г. Пермь |
|
18 ноября 2013 г. |
Дело N А50-8369/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 ноября 2013 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 18 ноября 2013 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Богдановой Р. А.,
судей Григорьевой Н.П., Кощеевой М.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Хардиной Т.А.,
при участии:
от истца Министерства образования и науки Пермского края, Якимова Е.В., доверенность от 03.04.2013, паспорт,
от ответчика, ООО "Наша сеть", Аксенов С.А., доверенность от 16.10.2013, паспорт,
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу
истца, Министерства образования Пермского края,
на решение Арбитражного суда Пермского края от 09 сентября 2013 года
принятое судьей Удовихиной В.В.,
по делу N А50-8369/2013
по иску Министерства образования и науки Пермского края (ОГРН 1025900530336, ИНН 5902290723)
к ООО "Наша сеть" (ОГРН 5087746092286, ИНН 7718719940)
о расторжении государственного контракта на оказание услуг, взыскании неустойки,
по встречному иску ООО "Наша сеть"
к Министерству образования и науки Пермского края
о взыскании задолженности по государственному контракту на оказание услуг, неустойки,
установил:
Министерство образования Пермского края обратилось в Арбитражный суд Пермского края с иском к ООО "Наша сеть" о расторжении государственного контракта от 06.11.2012 N К-26/109 и взыскании неустойки за нарушение сроков оказания услуг в размере 91 816 руб. 40 коп. (с учетом уточнения требований в порядке ст.49 АПК РФ).
Для совместного рассмотрения с первоначальным иском общество с ограниченной ответственностью "Наша сеть" обратилось с встречным исковым требованием о взыскании задолженности по государственному контракту N 26/109 от 06.11.2012 в размере 1 765 742 руб. 29 коп., неустойки за нарушение сроков оплаты по договору в размере 63 610 руб. 87 коп.
Решением суда от 09.09.2013 исковые требования Министерства образования Пермского края удовлетворены частично: с общества с ограниченной ответственностью "Наша сеть" в пользу Министерства образования Пермского края взыскана неустойка в размере 91 816 руб. 40 коп., в удовлетворении требований о расторжении государственного контракта от 06.11.2012 N К-26/109 отказано. Встречные исковые требования ООО "Наша сеть" удовлетворены частично: с Министерства образования Пермского края в пользу общества с ограниченной ответственностью "Наша сеть" взысканы задолженность в размере 1 601 436 руб. 42 коп. и неустойка в размере 48 076 руб. 46 коп., в удовлетворении остальной части встречных исковых требований отказано.
В нарушение абз.2 ч.5 ст.170 АПК РФ в резолютивной части решения не указана денежная сумма, подлежащая взысканию в результате зачета.
Министерство образования Пермского края не согласилось с решением в части удовлетворения встречного иска и обратилось с жалобой, в которой просит суд апелляционной инстанции его в указанной части изменить и направить дело в этой части на новое рассмотрение.
В обоснование своих требований Министерство ссылается на недоказанность имеющих значение для дела обстоятельств, которые суд считал установленными, несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела.
Заявитель жалобы полагает ошибочным вывод суда первой инстанции о том, что представленные обществом акты установки, включения и передачи оборудования МЗСС на ответственное хранение, расписки, отказные письма, заявления свидетельствуют об оказании услуг в объеме, стоимость которого определена в размере взысканной судом суммы (1 601 436 руб. 42 коп.). Указывает, что в процессе исполнения государственного контракта обществу были направлены претензии о нарушении сроков оказания услуг. Между тем, общество не представило каких-либо доказательств в подтверждение факта исправления недостатков и организации доступа к образовательным ресурсам и сети Интернет.
Нарушение сроков оказания услуг привело к фактическому снижению их объема, в связи с чем оплате подлежат только фактически оказанные услуги. По мнению заявителя жалобы, расчет фактически оказанных услуг должен быть произведен по следующей формуле: 1 765 742 руб. (общая стоимость услуг по договору) : 336 (общее количество участников дистанционного обучения) : 52 (количество дней по контракту). Исходя из этого стоимость услуги для одного ребенка в день составляет 101 руб. 06 коп.
Таким образом, услуги в объеме неоказанной части не подлежат оплате.
В части неустойки Министерство, ссылаясь на п.2.5 контракта, указывает на отсутствие оснований для оплаты в связи с непредставлением исполнителем документации, содержащей достоверные сведения.
В суде апелляционной инстанции представитель Министерства поддержал доводы апелляционной жалобы, представил сводный расчет обеспечения доступа рабочих мест детей-инвалидов к образовательным ресурсам и информационно-телекоммуникационной сети Интернет, уточнил требования по апелляционной жалобе.
Общество в письменном отзыве и его представитель в судебном заседании против доводов апелляционной жалобы возразили, просят решение в оспариваемой части оставить без изменения.
В обоснование своих доводов ООО "Наша сеть" указывает, что ссылка Министерства на то, что некоторые участники образовательного процесса получили услугу в объеме меньшем, чем предусмотрено государственным контрактом, подтверждена доказательствами, полученными по истечении сроков контракта (письма родителей).
Общество обращает внимание суда на то обстоятельство, что в апелляционной жалобе Министерство не указывает, в каком объеме фактически были оказаны услуги. При этом общество признает то, что с учетом самостоятельного отказа от предоставления услуг законных представителей детей-инвалидов, услуги были оказаны 306 детям на общую сумму 1 601 436 руб. 42 коп. Общество полагает, что в части неустойки доводы жалобы несостоятельны, поскольку все финансовые документы были получены Министерством 09.01.2013.
В суде апелляционной инстанции объявлялись перерывы с целью предоставления представителю общества возможности ознакомиться с представленным Министерством расчетом, проведения сверки.
После проведения сверки расчетов представитель общества подтвердил арифметическую верность расчета, однако выразил несогласие с ним, по доводам, изложенным в отзыве на жалобу. Кроме того, указал, что не согласен также с методикой определения Министерством стоимости услуги для одного ребенка в день. В связи с этим в расчете представителем общества проставлены свои данные о стоимости услуг, при этом общество исходит из того, каким способом была предоставлена услуга конкретному ребенку (наземный канал, спутник, радиоканал).
После перерыва представитель Министерства уточнил, что оспаривает решение суда первой инстанции в части взыскания долга по контракту, превышающего сумму 1 207 897 руб. 86 коп. и неустойки, превышающей 43 846 руб. 69 коп., представил расчет неустойки на указанную сумму за период с 25.01.2013 по 05.06.2013.
Законность и обоснованность решения проверены арбитражным апелляционным судом в отсутствие возражений сторон в обжалуемой части в порядке, предусмотренном ст.266, 268 АПК РФ.
Изучив материалы дела, заслушав представителей сторон, проверив обоснованность доводов апелляционной жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции полагает, что апелляционная жалоба подлежит удовлетворению, а решение в обжалуемой части - отмене.
Как следует из материалов дела, 06.11.2012 в соответствии с протоколом подведения итогов открытого аукциона в электронной форме от 23.10.2012 N 3.10-5/2 между Министерством как заказчиком и ООО "Наша сеть" как исполнителем заключен государственный контракт N 26/109, согласно которому исполнитель обязуется оказать услуги по обеспечению доступа рабочих мест детей-инвалидов к образовательным ресурсам и информационным системам информационно-телекоммуникационной сети Интернет согласно Техническому заданию (Приложение 1 к контракту), а заказчик обязуется принять и оплатить услуги по цене и на условиях, предусмотренных настоящим контрактом.
Согласно п.2.1 контракта стоимость услуг (цена контракта) составляет 1 765 742 руб. 29 коп.
Срок оказания услуг: с 10.11.2012 по 31.12.2012 (п.3.1 контракта).
Место оказания услуг: Пермский край (п.3.2 контракта).
Пунктом 4 Технического задания установлен объем оказываемых услуг: исполнитель обязался обеспечить доступ к образовательным ресурсам и информационным системам информационно-телекоммуникационной сети Интернет для 336 участников образовательного процесса.
В соответствии с п.8, 8.1 Технического задания услуги должны предоставляться 24 часа в сутки 7 дней в неделю без учета объемов потребляемого трафика в период с 10.11.2012 по 31.12.2012, при этом должен быть организован постоянный доступ рабочих мест детей-инвалидов к образовательным ресурсам и информационным системам информационно-телекоммуникационной сети Интернет.
Согласно п. 3.4 контракта в течение 5 рабочих дней после надлежащего уведомления исполнителем заказчика о завершении процесса оказания услуг, предусмотренных контрактом и Техническим заданием, и при предоставлении отчетных документов, заказчик должен проверить оказанные услуги на их соответствие по содержанию и объему Техническому заданию.
Сдача-приемка оказанных услуг оформляется актом, подписываемым заказчиком и исполнителем, после предоставления исполнителем отчетных документов, предусмотренных Техническим заданием (п. 3.3 контракта).
Пунктом 2.5 контракта предусмотрено, что оплата за оказанные услуги производится заказчиком перечислением денежных средств на расчетный счет исполнителя. Оплата производится по факту оказания услуг на основании счета, счета-фактуры, акта сдачи - приемки услуг, в течение 10 банковских дней со дня, следующего за днем подписания заказчиком и исполнителем акта сдачи-приемки услуг.
В соответствии с п.4.3 контракта в случае просрочки исполнения заказчиком обязательства по оплате исполнитель вправе потребовать уплаты неустойки в размере 1/300 ставки рефинансирования Центрального банка РФ, действующей на день уплаты неустойки, от своевременно не оплаченной суммы, за каждый день просрочки, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства.
Таким образом, между сторонами заключен государственный контракт, являющийся по своей правовой природе договором возмездного оказания услуг, правовая регламентация которого предусмотрена главой 39 "Возмездное оказание услуг" Гражданского кодекса Российской Федерации, а также положениями Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".
Согласно ст.779 ГК РФ по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.
В соответствии с п.2 ст.9 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ государственный контракт заключается в порядке, предусмотренном Гражданским кодексом Российской Федерации и иными федеральными законами с учетом положений настоящего Федерального закона.
Обращаясь со встречным иском, общество указывало, что услуги по контракту им были выполнены в полном объеме, в адрес Министерства были направлены финансовые документы, которые были получены Министерством 09.01.2013, однако оплата услуг не произведена.
Возражая против удовлетворения требований общества в полном объеме, Министерство ссылалось на то, что исполнитель услуги предоставил не в полном объеме (не всем детям и не весь период) и ненадлежащего качества (скорость доступа к образовательным ресурсам и сети Интернет ниже установленной контрактом, имелись перерывы в доступе).
Доводы Министерства о неполном объеме оказанных услуг следует признать обоснованными, подтвержденными имеющимися в деле доказательствами.
Как указано выше, по контракту услуги должны быть оказаны 336 детям в период с 10.11.2012 по 31.12.2012.
Между тем, из материалов дела следует, что в адрес Министерства с начала действия контракта поступали претензии как от специалистов муниципальных органов управления образованием, так и от законных представителей детей-инвалидов об отсутствии доступа детей-инвалидов, участвующих в программе дистанционного обучения, к образовательным ресурсам и информационным системам информационно-телекоммуникационной сети Интернет.
В связи с поступившими обращениями 21.11.2012 Министерство направило обществу претензию с требованием обеспечить в кратчайшие сроки доступ рабочих мест детей-инвалидов к образовательным ресурсам и информационным системам информационно-телекоммуникационной сети Интернет. В качестве приложения к данной претензии обществу была направлена информация на 23 листах о наличии доступа.
В дальнейшем, после получения адреса электронной почты исполнителя, сведения о претензиях по наличию доступа детей-инвалидов к сети Интернет, все последующие жалобы получателей услуг направлялись по мере их поступления на электронные адреса исполнителя.
Обществом доказательств, опровергающих изложенные в претензиях сведения, не представлено.
Из анализа представленных в материалы дела актов установки, включения и передачи оборудования МЗССС на ответственное хранения, актов начала оказания услуг, расписок, отказных писем, заявлений родителей следует, что обществом оказан не весь объем услуг по контракту.
Между тем, по окончании срока контракта общество представило в адрес Министерства финансовые документы, полученные последним 09.01.2013, в которых отразило выполнение услуг по договору полностью на сумму 1 756 742 руб.
В целях проверки информации, содержащейся в финансовых отчетах общества Министерство образования Пермского края повторно запросило информацию у специалистов-кураторов территорий Пермского края, которые в своих письмах, датированных январем 2013 года, продублировали информацию о претензиях об отсутствии доступа к образовательным ресурсам и сети Интернет у 107 детей-инвалидов, ранее направленных в адрес Министерства.
В связи с этим исполнителю была направлена претензия и замечания к отчетной документации от 13.02.2013 исх.N СЭД-26-01-25-47 с требованием о расторжении контракта и выплате неустойки. К претензии приложен список детей-инвалидов, в отношении которых необходимо провести перерасчет стоимости услуги в соответствии с количеством дней фактического доступа к сети Интернет, а также размер начисленной неустойки.
В ответ на претензию исполнитель повторно направил финансовый отчет, представил пакет документов, просил принять результаты оказанных услуг в рамках исполнения государственного контракта в полном объеме и произвести расчет по оказанным услугам в размере 1 765 472 руб. 29 коп.
28.02.2013 обществом была направлена в адрес Министерства претензия N 269 с требованием оплатить сумму задолженности 1 765 742 руб. 29 коп.
В ответ на претензию Министерство в письме от 28.03.2013 N СЭД-26-01-25-139 отказалось произвести оплату оказанных услуг в полном объеме, выразило готовность оплатить услуги, оказанные обществом, исходя из фактического количества получателей услуг и фактического объема услуг для каждого ребенка.
Согласно представленному Министерством сводному расчету обеспечения доступа рабочих мест детей-инвалидов к образовательным ресурсам и информационно-телекоммуникационной сети Интернет, в котором учтены все дети-инвалиды, участвующие в программе, периоды отсутствия доступа со ссылкой на доказательства, подтверждающие факт отсутствия доступа, обществом в рамках государственного контракта фактически оказаны услуги на 1 207 897 руб. 86 коп.
Доказательств фактического оказания услуг в большем размере обществом не представлено.
Доводы общества о несогласии с использованной Министерством в расчете методикой определения стоимости услуги для одного ребенка в день рассмотрены судом апелляционной инстанции и отклонены.
Судом учтено, что согласно контракту услуги стоимостью 1 765 742 руб. должны быть оказаны 336 детям-инвалидам в течение 52 дней (п.2.1, 3.1 контракта, п.4, 8, 8.1 Приложения N 1 к контракту). В связи с этим расчет стоимости услуги для одного ребенка в день по формуле 1 765 742 руб. (общая стоимость услуг по договору) : 336 (общее количество участников дистанционного обучения) : 52 (количество дней по контракту) = 101 руб. 06 коп. соответствует условиям договора.
Предложенная обществом методика исчисления стоимости услуги для одного ребенка в день с учетом способа предоставления услуги конкретному ребенку (наземный канал, спутник, радиоканал) исходя из цен, указанных в финансовом отчете общества, не была согласована в государственном контракте.
Утверждение общества о том, что неполноту объема оказанных по контракту услуг Министерство подтверждает доказательствами, полученными по истечении сроков контракта (письма родителей), не соответствует имеющимся в деле доказательствам, поскольку из претензии от 21.11.2012 с приложением к ней на 23 листах, электронной переписки, писем специалистов-кураторов администрации Пермского муниципального района от 13.11.2012 N 01-940/971, управления образования администрации Очерского муниципального района от 27.11.2012 N 2331 следует, что об отсутствии фактического доступа к услуге общество было проинформировано в период действия контракта. Представленные письма родителей только продублировали ранее направленную в адрес общества информацию.
Таким образом, совокупностью представленных в дело доказательств подтверждены доводы Министерства о том, что в период с 10.11.2012 по 31.12.2012 многие дети-инвалиды не имели возможности участия в программе дистанционного образования в связи с отсутствием доступа к информационно образовательной среде для доступа в которую ребенок-инвалид, участвующий в программе имеет возможность использовать программные ресурсы; фактически услуги оказаны на сумму 1 207 руб. 86 коп.
Исходя из условий контракта, положений ст.781 ГК РФ, согласно которой оплате подлежат только оказанные услуги, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда первой инстанции в части взыскания долга по контракту, превышающего 1 207 897 руб. 86 коп., подлежит отмене.
В соответствии с п.4.3 контракта на сумму фактически оказанных, но не оплаченных Министерством услуг, подлежит начислению неустойка за ненадлежащее исполнение обязательств по оплате услуг за период с 25.01.2013 по 05.06.2013 (т.е. за 132 дня) в размере 43 846 руб. 69 коп.
В удовлетворении остальной части встречных исковых требований следует отказать. В части первоначального иска решение сторонами не оспаривается. Денежная сумма, частично удовлетворенная по первоначальному иску, подлежит зачету в счет удовлетворенных по встречному иску требований.
Расходы по госпошлине распределяются между сторонами по правилам ст.110 АПК РФ.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 176, 258, 268, 269, п. 1, 2 ст. 270, ст. 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Пермского края от 09 сентября 2013 года по делу N А50-8369/2013 изменить, изложив резолютивную часть в следующей редакции:
"Исковые Министерства образования и науки Пермского края удовлетворить частично.
Взыскать с ООО "Наша сеть" (ОГРН 5087746092286, ИНН 7718719940) в пользу Министерства образования и науки Пермского края (ОГРН 1025900530336, ИНН 5902290723) неустойку в сумме 91 816 (Девяносто одна тысяча восемьсот шестнадцать) руб. 40 коп.
В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.
Взыскать с ООО "Наша сеть" (ОГРН 5087746092286, ИНН 7718719940) в доход федерального бюджета государственную пошлину по иску в сумме 3 672 (Три тысячи шестьсот семьдесят два) руб. 66 коп.
Встречные исковые требования ООО "Наша сеть" удовлетворить частично.
Взыскать с Министерства образования и науки Пермского края (ОГРН 1025900530336, ИНН 5902290723) в пользу ООО "Наша сеть" (ОГРН 5087746092286, ИНН 7718719940) задолженность в сумме 1 207 897 (Один миллион двести семь тысяч восемьсот девяносто семь) руб. 86 коп., неустойку в сумме 43 846 (Сорок три тысячи восемьсот сорок шесть) руб. 69 коп., судебные расходы по оплате государственной пошлины по иску в сумме 21 412 (Двадцать одна тысяча четыреста двенадцать) руб. 76 коп.
В удовлетворении остальной части встречных исковых требований отказать.
В результате зачета требований по первоначальному и встречному искам взыскать с Министерства образования и науки Пермского края (ОГРН 1025900530336, ИНН 5902290723) в пользу ООО "Наша сеть" (ОГРН 5087746092286, ИНН 7718719940) денежные средства в сумме 1 159 928 (Один миллион сто пятьдесят девять тысяч девятьсот двадцать восемь) руб. 15 коп., расходы по уплате государственной пошлины по иску в сумме 21 412 (Двадцать одна тысяча четыреста двенадцать) руб. 76 коп.
Взыскать с ООО "Наша сеть" (ОГРН 5087746092286, ИНН 7718719940) в доход федерального бюджета государственную пошлину по иску в сумме 3 672 (Три тысячи шестьсот семьдесят два) руб. 66 коп.".
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Пермского края.
Председательствующий |
Р.А. Богданова |
Судьи |
Н.П. Григорьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А50-8369/2013
Истец: Министерство образования Пермского края, Министерство образования ПК
Ответчик: ООО "Наша сеть"