г. Москва |
|
14 ноября 2013 г. |
Дело N А40-74207/12-92-675 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 ноября 2013 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 14 ноября 2013 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Лепихина Д.Е.,
судей: Марковой Т.Т., Кольцовой Н.Н.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Жеренковой Ю.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по городу Москве на решение Арбитражного суда г. Москвы от 22.07.2013 по делу N А40-74207/12-92-675, принятое судьей Уточкиным И.Н. (92-675),
по заявлениям ФГУП "ЦАГИ" и ООО "ЦентрМедиаСтрой"
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по городу Москве
третьи лица: Федеральное агентство по управлению государственным имуществом, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Московской области,
при участии:
от заявителей:
от ФГУП "ЦАГИ" - Анисимов А.В. по доверенности от 18.03.2013;
от ООО "ЦентрМедиаСтрой" - Позднякова М.В. по доверенности от 20.05.2013;
от ответчика: Хромова А.С. по доверенности от 09.01.2013 N 39/2013;
от третьих лиц: не явились, извещены;
УСТАНОВИЛ:
Федеральное государственное унитарное предприятие "Центральный аэрогидродинамический институт им.Н.Е.Жуковского" (далее - предприятие) и общество с ограниченной ответственностью "ЦентрМедиаСтрой" (далее - общество) обратились в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании недействительным отказа Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве (далее - управление) от 27.04.2012 N 77-77-12/006/2012-427, 429, 431 в регистрации прекращения права собственности Российской Федерации на недвижимое имущество по адресу г.Москва, ул.Доброслободская, д.21, в регистрации прекращения права хозяйственного ведения предприятия на недвижимое имущество по адресу г.Москва, ул.Доброслободская, д.21, в регистрации права собственности общества на недвижимое имущество по адресу г.Москва, ул.Доброслободская, д.21.
Предприятие и общество просили также возложить обязанность на Управление осуществить регистрацию прекращения права собственности Российской Федерации на недвижимое имущество по адресу г.Москва, ул.Доброслободская, д.21, регистрацию прекращения права хозяйственного ведения предприятия на недвижимое имущество по адресу г.Москва, ул.Доброслободская, д.21, регистрацию права собственности общества на недвижимое имущество по адресу г.Москва, ул.Доброслободская, д.21.
Решением суда от 27.08.2012 заявление предприятия и общества удовлетворено.
Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 10.12.2012 решение суда первой инстанции от 27.08.2012 оставлено без изменения.
Постановлением ФАС Московского округа от 28.03.2013 решение суда от 27.08.2012 и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 10.12.2012 отменены, дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд города Москвы.
При новом рассмотрении суд первой инстанции решением от 22.07.2013 заявление предприятия и общества удовлетворил.
Не согласившись с решением суда, управление обратилось в Девятый арбитражный апелляционный суд с жалобой в которой просит его отменить, в удовлетворении заявления предприятию и обществу отказать.
Дело рассмотрено в порядке ст.156 АПК РФ в отсутствие представителей третьих лиц (Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Московской области и Федерального агентства по управлению государственным имуществом).
В судебном заседании представитель управления просил отменить решение суда первой инстанции согласно доводам, изложенным в апелляционной жалобе.
В судебном заседании представители предприятия и общества просили оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Изучив материалы дела, выслушав объяснения представителей участвующих в деле лиц, оценив доводы, изложенные в жалобе, отзыве на жалобу, представленные доказательства, апелляционный суд в силу положений ст.ст.266, 268, АПК РФ пришел к выводу об оставлении оспариваемого решения суда первой инстанции без изменения, апелляционной жалобы без удовлетворения исходя из следующего.
03.08.2007 Территориальным управлением Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Московской области (далее - территориальное управление) издано распоряжение N 750.
Данным распоряжение территориальное управление согласилось с предложением предприятия о необходимости выбора инвестора для создания автономной газовой теплоэлектростанции.
Распоряжением N 750 от 03.08.2007 на руководителя предприятия возложены, в том числе, обязанности: провести конкурс по отбору инвестора, заключить с победителем конкурса инвестиционный контракт.
Протоколом N 2 от 28.09.2007 заседания конкурсной комиссии победителем конкурса по отбору инвесторов для создания автономной газовой теплоэлектростанции признано общество.
12.10.2007 во исполнение положений распоряжения N 750 от 03.08.2007 и протокола N 2 от 28.09.2007 заседания конкурсной комиссии между предприятием (заказчиком) и обществом (инвестором) был заключен инвестиционный договор N 05/05-10-07.
Письмом N СМ-16/33250 от 31.10.2011 Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (далее - федеральное агентство) поручило территориальному управлению представлять интересы собственника федерального имущества по вопросам, связанным с дальнейшей реализацией инвестиционного контракта N 05/05-10-07 от 12.10.2007.
Из содержания письма N СМ-16/33250 от 31.10.2011 следует, что территориальное управление не ограничено в вопросах, связанных с дальнейшей реализацией инвестиционного контракта N 05/05-10-07 от 12.10.2007, по которым оно представляет интересы федерального агентства.
Во исполнение письма N СМ-16/33250 от 31.10.2011 территориальным управлением издано распоряжение N 789 от 30.11.2011.
Данным распоряжение согласовано изменение условий инвестиционного договора N 05/05-10-07 от 12.10.2007.
В распоряжении N 789 от 30.11.2011 объясняются причины внесения изменений в инвестиционный договор.
Такими причинами являются издание Правительством Москвы постановления от 28.10.2008 N 999-ПП, Заместителем председателя Комитета по архитектуре и градостроительству города Москвы указания от 14.11.2008 N 69.
Постановление и указание сделали невозможным исполнение инвестором своих обязательств по инвестиционному договору в существующем виде.
Согласно распоряжению N 789 от 30.11.2011 изменение условий инвестиционного договора производится путем заключения сторонами дополнительного соглашения о новации с включением в него следующих обязательных условий: 1.1) выкуп инвестором права требования Российской Федерации, состоящего из права на существующий объект N1 и сопутствующих прав на земельный участок неразрывно связанный с ним в силу действующего законодательства, в сумме 140 410 000 в соответствии с отчетом об оценке N 06.11-10 от 14.06.2011, выполненном ООО "Центр менеджмента оценки и консалтинга"; 1.2) прекращение обязательства инвестора (общества) по передаче в собственность Российской Федерации с последующим закреплением за предприятием на праве хозяйственного ведения, следующих объектов: 100 % объекта N 1, 100 % объекта N 2, не менее 200 кв.м. офисных помещений в объекте N 3; 1.3) прекращение обязательства заказчика (предприятия) по оформлению в собственность Российской Федерации для последующего закрепления на праве хозяйственного ведения за заказчиком (предпритяием), следующих объектов: 100% объекта N 1, 100% объекта N 2, не менее 200 кв. м. офисных помещений в объекте N 3, а также непосредственно следующих из него обязательств; 1.4) право собственности на существующий объект N 1 переходит к инвестору (обществу); 2) после выполнения сторонами всех обязательств по дополнительному соглашению, подписать акт о реализации и представить его в территориальное управление; 3) заказчику (предприятию): представить на утверждение в территориальное управление подписанные акты приема-передачи существующего объекта N1; после исполнения инвестором (обществом) обязанности, предусмотренной пунктом 1.1 настоящего распоряжения, в соответствии со ст.299 ГК РФ вовлечь полученные средства в хозяйственный оборот в соответствии с уставными целями и задачами.
16.12.2011 во исполнение распоряжения N 789 от 30.11.2011 между предприятием и обществом было подписано дополнительное соглашение N 1 к инвестиционному договору N 05/05-10-07 от 12.10.2007.
20.12.2011 во исполнение распоряжения N 789 от 30.11.2011 территориального управления и дополнительного соглашения N 1 от 16.12.2011 между предприятием и обществом подписан акт N 7 о приеме-передаче здания (сооружения)
Актом N 7 от 20.12.2011 подтверждается передача от заказчика (предприятия) в адрес инвестора (общества) недвижимого имущества - нежилого здания общей площадь. 3 985 кв. м.
16.02.2012 территориальным управлением издано распоряжение N 81 о прекращении права хозяйственного ведения предприятия на недвижимое имущество - нежилое здание общей площадью 3 985 кв. м.
Этим же распоряжением утверждены акты приема-передачи недвижимого имущества.
Распоряжением территориальное управление возложило на предприятие обязанность обеспечить внесение изменений в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
28.02.2012 между предприятием и обществом подписан акт о результатах реализации инвестиционного договора N 05/05-10-07 от 12.10.2007.
В данном акте установлено, в том числе, что денежные средства в размере 140 410 000 руб. в счет оплаты приобретенного обществом права требования получены предприятием в полном объеме.
Письмом N ЕА/03-2620 от 22.03.2012 в адрес управления территориальное управление подтвердило, что представленные на государственную регистрацию распоряжения N 750 от 03.08.2077, N 789 от 30.11.2011 являются верными.
Данным письмом территориальное управление направило управлению заверенную в установленном порядке копию поручения федерального агентства от 31.10.2011 N СМ-16/33250.
29.02.2012 состоялось обращение в управление с документами на государственную регистрацию прекращения права собственности Российской Федерации, прекращения права хозяйственного ведения предприятия, права собственности общества на недвижимое имущество по адресу г.Москва, ул.Доброслободская, д.21.
27.04.2012 управлением принято решение об отказе в государственной регистрации прекращения права собственности Российской Федерации, прекращения права хозяйственного ведения предприятия, права собственности общества на недвижимое имущество по адресу г.Москва, ул.Доброслободская, д.21.
Как изложено выше, действия по внесению изменений в инвестиционный договор совершались на основании поручения федерального агентства, изложенного в письме N СМ-16/33250 от 31.10.2011.
Письмом N СМ-16/33250 от 31.10.2011 федеральное агентство поручило территориальному управлению представлять интересы собственника федерального имущества по вопросам, связанным с дальнейшей реализацией инвестиционного контракта N 05/05-10-07 от 12.10.2007.
Из буквального содержания письма N СМ-16/33250 от 31.10.2011 не следует, что территориальное управление имеет какие-либо ограничения в разрешении вопросов, связанных с дальнейшей реализацией инвестиционного контракта N 05/05-10-07 от 12.10.2007.
Следовательно, территориальное управление обладало правом совершения юридических действий в виде издания распоряжений N 789 от 30.11.2011, N 81 от 16.02.2012, письма N ЕА/03-2620 от 22.03.2012.
Согласно п.2.1. инвестиционного договора N 05/05-10-07 от 12.10.2007 предметом договора является реализация инвестиционного проекта согласно распоряжению территориального управления от 03.08.2007 N 750 в целях создания объектов NN 1, 2 и 3.
Объекты N N 1, 2 и 3 являются новыми созданными в результате нового строительства объектами недвижимости.
В рамках инвестиционного договора определен существующий объект N 1 - объект недвижимости общей площадью 3 985 кв.м.
Условиями инвестиционного договора предполагалось создание нового объекта - реконструированных наружных теплосетей существующего объекта (объекта недвижимости общей площадью 3 985 кв.м).
В результате деятельности предприятия была утрачена необходимость в строительстве нового объекта (реконструированных наружных теплосетей объект недвижимости общей площадью 3 985 кв.м).
В целях компенсации затрат общества на реализацию инвестиционного контракта территориальное управление во исполнение положений письма федерального агентства от 31.10.2011 N СМ-16/33250 приняло распоряжение N 789 от 30.11.2011 об изменении условий инвестиционного договора.
Издание территориальным управлением распоряжения N 789 от 30.11.2011 объясняется в самом распоряжении невозможностью исполнения инвестором (обществом) своих обязательств по инвестиционному договору в связи с принятием Правительством Москвы постановления N 999-ПП от 28.10.2008, Заместителем Председателя Комитета по архитектуре и градостроительству города Москвы указания N 69 от 14.11.2008.
Объект недвижимости общей площадью 3 985 кв.м закреплен на праве хозяйственного ведения за предприятием - Федеральным государственным унитарным предприятием "Центральный аэрогидродинамический институт им. Н.Е. Жуковского", на что указано в инвестиционном договоре от 12.10.2007 N 05/05-10-07.
Согласно п/п 9 п.2 ст.3 Федерального закона N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" (далее - Федеральный закон N 178-ФЗ) действие настоящего Федерального закона не распространяется на отношения, возникающие при отчуждении государственными и муниципальными унитарными предприятиями, государственными и муниципальными учреждениями имущества, закрепленного за ними в хозяйственном ведении или оперативном управлении.
Следовательно, положения Федерального закона N 178-ФЗ на рассматриваемые в рамках данного дела отношения не распространяются.
Правовая позиция по данному вопросу изложена в постановлении ФАС Московского округа от 24.09.2004 N КГ-А40/8446-04-П.
Таким образом, правомерен вывод суда первой инстанции, что передача спорного государственного имущества в качестве отступного не противоречит положениям Федерального закона N 178-ФЗ и ст.168 Гражданского кодекса Российской Федерации "Недействительность сделки, не соответствующей закону и иным правовым актам".
Как указано выше, 12.10.2007 во исполнение распоряжения территориального управления от 03.08.2007 N 750 между предприятием (заказчик) и обществом (инвестор) заключен инвестиционный договор N 05/05-10-07.
В ходе реализации инвестиционного договора в собственность Российской Федерации с последующим закреплением за предприятием на праве хозяйственного ведения должно было быть передано имущество стоимостью не менее 140 000 000,00 рублей.
Условия инвестиционного договора соответствуют положениям Закона РСФСР от 26.06.1991 N 1488-1 "Об инвестиционной деятельности в РСФСР", Федерального закона от 25.02.1999 N 39-ФЗ "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных инвестиций", что не опровергнуто управлением, территориальным управлением, федеральным агентством.
Издание Правительством Москвы постановления N 999-ПП от 28.10.2008 "Об упорядочении размещения объектов офисного назначения и крупных объектов торговли на территории Центрального административного округа города Москвы", Заместителем председателя Комитета по архитектуре и градостроительству города Москвы указания N 69 от 14.11.2008) сделали невозможным исполнение инвестиционного договора по независящим от сторон договора обстоятельствам.
На основании письма федерального агентства и изданного во исполнение этого письма территориальным управлением распоряжения от 30.11.2011 N 789 стороны инвестиционного договора заключили дополнительное соглашение N 1 от 16.12.2011 г. к инвестиционному договору.
В дополнительном соглашении стороны во исполнение волеизъявления собственника федерального имущества пришли к соглашению о прекращении взаимных обязательств по инвестиционному договору заменой иным обязательством.
В ином обязательстве определен другой предмет исполнения (новация), а именно выкуп инвестором права требования Российской Федерации, состоящего из права на здание, расположенного по адресу: Москва, ул. Доброслободская, д. 21, и неразрывно связанный с ним земельный участок общей стоимостью 140 410 000,00 руб.
В соответствии со ст.414 ГК РФ обязательство прекращается соглашением сторон о замене первоначального обязательства, существовавшего между ними, другим обязательством между теми же лицами, предусматривающим иной предмет или способ исполнения (новация).
Согласно п.2 Информационного письма ВАС РФ от 21.12.2005 N 103 "Обзор практики применения арбитражными судами статьи 414 Гражданского кодекса Российской Федерации" следует, что обязательство прекращается новацией тогда, когда воля сторон определенно направлена на замену существовавшего между ними первоначального обязательства другим обязательством.
Дополнительное соглашение N 1 к инвестиционному договору отвечает положениям о новации положениям ст.414 ГК РФ, Информационного письма ВАС РФ от 21.12.2005 N 103.
Иных оснований для отказа в государственной регистрации управлением в оспариваемом решении не названо.
Деятельность управления относится к сфере публичного права.
В публичном праве органы государственной власти имеют больше прав относительно иных лиц. Соответственно, такие лица должны обладать определенными гарантиями, обеспечивающими соблюдение прав и законных интересов при вторжении публичных органов в их деятельность.
К указанным гарантиям относится требование ясности, четкости, определенности, конкретности, понятности, недвусмысленности актов государственных органов.
При рассмотрении дел арбитражный суд не вправе ограничиваться формальным установлением обстоятельств.
Вместе с тем, акт органа публичной власти подлежит оценке судом на предмет соответствия закону в том виде, в котором орган власти принял акт. Судебный контроль не призван расширительно толковать акты органов публичной власти, которые обладают достаточной самостоятельностью и широкой дискрецией, предоставленной им государством при осуществлении своих функций.
При изложенных фактических обстоятельствах рассматриваемого дела, апелляционный суд приходит к выводу, что решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, соответствует материалам дела, действующему законодательству, нормы материального и процессуального права не нарушены и применены правильно, судом полностью выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, в связи с чем оснований для отмены или изменения решения и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Безусловных оснований для отмены оспариваемого решения суда первой инстанции, предусмотренных ч.4 ст.270 АПК РФ, апелляционным судом не установлено.
Доводы управления, изложенные в апелляционной жалобе, не основаны на нормах права и фактических обстоятельствах дела.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда г.Москвы от 22.07.2013 по делу N А40-74207/12 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральном арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
Д.Е. Лепихин |
Судьи |
Т.Т. Маркова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-74207/2012
Истец: ООО "ЦентрМедиаСтрой", ФГУП "ЦАГИ", ФГУП "Центральный аэрогидродинамический институт имени профессора Н. Е.Жуковского"
Ответчик: Управление Федеральной службы государсвтенной регистрации, кадастра и картографии, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по городу Москве
Третье лицо: ТУ в Московской области Федерального агентства по управлению государственным имуществом, ТУ Росимущества по Московской области
Хронология рассмотрения дела:
14.03.2014 Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа N Ф05-2113/13
14.11.2013 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-31739/13
22.07.2013 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-74207/12
28.03.2013 Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа N Ф05-2113/13
10.12.2012 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-33247/12
27.08.2012 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-74207/12