г. Самара |
|
25 ноября 2013 г. |
Дело N А55-10677/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 ноября 2013 г.
Постановление в полном объеме изготовлено 25 ноября 2013 г.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Рогалевой Е.М.,
судей Бажана П.В., Холодной С.Т.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Прокофьевым В.Н.,
с участием:
от Открытого акционерного общества "Самаранефтепродукт" - Пащенко А.П. по доверенности от 05.08.2013 г. N 35/158;
от Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области - извещен, не явился;
от Мэрии городского округа Тольятти - извещен, не явился;
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда дело по апелляционной жалобе Открытого акционерного общества "Самаранефтепродукт"
на решение Арбитражного суда Самарской области от 16 сентября 2013 года по делу N А55-10677/2013 (судья Черномырдина Е.В.),
по заявлению Открытого акционерного общества "Самаранефтепродукт", (ОГРН 1026301421167), г. Самара,
к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области, г. Самара,
с участием третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне заинтересованного лица:
Мэрия городского округа Тольятти, Самарская область, г. Тольятти,
о признании недействительным распоряжения, обязании совершить определенные действия,
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Самаранефтепродукт" (далее - общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Самарской области к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области (далее - заинтересованное лицо) с заявлением о признании недействительным Распоряжения от 21.02.2013 N 114-р "Об отмене распоряжения Территориального управления Росимущества в Самарской области от 26.11.2012 N 887-р "О предоставлении в собственность ОАО "Самаранефтепродукт" находящегося в федеральной собственности земельного участка, расположенного по адресу: Самарская область, г. Тольятти, Центральный район, Автозаводское шоссе, д. 14", обязании Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области во исполнение Распоряжения Территориального управления Росимущества в Самарской области от 26.11.2012 N 887-р "О предоставлении в собственность ОАО "Самаранефтепродукт" находящегося в федеральной собственности земельного участка, расположенного по адресу: Самарская область, г. Тольятти, Центральный район, Автозаводское шоссе, д. 14" подписать договор купли-продажи указанного земельного участка.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 16 сентября 2013 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с выводами суда, Открытое акционерное общество "Самаранефтепродукт" подало апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить, жалобу - удовлетворить.
В апелляционной жалобе указывает, что основанием возникновения права собственности ОАО "Самаранефтепродукт" на объект недвижимого имущества - автозаправочную станцию N 49, находящуюся по адресу: Самарская область, г. Тольятти, Центральный район, Автозаводское шоссе, д. 14, является договор передачи имущества в собственность акционерного общества N 95 от 24.07.1998 г., акт оценки стоимости зданий и сооружений по состоянию на 01.07.1992 г. государственного предприятия "Самаранефтепродукт", свидетельство о собственности N 1310 от 24.07.1998 г., а также Акт N 43 государственной приемочной комиссии о приемки законченного строительством объекта в эксплуатацию от 09.08.2004 г.
Автозаправочная станция N 49 расположена на земельном участке площадью 5 371 кв.м. с кадастровым номером 63:09:03 01 165:4, относящемся к землям населенных пунктов и находящемся в собственности Российской Федерации, расположенном по адресу: Самарская область, г. Тольятти, Центральный район, Автозаводское шоссе, д. 14.
Указанный земельный участок был предоставлен Заявителю в аренду на основании договора аренды земельного участка N 472 от 23.07.2002 г. для размещения автозаправочной станции N 49 на срок 10 (десять) лет с 23.07.2002 г. по 01.07.2012 г..
По мнению подателя жалобы, ОАО "Самаранефтепродукт" имеет исключительное право на приобретение земельного участка площадью 5 371,00 кв.м., с кадастровым номером 63:09:03 01165:4, занимаемого автозаправочной станцией N 49 и расположенного по адресу: Самарская область, г. Тольятти, Центральный район, Автозаводское шоссе, д. 14, в собственность.
Податель жалобы считает, что ссылка заинтересованного лица на письмо Мэрии г.о. Тольятти Департамента градостроительной от 24.12.2012 г. N 989/5.1, как основание для отмены своего ранее принятого распоряжения, также является необоснованной.
Заинтересованное лицо или Департамент градостроительной деятельности г.о. Тольятти не предоставили никаких документов, что испрашиваемый заявителем земельный участок предусмотрен под развитие городской территории или отнесен к землям общего пользования.
Податель жалобы ссылается на то, что земельный участок площадью 5 371,00 кв.м., с кадастровым номером 63:09:03 01 165:4, расположенный по адресу: Самарская область, г. Тольятти, Центральный район, Автозаводское шоссе, д. 14 используется под автозаправочной станцией N 49, что также подтверждает невозможность его отнесения к территории общего пользования, так как им не может пользоваться неограниченный круг лиц.
В судебном заседании представитель Открытого акционерного общества "Самаранефтепродукт" доводы апелляционной жалобы поддержал.
Другие лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о дне и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
В соответствии со ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) рассмотрение дела проводится в отсутствие их представителей.
Проверив материалы дела, выслушав представителя Открытого акционерного общества "Самаранефтепродукт", оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
26 июня 2012 г. ОАО "Самаранефтепродукт" обратилось в Территориальное управление Федерального агентства по управлению Государственным имуществом в Самарской области с заявкой N 26/831 на приватизацию находящегося в федеральной собственности земельного участка площадью 5 371,00 кв.м. с кадастровым номером 63:09:03 01 165:4, расположенного по адресу: Самарская область, г. Тольятти, Центральный район, Автозаводское шоссе, д. 14, на котором расположены объекты недвижимости, находящиеся в собственности заявителя (АЗС N 49).
26.11.2012 г. заинтересованным липом принято распоряжение N 887-р "О предоставлении в собственность ОАО "Самаранефтеиродукт" находящегося в федеральной собственности земельного участка, расположенного по адресу: Самарская область, г. Тольятти, Центральный район, Автозаводское шоссе, д.14" (л.д.13-14). В адрес заявителя направлен договор купли-продажи указанного земельного участка (л.д.15-17), 19.12.2012 была произведена оплата за выкуп земельного участка в размере 674 245,80 руб. (л.д.18).
21.02.2012 г. распоряжение N 887-р было отменено заинтересованным лицом на основании распоряжения N 114-р (л.д.9). Основанием для издания распоряжения явилось письмо Мэрии городского округа Тольятти Департамента градостроительной деятельности N 989/5.1 от 24.12.2012 (л.д.10-11).
При принятии решения об отказе в удовлетворении заявленных обществом требований о признании указанного распоряжения N 114-р незаконным суд первой инстанции правомерно исходил из следующих обстоятельств.
Автозаправочная станция N 49 с кадастровым номером 63:09:030101:1023(0)//3:0006840: А,Н,Е,Е1,Е2,Е3,К-К1,К1 -К2,Кл-Кл1Кл-Кл2,Кл1 -КлЗ,В-В1.Р-Р11,Б,Б1,Б2, БЗ//0065:13:3001:014:0:0, расположенная по адресу: Самарская область, г. Тольятти, Центральный район, Автозаводское шоссе, д. 14, принадлежит ОАО "Самаранефтепродукт" на праве собственности, что подтверждается свидетельством от 30.03.2005 серии 63-АБ N 486252.
Основанием возникновения права собственности ОАО "Самаранефтепродукт" на объект недвижимого имущества - автозаправочную станцию N 49, находящуюся по адресу: Самарская область, г. Тольятти, Центральный район, Автозаводское шоссе, д. 14, является договор передачи имущества в собственность акционерного общества N 95 от 24.07.1998, акт оценки стоимости зданий и сооружений по состоянию на 01.07.1992 государственного предприятия "Самаранефтепродукт", свидетельство о собственности N 1310 от 24.07.1998, а также Акт N 43 государственной приемочной комиссии о приемки законченного строительством объекта в эксплуатацию от 09.08.2004.
Автозаправочная станция N 49 расположена на земельном участке площадью 5 371 кв.м. с кадастровым номером 63:09:0301165:4, относящемся к землям населенных пунктов и находящемся в собственности Российской Федерации, расположенном по адресу: Самарская область, г. Тольятти, Центральный район, Автозаводское шоссе, д. 14.
Указанный земельный участок был предоставлен заявителю в аренду на основании договора аренды земельного участка N 472 от 23.07.2002 для размещения автозаправочной станции N 49 на срок 10 лет с 23.07.2002 по 01.07.2012.
Согласно позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в Постановлении Конституционного Суда РФ N 187-О от 12.05.2005, государство, закрепляя в законе право на приватизацию, обязано обеспечить возможность его реализации гражданами, гарантируя при передаче определенного имущества в собственность субъектов частного права соблюдение принципов и норм, предусмотренных Конституцией Российской Федерации. Как установлено Земельным кодексом РФ, земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть переданы в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с данным Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности (пункт 2 статьи 15); оборот земельных участков осуществляется в соответствии с гражданским законодательством и данным Кодексом; земельные участки, отнесенные к землям, изъятым из оборота, не могут предоставляться в частную собственность; земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами (пункты 1 и 2 статьи 27); так, не подлежат приватизации земельные участки общего пользования (пункт 12 статьи 85).
Данная правовая позиция также изложена в пункте 4 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства".
Основанием для издания оспариваемого распоряжения явилось письмо Мэрии г.о. Тольятти Департамента градостроительной от 24.12.2012 N 989/5.1. (л.д.10-12, 75-77), в соответствии с которым испрашиваемый земельный участок расположен на территории общего пользования, нарушая красную линию. В соответствии со схемой развития улично-дорожной сети, утвержденной в составе генерального плана, на данной территории предусмотрено строительство дорожной развязки.
В пункте 11 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что красные линии - это линии, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования, границы земельных участков, на которых расположены линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения. Следовательно, красные линии отделяют территории общего пользования, которыми могут беспрепятственно пользоваться неограниченный круг лиц (площади, улицы, проезды, автомобильные дороги, набережные, скверы, бульвары) от других территорий, которые находятся или могут находиться в собственности юридических и физических лиц.
В силу части 4 статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев: изъятия земельных участков из оборота; установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков; резервирования земель для государственных или муниципальных нужд.
В пункте 12 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации.
Согласно пункту 4 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства" при разрешении споров, связанных с переоформлением юридическими лицами по их желанию права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды или с приобретением их в собственность на основании правил статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации, суды оценивают доводы исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления о невозможности продажи спорного земельного участка в связи с его ограничением в обороте, запретом приватизации, установленным федеральным законом, либо по причине его резервирования для государственных или муниципальных нужд на основе нормативных правовых актов органов государственной власти о резервировании, использования его для других целей (государственных или публичных нужд).
Из письма Мэрии городского округа Тольятти Самарской области от 24.12.2012 N 989/5.1., а также приложенной к нему выкопировки из Карты градостроительного зонирования Правил землепользования и застройки городского округа Тольятти усматривается, что земельный участок с кадастровым номером 63:09:0301165:4 принадлежит к территориям общего пользования, нарушая красную линию.
Поэтому, поскольку материалами дела подтверждается факт расположения земельного участка на территории общего пользования, судом первой инстанции правильно указано на то, что спорный земельный участок не подлежит приватизации в силу прямого указания закона.
Согласно Распоряжению Мэрии городского округа Тольятти Самарской области от 06.03.2009 N 1288-р/1 "Об утверждении положения о Департаменте градостроительной деятельности Мэрии городского округа Тольятти", основными целями деятельности департамента являются формирование политики мэрии городского округа Тольятти в области градостроительного развития территории, организация и осуществление руководства процессом градостроительства, обеспечение условий жизнедеятельности населения городского округа в соответствии с градостроительными нормативами, общими целями и программами социально-экономического развития городского округа, а также защита интересов муниципального образования в области градостроительной деятельности.
Таким образом, информация, предоставленная заинтересованному лицу (письмо N 989/5.1 от 24.12.2012) о нахождении испрашиваемого земельного участка на территории общего пользования подготовлена уполномоченным органом местного самоуправления и является достаточным основанием для издания оспариваемого распоряжения.
С учетом изложенного судом сделан правильный вывод о том, что распоряжение Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области N 114-р от 21.02.2013 соответствует требованиям пункта 4 статьи 28 и пункта 12 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации и не нарушает прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской деятельности.
Данный вывод согласуется с правовой позицией, изложенной в постановлениях Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 6.10.2008 по делу N А55-407/08, определении Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 26.12.2008 N 16517/08 об отказе в передаче в Президиум вышеназванного дела, постановлениях Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 08.02.2011 N А12-8206/2010, от 05.07.2011 по делу N А65-22709/2010, постановлении Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.02.2012 по делу NА55-19299/2011, постановлениях Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 29.01.2013 по делу NА55-2301/2013, от 07.05.2013 по делу NА55-24030/2012, от 24.08.2012 по делу NА55-21651/2011, Определении ВАС РФ от 23.11.2012 NВАС -14883/12.
Судом правомерно отклонен довод заявителя о том, что у заинтересованного лица отсутствуют полномочия по отмене собственного распоряжения, является не обоснованным.
В соответствии с пунктом 4 Положения о Росимуществе, утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 г. N 432, Федеральное агентство по управлению государственным имуществом осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы и подведомственные организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.
Росимущество организует в установленном порядке продажу приватизируемого федерального имущества, а также иного имущества, принадлежащего Российской Федерации, включая обеспечение сохранности указанного имущества и подготовку его к продаже; заключает в установленном порядке договоры купли-продажи, аренды федерального и иного имущества, а также обеспечивает передачу прав собственности и аренды на это имущество.
Полномочия Территориального управления определены в Положении о Территориальном управлении Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области, утвержденном Приказом Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 29.09.2009 года N 278(в ред. Приказов от 29.09.2010 N263 и от 18.11.2010 N332).
В соответствии с пунктом 4.1. Положения, Теруправление осуществляет полномочия собственника в отношении имущества, расположенного на территории соответствующего субъекта Российской Федерации по передаче федерального имущества юридическим и физическим лицам в случаях, когда реализация указанных полномочий прямо предусмотрена нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации.
Пунктом 4.6 Положения о Территориальном Управление Росимущества в Самарской области определено, что управление заключает в установленном порядке договоры купли-продажи федерального и иного имущества, а также обеспечивает передачу прав собственности на это имущество.
Судом правильно указано на то, что поскольку Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом в лице территориальных органов осуществляет правоприменительные функции в сфере имущественных и земельных отношений, а правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, то, основываясь на необходимости контроля за соблюдением действующего законодательства при осуществлении своих правоприменительных функций, Федеральное агентство и его территориальное отделение в порядке самоконтроля вправе отменить ранее принятый им правовой акт и что в силу изложенного, Территориальное управление, принимая оспариваемое распоряжение от 21.02.2013 N 114-р, которым отменило распоряжение от 26.11.2012 N 887-р, действовало в рамках предоставленных ему законодательством полномочий.
С учетом изложенного, а также положений ст. 201 АПК РФ судом сделан правильный вывод об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Доводы подателя жалобы отклоняются апелляционным судом в связи со следующим.
Согласно ст. 28 Федеральный закон от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества", ст. 28 ЗК РФ, не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев:
изъятия земельных участков из оборота;
установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков;
резервирования земель для государственных или муниципальных нужд.
Согласно п. 8 ст. 28 ФЗ от 21.12.2001 г. N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" отчуждению в соответствии с данным Федеральным законом не подлежат земельные участки в составе земель:
лесного фонда и водного фонда, особо охраняемых природных территорий и объектов;
зараженных опасными веществами и подвергшихся биогенному заражению;
общего пользования (площади, улицы, проезды, автомобильные дороги, набережные, парки, лесопарки, скверы, сады, бульвары, водные объекты, пляжи и другие объекты);
не подлежащих отчуждению в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с п. 12 ст. 85 ЗК РФ земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации.
В соответствии с пунктом 11 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации красные линии - это линии, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования, границы земельных участков, на которых расположены линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения (далее - линейные объекты).
Согласно поступившему в Территориальное управление письму Мэрии г. о. Тольятти вх. от 24.12.2012 г. N 989/5.1, испрашиваемый земельный участок в соответствии с правилами землепользования и застройки г. о. Тольятти и картой градостроительного зонирования, утвержденными решением Тольяттинской городской думы от 24.12.2008 г. N 1059, принадлежит к территориям общего пользования, нарушая красную линию.
С учетом этого распоряжение Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области N > 114-р от 21.02.2013 соответствует требованиям пункта 4 статьи 28 и пункта 12 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации и не нарушает прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской деятельности.
Таким образом, оснований для отмены решения суда не имеется.
Доводы, приведенные Открытым акционерным обществом "Самаранефтепродукт" в апелляционной жалобе, основаны на ошибочном толковании закона и не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции при рассмотрении настоящего дела, и, соответственно, не влияют на законность принятого судом решения.
C позиции изложенных обстоятельств суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал представленные доказательства, установил все имеющие значение для дела обстоятельства, сделав правильные выводы по существу требований заявителя, а потому решение арбитражного суда первой инстанции следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Судебные расходы между лицами, участвующими в деле, распределяются в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 101, 110, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 16 сентября 2013 года по делу N А55-10677/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
Е.М. Рогалева |
Судьи |
П.В. Бажан |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-10677/2013
Истец: ОАО "Самаранефтепродукт"
Ответчик: Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области
Третье лицо: Мэрия г. о. Тольятти в лице Департамента градостроительной деятельности мэрии, Мэрия городского округа Тольятти