Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа
от 9 апреля 2008 г. N КА-А40/2874-08
(извлечение)
Резолютивная часть постановления объявлена 7 апреля 2008 г.
По результатам камеральной налоговой проверки, проведенной в отношении общества с ограниченной ответственностью "ТЕХПРОМ-ХХ1" в части деятельности в г. Сочи, Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы России N 7 по Краснодарскому краю (далее - инспекция, налоговый орган) вынесено решение от 18.12.2006 г. N 8861935 о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения.
Указанным решением ООО "ТЕХПРОМ-ХХ1" (далее - Общество) привлечено к ответственности, предусмотренной пунктом 7 статьи 366 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ), за повторное нарушение требований, предусмотренных пунктом 2 либо пунктом 3 статьи 366 НК РФ, в виде взыскания штрафа в размере 1 350 000 руб., то есть в шестикратном размере ставки налога, установленной для игровых автоматов, увеличенной в соответствии с пунктом 2 статьи 112 и пунктом 4 статьи 114 НК РФ на 100%.
В обоснование решения положен вывод налогового органа о повторном нарушении Обществом требований пункта 2 статьи 366 НК РФ, выразившемся в том, что 15 объектов налогообложения (игровых автоматов) были установлены в игровом зале по адресу: г. Сочи, ул. Чебрикова, д. 7, стр. 8, до истечения 2 дней после их регистрации в налоговом органе.
Требованием от 21.12.2006 г. N 13947 Обществу предложено уплатить сумму налоговой санкции в срок до 31.12.2006 г.
В связи с невыполнением требования Инспекция обратилась в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением о принудительном взыскании налоговой санкции.
Определением суда от 29.05.2007 г. дело передано по подсудности в Арбитражный суд г. Москвы.
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 04.09.2007 г. заявление Инспекции отклонено.
Суд счел, что налоговым органом при привлечении Общества к налоговой ответственности проявлен формальный, без учета фактических обстоятельств дела, подход, направленный на максимальное увеличение штрафных санкций, что противоречит статьям 3 и 108 НК РФ.
Девятый арбитражный апелляционный суд в постановлении от 13.12.2007 г. выводы суда первой инстанции поддержал.
В кассационной жалобе Инспекции содержится просьба об отмене постановления апелляционного суда и направлении дела на новое рассмотрение. Инспекция не согласна с решением и постановлением судов, считая, что Обществом умышленно повторно нарушено положение п. 2 ст. 366 НК РФ посредством установки и эксплуатации объектов игорного бизнеса до истечения двух дней после их регистрации в установленном законом порядке.
Представители сторон в заседание суда не явились. В соответствии со статьей 123, пунктом 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (АПК РФ), совещаясь на месте, суд определил: рассмотреть дело в отсутствие представителей сторон, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, суд кассационной инстанции считает жалобу подлежащей отклонению.
Согласно пункту 3 части 1 статьи 287 АПК РФ по результатам рассмотрения кассационной жалобы арбитражный суд кассационной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции и (или) постановление суда апелляционной инстанции полностью или в части и направить дело на новое рассмотрение в соответствующий арбитражный суд, если этим судом нарушены нормы процессуального права, являющиеся в соответствии с частью 4 статьи 288 АПК РФ основанием для отмены решения, постановления, или если выводы, содержащиеся в обжалуемых решении, постановлении, не соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам или имеющимся в деле доказательствам.
Проверив законность принятых по делу судебных актов, суд кассационной инстанции указанных оснований не нашёл.
Согласно пункту 1 статьи 366 Кодекса объектом налогообложения налогом на игорный бизнес признается, в том числе, игровой автомат.
В пункте 2 статьи 366 Кодекса предусмотрено, что каждый объект налогообложения, указанный в пункте 1 статьи 366 Кодекса, подлежит регистрации в налоговом органе по месту установки этого объекта налогообложения не позднее чем за два рабочих дня до даты установки каждого объекта налогообложения. Регистрация производится налоговым органом на основании заявления налогоплательщика о регистрации объекта (объектов) налогообложения с обязательной выдачей свидетельства о регистрации объекта (объектов) налогообложения.
Любое изменение количества объектов налогообложения налогоплательщик обязан зарегистрировать в налоговых органах по месту регистрации объектов налогообложения не позднее чем за два рабочих дня до даты установки или выбытия каждого объекта налогообложения (пункт 3 статьи 366 Кодекса).
Пунктом 7 статьи 366 Кодекса установлен штраф за нарушение налогоплательщиком требований пункта 2 или пункта 3 данной статьи (неисполнение обязанности по регистрации в налоговом органе объектов игорного бизнеса) в трехкратном размере ставки налога, установленной для соответствующего объекта налогообложения. То же нарушение, совершенное более одного раза, влечет взыскание штрафа в шестикратном размере ставки налога, установленной для соответствующего объекта налогообложения.
Инспекция в обоснование повторности совершения обществом налогового правонарушения ссылается на то, что протоколом осмотра от 3 декабря 2006 года установлено отсутствие учета 13 объектов налогообложения (игровых автоматов), а 6 декабря 2006 года, то есть до истечения 2 дней после регистрации объектов налогообложения, зафиксирован факт нахождения в игорном зале 15 игровых автоматов.
Между тем, при исследовании доказательств по делу судом первой и апелляционной инстанции установлено, и налоговым органом не оспаривается, что заявление о регистрации 15 объектов налогообложения (игровых автоматов) по месту установки по адресу: г. Сочи, ул. Чебрикова, д. 7, стр. 8, было подано Обществом в Инспекцию 4 декабря 2006 года.
В ходе осмотра, проведенного Инспекцией 6 декабря 2006 года, выявлено полное соответствие номеров, указанных в заявлении о регистрации объектов налогообложения, и номеров игровых автоматов, фактически установленных в игровом зале.
Согласно пункту 4 статьи 366 Кодекса объект обложения налогом на игорный бизнес считается зарегистрированным с даты представления налогоплательщиком в налоговый орган заявления о регистрации объекта налогообложения и считается выбывшим с даты представления в налоговый орган заявления о регистрации изменений (уменьшений) количества объектов налогообложения.
Таким образом, спорные игровые автоматы были фактически зарегистрированы, то есть обязанность, установленная пунктами 2 и 3 статьи 366 НК РФ, была Обществом выполнена.
То обстоятельство, что при осмотре 3 декабря 2006 года было выявлено нарушение пункта 2 статьи 366 НК РФ в отношении 13 игровых автоматов, не является квалифицирующим признаком повторности налогового правонарушения, поскольку Общество приняло меры к регистрации объектов налогообложения до проведения повторной проверки.
В силу пункта 2 статьи 112 НК РФ обстоятельством, отягчающим ответственность, признается совершение налогового правонарушения лицом, ранее привлекаемым к ответственности за аналогичное правонарушение. Лицо, с которого взыскана налоговая санкция, считается подвергнутым этой санкции в течение 12 месяцев с момента вступления в силу решения суда или налогового органа о применении налоговой санкции (пункт 3 статьи 112).
Из смысла и содержания указанной нормы следует, что определяющим для квалификации нарушения, как совершенного повторно, является совершение аналогичного нарушения, за которое налогоплательщик уже привлекался к налоговой ответственности.
При этом, протокол осмотра не является документом, подтверждающим факт привлечения к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения.
Решение о привлечении Общества к ответственности за нарушение, установленное 3 декабря 2006 года, выразившееся в отсутствии регистрации 13 игровых автоматов, было принято Инспекцией 8 декабря 2006 года, то есть после повторной проверки, проведенной 6 декабря 2006 года.
В связи с этим наложение на Общество штрафа по пункту 7 статьи 366 Кодекса за неисполнение налогоплательщиком своей обязанности по регистрации в налоговой инспекции объектов игорного бизнеса за два дня до их установки в 6-кратном размере ставки налога, установленной для соответствующего объекта налогообложения, не соответствует требованиям налогового законодательства.
Кроме того, принцип увеличения штрафной санкции за повторное правонарушение - до шестикратного размера ставки налога по сравнению с трехкратным размером ставки налога для лица, впервые совершившего правонарушение - уже заложен в статье 366 Кодекса, поэтому увеличение налоговой санкции на 100% в соответствии с пунктом 2 статьи 112 и пунктом 4 статьи 114 НК РФ нельзя признать правомерным.
При таких обстоятельствах правомерный довод жалобы Инспекции о том, что отсутствие данных об использовании игровых автоматов по прямому назначению не имеет правового значения при рассмотрении вопроса о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности, поскольку игровые автоматы могут устанавливаться в помещении игрового клуба только с целью их эксплуатации и получения дохода, не свидетельствует о судебной ошибке и не является поводом к отмене решения и постановления судов.
Суд кассационной инстанции считает, что судами первой и апелляционной инстанций на основании полного и всестороннего исследования содержащихся в материалах дела документов установлены имеющие значение для дела обстоятельства, правильно применены положения ст. 366 НК РФ, в связи с чем оснований для переоценки обстоятельств, оцененных судами первой и апелляционной инстанций, и отмены судебных актов не имеется.
Принимая во внимание изложенное, руководствуясь ст.ст. 176, 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Московского округа постановил:
решение Арбитражного суда г. Москвы от 4 сентября 2007 года и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 13 декабря 2007 года по делу N А40-30641/07-141-195 оставить без изменения, кассационную жалобу МРИ ФНС России N 7 по Краснодарскому краю - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Согласно п.7 ст.366 НК РФ (в редакции, действовавшей до 01.01.2007 г.) нарушение налогоплательщиком требований, предусмотренных п.2 либо п.3 настоящей статьи, более одного раза, влечет взыскание штрафа в шестикратном размере ставки налога, установленной для соответствующего объекта налогообложения.
По мнению ИФНС, налогоплательщику правомерно увеличен размер штрафа по п.7 ст.366 НК РФ, т.к. им повторно было совершено налоговое правонарушение по ст.366 НК РФ, а именно, он не зарегистрировал 2 игровых автомата из 15, установленных в игровом зале.
В соответствии с п.2 ст.366 НК РФ каждый игровой автомат подлежит регистрации в налоговом органе по месту установки этого игрового автомата не позднее, чем за два рабочих дня до даты установки каждого игрового автомата.
Объект обложения налогом на игорный бизнес считается зарегистрированным с даты представления налогоплательщиком в налоговый орган заявления о регистрации объекта налогообложения и считается выбывшим с даты представления в налоговый орган заявления о регистрации изменений (уменьшений) количества объектов налогообложения (п.4 ст.366 НК РФ).
ИФНС в обоснование повторности совершения налогоплательщиком правонарушения ссылается на то, что протоколом осмотра от 03.12.2006 г. установлено отсутствие учета 13 игровых автоматов, а 06.12.2006 г. зафиксирован факт нахождения в игорном зале 15 игровых автоматов.
Согласно п.2 ст.112 НК РФ обстоятельством, отягчающим ответственность, признается совершение налогового правонарушения лицом, ранее привлекаемым к ответственности за аналогичное правонарушение. Лицо, с которого взыскана налоговая санкция, считается подвергнутым этой санкции в течение 12 месяцев с момента вступления в силу решения суда или налогового органа о применении налоговой санкции (п. 3 ст.112 НК РФ).
Суд указал, что из смысла указанной нормы следует, что определяющим для квалификации нарушения, как совершенного повторно, является совершение аналогичного нарушения, за которое налогоплательщик уже привлекался к налоговой ответственности.
Вместе с тем, протокол осмотра не является документом, подтверждающим факт привлечения к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения.
Решение же о привлечении общества к ответственности за нарушение, установленное 03.12.2006 года, выразившееся в отсутствии регистрации 13 игровых автоматов, было принято ИФНС 08.12.2006 г., т.е. после повторной проверки, проведенной 06.12.2006 года.
Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 9 апреля 2008 г. N КА-А40/2874-08
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Московского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании