г. Санкт-Петербург |
|
25 ноября 2013 г. |
Дело N А26-3113/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 ноября 2013 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 25 ноября 2013 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Борисовой Г.В.
судей Лопато И.Б., Савицкой И.Г.
при ведении протокола судебного заседания: Ганичевой В.А.
при участии:
от заявителя: Дурилова С.Н.-предприниматель (св-во о гос.рег от 28.04.1998 N 803);;
от заинтересованного лица: не явились-извещены (уведомление N 17835);
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-20938/2013) индивидуального предпринимателя Дурилова Сергея Николаевича на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 02.09.2013 по делу N А26-3113/2012 (судья Пасаманик Н.М.), принятое
по заявлению индивидуального предпринимателя Дурилова Сергея Николаевича
к Управлению государственного автодорожного надзора по Республике Карелия
о признании незаконным и отмене постановления
установил:
Индивидуальный предприниматель Дурилов Сергей Николаевич (св-во о гос.рег. от 28.04.1998 N 803, ОГРНИП 305100601100133, далее - предприниматель) обратился в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления государственного автодорожного надзора по Республике Карелия (185013, Республика Карелия, г.Петрозаводск, ул.Новосулажгорская, д.20А, далее-Управление) от 02.09.2013 о привлечении к административной ответственности по части 2 статьи 11.14.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях за перевозку пассажиров по заказам неопределенного круга лиц без заключения в письменном виде договора фрахтования транспортного средства в виде штрафа в размере 50 000 рублей.
Решением суда первой инстанции, в удовлетворении заявленных предпринимателем требований отказано, в связи с обоснованным и правомерным привлечением его к административной ответственности.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, предприниматель направил апелляционную жалобу, в которой просил решение суда первой инстанции отменить, заявленные требования удовлетворить.
В судебном заседании Дурилов С.Н. поддержал доводы апелляционной жалобы по тем основаниям, что в его действиях отсутствует событие вменяемого административного правонарушения, поскольку им осуществлялась не перевозка пассажиров по заказу, а оказывались услуги по перевозке пассажиров и багажа легковым такси, на что 11.10.2012 получено разрешение Министерства экономического развития Республики Карелия N 1411.
Представитель Управления в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещен надлежащим образом.
Законность, обоснованность обжалуемого решения проверены по основаниям и в порядке, предусмотренными статьями 258, 266-271 АПК РФ.
Выслушав предпринимателя, исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.
Как видно из материалов дела, по проверке фактов, изложенных в жалобе предпринимателя Белкина А.В., на основании приказа начальника от 08.04.2013 N 206, 17.04.2013 старшим государственным инспектором отдела автотранспортного и автодорожного надзора Балаевским В.В. совместно с сотрудниками ОГИБДД УМВД России по городу Петрозаводску проведена проверка транспортных средств, осуществляющих перевозку пассажиров автомобильным транспортом по регулярным автобусным маршрутам и (или) по заказам.
В ходе проверки транспортного средства "Фольксваген Крафтер", государственный регистрационный знак К 414 ХР 10, принадлежащего предпринимателю Дурилову С.Н., проверяющими был установлен факт осуществления предпринимателем перевозки пассажиров в количестве 9 человек по маршруту г. Петрозаводск - г. Беломорск по заказу без заключения в письменной форме договора фрахтования и оформления заказа-наряда.
В ходе проверки предпринимателем предъявлены документы на право управления указанным автомобилем; разрешение от 11.10.2012 N 1411 на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси, выданное Министерством экономического развития Республики Карелия и путевой лист от 17.04.2013 ( сроком действия на один день).
В ходе проверки получены объяснения пассажира Чимбора В.В. из которых следовало, что о перевозке пассажиров комфортабельным автобусом по маршруту "Беломорск-Петрозаводск-Беломорск" он узнал от своих знакомых, проживающих в г. Беломорске. 11.04.2013 записался по телефону на поездку 17.04.2013 из Петрозаводска в Беломорск. По телефону его информировали, что время и место куда приедет микроавтобус будет дополнительно уточнено, а также сообщили о стоимости проезда. 17.04.2013, за ним, на остановку "Республиканская больница" подъехал автобус Фольксваген Крафтер, регистрационный знак К 414 ХР-10. В салоне автобуса помимо водителя находилось три человека, далее автобус проследовал по Лесному проспекту- Диагностический центр- гипермаркет "Сигма" и по пути следования по данному маршруту микроавтобус забирал пассажиров, следовавших в г.Беломорск. Далее водитель и 9 пассажиров поехали в сторону г. Беломорска, никаких договоров или каких-либо документов с водителем не оформляли, водитель сообщил, что деньги за проезд возьмет по приезду в Беломорск.
При осмотре автомобиля сотрудниками Отдела внутренних дел установлено, что на автомобиль не нанесена цветографическая схема, представляющая собой композицию из квадратов контрастного цвета, расположенных в шахматном порядке; на передней панели автомобиля справа от водителя не размещена необходимая информация (полное или краткое наименование фрахтовщика, условия оплаты за пользование легковым такси, визитная карточка водителя с фотографией, наименование, адрес и контактные телефоны органа, обеспечивающего контроль за осуществлением перевозок пассажиров и багажа); договор фрахтования или заказ-наряд не представлен.
По результатам проверки 17.04.2013 старшим государственным инспектором отдела АТ и АДН УГНД по Республике Карелия Балаевским В.В., в отношении предпринимателя Дурилова С.Н. составлен протокол об административном правонарушении по части 2 статьи 11.14.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в котором предпринимателю вменено нарушение статьи 27 Федерального закона от 08.11.2007 N 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта", а именно, перевозка пассажиров без заключения в письменной форме договора фрахтования транспортного средства.
Постановлением старшего государственного инспектора отдела АТ и АДН УГНД по Республике Карелия Балаевским В.В. от 19.04.2013 N 34 предприниматель Дурилов С.Н. привлечен к административной ответственности по части 2 статьи 11.14.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях в виде штрафа в размере 50 000 рублей.
Предприниматель с указанным постановлением не согласился и обратился с настоящим заявлением в арбитражный суд.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленного предпринимателем требования, в полном объеме оценил обстоятельства дела, правильно применив нормы материального и процессуального права.
Частью 2 статьи 11.14.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за перевозку пассажиров и багажа по заказу без заключения в письменной форме договора фрахтования транспортного средства. Совершение данного правонарушения влечет наложение административного штрафа на водителя в размере пяти тысяч рублей; на должностных лиц - пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - двухсот тысяч рублей.
Согласно примечанию к статье 2.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, совершившие административные правонарушения, несут административную ответственность как должностные лица, если Кодексом РФ об административном правонарушении не установлено иное.
Согласно статье 784 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) перевозка грузов, пассажиров и багажа осуществляется на основании договора перевозки. Общие условия перевозки определяются транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами (пункт 2 статьи 784 ГК РФ).
Договор фрахтования является разновидностью договора перевозки.
В соответствии со статьей 787 ГК РФ по договору фрахтования (чартер) одна сторона (фрахтовщик) обязуется предоставить другой стороне (фрахтователю) за плату всю или часть вместимости одного или нескольких транспортных средств на один или несколько рейсов для перевозки грузов, пассажиров и багажа. Порядок заключения договора фрахтования, а также форма указанного договора устанавливаются транспортными уставами и кодексами.
Статьей 5 Федерального закона от 08.11.2007 N 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта" (далее - Закон N259-ФЗ) определены виды перевозок пассажиров и багажа: 1) регулярные перевозки; 2) перевозки по заказам; 3) перевозки легковыми такси.
Согласно статье 19 Закона N 259-ФЗ регулярные перевозки пассажиров и багажа осуществляются на основании публичного договора перевозки пассажира по маршруту регулярных перевозок. Регулярные перевозки пассажиров и багажа относятся к перевозкам транспортом общего пользования.
Заключение договора фрахтования транспортного средства для перевозки пассажиров и багажа по заказу регулируется статьей 27 Закона N 259-ФЗ. В соответствии с частью 1 указанной статьи перевозка пассажиров и багажа по заказу осуществляется транспортным средством, предоставленным на основании договора фрахтования, заключенного в письменной форме. Требования к содержанию этого договора фрахтования установлены в части 2 указанной статьи. При отсутствии необходимости осуществления систематических перевозок пассажиров и багажа по заказу указанный договор фрахтования заключается в форме заказа-наряда на предоставление транспортного средства для перевозки пассажиров и багажа. Реквизиты и порядок заполнения такого заказа-наряда устанавливаются правилами перевозок пассажиров (часть 4 статьи 27).
В силу статьи 28 Закона N 259-ФЗ маршрут перевозки пассажиров и багажа по заказу определяется договором фрахтования, если иное не установлено законом.
Согласно пунктам 89, 90, 93, 94 Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2009 N 112 (далее - Правила от 14.02.2009 N 112), перевозка пассажиров и багажа по заказу осуществляется транспортным средством, предоставляемым на основании договора фрахтования, условия которого определяются соглашением сторон в соответствии со статьей 27 Закона N 259-ФЗ. Договором фрахтования может предусматриваться использование транспортных средств для перевозки определенного круга лиц или неопределенного круга лиц. Договор фрахтования может заключаться в форме заказа-наряда на предоставление транспортного средства для перевозки пассажиров и багажа, оформляемого фрахтовщиком. Указанный заказ-наряд должен содержать обязательные реквизиты, которые представлены в приложении N 4. В заказе-наряде на предоставление транспортного средства для перевозки пассажиров и багажа допускается размещение дополнительных реквизитов, учитывающих особые условия осуществления перевозок пассажиров и багажа по заказам. Договор фрахтования или его копия, а также заказ-наряд на предоставление транспортного средства для перевозки пассажиров и багажа, если договор фрахтования заключен в форме указанного заказа-наряда, находятся у водителя от начала до конца осуществления перевозки пассажиров и багажа по заказу и предъявляются в обязательном порядке по требованию должностных лиц федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных на осуществление контроля за наличием у водителей таких документов.
Анализ вышеизложенных положений свидетельствует о том, что договор фрахтования транспортного средства для перевозки пассажиров и багажа по заказу отличается от договора перевозки пассажира тем, что последний носит индивидуальный характер, то есть заключается с каждым, кто воспользовался транспортным средством, каждый пассажир оплачивает только свой проезд, каждому пассажиру должен выдаваться билет, подтверждающий заключение с ним договора перевозки. Для договора фрахтования, заключаемого при перевозках пассажиров и багажа по заказам характерно то, что он, как правило, заключается с фрахтователем в интересах третьих лиц - пассажиров, если только каждый пассажир не является одновременно и заказчиком, при этом с пассажиром не заключается договор перевозки и не должны выдаваться билеты.
В Приложении N 4 к Правилам от 14.02.2009 N112 установлен перечень обязательных реквизитов заказа-наряда на предоставление транспортного средства для перевозки пассажиров и багажа, в том числе содержится требование об указании наименования, адреса, номера телефона и ИНН фрахтователя, а если фрахтователем является физическое лицо, - фамилии, инициалов, паспортных данных, адреса и номера телефона фрахтователя; марки транспортного средства и его государственного регистрационного знака; адреса пункта подачи транспортного средства, даты и времени подачи транспортного средства в этот пункт; часов и минут прибытия транспортного средства в пункт подачи; часов и минут убытия транспортного средства после завершения перевозки; количества перевезенных пассажиров.
В статье 31 Закона N 259-ФЗ определены особенности заключения договора фрахтования легкового такси для перевозки пассажиров и багажа. Согласно положений данной статьи перевозка пассажиров и багажа легковым такси осуществляется на основании публичного договора фрахтования, заключенного в устной форме. Договор фрахтования легкового такси для перевозки пассажиров и багажа заключается фрахтователем с водителем легкового такси, действующим от имени и по поручению фрахтовщика или, если водитель является индивидуальным предпринимателем, от собственного имени. Права и обязанности по такому договору возникают непосредственно у фрахтовщика. Договор фрахтования легкового такси для перевозки пассажиров и багажа может быть заключен посредством принятия к выполнению фрахтовщиком заказа фрахтователя. Фрахтовщик обязан выдать фрахтователю квитанцию в форме бланка строгой отчетности или кассовый чек, подтверждающие оплату стоимости пользования легковым такси. Порядок заключения такого договора устанавливается правилами перевозок пассажиров.
Пунктами 102, 103, 109, 111 Правил от 14.02.2009 N 112 установлено, что перевозка пассажиров и багажа легковым такси осуществляется на основании публичного договора фрахтования, заключаемого фрахтователем непосредственно с водителем легкового такси или путем принятия к выполнению фрахтовщиком заказа фрахтователя. Заказ фрахтователя принимается с использованием любых средств связи, а также по месту нахождения фрахтовщика или его представителя. Маршрут перевозки пассажиров и багажа легковым такси определяется фрахтователем. Фрахтовщик выдает фрахтователю кассовый чек или квитанцию в форме бланка строгой отчетности, подтверждающие оплату пользования легковым такси. Указанная квитанция должна содержать обязательные реквизиты, которые представлены в приложении N 5.
Протоколом об административном правонарушении от 17.04.2013, объяснениями Чимбора В.В. от 17.04.2013, путевым листом легкового автомобиля от 17.04.2013, свидетельством о регистрации транспортного средства, подтверждается факт осуществления 17.04.2013 на принадлежащем предпринимателю транспортном средстве под его управлением перевозки 9 пассажиров по маршруту г. Петрозаводск - г. Беломорск без оформления в письменной форме договора фрахтования транспортного средства, в том числе в форме заказа-наряда.
При этом, судом первой инстанции установлено, что как маршрут "Беломорск-Петрозаводск-Беломорск", так и время перевозки определены самим предпринимателем (перевозчиком) для неопределенного круга лиц: по номеру телефона диспетчера ведется запись на рейс, при которой пассажир определяет только место посадки и высадки, время посадки и высадки определяется по согласованию с пассажиром, но с учетом установленного перевозчиком времени отправления и прибытия по заявленному перевозчиком маршруту. Это подтверждается свидетельскими показаниями пассажира Чимбора В.В., объяснениями самого предпринимателя и свидетеля Горского Н.Н..
Материалами дела подтверждается, что информация об осуществлении перевозок по данному маршруту размещалась в средствах массовой информации: в социальной сети "ВКонтакте" и газете "Беломорская трибуна" за N 42 от 25.10.2012, что говорит о систематическом характере осуществляемых предпринимателем перевозок по определенному маршруту.
В качестве несоответствия требованиям, предъявляемым к перевозкам легковым такси, судом также принято во внимание то обстоятельство, что эксплуатируемое предпринимателем транспортное средство не может быть отнесено к категории "М 1" по количеству пассажирских мест: в ходе проверки транспортного средства установлено, что в нем установлено дополнительное девятое пассажирское сидение, за что предприниматель был привлечен к административной ответственности по части 1 статьи 12.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Кроме того, в ходе осмотра автомобиля, проверяющие установили, что в нарушение пункта 106 Правил перевозок на микроавтобус не нанесена цветографическая схема, представляющая собой композицию из квадратов контрастного цвета, расположенных в шахматном порядке; на передней панели автомобиля справа от водителя отсутствует полное или краткое наименование фрахтовщика, условия оплаты за пользование легковым такси, визитная карточка водителя с фотографией, наименование, адрес и контактные телефоны органа, обеспечивающего контроль за осуществлением перевозок пассажиров и багажа.
Таким образом, административный орган правомерно квалифицировал отношения, возникшие между предпринимателем и пассажирами, которые в данном случае выступают в качестве фрахтователей, как отношения по перевозке по заказу, а не по перевозке пассажиров легковым такси.
Следовательно, при сложившихся обстоятельствах для предпринимателя было обязательным заключение в письменной форме договора фрахтования, в том числе, в форме заказа-наряда на предоставление транспортного средства для перевозки пассажиров и багажа, с указанием обязательных реквизитов, определенных в Приложении N 4 к Правилам от 14.02.2009 N 112, чего им сделано не было.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Суд первой инстанции, давая оценку ссылкам предпринимателя на принятые им меры по соблюдению правил и норм (получение разрешения Минэкономразвития РК от 11.10.2012 N 1411 на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси), обоснованно признал данные меры недостаточными.
С учетом изложенного, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о наличии в действиях предпринимателя состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 11.14.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Апелляционной инстанцией в ходе производства по данному административному делу не установлено нарушений порядка привлечения предпринимателя к административной ответственности, предусмотренного Кодексом РФ об административных правонарушениях, которые могли бы повлечь признание постановления о назначении административного наказания незаконным.
При таких обстоятельствах, апелляционный суд считает, что решение арбитражным судом первой инстанции вынесено при полном выяснении обстоятельств дела, нарушений норм материального и процессуального права не установлено, оснований для его отмены и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьи 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Карелия от 02 сентября 2013 года по делу N А26-3113/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Дурилова Сергея Николаевича без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Г.В. Борисова |
Судьи |
И.Б. Лопато |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А26-3113/2013
Истец: ИП Дурилов Сергей Николаевич
Ответчик: министерство транспорта Российской Федерации Федеральная служба по надзору в сфере транспорта Управление государственного автодорожного надзора по Республике Карелия