г. Тула |
|
21 ноября 2013 г. |
Дело N А09-1212/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19.11.2013.
Постановление изготовлено в полном объеме 21.11.2013.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Тимашковой Е.Н., судей Капустиной Л.А. и Тучковой О.Г., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Некрасовой С.Е., при участии от заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Ростелеком" (г. Санкт-Петербург, ОГРН 1027700198767, ИНН 7707049388) в лице Брянского филиала - Машутина В.А. (доверенность от 26.10.2012), от заинтересованных лиц - управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Брянской области (г. Брянск, ОГРН 1043244052092, ИНН 3250057365) - Филилеева Ф.В.. (доверенность от 09.01.2013), от ФГБУ "ФКП Росреестра" по Брянской области - Жинзировой О.В. (доверенность от 28.01.2013), в отсутствие представителей третьих лиц: Российской Федерации в лице управления Росимущества по Брянской области (город Брянск, ОГРН 1093254006317, ИНН 3250511660), Федерального государственного унитарного предприятия "Почта России" (г. Москва, ОГРН 1037724007276, ИНН 7724261610) в лице управления Федеральной почтовой службой Брянской области и администрации Климовского района Брянской области (г. Климово Брянской обл., ОГРН 1023201323188, ИНН 3216002782), извещенных о времени и месте судебного заседания, рассмотрев в открытом судебном заседании, проведенном посредством использования систем видеоконференц-связи, апелляционную жалобу управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Брянской области на решение Арбитражного суда Брянской области от 13.09.2013 по делу N А09-1212/2013 (судья Петрунин С.М.), установил следующее.
Открытое акционерное общество "Ростелеком" (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Брянской области с заявлением:
- к управлению Росреестра по Брянской области (далее - управление Росреестра) о признании незаконными действий по снятию в январе 2008 года с кадастрового учета земельных участков с кадастровыми номерами 32:12:0470103:2, 32:12:400108:9,
- к ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала по Брянской области (далее - орган кадастрового учета) о возложении обязанности снять с кадастрового учета земельный участок с кадастровым номером 32:12:0470103:69 площадью 2563 кв. м, аннулировать сведения о нем и исключить их из государственного кадастра недвижимости; восстановить в государственном кадастре недвижимости сведения о земельном участке с кадастровым номером 32:12:0470103:2 площадью 1281 кв. м; снять с кадастрового учета земельный участок с кадастровым номером 32:12:400108:147 площадью 1555 кв. м, аннулировать сведения о нем и исключить их из государственного кадастра недвижимости; восстановить в государственном кадастре недвижимости сведения о земельном участке с кадастровым номером 32:12:400108:9 площадью 641 кв. м (с учетом уточнения).
В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора, привлечены Российская Федерация в лице управления Росимущества по Брянской области, ФГУП "Почта России" в лице УФПС Брянской области, администрация Климовского района Брянской области.
Решением Арбитражного суда Брянской области от 13.08.2013 исковые требования удовлетворены в части признания незаконными действий управления Росреестра по снятию в январе 2008 года с кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером 32:12:0470103:2 и возложении на ФГУП "ФКП Росреестра" в лице филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Брянской области обязанности снять с кадастрового учета земельный участок с кадастровым номером 32:12:0470103:69 площадью 2563 кв. м, аннулировать сведения о нем и исключить их из государственного кадастра недвижимости; восстановить в государственном кадастре недвижимости сведения о земельном участке с кадастровым номером 32:12:0470103:2 площадью 1281 кв. м. Судебный акт мотивирован тем, что постановка на кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером 32:12:0470103:2 произведена с нарушением требований части 2 статьи 27 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости". В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.
Управление Росреестра подало апелляционную жалобу, в которой просит решение суда в этой части отменить, ссылаясь на нарушение судом норм материального права и несоответствие выводов суда обстоятельствам дела.
В отзыве на апелляционную жалобу общество просит решение оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Управление Росимущества по Брянской области в отзыве поддержало доводы апелляционной жалобы, указав на то, что действия управления Росреестра не нарушают права и законные интересы заявителя.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда не подлежит отмене по следующим основаниям.
Как усматривается из материалов дела, обществу на праве собственности принадлежат следующие объекты недвижимости:
- здание дизельной общей площадью 23.1 кв. м, расположенное по адресу: Брянская обл., Климовский район, с. Чуровичи, ул. Ленина, N 126,
- здание гаража общей площадью 40,7 кв. м, расположенное по адресу: Брянская обл., Климовский р-н, с. Чуровичи, ул. Ленина, N 126,
- дизельная общей площадью 22,8 кв. м, (инв. N 06-01/1496:1000/А, лит. А), расположенная по адресу: Брянская обл., Климовский р-н, с. Новый Ропск, ул. Ленина,
- гараж общей площадью 18,1 кв. м, расположенный по адресу: Брянская обл., Климовский р-н, с. Новый Ропск, ул. Ленина, б/н.
Право собственности в отношении указанного имущества зарегистрировано в установленном законом порядке, о чем в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним сделаны записи регистрации N 32-1/12-4/2003-301, N 32-1/12-4/2003-297, N 32-32-12/009/2010-816, N 32-1/12-4/2003-297, соответственно.
Расположенные под указанными объектами недвижимости земельные участки с кадастровыми номерами 32:12:0470103:2 (Брянская обл., Климвский р-н, с. Чуровичи, ул. Ленинская, 126) и 32:12:400108:9 (Брянская обл., Климовский р-н, с. Новый Ропск, ул. Ленина, 130) были предоставлены на праве постоянного (бессрочного) пользования в марте 1994 года Климовскому эксплуатационно-техническому узлу связи - обособленному подразделению ГПСИ "Россвязьинформ" Брянской области, правопреемником которого является ОАО "Ростелеком".
Указанные земельные участки поставлены на кадастровый учет (32:12:0470103:2 - 27.10.2003, 32:12:400108:9 - 31.10.2003).
На основании постановления администрации Климовского района Брянской области от 11.10.2005 N 296 "О предоставлении в аренду со множественностью лиц земельные участки" земельные участки с кадастровыми номерами 32:12:0470103:2 и 32:12:0470103:68, а также с кадастровыми номерами 32:12:0400108:9 и 32:12:0400108:146 были объединены, образованным земельным участкам присвоены кадастровые номера 32:12:470103:69 и 32:12:0400108:147 соответственно.
Вновь образованные земельные участки с кадастровыми номерами 32:12:470103:69 и 32:12:0400108:147, расположенные по адресу: Климовский район, с. Чуровичи, ул. Ленинская, участок 126, площадью 2563 кв. м, а также Климовский район, с. Новый Ропск, ул. Ленина, участок N 128, площадью 1555 кв. м, на основании договора аренды от 30.03.2009 N 131 были предоставлены в аренду ФГУП "Почта России". Срок действия договора установлен до 2057 года.
Указанные земельные участки переданы ФГУП "Почта России" по акту приема-передачи от 30.03.2009.
В связи с регистрацией права собственности Российской Федерации на вновь образованные земельные участки, земельные участки с кадастровыми номерами 32:12:0470103:2, 32:12:0470103:68, 32:12:0400108:9, 32:12:0400108:146 были сняты с кадастрового учета.
Полагая, что действия по снятию спорных земельных участков с кадастровыми номерами 32:12:0400108:9 и 32:12:0470103:2 с кадастрового учета не соответствуют закону и нарушают его права и законные интересы, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением.
Рассматривая дело по существу и частично удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что постановка на кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером 32:12:0470103:2 произведена с нарушением требований части 2 статьи 27 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".
Проверив в порядке апелляционного производства оспариваемый судебный акт, правильность применения норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов Арбитражного суда Брянской области фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, апелляционная инстанция соглашается с таким выводом по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания ненормативного акта (решения) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц недействительными (незаконными) необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону и иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В силу части 2 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон N 221-ФЗ) государственный кадастр недвижимости является систематизированным сводом сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений. Государственный кадастр недвижимости является федеральным государственным информационным ресурсов.
Государственным кадастровым учетом недвижимого имущества (признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи (далее - уникальные характеристики объекта недвижимости), или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе (часть 3 статьи 1 Закона N 221-ФЗ).
В силу части 1 статьи 16 Закона N 221-ФЗ кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости, прекращением его существования либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7 - 21 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений об объекте недвижимости.
В соответствии с пунктом 1 статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Согласно пункту 1 статьи 11.7 Земельного кодекса Российской Федерации при перераспределении нескольких смежных земельных участков образуются несколько других смежных земельных участков, и существование таких смежных земельных участков прекращается.
Пунктом 4 статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации определено, что образование земельных участков допускается при наличии в письменной форме согласия землепользователей, землевладельцев, арендаторов, залогодержателей земельных участков, из которых при разделе, объединении, перераспределении или выделе образуются земельные участки.
В состав необходимых для кадастрового учета документов в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 22 Закона N 221-ФЗ входит межевой план (при постановке на учет земельного участка, учете части земельного участка или кадастровом учете в связи с изменением уникальных характеристик земельного участка), а также копия документа, подтверждающего разрешение земельного спора о согласовании местоположения границ земельного участка в установленном земельным законодательством порядке.
В силу пункта 2 части 2 статьи 27 Закона N 221-ФЗ орган кадастрового учета принимает решение об отказе в осуществлении кадастрового учета, в том числе в случае, если заявление о кадастровом учете или необходимые для кадастрового учета документы по форме либо содержанию не соответствуют требованиям настоящего Федерального закона.
Как усматривается из материалов дела, на момент принятия решения об осуществлении кадастрового учета и постановки на учет земельного участка с кадастровым номером 32:12:470103:69 в отношении земельного участка с кадастровым номером 32:12:0470103:2 имело место обременение в виде права постоянного бессрочного пользования заявителя.
В соответствии с пунктом 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица, являющиеся собственниками зданий, строений, сооружений, находящихся на земельном участке, имеют исключительное право на приватизацию данного земельного участка.
Факт нахождения на снятом с кадастрового учета земельном участке принадлежащих заявителю зданий подтверждено материалами дела и не оспаривается участвующими в деле лицами.
Вместе с тем, как установлено судом, при постановке на кадастровый учет вновь образованных земельных участков согласие заявителя на прекращение права постоянного бессрочного пользования земельным участком с кадастровым номером 32:12:470103: 2 и образование земельного участка с кадастровым номером 32:12:470103:69, не испрашивалось.
Отсутствие в кадастре недвижимости сведений о согласовании заявителем как землепользователем спорного земельного участка границ вновь образуемого в порядке объединения земельного участка, является безусловным основанием принятия решения об отказе в проведении кадастрового учета.
По смыслу пункта 3 статьи 1 Закона N 221-ФЗ в результате кадастрового учета объекта недвижимого имущества такой объект приобретает свойства индивидуально-определенной вещи, которая может быть вовлечена в гражданский оборот, следовательно, вследствие совершения действий по снятию с государственного кадастрового учета земельного участка путем исключения записи о земельном участке из Единого государственного кадастра недвижимости, спорный земельный участок утратил свои индивидуализирующие характеристики и прекратил существование как объект права.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правильному выводу о нарушении действиями управления Росреестра по постановке на учет земельного участка с кадастровым номером 32:12:470103:69 и как следствие по снятию с учета земельного участка с кадастровым номером 32:12:0470103:2 прав заявителя как постоянного бессрочного пользователя земельного участка и собственника объектов недвижимости, находящихся на нем.
Исходя из изложенного, довод апелляционной жалобы о том, что действующим законодательством не предусмотрена обязанность управления по истребованию согласия на прекращение принадлежащего заявителю права постоянного бессрочного пользования, отклоняется судом, как основанный на неправильном толковании норм материального права.
Довод жалобы о правомерности действий учреждения в силу наличия волеизъявления Российской Федерации как собственника земель на перераспределение земельных участков, а также в силу отсутствия у органа кадастрового учета сведений о зарегистрированных правах на снятый с учета земельный участок с кадастровым номером 32:12:0470103:2, отклоняется судом по следующим основаниям.
Одним из принципов ведения государственного земельного кадастра, закрепленных в статье 4 Закона N 221-ФЗ является обеспечение общедоступности и непрерывности актуализации содержащихся в нем сведений и сопоставимость кадастровых сведений со сведениями, содержащимися в других государственных информационных ресурсах.
Согласно пункту 3 статьи 15 и пунктам 8, 9 статьи 7 Закона N 221-ФЗ в срок не более чем три рабочих дня со дня государственной регистрации права, ограничения (обременения) права на объект недвижимости орган кадастрового учета вносит в государственный кадастр недвижимости сведения о вещных правах и (или) об ограничениях прав на объект недвижимости в объеме сведений, определенных порядком ведения государственного кадастра недвижимости.
В данном случае на момент принятия решения об осуществлении кадастрового учета и постановки на учет земельного участка с кадастровым номером 32:12:470103:69, в отношении земельного участка с кадастровым номером 32:12:0470103:2 имело место обременение в виде права постоянного бессрочного пользования заявителя.
При этом отсутствие у органа кадастрового учета указанных сведений свидетельствует о неисполнении данным органом возложенной на него пунктом 3 статьи 15 Закона N 221-ФЗ обязанности по внесению в кадастр в порядке информационного взаимодействия сведений о зарегистрированных правах и обременениях учтенных в кадастре объектов недвижимости.
Доводы апелляционной жалобы о том, что заявитель с требованием об оспаривании действий по постановке на учет земельного участка 32:12:470103:69 не обращался, а так же об отсутствии оснований для признания данных действий незаконными в силу того, что ненормативный правовой акт администрации, явившийся основанием проведения учета (постановление администрации Климовского района Брянской области от 11.10.2005N 296), не оспорен, в связи с чем обществом выбран ненадлежащий способ защиты нарушенного права, правомерно отклонены судом первой инстанции как основанные на неправильном толковании заявленных требований и норм материального права.
Неправильного применения судом норм процессуального права, являющихся в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены принятого судебного акта, судом второй инстанции не установлено.
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции в обжалуемой части является законным и обоснованным.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Брянской области от 13.09.2013 по делу N А09-1212/2013 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме. В соответствии с частью 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Е.Н. Тимашкова |
Судьи |
Л.А. Капустина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А09-1212/2013
Истец: ОАО " Ростелеком ", ОАО " Ростелеком ", Брянский филиал
Ответчик: Управление Росреестра по Брянской области, Управление Росреестра по Брянской области в лице филиала ФГБУ " ФКП Росреестра " по Брянской области
Третье лицо: Администрация Климовского района, Управление Росимущества по Брянской области, УФПС Брянской области