г. Пермь |
|
25 ноября 2013 г. |
Дело N А50-2560/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 ноября 2013 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 25 ноября 2013 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Зелениной Т.Л.,
судей Дюкина В.Ю., Паньковой Г.Л.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Коржевой В.А.,
при участии:
от заявителя - Минеева Г.Г. (паспорт, доверенность от 01.01.2013),
от ответчика Федерального агентства по управлению государственным имуществом - представитель не явился,
от ответчика Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Пермском крае - Подпалый Ю.В. (удостоверение, доверенность от 09.01.2013),
от заинтересованного лица - представитель не явился,
(лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 АПК РФ, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда)
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заявителя, ОАО "Пермметалл",
на решение Арбитражного суда Пермского края
от 11 июля 2013 года
по делу N А50-2560/2013,
принятое судьей Заляевой Л.С.,
по заявлению ОАО "Пермметалл" (ОГРН 1025900899441, ИНН 5904015659)
к Федеральному агентству по управлению государственным имуществом, Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Пермском крае
заинтересованное лицо: ООО "ИНФАКС" (ОГРН 1025900514012, ИНН 5902113139)
о признании незаконным бездействия,
установил:
ОАО "Пермметалл" (заявитель) обратилось в Арбитражный суд Пермского края с иском к Федеральному агентству по управлению государственным имуществом, Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Пермском крае (ответчики) о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии решения о разделе земельного участка с кадастровым номером 59:601:4411458:0019, расположенного по адресу: г. Пермь, ул. Г. Хасана, 92, с образованием 4-х земельных участков.
Решением Арбитражного суда Пермского края от 11.07.2013 (резолютивная часть от 27.06.2013) в удовлетворении исковых требований отказано.
Решение суда от 11.07.2013 обжаловано заявителем в апелляционном порядке. В апелляционной жалобе заявитель ссылается на неправильное применение судом первой инстанции норм материального права. Заявитель указывает, что бездействие ответчика выразилось в несоблюдении установленных сроков принятия соответствующего решения. Также заявитель ссылается на неполное выяснение обстоятельства дела, считает, что необходимость получения согласия МЧС России на раздел спорного земельного участка не требуется, согласие на межевание было дано надлежащим органом, просит решение суда отменить, заявленные требования удовлетворить.
Ответчик Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Пермском крае против доводов апелляционной жалобы возражает, в отзыве на апелляционную жалобу указывает на отсутствие оснований для принятия решения о разделе земельного участка с кадастровым номером 59:601:4411458:0019. Ответчик считает, что положения п. 2 ст. 11.3, п. 6 ст. 36 ЗК РФ не содержат указания на обязанность уполномоченного органа принять решение о разделе земельного участка, действия заявителя по самостоятельному разделу принадлежащего Российской Федерации земельного участка при наличии неоднократных отказов в согласовании раздела являются злоупотреблением правом. Также ответчик ссылается на отсутствие у него полномочий на самостоятельное принятие решения о разделе земельного участка и на пропуск заявителем срока, установленного ч. 4 ст. 198 АПК РФ.
Другими лицами, участвующими в деле, возражений на апелляционную жалобу не представлено.
Законность и обоснованность решения проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в соответствии со статьями 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, заявителю на праве собственности принадлежат 32 объекта недвижимости, расположенных на земельном участке с кадастровым номером 59:601:4411458:0019 по адресу: г. Пермь, ул. Г.Хасана, 92.
Также на этом земельном участке находятся объекты недвижимости, принадлежащие иным лицам.
29.06.2012 заявитель обратился в Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Пермском крае с заявлением о разделе земельного участка с кадастровым номером 59:01:44 1 1458:0019 площадью 147161,54 кв.м на четыре земельных участка: с кадастровым номером 59:01:4411458:116 площадью 1201 кв.м, с кадастровым номером 59:01:4411458:117 площадью 143617 кв.м, с кадастровым номером 59:01:4411458:118 площадью 963 кв.м, с кадастровым номером 59:01:4411458:119 площадью 1415 кв.м, с целью последующего оформления прав на земельные участки, непосредственно занятые объектами заявителя.
Полагая, что ответчиками допущено незаконное бездействие по рассмотрению этого заявления, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Частью 1 ст. 198 АПК РФ предусмотрено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу ч. 2 ст. 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции указал на то, что заявителем не были устранены недостатки, послужившие основанием для возвращения пакета документов на доработку.
Указанный вывод суда первой инстанции нельзя признать обоснованным.
В соответствии с ч. 1 ст. 36 ЗК РФ граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом. Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений.
Заявитель является собственником объектов недвижимости, расположенных на земельном участке с кадастровым номером 59:01:44 1 1458:0019 и использует части этого земельного участка, занятые этими объектами.
Согласно материалам дела земельный участок с кадастровым номером 59:01:44 1 1458:0019 является делимым, заявителем произведено межевание и осуществлен кадастровый учет земельных участков, необходимых для использования объекта недвижимости, принадлежащих разным собственникам.
В силу п. 1 ст. 11.2 ЗК РФ земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
При разделе земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, могут быть образованы один или несколько земельных участков (п. 6 ст. 11.4 ЗК РФ).
Пунктом 1 ст. 11.3 ЗК РФ предусмотрено, что образование земельных участков из земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решений исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, предусмотренных статьей 29 указанного Кодекса, за исключением случаев: 1) раздела земельных участков, предоставленных садоводческим, огородническим или дачным некоммерческим объединениям граждан, а также земельных участков, предоставленных гражданам на праве постоянного (бессрочного) пользования, праве пожизненного наследуемого владения; 2) образования земельных участков из земельных участков, предоставленных для комплексного освоения в целях жилищного строительства; 3) образования земельных участков из земельных участков, находящихся в границах застроенной территории, в отношении которой в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации принято решение о ее развитии и заключен договор о развитии застроенной территории; 4) перераспределения земельных участков в соответствии со статьей 11.7 настоящего Кодекса; 5) иных предусмотренных федеральными законами случаев.
Решения об образовании земельных участков могут быть приняты на основании заявлений землепользователей, землевладельцев, арендаторов земельных участков, из которых при разделе или объединении образуются земельные участки. Для принятия решения об образовании земельных участков необходимы следующие документы: 1) кадастровые паспорта образуемых земельных участков или кадастровый паспорт образуемого земельного участка; 2) правоустанавливающие и (или) правоудостоверяющие документы на земельные участки, из которых при разделе или объединении образуются земельные участки (п. 2 ст. 11.3 ЗК РФ).
С заявлением об образовании земельных участков от 29.06.2012 в Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Пермском крае заявителем были представлены, в том числе, кадастровые паспорта исходного и образуемых земельных участков, документы, подтверждающие право собственности заявителя на объекты недвижимости, расположенные по адресу: по адресу: г. Пермь, ул. Г. Хасана, 92.
06.08.2012 Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Пермском крае сообщило заявителю о направлении пакета документов в Федеральное агентство по управлению государственным имуществом.
Письмом Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 12.10.2012 документы были возвращены на доработку по причине отсутствия обоснование площади образуемых земельных участков.
06.11.2012 Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Пермском крае сообщило заявителю о необходимости обоснования целесообразности раздела земельного участка и представлении расчетов площадей, необходимых для эксплуатации объектов недвижимости.
12.11.2012 дополненный пакет документов был вновь направлен в Федеральное агентство по управлению государственным имуществом, о чем заявителю было сообщено 13.11.2012.
Письмом от 04.02.2013 пакет документов был возвращен Федеральным агентством по управлению государственным имуществом в Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Пермском крае на доработку ввиду отсутствия согласия на раздел земельного участка МЧС России.
Письмом от 04.03.2013 Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Пермском крае возвратило пакет документов заявителю, указав на необходимость представления согласия правообладателей объектов недвижимости - ООО "ИНФАКАС" и МЧС России.
В соответствии с п. 1 ст. 11.3 ЗК РФ образование земельных участков осуществляется на основании решений уполномоченных органов, предусмотренных статьей 29 указанного Кодекса.
В силу ст. 29 ЗК РФ такие решения вправе принимать органы, обладающие правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
Пунктом 4 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432, установлено, что Федеральное агентство по управлению государственным имуществом осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы и подведомственные организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.
Согласно пунктам 4.1, 4.6 Типового положения о территориальном органе Росимущества, утвержденного Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 01.11.2008 N 374, территориальный орган Росимущества наделен полномочиями собственника в отношении федерального имущества, расположенного на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, а также полномочиями собственника по передаче федерального имущества юридическим и физическим лицам, приватизации (отчуждению) федерального имущества в случаях, когда реализация указанных полномочий непосредственно территориальным органом прямо предусмотрена нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации; заключает в установленном порядке договоры купли-продажи федерального и иного имущества, а также обеспечивает передачу прав собственности на это имущество.
Следовательно, органом, уполномоченным на принятие решения о разделе земельного участка с кадастровым номером 59:01:44 1 1458:0019, является Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Пермском крае.
Довод ответчика Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Пермском крае об отсутствии у него полномочий на принятие такого решения признается судом апелляционной инстанции необоснованным, противоречащим вышеприведенным правовым нормам.
Исходя из представленных в материалы дела доказательств предусмотренного п. 1 ст. 11.3 ЗК РФ решения об образовании земельных участков, либо решения об отказе в образовании земельных участков Территориальным управлением Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Пермском крае принято не было. В связи с чем, указанным ответчиком было допущено незаконное бездействие, противоречащее требованиям ст. 11.3 ЗК РФ и нарушающее права и охраняемые законом интересы заявителя.
Также судом апелляционной инстанции отклоняется довод указанного ответчика о том, что принятие решения о разделе земельного участка является правом, а не обязанностью уполномоченного органа.
Решения и действия органов, осуществляющих публичные полномочия, должны соответствовать закону и не нарушать законных прав и интересов заинтересованных лиц, произвольно ограничивая их субъективные права.
С учетом установленных Земельным кодексом Российской Федерации правовых гарантий, обеспечивающих условия для приобретения собственниками объектов недвижимости земельных участков, занятых этими объектами и необходимых для их использования, основания для отказа в принятии решения об образовании земельного участка по заявлению такого собственника отсутствуют.
В соответствии с п. 4 ст. 11.2 ЗК РФ образование земельных участков допускается при наличии в письменной форме согласия землепользователей, землевладельцев, арендаторов, залогодержателей земельных участков, из которых при разделе, объединении, перераспределении или выделе образуются земельные участки. Не требуется такое согласие на образование земельных участков из земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и предоставленных государственным или муниципальным унитарным предприятиям, государственным или муниципальным учреждениям, а также в случаях, указанных в пункте 6 настоящей статьи.
Согласно материалам дела, 31.10.2012 заявителем были представлены документы, подтверждающие согласие на раздел земельного участка третьего лица ООО "ИНФАКС".
Необходимость получения такого согласия также от МЧС России материалами дела не подтверждена.
Ответчик Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Пермском крае наделено полномочиями собственника в отношении объекта гражданской обороны, расположенного на земельном участке с кадастровым номером 59:01:44 1 1458:0019.
В материалах дела отсутствуют сведения о передаче этого объекта, либо земельного участка с кадастровым номером 59:01:44 1 1458:0019 на каком-либо праве МЧС России. Из представленного заявителем письма Главного управления МЧС России по Пермскому краю от 30.09.2013 следует, что согласование раздела земельного участка с кадастровым номером 59:01:44 1 1458:0019 в функции этого органа не входит.
При этом Территориальным управлением Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Пермском крае, как представителем собственника, не заявлено обоснованных возражений против определения границ земельного участка, на котором расположен объект гражданской обороны.
Иные обстоятельства, препятствующие принятию решения о разделе земельного участка, ответчиками не приведены и судом апелляционной инстанции не установлены.
Судом апелляционной инстанции отклоняется ссылка ответчика Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Пермском крае на пропуск заявителем срока, установленного ч. 4 ст. 198 АПК РФ.
В соответствии с ч. 4 ст. 198 АПК РФ заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
Как следует из материалов дела, Территориальным управлением Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Пермском крае направлялись письма, свидетельствующие о рассмотрении им заявления о разделе земельного участка от 29.06.2012, а также запрашивались дополнительные документы. 13.11.2012 заявителю было сообщено о направлении пакета документов на рассмотрение Федерального агентства по управлению государственным имуществом.
С учетом длящегося характера возникших между сторонами правоотношений, указания Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Пермском крае на необходимость получения согласования Федерального агентства по управлению государственным имуществом, процессуальный срок на обжалование бездействия не может быть признан пропущенным.
С учетом изложенного, решение суда от 11.07.2013 подлежит отмене как принятое с неправильным применением норм материального права (п. 4 ч. 1 ст. 270 АПК РФ), требования, предъявленные к ответчику Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Пермском крае, подлежат удовлетворению.
В соответствии со ст. 110 АПК РФ государственная пошлина по заявлению и по апелляционной жалобе относится на ответчика.
Руководствуясь статьями 176, 266, 268, 269, 270, 271 АПК РФ, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Пермского края от 11 июля 2013 года по делу N А50-2560/2013 отменить.
Заявленные требования удовлетворить.
Признать незаконным бездействие Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Пермском крае, выразившееся в непринятии решения о разделе земельного участка с кадастровым номером 59:01:44 1 1458:0019, расположенного по адресу: г. Пермь, ул. Героев Хасана,92.
Обязать Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Пермском крае в месячный срок принять решение о разделе земельного участка с кадастровым номером 59:01:44 1 1458:0019 путем образования земельных участков с кадастровыми номерами: 59:01:4411458:116, 59:01:4411458:117, 59:01:4411458:118, 59:01:4411458:119.
Взыскать с Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Пермском крае в пользу ОАО "Пермметалл" (ОГРН 1025900899441, ИНН 5904015659) 6000 (шесть тысяч) руб. государственной пошлины по заявлению и по апелляционной жалобе.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Пермского края.
Председательствующий |
Т.Л.Зеленина |
Судьи |
В.Ю.Дюкин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А50-2560/2013
Истец: ОАО "Пермметалл"
Ответчик: Территориальное управление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по ПК
Третье лицо: ООО "ИНФАКС", Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Пермском крае, Федеральное агентство по управлению государственным имуществом, Федеральное агентство по управлению государственным имуществом Пермского края
Хронология рассмотрения дела:
20.08.2014 Постановление Арбитражного суда Уральского округа N Ф09-11134/13
28.07.2014 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-8976/14
01.07.2014 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-8976/14
28.05.2014 Определение Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-13060/13
14.03.2014 Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа N Ф09-11134/13
10.12.2013 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-13060/13
25.11.2013 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-13060/13
19.11.2013 Определение Арбитражного суда Пермского края N А50-2560/13
23.09.2013 Определение Федерального арбитражного суда Уральского округа N Ф09-11134/13
11.07.2013 Решение Арбитражного суда Пермского края N А50-2560/13