г. Санкт-Петербург |
|
27 ноября 2013 г. |
Дело N А21-5372/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 ноября 2013 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 27 ноября 2013 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Медведевой И.Г.
судей Глазкова Е.Г., Копыловой Л.С.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем с\з Нартикоевой З.С.
при участии:
от заявителя: не явился, извещен.
от ответчика (должника): не явился, извещен.
от иных лиц: не явились, извещены.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-22740/2013) Березиной Т.В. на решение Арбитражного суда Калининградской области от 30.08.2013 по делу N А21-5372/2013 (судья Маркова Л.С.), принятое
по заявлению а/у Березина Т.В.
к Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Калининградской области
о признании незаконными действий налогового органа об отказе внести изменения в ЕГРЮЛ сведения о конкурсном управляющем муниципального унитарного предприятия муниципального образования "Светловский городской округ" "Светловское благоустройство",
установил:
Конкурсный управляющий Березина Татьяна Владимировна (далее - заявитель), обратилась в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Калининградской области (заинтересованное лицо, далее - налоговый орган) о признании незаконными действий налогового органа об отказе внести изменения в Единый государственный реестр юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ) сведений о конкурсном управляющем муниципального унитарного предприятия муниципального образования "Светловский городской округ" "Светловское благоустройство" и об обязании налогового органа внести в ЕГРЮЛ сведения о конкурсном управляющем Муниципального унитарного предприятия муниципального образования "Светловский городской округ" "Светловское благоустройство" Березиной Татьяне Владимировне.
Решением суда от 30.08.2013 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Арбитражный управляющий Березина Т.В не согласившись с вынесенным решением суда, обратилась с жалобой в апелляционном порядке, просит суд отменить решение суда первой инстанции, принять по делу новый судебный акт, признать незаконными действия МИФНС N 1 по Калининградской области, связанные с отказом внести изменения в Единый государственный реестр юридических лиц относительно конкурсного управляющего муниципального унитарного предприятия муниципального образования "Светловский городской округ" "Светловское благоустройство" Березиной Т.В.
В доводах апелляционной жалобы ее податель ссылается на пункт 4.2 методических рекомендаций для территориальных органов ФНС при осуществлении ими государственной регистрации в связи с ликвидацией юридических лиц, используемых на основании письма Федеральной налоговой службы от 27.05.2005 N Чд-6-09/439 в котором предусмотрено, что при банкротстве юридического лица в случае назначения конкурсного управляющего сведения о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени юридического лица, вносятся на основании определения суда, направленного в регистрирующий орган.
В отзыве на апелляционную жалобу, уполномоченный орган просит суд оставить судебный акт без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, полагает, что судом правильно применены нормы материального права, доказательствам дана надлежащая оценка, изложенные в обжалуемом судебном акте выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
Надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства лица участвующие в деле, своих представителей в судебное заседание не направили, в связи с чем, в порядке ст.156 АПК РФ дело рассмотрено в их отсутствие.
Законность и обоснованность обжалуемого решения суда проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, решением Арбитражного суда Калининградской области от 19.01.2011 по делу N А21-1807/2010 Муниципальное унитарное предприятие муниципального образования "Светловский городской округ" "Светловское благоустройство" (далее МУП МО "СГО" "Светловское благоустройство", должник) признано несостоятельным (банкротом), в отношении должника введена процедура конкурсное производство, конкурсным управляющим утверждена Колесникова Кристина Николаевна.
Определением от 15.10.2012 Колесникова К.Н. отстранена от исполнения обязанностей конкурсного управляющего. Определением от 29.10.2012 конкурсным управляющим утверждена Березина Татьяна Владимировна.
18.03.2013 заявителем в налоговый орган была направлена копия определения суда от 15.10.2012 по делу N А21-1807/2010 для внесения в ЕГРЮЛ сведений о конкурсном управляющем.
Письмом от 27.03..2013 N ЛТ-03-13/02796 налоговый орган сообщил заявителю о необходимости представления заявления по форме Р14001 для осуществления регистрационных действий по внесению изменений в ЕГРЮЛ.
Заявитель, не согласившись с отказом налогового органа внести в ЕГРЮЛ сведения о конкурсном управляющем, обратился в суд с заявлением о признании действий налогового органа незаконными.
Рассмотрев материалы дела в порядке, установленном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса РФ, апелляционный суд установил основания для отмены обжалуемого определения исходя из следующего.
Согласно пункту 2 статьи 126 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве) с даты принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства прекращаются полномочия руководителя должника.
В соответствии с пунктом 1 статьи 127 указанного Закона при принятии решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства арбитражный суд утверждает конкурсного управляющего в порядке, предусмотренном статьей 45 Закона о банкротстве, о чем выносит определение. Указанное определение подлежит немедленному исполнению и может быть обжаловано.
В силу пункта 1 статьи 129 Закона о банкротстве с даты утверждения конкурсного управляющего до даты прекращения производства по делу о банкротстве, или заключения мирового соглашения, или отстранения конкурсного управляющего он осуществляет полномочия руководителя должника и иных органов управления должника, а также собственника имущества должника - унитарного предприятия в пределах, в порядке и на условиях, которые установлены данным Законом.
В случае освобождения конкурсного управляющего от исполнения возложенных на него обязанностей арбитражный суд утверждает нового конкурсного управляющего (пункт 2 статьи 144 Закона о банкротстве).
Отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации, при внесении изменений в их учредительные документы, регулируются Законом N 129-ФЗ.
В соответствии с пунктом 2 статьи 17 Закона N 129-ФЗ для внесения в ЕГРЮЛ изменений, касающихся сведений о юридическом лице, но не связанных с внесением изменений в учредительные документы юридического лица, в регистрирующий орган представляется подписанное заявителем заявление о внесении изменений в ЕГРЮЛ по форме N Р14001.
Заявление по форме N Р14001 представляется, в частности, при изменении сведений о лице, имеющем право действовать без доверенности от имени юридического лица, содержащихся в государственном реестре, в том числе при смене указанного лица.
Между тем порядок государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией определен в главе VII Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".
В соответствии с пунктом 2 статьи 21 Закона N 129-ФЗ при ликвидации юридического лица в случае применения процедуры банкротства в регистрирующий орган представляется определение арбитражного суда о завершении конкурсного производства. Представление иных документов при данном виде государственной регистрации названным Законом не предусмотрено.
Таким образом, регистрирующий (налоговый) орган вносит запись о государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией в случае применения процедуры банкротства на основании определения арбитражного суда о завершении конкурсного производства без представления заявления по форме N Р16001.
Из разъяснений пункта 2 письма Управления Федеральной налоговой службы по Ленинградской области от 27.05.2005 N 19-07/05171@ "О внесении записей в ЕГРЮЛ при ликвидации юридического лица в случае применения процедуры банкротства" следует, что "согласно письму МНС России от 25.05.2004 N 09-0-10/2156@ принятие арбитражным судом решения о признании должника банкротом равнозначно принятию решения о ликвидации юридического лица и является основанием для внесения в ЕГРЮЛ записи по форме Р15001". В случае, если в решении арбитражного суда о признании должника банкротом арбитражным судом утверждается кандидатура конкурсного управляющего, регистрирующий (налоговый) орган на основании указанного решения арбитражного суда вносит в ЕГРЮЛ две записи: по форме N Р15001 и по форме N Р15002 (без представления соответствующих уведомлений).
Однако при наличии в регистрирующем органе только определения арбитражного суда о завершении конкурсного производства регистрирующий орган не вправе требовать представления иных документов (в том числе вышеназванных уведомлений по формам N Р15001 и N Р15002) для внесения записи о государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией.
Таким образом, довод Инспекции о том, что при смене конкурсного управляющего и внесении в связи с этим в ЕГРЮЛ соответствующей записи требуется заявление по форме N Р14001 не основан на Законе N 129-ФЗ, а соответствующее решение налогового органа об отказе является не законным.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 266, 268, п.1 ст. 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Калининградской области от 30.08.2013 по делу N А21-5372/2013 отменить. Принять новый судебный акт.
Признать незаконными действия Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Калининградской области, связанные с отказом внести изменения в Единый государственный реестр юридических лиц относительно конкурсного управляющего муниципального унитарного предприятия муниципального образования "Светловский городской округ" "Светловское благоустройство" Березиной Татьяны Владимировны как несоответствующие Федеральному закону от 26.10.2002 N127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" и Федеральному закону от 08.08.2001 N129 -ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
Обязать Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы N 1 по Калининградской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов конкурсного управляющего муниципального унитарного предприятия муниципального образования "Светловский городской округ" Светловское благоустройство" Березиной Татьяны Владимировны и совершить действия по внесению в Единый государственный реестр юридических лиц сведений, содержащих информацию о конкурсном управляющем муниципального унитарного предприятия муниципального образования "Светловский городской округ" "Светловское благоустройство" Березиной Татьяне Владимировне, как лице, имеющем право без доверенности действовать от имени юридического лица.
Взыскать с Межрайонной Инспекции ФНС N 1 по Калининградской области (ОГРН 1103925777779, ИНН 3904999991) в пользу Березиной Татьяны Владимировны ( ИНН 390400365450) 200 рублей госпошлины.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
И.Г. Медведева |
Судьи |
Е.Г. Глазков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А21-5372/2013
Истец: а/у Березина Т. В.
Ответчик: Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Калининградской области, МИФНС N 1 по К/о