г. Самара |
|
27 ноября 2013 г. |
Дело N А65-7629/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена: 20 ноября 2013 года.
Постановление в полном объеме изготовлено: 27 ноября 2013 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Драгоценновой И.С.,
судей Кувшинова В.Е., Семушкина В.С.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Сергеевым А.Ю.,
без участия в судебном заседании представителей лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда, в зале N 3, дело по апелляционной жалобе общества с ограниченной ответственностью "Булат"
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 27.08.2013 по делу N А65-7629/2013 (судья Мазитов А.Н.),
принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Булат", г.Казань,
к Федеральному Государственному пожарному надзору ГУ МЧС России по Республике Татарстан, г. Казань,
третьи лица: Чернова Любовь Николаевна, г.Казань,
Бурганова Наиля Кавиевна, Республика Татарстан, Арский район, с. Новый Кинер,
о признании незаконным постановления от 04 апреля 2013 года N 0103-2013-0080,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Булат" (далее - заявитель) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением о признании незаконным и отмене постановления ГУ МЧС России по Республике Татарстан (далее- ответчик) от 04 апреля 2013 года N 0103-2013-0080.
Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 27.08.2013 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с выводами суда, заявитель подал апелляционную жалобу, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, жалобу - удовлетворить.
Считает, что судом первой инстанции дана неправильная оценка обстоятельствам и доводам, приведенным в заявлении ООО "Булат".
По мнению подателя жалобы, при проведении проверки соблюдения требований пожарной безопасности со стороны ООО "Булат" были нарушены положения федерального закона РФ N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей....", в момент проведения проверки с целью надзора за соблюдением требований пожарной безопасности ООО "Булат" об основаниях проведения данной проверки уведомлено не было, в протоколах об административном нарушении N 0103-2013-0057, N 0103-2013-0079 и N 0103-2013-0080 от 04 марта 2013 года какие-либо ссылки на Акт проверки отсутствуют. Следовательно, акт проверки N 56/1/29, врученный представителю ООО "Булат" 20 марта 2013 года, и протоколы об административном правонарушении N 0103-2013-0057, N0103-2013-0079 и N 0103-2013-0080 oт 04 марта 2013 года не могли быть приняты надзорным органом и судом первой инстанции в качестве надлежащего доказательства наличия в действиях организации - ООО "Булат" состава административного правонарушения.
Осуществление ООО "Булат", как арендатором, деятельности по ремонту зданий, год постройки которых датируется 19 веком, и приведению этих зданий в соответствие с современными требованиями о противопожарном режиме, введенными в действие с 2012 года, свидетельствует об отсутствии какой-либо вины ООО "Булат" в административном правонарушении, поскольку со стороны данной организации предприняты ВСЕ зависящие от нее меры по соблюдению указанных требований.
По мнению заявителя, судом первой инстанции при вынесении обжалуемого решения от 27 августа 2013 года, допущено неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, и несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела, что в соответствии со ст. 270 АПК РФ является основанием для отмены либо изменения решения суда первой инстанции.
В отзыве на апелляционную жалобу административный орган просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В суд апелляционной инстанции 15.11.2013 вх N 17533 поступило ходатайство от Федерального Государственного пожарного надзора ГУ МЧС России по Республике Татарстан о рассмотрении дела в отсутствие его представителя, которое удовлетворено судом апелляционной инстанции.
В судебное заседание представители лиц, участвующих в деле, не явились, о месте и времени судебного разбирательства надлежаще извещены, в связи с чем, апелляционная жалоба в соответствии со статьями 123, 156 АПК РФ рассмотрена в их отсутствие.
Апелляционная жалоба на судебный акт арбитражного суда Республики Татарстан рассмотрена в порядке, установленном ст.ст.266-268 АПК РФ.
Исследовав доказательства по делу с учетом доводов апелляционной жалобы, отзыва, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Материалами дела подтверждаются следующие фактические обстоятельства.
14 февраля 2013 года ответчиком по распоряжению N 14 от 01.02.2013 г. проведена плановая выездная проверка выполнения обществом с ограниченной ответственностью "Булат" установленных требований в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
В ходе проверки установлены следующие нарушения: не разработан в соответствии с ГОСТ план эвакуации людей в случае пожара (п. 7 Правила противопожарного режима в Российской Федерации Постановление Правительства Российской Федерации N 390 от 25.05.2012 г. "О противопожарном режиме": ГОСТ Р 12,2.143-2009: НРБ 160-97), предоставлен акт проверки качества огнезащитной обработки деревянных конструкций чердачного помещения (п. 21 Правила противопожарного режима в Российской Федерации Постановление Правительства Российской Федерации N 390 от 23.05.2012 г. "О противопожарном режиме"), не предоставлен акт эксплуатационных испытаний ограждения по периметру кровли здания (п. 24 Правил противопожарного режима в Российской Федерации Постановление Правительства Российской Федерации N 390 от 25.05.2012 г. "О противопожарном режиме", не предоставлен акт проверки качества огнезащитной обработки деревянных конструкций чердачного помещения (п. 21 Правила противопожарного режима в Российской Федерации Постановление Правительства Российской Федерации N 390 от 25^05.2012 г. "О противопожарном режиме"), не разработан, в соответствии с ГОСТ, план эвакуации людей в случае пожара (п. 7 Правила противопожарного режима в Российской Федерации Постановление Правительства Российской Федерации N 390 от 25,05.2012 г. "О противопожарном режиме": ГОСТ Р 12.2.143-2009; НПБ 160-97), не предоставлен акт эксплуатационных испытаний ограждения по периметру кровли здания (п. 24 Правила противопожарного режима в Российской Федерации Постановление Правительства Российской Федерации N 390 от 25.05.2012 г, "О противопожарном режиме"), двери лестничных клеток отделяющие общие коридоры, выполнены без уплотнений в притворах и без приспособлений для самозакрывания (без доводчиков) (ст.4. 151 ч. 19 ст. 88 ФЗ N 123; п. 4.2.7 СП 1.13130.2009; п. 6.18* СНИП 21-01-97* п. 36 Правила противопожарного режима в Российской Федерации Постановление Правительства Российской Федерации N 390 от 25.05.2012 г. "О противопожарном режиме"; ст. 4,5,6,53,89,151 ФЗ N123), дверь помещения электрощитовой на 2-м этаже не заменена на противопожарную, с пределом огнестойкости не ниже EI 30 (ст. 4, 5. 6. 88. 151 табл. 23. 24 ФЗ N 123; п. 7.4, 5.14*. табл. 1. 2 СНиП 21-01-97": СП 4.13130.2009), дверь, отделяющая производственные помещения от административных, арендуемые OOО "Артик" на 3-м этаже не заменена на противопожарную, с пределом огнестойкости не ниже El 30 (ст. 4, 5. 6, 88,151 табл. 23,24 ФЗ N123; п. 7.4, 5.14* табл. 1,2 СНиП 21-01-97*; СП 4.13130.2009), нарушены требования пожарной безопасности к противопожарному водоснабжению, электроустановкам зданий, сооружений и строений, электротехнической продукции или первичным средствам пожаротушения либо требований пожарной безопасности об обеспечении зданий, сооружений и строений первичными средствами пожаротушения) а именно: внутренний противопожарный водопровод находится в неисправном состоянии, а именно в пожарных кранах нет воды (п. 53 Правила противопожарного режима в Российской Федерации Постановление Правительства Российской Федерации N 390 от 25,05,2012 г. "О противопожарном режиме", не предусмотрено наружное противопожарное водоснабжение (отсутствуют пожарные гидранты на территории объекта) (ст. 4, 5, 6, 62. 151 ФЗ N 123; п. 8.6 СП 8.13130.2009; п. 2.11, 2.13, табл. 6, п. 8.16 СНиП 2.04.02-84*), нарушены требования пожарной безопасности к эвакуационным путям, эвакуационным и аварийным выходам либо системам автоматического пожаротушения и системам пожарной сигнализации, системам оповещения людей о пожаре и управлении эвакуацией людей в зданиях сооружениях и строениях или системам противодымной защиты зданий, сооружений и строений), а именно: допущено хранение посторонних горючих материалов под лестничным маршем 1-го этажа (п. 23 Правила противопожарного режима в Российской Федерации Постановление Правительства Российской Федерации N 390 от 25,05.2012 г. "О противопожарном режиме"; ст. 4, 5, 6, 53, 89, 151 ФЗ N123), здание не оборудовано автоматической установкой пожарной сигнализации (АУПС) (ст. 4, 5, 6, 83, 91, 103, 151 ФЗ N 123;прил. А. табл. А1, СП 5.13130.2009: табл. 1 НПБ 110-031), здание не оборудовано системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре (СОУЭ) III типа (ст. 4, 5, 6, 54, 84, 151 ФЗ N 123: табл. К 2. СП ЗЛ 3130.2009; табл. 2 НПБ 104-03), допущено применение материалов с высокой пожарной опасностью для покрытия подов на путях эвакуации (линолеум) на 2-м этаже (ст. 4, 5, 6, 53,134. табл. 28, 3 ФЗ N 123; п. 4.3.2 СП 1.13130.2009), допущено применение материалов с высокой пожарной опасностью для покрытия полов и стен на путях эвакуации (линолеум) на 3-м этаже (ст.4, 5, 6, 53, 134 табл.28. 3 ФЗ N 123: п. 4.3.2 СП 1.13130.2009), допущено хранение посторонних горючих материалов на путях эвакуации 1-го этажа (п. 23 Правила противопожарного режима в Российской Федерации Постановление Правительства Российской Федерации N 390 от 25.05.2012 г. "О противопожарном режиме"; ст. 4, 5, 6, 53, 89, 151 ФЗ N 123), здание не оборудовано автоматической установкой пожарной сигнализации (АУПС) (кроме административных помещений арендуемых OOО Артик и ОOO "Русский Сите" (ст. 4, 5, 6, 83, 91, 103, 151 ФЗ N 123; прил. А, табл. A1, СП 5.13130.2009: табл. 1 НПБ 110-03), здание не оборудовано системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре (СОУЭ) III типа (ст. 4, 5, 6, 54, 84, 151 ФЗ N 123: табл. 1,2 СП 3.13130,2009: табл. 2 НПБ 104-03), проходная объекта не оборудовано автоматической установкой пожарной сигнализации (АУПС) (ст. 4, 5, 6, 83, 91, 103, 151 ФЗ N 123; прил. А, табл. А1, СП 5.13130.2009; табл. 1 НПБ 1 1043).
Выявленные нарушения отражены в протоколах N 0103-2013-0057 04.03.2013 г., N0103-2013-0079 от 04.03.2013 г., N0103-2013-0080 от 04.03.2013 г. об административных правонарушениях по ч.1, ч.3, ч.4 ст.20.4 КоАП РФ в связи с нарушением требований пожарной безопасности, пожарной безопасности к противопожарному водоснабжению электроустановкам зданий, сооружений и строений, электротехнической продукции или первичным средствам пожаротушения либо требований пожарной безопасности об обеспечении зданий, сооружений и строений первичными средствами пожаротушения), пожарной безопасности к эвакуационным путям, эвакуационным и аварийным выходам либо системам автоматического пожаротушения и системам пожарной сигнализации, системам оповещения людей о пожаре и управлении эвакуацией людей в зданиях сооружениях и строениях или системам противодымной защиты зданий, сооружений и строений) со стороны заявителя.
Указанные протоколы N 0103-2013-0057 04.03.2013 г., N0103-2013-0079 от 04.03.2013 г., N0103-2013-0080 от 04.03.2013 г. послужили основанием для вынесения постановления N 0103-2013-0080 от 04.04.2013 г., которым заявитель привлечен к административной ответственности в виде штрафа в размере 150 000 руб.
Заявитель, полагая, что вынесенное постановление противоречит закону и нарушает его права, обратился с заявлением в суд.
Судом первой инстанции в обжалуемом решении приведены мотивы и ссылки на нормативно-правовые акты, на основании которых отклонены доводы заявителя.
Анализируя и оценивая представленные сторонами в материалы дела доказательства, судебная коллегия апелляционного суда приходит следующему.
Федеральный закон от 22 июля 2008 г. N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" принимается в целях защиты жизни, здоровья, имущества граждан и юридических лиц, государственного и муниципального имущества от пожаров, определяет основные положения технического регулирования в области пожарной безопасности и устанавливает общие требования пожарной безопасности к объектам защиты (продукции), в том числе к зданиям, сооружениям и строениям, промышленным объектам, пожарно-технической продукции и продукции общего назначения.
Собственники имущества, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители и должностные лица организаций, лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности, должны обеспечивать своевременное выполнение требований пожарной безопасности, предписаний, постановлений и иных законных требований государственных инспекторов по пожарному надзору.
На основании п.7 Правил противопожарного режима в Российской Федерации (ППР 2012) (утв. Постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 г. N 390) на объекте с массовым пребыванием людей (кроме жилых домов), а также на объекте с рабочими местами на этаже для 10 и более человек руководитель организации обеспечивает наличие планов эвакуации людей при пожаре.
На основании п.21 Правил противопожарного режима в Российской Федерации (ППР 2012) (утв. Постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 г. N 390) руководитель организации обеспечивает устранение нарушений огнезащитных покрытий (штукатурки, специальных красок, лаков, обмазок) строительных конструкций, горючих отделочных и теплоизоляционных материалов, воздуховодов, металлических опор оборудования и эстакад, а также осуществляет проверку качества огнезащитной обработки (пропитки) в соответствии с инструкцией завода-изготовителя с составлением акта проверки качества огнезащитной обработки (пропитки). Проверка качества огнезащитной обработки (пропитки) при отсутствии в инструкции сроков периодичности проводится не реже 2 раз в год.
На основании п.23 Правил противопожарного режима в Российской Федерации (ППР 2012) (утв. Постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 г. N 390) На объектах запрещается:
а) хранить и применять на чердаках, в подвалах и цокольных этажах легковоспламеняющиеся и горючие жидкости, порох, взрывчатые вещества, пиротехнические изделия, баллоны с горючими газами, товары в аэрозольной упаковке, целлулоид и другие пожаровзрывоопасные вещества и материалы, кроме случаев, предусмотренных иными нормативными документами по пожарной безопасности;
б) использовать чердаки, технические этажи, вентиляционные камеры и другие технические помещения для организации производственных участков, мастерских, а также для хранения продукции, оборудования, мебели и других предметов;
в) размещать в лифтовых холлах кладовые, киоски, ларьки и другие подобные строения;
г) устраивать в подвалах и цокольных этажах мастерские, а также размещать иные хозяйственные помещения, если нет самостоятельного выхода или выход из них не изолирован противопожарными преградами от общих лестничных клеток;
д) снимать предусмотренные проектной документацией двери эвакуационных выходов из поэтажных коридоров, холлов, фойе, тамбуров и лестничных клеток, другие двери, препятствующие распространению опасных факторов пожара на путях эвакуации;
е) производить изменение объемно-планировочных решений и размещение инженерных коммуникаций и оборудования, в результате которых ограничивается доступ к огнетушителям, пожарным кранам и другим системам обеспечения пожарной безопасности или уменьшается зона действия автоматических систем противопожарной защиты (автоматической пожарной сигнализации, стационарной автоматической установки пожаротушения, системы дымоудаления, системы оповещения и управления эвакуацией);
ж) загромождать мебелью, оборудованием и другими предметами двери, люки на балконах и лоджиях, переходы в смежные секции и выходы на наружные эвакуационные лестницы, демонтировать межбалконные лестницы, заваривать и загромождать люки на балконах и лоджиях квартир;
з) проводить уборку помещений и стирку одежды с применением бензина, керосина и других легковоспламеняющихся и горючих жидкостей, а также производить отогревание замерзших труб паяльными лампами и другими способами с применением открытого огня;
и) остеклять балконы, лоджии и галереи, ведущие к незадымляемым лестничным клеткам;
к) устраивать в лестничных клетках и поэтажных коридорах кладовые и другие подсобные помещения, а также хранить под лестничными маршами и на лестничных площадках вещи, мебель и другие горючие материалы;
л) устраивать в производственных и складских помещениях зданий (кроме зданий V степени огнестойкости) антресоли, конторки и другие встроенные помещения из горючих материалов и листового металла;
м) устанавливать в лестничных клетках внешние блоки кондиционеров.
На основании п.24 Правил противопожарного режима в Российской Федерации (ППР 2012) (утв. Постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 г. N 390) руководитель организации обеспечивает содержание наружных пожарных лестниц и ограждений на крышах (покрытиях) зданий и сооружений в исправном состоянии, организует не реже 1 раза в 5 лет проведение эксплуатационных испытаний пожарных лестниц и ограждений на крышах с составлением соответствующего акта испытаний.
На основании п.36 Правил противопожарного режима в Российской Федерации (ППР 2012) (утв. Постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 г. N 390) при эксплуатации эвакуационных путей, эвакуационных и аварийных выходов запрещается:
а) устраивать пороги на путях эвакуации (за исключением порогов в дверных проемах), раздвижные и подъемно-опускные двери и ворота, вращающиеся двери и турникеты, а также другие устройства, препятствующие свободной эвакуации людей;
б) загромождать эвакуационные пути и выходы (в том числе проходы, коридоры, тамбуры, галереи, лифтовые холлы, лестничные площадки, марши лестниц, двери, эвакуационные люки) различными материалами, изделиями, оборудованием, производственными отходами, мусором и другими предметами, а также блокировать двери эвакуационных выходов;
в) устраивать в тамбурах выходов (за исключением квартир и индивидуальных жилых домов) сушилки и вешалки для одежды, гардеробы, а также хранить (в том числе временно) инвентарь и материалы;
г) фиксировать самозакрывающиеся двери лестничных клеток, коридоров, холлов и тамбуров в открытом положении (если для этих целей не используются устройства, автоматически срабатывающие при пожаре), а также снимать их;
д) закрывать жалюзи или остеклять переходы воздушных зон в незадымляемых лестничных клетках;
е) заменять армированное стекло обычным в остеклении дверей и фрамуг.
На основании п.55 Правил противопожарного режима в Российской Федерации (ППР 2012) (утв. Постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 г. N 390) руководитель организации обеспечивает исправность сетей наружного и внутреннего противопожарного водопровода и организует проведение проверок их работоспособности не реже 2 раз в год (весной и осенью) с составлением соответствующих актов.
Руководитель организации при отключении участков водопроводной сети и (или) пожарных гидрантов, а также при уменьшении давления в водопроводной сети ниже требуемого извещает об этом подразделение пожарной охраны.
Руководитель организации обеспечивает исправное состояние пожарных гидрантов, их утепление и очистку от снега и льда в зимнее время, доступность подъезда пожарной техники к пожарным гидрантам в любое время года.
Статья 53 Федерального закона от 22 июля 2008 г. N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" предусматривает, что каждое здание или сооружение должно иметь объемно-планировочное решение и конструктивное исполнение эвакуационных путей, обеспечивающие безопасную эвакуацию людей при пожаре. При невозможности безопасной эвакуации людей должна быть обеспечена их защита посредством применения систем коллективной защиты.
Статья 54 Федерального закона от 22 июля 2008 г. N123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" предусматривает, что системы обнаружения пожара (установки и системы пожарной сигнализации), оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре должны обеспечивать автоматическое обнаружение пожара за время, необходимое для включения систем оповещения о пожаре в целях организации безопасной (с учетом допустимого пожарного риска) эвакуации людей в условиях конкретного объекта.
Статья 62 Федерального закона от 22 июля 2008 г. N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" предусматривает, что здания и сооружения, а также территории организаций и населенных пунктов должны иметь источники противопожарного водоснабжения для тушения пожаров.
Статья 83 Федерального закона от 22 июля 2008 г. N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" предусматривает, что автоматические установки пожаротушения и пожарной сигнализации должны монтироваться в зданиях и сооружениях в соответствии с проектной документацией, разработанной и утвержденной в установленном порядке. Автоматические установки пожаротушения должны быть обеспечены:
1) расчетным количеством огнетушащего вещества, достаточным для ликвидации пожара в защищаемом помещении, здании или сооружении;
2) устройством для контроля работоспособности установки;
3) устройством для оповещения людей о пожаре, а также дежурного персонала и (или) подразделения пожарной охраны о месте его возникновения;
4) устройством для задержки подачи газовых и порошковых огнетушащих веществ на время, необходимое для эвакуации людей из помещения пожара;
5) устройством для ручного пуска установки пожаротушения, за исключением установок пожаротушения, оборудованных оросителями (распылителями), оснащенными замками, срабатывающими от воздействия опасных факторов пожара.
Статья 84 Федерального закона от 22 июля 2008 г. N123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" предусматривает, что оповещение людей о пожаре, управление эвакуацией людей и обеспечение их безопасной эвакуации при пожаре в зданиях и сооружениях должны осуществляться одним из следующих способов или комбинацией следующих способов:
1) подача световых, звуковых и (или) речевых сигналов во все помещения с постоянным или временным пребыванием людей;
2) трансляция специально разработанных текстов о необходимости эвакуации, путях эвакуации, направлении движения и других действиях, обеспечивающих безопасность людей и предотвращение паники при пожаре;
3) размещение и обеспечение освещения знаков пожарной безопасности на путях эвакуации в течение нормативного времени;
4) включение эвакуационного (аварийного) освещения;
5) дистанционное открывание запоров дверей эвакуационных выходов;
6) обеспечение связью пожарного поста (диспетчерской) с зонами оповещения людей о пожаре;
7) иные способы, обеспечивающие эвакуацию.
Часть 19 статьи 88 Федерального закона от 22 июля 2008 г. N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" предусматривает, что объемно-планировочные решения и конструктивное исполнение лестниц и лестничных клеток должны обеспечивать безопасную эвакуацию людей из зданий, сооружений при пожаре и препятствовать распространению пожара между этажами.
Статья 89 Федерального закона от 22 июля 2008 г. N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" предусматривает, что эвакуационные пути в зданиях и сооружениях и выходы из зданий и сооружений должны обеспечивать безопасную эвакуацию людей. Расчет эвакуационных путей и выходов производится без учета применяемых в них средств пожаротушения.
Статья 91 Федерального закона от 22 июля 2008 г. N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" предусматривает, что помещения, здания и сооружения, в которых предусмотрена система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре, оборудуются автоматическими установками пожарной сигнализации и (или) пожаротушения в соответствии с уровнем пожарной опасности помещений, зданий и сооружений на основе анализа пожарного риска. Перечень объектов, подлежащих оснащению указанными установками, устанавливается нормативными документами по пожарной безопасности.
Статья 103 Федерального закона от 22 июля 2008 г. N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" предусматривает, что технические средства автоматических установок пожарной сигнализации должны обеспечивать электрическую и информационную совместимость друг с другом, а также с другими взаимодействующими с ними техническими средствами.
Судом установлено, что заявителем были допущены указанные выше нарушения, что нашло отражение и в протоколах об административных правонарушениях N 0103-2013-0057 04.03.2013 г., N0103-2013-0079 от 04.03.2013 г., N0103-2013-0080 от 04.03.2013 г. и в оспариваемом постановлении.
Ответственность за нарушение требований пожарной безопасности установлена частью 1 ст.20.4 КоАП РФ в виде штрафа от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
Ответственность за нарушение требований пожарной безопасности к внутреннему противопожарному водоснабжению, электроустановкам зданий, сооружений и строений, электротехнической продукции или первичным средствам пожаротушения либо требований пожарной безопасности об обеспечении зданий, сооружений и строений первичными средствами пожаротушения установлена частью 3 ст.20.4 КоАП РФ в виде штрафа от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
Ответственность за нарушение требований пожарной безопасности к эвакуационным путям, эвакуационным и аварийным выходам либо системам автоматического пожаротушения и системам пожарной сигнализации, системам оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей в зданиях, сооружениях и строениях или системам противодымной защиты зданий, сооружений и строений установлена частью 4 ст.20.4 КоАП РФ в виде штрафа от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
Суд первой инстанции, отклоняя доводы заявителя правомерно исходил из следующего.
Положения Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" не применяются при производстве дела об административном правонарушении.
Нормы КоАП РФ при производстве по делу об административном правонарушении, в том числе ст. 28.2 КоАП РФ, при составлении протокола об административном правонарушении ответчиком соблюдены.
Заявитель арендовал у третьих лиц (Чернова Л. Н. и Бурганова Л. Н.) по договору аренды зданий от 01.10.2012 г. комплекс зданий, расположенных по адресу: г. Казань, ул. Гладилова, д.51, основное здание фабрики, трехэтажное, общей площадью 3339,7 кв.м., производственное здание фабрики, трехэтажное, общей площадью 645,1 кв.м., склад, одноэтажный, общей площадью 35,3 кв.м., гараж, одноэтажный, общей площадью 22,6 кв.м.
В соответствии со ст.38 Федерального закона "О пожарной безопасности" от 21.12.1994 г. N 69-ФЗ ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут: собственники имущества; руководители федеральных органов исполнительной власти; руководители органов местного самоуправления; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности; должностные лица в пределах их компетенции.
Следовательно, статья 38 Федерального закона "О пожарной безопасности" от 21.12.1994 г. N 69-ФЗ, на которую сослался заявитель, предусматривает также ответственность арендаторов зданий (помещений), как лиц, уполномоченных владеть и пользоваться недвижимым имуществом, за нарушения требований пожарной безопасности.
Действительно, в части, "не предусмотрено наружное противопожарное водоснабжение (отсутствуют пожарные гидранты на территории объекта) (ст. 4, 5, 6, 62. 151 ФЗ N 123; п. 8.6 СП 8.13130.2009; п. 2.11, 2.13, табл. 6, п. 8.16 СНиП 2.04.02-84*), допущено применение материалов с высокой пожарной опасностью для покрытия полов и стен на путях эвакуации (линолеум) на 3-м этаже (ст.4, 5, 6, 53, 134 табл.28. 3 ФЗ N 123: п. 4.3.2 СП 1.13130.2009), ответственность за соблюдение этих требований пожарной безопасности лежит на собственниках территории фабрики и субарендаторе третьего этажа.
Однако, в остальной части требования пожарной безопасности не были соблюдены именно заявителем, за что он, как правильно указал суд, обоснованно и правомерно привлечен ответчиком к административной ответственности по ч.1,3,4 ст. 20.4 КоАП РФ.
Последующее устранение заявителем части нарушений не влияет на квалификацию совершенных им правонарушений.
Кроме того, часть нарушений, согласно данным в письме ответчика N 693-2-6-3 от 16.08.2013 г., не устранена.
В рассматриваемом случае, со стороны заявителя, как арендатора зданий, требования приведенных выше положений Правил противопожарного режима в Российской Федерации, Федерального закона от 22 июля 2008 г. N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" соблюдены не были.
Исходя из изложенного, судом сделан правильный вывод о наличии в действиях заявителя составов административных правонарушений, предусмотренных ч.1, ч.3, ч.4 ст.20.4 КоАП РФ.
Поскольку факт совершения заявителем административных правонарушений, предусмотренных ч. ч.1, 3, 4 ст.20.4 КоАП РФ, материалами дела доказан, процедура привлечения заявителя к административной ответственности соблюдена, штраф назначен в минимальном размере, установленном санкциями ч. ч.1, 3, 4 ст.20.4 КоАП РФ, основания для применения положений ст. 2.9 КоАП РФ отсутствуют, основания для признания незаконным постановления N 0103-2013-0080 от 04 апреля 2013 года отсутствуют.
При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что Арбитражным судом Республики Татарстан полно и всесторонне исследованы обстоятельства дела и представленные в дело доказательства, дана им оценка по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и в соответствии со статьей 170 Кодекса результаты оценки отражены в судебном акте, который отвечает требованиям статьи 15 Кодекса и не подлежит отмене или изменению.
Доводы, положенные в основу апелляционной жалобы, не опровергают выводы суда первой инстанции и не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Решение арбитражного суда первой инстанции следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. ст. 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 27.08.2013 по делу N А65-7629/2013 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
И.С. Драгоценнова |
Судьи |
В.Е. Кувшинов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А65-7629/2013
Истец: ООО "Булат", г. Казань
Ответчик: Управление Государственного пожарного надзора ГУ МЧС России по РТ, г. Казань
Третье лицо: Бурганова Наиля Кавиевна, Федеральный Государственный пожарный надзор ГУ МЧС России по РТ, Чернова Любовь Николаевна, Главное управление Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Республике Татарстан, Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд, г. Самара