г. Самара |
|
25 ноября 2013 г. |
Дело N А65-16861/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена: 18 ноября 2013 г.
Постановление в полном объеме изготовлено: 25 ноября 2013 г.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
судьи Кузнецова В.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Новиковой С.А.,
с участием:
от заявителя - извещен, не явился,
от административного органа - извещен, не явился,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда дело по апелляционной жалобе муниципального бюджетного образовательного учреждения "Средняя общеобразовательная татарско-русская школа N 66" Московского района города Казани на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 30 сентября 2013 года по делу N А65-16861/2013 (судья Абульханова Г.Ф.), принятое в порядке упрощенного производства,
по заявлению муниципального бюджетного образовательного учреждения "Средняя общеобразовательная татарско-русская школа N 66" Московского района города Казани, г. Казань (ОГРН, ИНН 1658027895)
к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по РТ (Роспотребнадзор), г. Казань (ОГРН 1051622021978, ИНН 1655065057)
об обжаловании постановления от 19.06.2013 N 1941/с,
УСТАНОВИЛ:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение "Средняя общеобразовательная татарско-русская школа N 66" Московского района города Казани (далее - заявитель) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по РТ (Роспотребнадзор) (далее - административный орган) об отмене постановления от 19.06.2013 N 1941/с.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 30 сентября 2013 года по делу N А65-16861/2013 в удовлетворении заявленного требования отказано.
Заявитель в апелляционной жалобе просит отменить решение суда, считает, что отсутствует состав административного правонарушения.
Административный орган в отзыве на апелляционную жалобу просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, считает его законным и обоснованным.
Дело рассмотрено в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
Проверив материалы дела, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, арбитражный апелляционный суд считает решение арбитражного суда первой инстанции законным и обоснованным по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, с 13.05.2013 г. по 07.06.2013 г. специалистом-экспертом отдела санитарно-эпидемиологического надзора Управления Роспотребнадзора по Республике Татарстан проведена плановая выездная проверка по распоряжению в отношении МБОУ "Средняя общеобразовательная татарско-русская школа N 66" Московского района г.Казани, расположенного по адресу: г. Казань, ул. Химиков, д.55.
В ходе проверки заявителя, административным органом установлено не соблюдение санитарно-эпидемиологических требований к условиям воспитания и обучения: на территории учреждения местами имеются дефекты асфальтового покрытия в виде выбоин, разрушений; лестницы: главного входа, со стороны спортивного зала, со стороны гардеробных местами разрушены; на фасаде здания имеются дефекты в виде частичных поверхностных разрушений кирпичной кладки, отмостка здания местами разрушена; оконные рамы, подоконники здания изношены; в санитарном узле для мальчиков изношена дверь, местами разрушены дверные косяки; в санитарных узлах для девочек на первом этаже, для мальчиков на 1-ом, 2-ом этажах имеются изношенные раковины; лакокрасочные покрытие пола в спортивном зале изношены; в помещениях учреждения имеются разбитые оконные стекла; имеются дефекты отделки покрытия пола, линолеумное покрытие отходит от плинтусов: в учебных кабинетах: N N 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 11, 13, 23, 25, 26, 27 в кабинетах физики, биологии, в библиотеке, в коридорах 1-го, 2-го (пол изношен), 3-го этажей; местами имеются дефекты на стенах, потолке - трещины краски, штукатуру, расхождение обоев по швам, бумажные обои, что не позволяет проведение влажной уборки и дезинфекции: в обеденном зале, в помещениях пищеблока, в учебных кабинетах: N N 1, 4, 5, 11, 25, в санитарном узле для мальчиков на 2-м этаже, в коридоре 3-го этажа; кабинет физики не оборудован специальными демонстративными столами; в кабинете N1 ученическая мебель не является ростовой; кабины не оборудованы дверями без запоров в санитарных узлах; в санитарных узлах отсутствуют: педальные ведра, держатели для туалетной бумаги, электрополотенца или приспособления для бумажного полотенца рядом с умывальными раковинами; в кабинете биологии не оборудована умывальная раковина; на пищеблоке моечные ванны для мытья столовой, кухонной посуды не оборудованы вытяжной системой вентиляции в зоне максимального загрязнения; складское помещение для хранения продуктов не оборудовано прибором для измерения влажности и температуры воздуха; в подвальном помещении отсутствуют или повреждены металлические сетки (решетки) на вентиляционных окнах.
По результатам проверки составлен протокол об административном правонарушении от 07.06.2013 г., на основании которого административным органом вынесено постановление от 19.06.2013 г. N 1941/с о привлечении заявителя к административной ответственности, предусмотренной ч.1 ст.6.7 КоАП РФ в виде штрафа в размере 30 000 руб.
В силу п. 6 ст. 210 АПК РФ, при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Как усматривается из материалов дела, заявителю в качестве правонарушения вменено в вину нарушение санитарно-эпидемиологических требований к условиям обучения детей.
В соответствии со ст. 11 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" юридические лица обязаны:
выполнять требования санитарного законодательства;
разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия;
обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг.
Согласно ч.1 ст. 28 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" в организациях отдыха и оздоровления детей, дошкольных и других образовательных учреждениях независимо от организационно-правовых форм должны осуществляться меры по профилактике заболеваний, сохранению и укреплению здоровья обучающихся и воспитанников, в том числе меры по организации их питания, и выполняться требования санитарного законодательства.
Исходя из ч.3 ст. 39 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
В соответствии со ст. 11, ст.28 и п.3 ст.39 ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" от 30.03.1999 г. N 52-ФЗ при эксплуатации производственных, общественных помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта должны осуществляться санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия и обеспечиваться безопасные для человека условия труда, быта и отдыха в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно пункту п. 3.8 СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях", утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29 декабря 2010 г. N 189 въезды и входы на территорию, проезды, дорожки к хозяйственным постройкам, к площадкам для мусоросборников покрываются асфальтом, бетоном и другим твердым покрытием.
В соответствии с пунктом 4.25 на каждом этаже должны размещаться туалеты для мальчиков и девочек, оборудованные кабинами с дверями. Количество санитарных приборов определяется из расчета: 1 унитаз на 20 девочек, 1 умывальник на 30 девочек: 1 унитаз, 1 писсуар и 1 умывальник на 30 мальчиков. Площадь санитарных узлов для мальчиков и девочек следует принимать из расчета не менее 0,1 (м) на одного обучающегося.
Для персонала выделяется отдельный санузел из расчета 1 унитаз на 20 человек.
В ранее построенных зданиях общеобразовательных учреждений допускается количество санитарных узлов и санитарных приборов в соответствии с проектным решением.
В санитарных узлах устанавливают педальные ведра, держатели для туалетной бумаги; рядом с умывальными раковинами размещают электрополотенце или приспособление для бумажного полотенца. Санитарно-техническое оборудование должно быть исправным, без сколов, трещин и других дефектов. Входы в санузлы не допускается располагать напротив входа в учебные помещения.
Унитазы оборудуют сидениями, изготовленными из материалов, допускающих их обработку моющими и дезинфицирующими средствами.
Для обучающихся II и III ступеней образования во вновь строящихся и реконструируемых зданиях образовательных учреждений предусматривают комнаты личной гигиены из расчета 1 кабина на 70 человек площадью не менее 3,0 м. Их оборудуют биде или поддоном с гибким шлангом, унитазом и умывальной раковиной с подводкой холодной и горячей воды.
Для ранее построенных зданий общеобразовательных учреждений рекомендуется оборудовать кабины личной гигиены в туалетных комнатах.
Согласно пункту 4.27 СанПиН 2.4.2.2821-10 в помещениях начальных классов, лаборантских, учебных кабинетах (химия, физика, рисование, биология), мастерских, кабинетах домоводства, во всех помещениях медицинского назначения устанавливаются умывальные раковины.
Установку раковин в учебных помещениях следует предусматривать, с учетом росто-возрастных особенностей обучающихся: на высоте 0,5 м от пола до борта раковины для обучающихся 1-4 классов, и на высоте 0,7 - 0,8 м от пола до борта раковины для обучающихся 5-11 классов. Около раковин устанавливают педальные ведра, держатели для туалетной бумаги. Рядом с умывальными раковинами размещают электро- или бумажные полотенца, мыло. Мыло, туалетная бумага и полотенца должны быть в наличии постоянно.
В соответствии с п. 4.28 потолки и стены всех помещений должны быть гладкими, без щелей, трещин, деформаций, признаков поражений грибком и допускающими проводить их уборку влажным способом с применением дезинфицирующих средств. Допускается в учебных помещениях, кабинетах, рекреациях и других помещениях оборудование подвесных потолков из материалов, разрешенных для применения в общеобразовательных учреждениях, при условии сохранения высоты помещений не менее 2,75 м, а во вновь строящихся не менее 3,6 м.
Согласно пункту 4.29 полы в учебных помещениях и кабинетах и рекреациях должны иметь дощатое, паркетное, плиточное покрытие или линолеум. В случае использования плиточного покрытия поверхность плитки должна быть матовой и шероховатой, не допускающей скольжение. Полы туалетных и умывальных комнат рекомендуется выстилать керамической плиткой.
Полы во всех помещениях должны быть без щелей, дефектов и механических повреждений.
Пунктом 5.3 СанПиН 2.4.2.2821-10 установлено, что основным видом ученической мебели для обучающихся I ступени образования должна быть школьная парта, обеспеченная регулятором наклона поверхности рабочей плоскости. Во время обучения письму и чтению, наклон рабочей поверхности плоскости школьной парты должен составлять 7-15°. Передний край поверхности сиденья должен заходить за передний край рабочей плоскости парты на 4 см у парт 1-го номера, на 5-6 см - 2-го и 3-го номеров и на 7-8 см у парт 4-го номера.
Согласно пункту 5.8 кабинеты физики и химии должны быть оборудованы специальными демонстрационными столами. Для обеспечения лучшей видимости учебно-наглядных пособий демонстрационный стол устанавливается на подиуме. Ученические и демонстрационные столы должны иметь устойчивое к действию агрессивных химических веществ покрытие и защитные бортики по наружному краю стола.
Кабинет химии и лаборантская оборудуются вытяжными шкафами.
В соответствии с пунктом 6.10 остекление окон должно быть выполнено из цельного стеклополотна. Замена разбитых стекол должна проводиться немедленно.
Пунктом 3.6 СанПиН 2.4.5.2409-08 "Санитарно-эпидемиологические требования к организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования" регламентировано, что при строительстве и реконструкции организаций общественного питания общеобразовательных учреждений рекомендуется предусматривать дополнительную установку систем кондиционирования воздуха в горячих (мучных) цехах, складских помещениях, а также в экспедициях базовых организаций питания. Технологическое оборудование и моечные ванны, являющиеся источниками повышенных выделений влаги, тепла, газов оборудовать локальными вытяжными системами вентиляции в зоне максимального загрязнения, в дополнение к общим приточно-вытяжным системам вентиляции. Складские помещения для хранения продуктов оборудуют приборами для измерения относительной влажности и температуры воздуха, холодильное оборудование контрольными термометрами. Использование ртутных термометров не допускается (Пункт 4.14 СанПиН 2.4.5.2409-08).
В соответствии с пунктом 3.2 СП 3.5.3. 1129-02 "Дератизация. Санитарно-эпидемиологические требования к поведению дератизации" к числу основных мероприятий по защите объектов от грызунов относятся:
- применение для изготовления порогов и нижней части дверей на высоту не менее 50 сантиметров материалов, устойчивых к повреждению грызунами;
- использование устройств и конструкций, обеспечивающих самостоятельное закрывание дверей;
- устройство металлической сетки (решетки) в местах выхода вентиляционных отверстий, стока воды;
- герметизация с использованием металлической сетки мест прохода коммуникаций в перекрытиях, стенах, ограждениях;
- исключение возможности проникновения грызунов в свободное пространство при установке декоративных панелей, отделке стен гипсокартонными плитами и другими материалами, монтаже подвесных потолков;
- установка отпугивающих устройств, приборов (ультразвуковых, электрических и пр.).
В соответствии с ч.1 ст. 6.7 КоАП РФ нарушение санитарно-эпидемиологических требований к условиям отдыха и оздоровления детей, их воспитания и обучения, к техническим, в том числе аудиовизуальным, и иным средствам воспитания и обучения, к учебной мебели, а также к учебникам и иной издательской продукции, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от трех тысяч до семи тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до семидесяти тысяч рублей.
Материалами дела установлено, что заявителем нарушены пп. 3.8, 4.25, 4.27, 4.28, 4.29, 5.3, 5.8, 6.10 СанПиН 2.4.2.2821-10"Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях", пп. 3.6, 4.14 СанПиН 2.4.5.2409-08 "Санитарно-эпидемиологические требования к организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования", а именно: на территории учреждения местами имеются дефекты асфальтового покрытия в виде выбоин, разрушений; лестницы: главного входа, со стороны спортивного зала, со стороны гардеробных местами разрушены; на фасаде здания имеются дефекты в виде частичных поверхностных разрушений кирпичной кладки, отмостка здания местами разрушена; оконные рамы, подоконники здания изношены; в санитарном узле для мальчиков изношена дверь, местами разрушены дверные косяки; в санитарных узлах для девочек на первом этаже, для мальчиков на 1-ом, 2-ом этажах имеются изношенные раковины; лакокрасочные покрытие пола в спортивном зале изношены; в помещениях учреждения имеются разбитые оконные стекла; имеются дефекты отделки покрытия пола, линолеумное покрытие отходит от плинтусов: в учебных кабинетах: N N 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 11, 13, 23, 25, 26, 27 в кабинетах физики, биологии, в библиотеке, в коридорах 1-го, 2-го (пол изношен), 3-го этажей; местами имеются дефекты на стенах, потолке - трещины краски, штукатуру, расхождение обоев по швам, бумажные обои, что не позволяет проведение влажной уборки и дезинфекции: в обеденном зале, в помещениях пищеблока, в учебных кабинетах: N N 1, 4, 5, 11, 25, в санитарном узле для мальчиков на 2-м этаже, в коридоре 3-го этажа; кабинет физики не оборудован специальными демонстративными столами; в кабинете N1 ученическая мебель не является ростовой; кабины не оборудованы дверями без запоров в санитарных узлах; в санитарных узлах отсутствуют: педальные ведра, держатели для туалетной бумаги, электрополотенца или приспособления для бумажного полотенца рядом с умывальными раковинами; в кабинете биологии не оборудована умывальная раковина; на пищеблоке моечные ванны для мытья столовой, кухонной посуды не оборудованы вытяжной системой вентиляции в зоне максимального загрязнения; складское помещение для хранения продуктов не оборудовано прибором для измерения влажности и температуры воздуха; в подвальном помещении отсутствуют или повреждены металлические сетки (решетки) на вентиляционных окнах.
Из изложенного следует, что в действиях учреждения имеется состав административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.6.7 КоАП РФ, событие зафиксировано надлежащим образом.
Учреждением в нарушение ст. 65 АПК РФ не представлены какие-либо доказательства, свидетельствующие о том, что с его стороны были предприняты все необходимые меры по соблюдению санитарно-эпидемиологических требований к условиям обучения детей.
Таким образом, из имеющихся в материалах дела об административном правонарушении документов, в частности из акта проверки от 07.06.2013 N 1893, протокола об административном правонарушении от 07.06.2013 N 1941, постановления по делу об административном правонарушении N 1941/с от 19.06.2013 г., а также из результатов инструментальных измерений уровней электромагнитных полей, искусственной освещенности, уровней шума, параметров микроклимата и аэронного состава воздуха в учреждении (протоколы измерений от 16.05.2013, от 21.05.2013, от 22.05.2013, от 24.05.2013), следует, что административным органом представлены доказательства совершения учреждением вменяемого административного правонарушения.
Согласно статье 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Пунктом 18.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" от 02.06.2004 N 10 определено, что квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях, и производится с учетом положений пункта 18 настоящего Постановления применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния.
Таким образом, нормы о малозначительности правонарушения применяются в исключительных случаях и независимо от состава административного правонарушения. Применение названных норм является правом суда и осуществляется с учетом конкретных обстоятельств дела. При этом применение малозначительности должно быть мотивировано судом.
В рассматриваемом случае суд, исследовав и оценив характер правонарушения и обстоятельства его совершения, не находит оснований для признания его малозначительным. В материалах дела отсутствуют доказательства исключительности случая вмененного учреждению административного правонарушения.
Кроме того, следует иметь в виду, что административным органом в ходе проверки было выявлено существенное нарушение со стороны заявителя санитарно-эпидемиологических требований, которое влечет нарушение прав и законных интересов учащихся, а также влечет существенную угрозу жизни и здоровью населения (учащимся).
Поскольку факт совершения административного правонарушения Муниципальным бюджетным образовательным учреждением "Средняя общеобразовательная татарско-русская школа N 66" Московского района города Казани, предусмотренного ч.1 ст.6.7 КоАП РФ материалами дела доказан, процедура привлечения заявителя к административной ответственности соблюдена, штраф назначен в минимальном размере, установленном санкцией ч.1 ст.6.7 КоАП РФ, основания для применения положений ст. 2.9 КоАП РФ отсутствуют, то суд приходит к выводу об отсутствии оснований для признания незаконным постановления N1941/с по делу об административном правонарушении от 19.06.2013 г.
В соответствии с п.3 ст.211 АПК РФ в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что решение административного органа о привлечении к административной ответственности является законным и обоснованным, суд принимает решение об отказе в удовлетворении требования заявителя.
Принимая во внимание изложенное, суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении заявленных требований.
Решение арбитражного суда первой инстанции является законным и обоснованным, а поэтому его следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь ст.ст. 268-271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 30 сентября 2013 года по делу N А65-16861/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
В.В. Кузнецов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А65-16861/2013
Истец: Муниципальное бюджетное образовательное учреждение "Средняя общеобразовательная татарско-русская школа N 66" Московского рацйона города Казани, г. Казань
Ответчик: Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по РТ (Роспотребнадзор), г. Казань
Третье лицо: Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд, г. Самара