что судом первой инстанции обоснованно отказано в удовлетворении заявленных Обществом требований.
Доводы, приведенные в апелляционной жалобе, судом апелляционной инстанции отклоняются, так как не свидетельствуют о неправильном применении судом первой инстанции норм права и по существу сводятся к несогласию заявителя с оценкой установленных судом обстоятельств и имеющихся в деле доказательств. Оснований для переоценки установленных судом первой инстанции обстоятельств и имеющихся в материалах дела доказательств суд апелляционной инстанции не усматривает.
Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся в силу ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, основанием для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
При таких обстоятельствах, оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы, не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Пермского края от 02 сентября 2013 года по делу N А50-8376/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Камтэкс-Химпром" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Пермского края.
Председательствующий |
Н.В.Варакса |
Судьи |
С.П.Осипова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.