г. Саратов |
|
28 ноября 2013 г. |
Дело N А57-9697/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 ноября 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 28 ноября 2013 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Лыткиной О.В.,
судей Камериловой В.А., Клочковой Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Умаровой Н.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы администрации муниципального образования "Город Саратов", комитета по финансам администрации муниципального образования "Город Саратов" на решение арбитражного суда Саратовской области от 25 сентября 2013 года по делу N А57-9697/2013, (судья Д.Ю. Игнатьев),
по исковому заявлению товарищества собственников жилья "Батавинский-1" (ОГРН 1036405302394, ИНН 6453063144, г. Саратов),
к администрации муниципального образования "Город Саратов" (ОГРН 1036405000280, ИНН 6450011003, г. Саратов),
комитету по финансам администрации муниципального образования "Город Саратов" (ОГРН 1026402205246, ИНН 6450530344, г. Саратов),
третьи лица: комитет по управлению имуществом муниципального образования "Город Саратов" (ОГРН 1026402195511, ИНН 6450003860, г. Саратов),
администрация Ленинского района г. Саратова (ОГРН 1036405301954, ИНН 6453015253, г. Саратов),
о взыскании взносов на капитальный ремонт доли муниципального образования "Город Саратов" в праве общей собственности на общее имущество многоквартирных жилых домов, входящих в ТСЖ "Батавинский-1", за период с 01.02.2011 по 01.03.2011 и с 01.07.2012 по 31.12.2012 в размере 194594 руб. 07 коп.,
при участии в судебном заседании от истца - представителя Погореловой И.А. по доверенности от 23.12.2013 и в отсутствие представителей ответчиков и третьих лиц, извещённых надлежащим образом,
УСТАНОВИЛ:
в арбитражный суд Саратовской области обратилось товарищество собственников жилья "Батавинский-1" (далее - ТСЖ "Батавинский-1", истец) с исковым заявлением к администрации муниципального образования "Город Саратов", комитету по финансам администрации муниципального образования "Город Саратов", (далее - ответчики), третьи лица: комитет по управлению имуществом муниципального образования "Город Саратов", администрация Ленинского района г. Саратова, о взыскании взносов на капитальный ремонт доли муниципального образования "Город Саратов" в праве общей собственности на общее имущество многоквартирных жилых домов, входящих в ТСЖ "Батавинский-1", за период с 01.02.2011 по 01.03.2011 и с 01.07.2012 по 31.05.2013 в размере 349191 руб. 10 коп.
В порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации от истца поступило ходатайство об уменьшении исковых требований до 337882 руб. 87 коп., из которых задолженность по оплате взносов на капитальный ремонт общей собственности на жилые дома за период с 01.02.2011 по 01.03.2011 и с 01.07.2012 по 31.12.2012 составляет 194594 руб. 07 коп., за период с 01.01.2013 по 31.05.2013 составляет 143288 руб. 80 коп.
Определением суда от 18.09.2013 (резолютивная часть) выделил в отдельное производство часть исковых требований - о взыскании задолженности по оплате взносов на капитальный ремонт общей собственности на жилые дома за период с 01.01.2013 по 31.05.2013 в сумме 143288 руб. 80 коп.
С учетом этого, в рамках настоящего дела N А57-9697/2013 подлежат рассмотрению исковые требования к администрации муниципального образования "Город Саратов", комитету по финансам администрации муниципального образования "Город Саратов", третьи лица: комитет по управлению имуществом муниципального образования "Город Саратов", администрация Ленинского района г. Саратова, о взыскании взносов на капитальный ремонт доли муниципального образования "Город Саратов" в праве общей собственности на общее имущество многоквартирных жилых домов, входящих в ТСЖ "Батавинский-1", за период с 01.02.2011 по 01.03.2011 и с 01.07.2012 по 31.12.2012 в размере 19494 руб.07 коп.
Решением суда от 25 сентября 2013 года с муниципального образования "Город Саратов" в лице комитета по финансам администрации муниципального образования "Город Саратов" за счет средств казны муниципального образования "Город Саратов" в пользу ТСЖ "Батавинский-1" взыскана задолженность по оплате взносов на капитальный ремонт общей собственности на жилые дома за период с 01.02.2011 по 01.03.2011 и с 01.07.2012 по 31.12.2012 в размере 194594 руб. 07 коп., расходы по оплате услуг представителя в размере 33000 руб., в остальной части судебных расходов - отказано.
Администрация муниципального образования "Город Саратов", муниципальное образование "Город Саратов" в лице комитета по финансам администрации муниципального образования "Город Саратов" не согласились с принятым решением и обратились в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобами, в которых просят отменить решение суда от 25 сентября 2013 года по основаниям, изложенным в апелляционных жалобах, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований.
Заявители апелляционных жалоб считают, что единственным способом перечисления денежных средств является выделение субсидий на капитальный ремонт общего имущества многоквартирных домов, в соответствии с бюджетным законодательством перечисление денежных средств иным способом не допускается.
Комитет по финансам администрации муниципального образования "Город Саратов" в своей апелляционной жалобе указывает, что решением арбитражного суда Саратовской области от 10.01.2013 по делу N А57-16659/2012 с муниципального образования "Город Саратов" в лице комитета по финансам администрации муниципального образования "Город Саратов" за счет средств казны муниципального образования "Город Саратов" в пользу ТСЖ "Батавинский-1" взыскана задолженность по оплате взносов на капитальный ремонт общей собственности на жилые дома за период с 01.02.2011 по 01.08.2012, в связи с чем считает, что производство по настоящему делу в части взыскания задолженности за заявленный истцом период с 01.02.2011 по 01.03.2011 и с 01.07.2012 по 01.08.2012 подлежит прекращению.
В отзыве на апелляционную жалобу ТСЖ "Батавинский-1" возражало против доводов апелляционных жалоб, просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Представители ответчиков и третьих лиц в судебное заседание не явились. О месте и времени рассмотрения апелляционных жалоб извещены надлежащим образом. В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд считает возможным рассмотреть апелляционные жалобы в отсутствие надлежащим образом извещенных лиц, участвующих в деле.
В судебном заседании, соглашаясь с доводами жалобы комитета по финансам о необоснованности периода задолженности, представитель ТСЖ "Батавинский-1" заявило ходатайство об отказе от исковых требований в части взыскания задолженности по оплате взносов на капитальный ремонт общей собственности на жилые дома за февраль 2011 года и июль 2012 года в размере 54752 руб. 57 коп.,
Отказ от иска является самостоятельным основанием для прекращения производства по делу, что влечет отмену решения суда первой инстанции по причинам, не связанным с применением норм статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии с частью 2 статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации истец вправе при рассмотрении дела в арбитражном суде любой инстанции до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела в суде соответствующей инстанции, отказаться от иска полностью или частично.
В силу пункта 5 статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации отказ истца от иска принимается судом апелляционной инстанции, поскольку не противоречит закону и не нарушает права других лиц, участвующих в деле.
В соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд прекращает производство по делу, если истец отказался от иска и отказ был принят арбитражным судом.
Судебная коллегия принимает частичный отказ от иска, поскольку он не противоречит закону и не нарушает права ответчиков и третьих лиц.
Таким образом, решение суда первой инстанции в части взыскания с муниципального образования "Город Саратов" в лице комитета по финансам администрации муниципального образования "Город Саратов" за счет средств казны муниципального образования "Город Саратов" в пользу ТСЖ "Батавинский-1" задолженности по оплате взносов на капитальный ремонт общей собственности на жилые дома за февраль 2011 года и июль 2012 года в размере 54752 руб. 57 коп. следует отменить, производство по делу в указанной части - прекратить.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционных жалоб, арбитражный суд апелляционной инстанции пришёл к следующему выводу.
Как следует из материалов дела, в соответствии с пунктом 1.1. устава ТСЖ "Батавинский-1" товарищество собственников жилья "Батавинский-1" является объединением собственников жилых и нежилых помещений в следующих многоквартирных жилых домах: N N 2, 4, 6 по ул. Батавина, N31 по ул. Тархова.
13 января 2006 года на общем собрании членов ТСЖ "Батавинский-1" была утверждена смета расходов на капитальный ремонт многоквартирных домов, входящих в состав Товарищества; определен перечень работ; их стоимость; очередность проведения работ; отобраны подрядчики и определены условия оплаты работ; утверждена новая редакция Устава Товарищества.
В период с 24 по 28 апреля 2006 года, в соответствии с разделом 13 Устава товарищества, в соответствии со статьями 145, 146 Жилищного кодекса Российской Федерации, было проведено общее собрание членов товарищества, в форме заочного голосования по вопросу установления с 1 мая 2006 года для собственников жилых и нежилых помещений многоквартирных домов, входящих в состав товарищества, ежемесячных взносов на капитальный ремонт общего имущества данных многоквартирных домов.
Решения общего собрания оформлены 28.04.2006 протоколом подведения итогов общего собрания членов товарищества, проведенного в форме письменного опроса (заочного голосования).
В голосовании также принял участие и голосовал "ЗА" установление с 1 мая 2006 года для собственников жилых и нежилых помещений многоквартирных домов, входящих в состав Товарищества, ежемесячных взносов на капитальный ремонт общего имущества данных многоквартирных домов представитель муниципального образования "Город Саратов", по доверенности от 03.04.2006.
По итогам голосования общее собрание членов товарищества большинством голосов приняло решение установить с 1 мая 2006 года для собственников жилых и нежилых помещений в многоквартирных домах ТСЖ "Батавинский-1" ежемесячные взносы на капитальный ремонт общего имущества данных домов, в размере равному размеру федерального стандарта стоимости капитального ремонта жилого помещения на 1 кв. метр общей площади жилья в месяц, утверждаемому для Саратовской области соответствующим постановлением Правительства Российской Федерации (на 2010 год - это 5 руб. за кв. метр, согласно постановлению Правительства РФ N 960 от 18.12.2008; на 2011 год - это 5,4 руб. за кв. метр, согласно постановлению Правительства РФ N 768 от 28.09.2010, на 2012 год- 5,8 руб. за кв.м согласно постановлению Правительства РФ N 1077 от 21.12.2011).
Данное решение общего собрания членов ТСЖ "Батавинский-1" ни кем не оспорено.
Однако муниципальное образование "Город Саратов" не исполняет надлежащим образом как собственник муниципальных квартир в многоквартирных жилых домах, входящих в ТСЖ "Батавинский-1", свои обязательства по внесению взносов на капитальный ремонт доли муниципального образования город Саратов в праве общей долевой собственности.
Данные обстоятельства послужили основанием для обращения истца с настоящим иском.
Удовлетворяя исковые требования, суд пришел к выводу, что муниципальное образование "Город Саратов", являясь собственником помещений в многоквартирном доме, обязано нести бремя содержания своего имущества, вносить обязательные взносы, связанные с оплатой расходов на капитальный ремонт доли муниципального образования в праве общей собственности на общее имущество многоквартирного дома, входящего в состав товарищества, в порядке и размере, установленном общим собранием членов товарищества.
Вышеуказанные взносы являются расходными обязательствами муниципального образования "Город Саратов" и в соответствии с частью 1 статьи 9 Бюджетного кодекса Российской Федерации относятся к бюджетным полномочиям муниципального образования как исполнение его расходных обязательств.
В силу части 1 статьи 137 Жилищного кодекса Российской Федерации товарищество собственников жилья вправе: определять смету доходов и расходов, в том числе затраты на капитальный ремонт многоквартирного дома (пункта 2) и устанавливать размеры платежей и взносов для каждого собственника помещения в многоквартирном доме в соответствии с его долей в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме (пункта 3).
В соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 145 Жилищного кодекса Российской Федерации к компетенции общего собрания членов товарищества собственников жилья относится установление размера обязательных платежей и взносов членов товарищества.
Согласно жилищному законодательству Российской Федерации МО "Город Саратов" обязано участвовать в расходах, связанных с содержанием и ремонтом общего имущества в многоквартирном доме, соразмерно занимаемой площади в этом доме.
Пунктом 1 статьи 39 Жилищного кодекса Российской Федерации определено, что собственники помещений, владеющие, пользующиеся и в установленных Жилищным кодексом Российской Федерации и гражданским законодательством пределах распоряжающиеся общим имуществом в многоквартирном доме (пункт 2 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации), несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме.
Статьей 210, 249 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также пунктом 1 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации на собственника помещения в многоквартирном доме, наряду с положением пункта 1 статьи 39 Жилищного кодекса Российской Федерации, возложена обязанность по содержанию общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения. Из содержания вышеприведенных положений статей Жилищного кодекса Российской Федерации и Гражданского кодекса Российской Федерации следует, что лицом, несущим обязанность по содержанию общего имущества в многоквартирном доме, является собственник помещения.
Из материалов дела следует, что муниципальное образование "Город Саратов" является собственником помещений в многоквартирном доме, что подтверждается ответом Комитета по управлению имуществом муниципального образования "Город Саратов" исх. N 07-09/20590 от 07.08.2013 на судебный запрос.
В соответствии с указанным выше письмом Комитет по управлению имуществом муниципального образования "Город Саратов" сообщил, что согласно реестру объектов муниципального жилищного фонда города на уровне учета квартир и комнат в коммунальных квартирах в жилых домах, расположенных по адресам: д. N N 2,4,6 по ул. Батавина, N 31 по ул. Тархова г. Саратова, значились муниципальные жилые помещения с указанием номеров квартир, их общей площади по состоянию на соответствующие даты.
На основании указанной выше справки Комитета по управлению имуществом муниципального образования "Город Саратов" исх. N 07-09/20590 от 07.08.2013 истец произвел расчет суммы взносов муниципального образования "Город Саратов" на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных жилых домах, входящих в состав ТСЖ "Батавинский-1" за период с 01.02.2011 по 01.03.2011 и с 01.07.2012 по 31.12.2012 в размере 194594 руб. 07 коп.
Однако МО "Город Саратов" не производит соответствующую оплату.
Статьи 152, 153 Жилищного кодекса Российской Федерации обязывают граждан и организации своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги, которая включает в себя плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме.
Согласно пункту 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила содержания общего имущества), содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя, в том числе, текущий и капитальный ремонт общего имущества, а также элементов благоустройства и иных предназначенных для обслуживания, эксплуатации и благоустройства этого многоквартирного дома объектов, расположенных на земельном участке, входящем в состав общего имущества. При этом надлежащее содержание общего имущества в зависимости от способа управления многоквартирным домом обеспечивается, в частности, собственниками помещений (статья 16 Правила содержания общего имущества).
Из приведенных норм права следует, что обязанность по содержанию общего имущества многоквартирного дома, обеспечивается собственником помещения.
В соответствии с пунктом 12 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме собственники помещений вправе самостоятельно совершать действия по содержанию и ремонту общего имущества или привлекать иных лиц для оказания услуг и выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества (далее соответственно - услуги, работы) с учетом выбранного способа управления многоквартирным домом.
Кроме того, в соответствии с пунктом 12 вышеуказанных правил и статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации, при выборе иного способа управления многоквартирным домом, нежели непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме, у собственника обязанность по содержанию имущества путем непосредственного содержания имущества, трансформируется в денежное обязательство перед организацией осуществляющей управление многоквартирным домом. В силу пункта 1 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения.
На основании части 14 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации лица, несвоевременно и (или) не полностью внесшие плату за жилое помещение и коммунальные услуги (должники), обязаны уплатить кредитору пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на момент оплаты, от не выплаченных в срок сумм за каждый день просрочки начиная со следующего дня после наступления установленного срока оплаты по день фактической выплаты включительно. Увеличение установленного в настоящей части размера пеней не допускается.
Муниципальное образование "Город Саратов" обязано нести соразмерно его доле расходы по содержанию общего имущества в многоквартирном жилом доме, так как владеет нежилым помещением в этом доме на праве собственности. Отсутствие заключенного договора на возмещение соответствующих затрат не является основанием для освобождения ответчика от участия в таких расходах.
Доля в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме собственника помещения определяется по правилам, установленным в пункте 1 статьи 37 Жилищного кодекса Российской Федерации, т.е. пропорционально размеру общей площади помещения, принадлежащего собственнику.
Истец неоднократно информировал ответчика об образовавшейся задолженности за жилищно-коммунальные услуги и предлагал погасить ее в досудебном порядке.
Однако ответчиком данные требования проигнорированы, задолженность перед истцом на настоящий момент не погашена.
Возможность предоставления денежных средств на жилищно-коммунальные услуги способом, указанным в статье 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, в порядке субсидирования, не может применяться и рассматриваться как довод в указанном случае, поскольку возможность предоставления финансовой помощи закреплена в пункте 2 части 1 статьи 165 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Согласно данной норме усматривается, что эта финансовая помощь может быть в виде безвозмездной передачи бюджетных средств (субсидий), так и в виде предоставления бюджетных кредитов. Право органов местного самоуправления предоставлять бюджетные средства на жилищно-коммунальные услуги многоквартирного дома реализуется отдельно от обязанности финансировать свою часть расходов на жилищно-коммунальные услуги многоквартирного дома.
В данном деле речь идет не об оказании разовой финансовой помощи (получения субсидии), а об обязанности собственника муниципального жилья ежемесячно нести расходы на жилищно-коммунальные услуги доли муниципального образования "Город Саратов" в праве общей собственности на общее имущество многоквартирного дома, входящего в состав товарищества, в порядке и размере установленном общим собранием членов товарищества и частью 5 статьи 155, частью 8 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации, на основании статей 39, 154, 158 Жилищного кодекса Российской Федерации и статей 210, 249, 309 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Статьей 153 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
В соответствии с частью 3 статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации до заселения жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов в установленном порядке расходы на содержание жилых помещений и коммунальные услуги несут соответственно органы государственной власти и органы местного самоуправления или управомоченные ими лица.
В соответствии со статьей 125 Гражданского кодекса Российской Федерации от имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Из положений статей 22, 33 устава города Саратова следует, что расходы по содержанию муниципального имущества обязано нести муниципальное образование "Город Саратов" в лице администрации.
Таким образом, муниципальное образование "Город Саратов", являясь собственником жилых помещений в многоквартирном доме, обязано ежемесячно производить оплату за жилищно-коммунальные услуги общего имущества в многоквартирном доме, входящем в состав данного товарищества.
Суд первой инстанции, оценив имеющиеся в деле доказательства, правомерно применил нормы действующего законодательства, обоснованно сделав вывод о том, что муниципальное образование "Город Саратов" обязано нести бремя содержания своего имущества, вносить обязательные взносы, связанные с оплатой расходов на жилищно-коммунальные услуги доли муниципального образования в праве общей собственности на общее имущество многоквартирного дома, входящего в состав товарищества, в порядке и размере, установленными общим собранием членов товарищества.
Указанные выводы соответствуют сложившейся судебной практике по аналогичным делам: N А57-2807/2009, N А57-1300/2010, N А57-7993/2010, N А57-2162/2011, N А57-2160/2011.
В соответствии со статьёй 310 Гражданского кодекса Российской Федерации, односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом. Односторонний отказ от исполнения обязательства, связанного с осуществлением его сторонами предпринимательской деятельности, и одностороннее изменение условий такого обязательства допускаются также в случаях, предусмотренных договором, если иное не вытекает из закона или существа обязательства.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что муниципальное образование "Город Саратов" обязано вносить обязательные взносы, связанные с оплатой расходов на капитальный ремонт доли в праве общей собственности на общее имущество многоквартирных домов, входящих в состав товарищества, в порядке и размере, установленном общим собранием членов ТСЖ "Батавинский-1". Указанные взносы являются расходными обязательствами муниципального образования "Город Саратов" и в соответствии с частью 1 статьи 9 Бюджетного кодекса Российской Федерации относятся к бюджетным полномочиям муниципального образования, по его расходным обязательствам.
Согласно части 3.1 Решения Саратовской городской Думы от 28.02.2008 N 25-246 "О муниципальной казне муниципального образования "Город Саратов", муниципальную казну составляют имущество города, находящееся в собственности муниципального образования "Город Саратов", в том числе - средства бюджета города.
В силу статьи 55 Устава города Саратова, утвержденного решением Саратовской Городской Думой, утвержденного решением Саратовской Городской Думы N 67-649 от 18 декабря 2005 года, финансовый орган администрации города является функциональным подразделением, исполняющим бюджет города в соответствии с бюджетным законодательством и решениями городской Думы.
В соответствии с Положением о комитете по финансам администрации г.Саратова, утвержденным решением Саратовской городской Думы N 19-172 от 19.07.2007 комитет по финансам администрации г. Саратова - финансовый орган администрации города, организующий составление, исполнение бюджета города и осуществляющий контроль за исполнением бюджета города в соответствии с бюджетным законодательством и решениями городской Думы. Согласно п. 1.2 положения в рамках выполнения задач и функций, предусмотренных настоящим положением, комитет координирует деятельность комитетов и управлений администрации города, а также подведомственных им муниципальных предприятий и учреждений по вопросам бюджетного процесса. В соответствии с частью 3.22. положения выступает в суде от имени муниципального образования "Город Саратов" в защиту интересов казны города. Согласно п. 3.23 исполняет судебные акты по обращению взыскания на средства бюджета города.
Таким образом, исполнение вступивших в законную силу судебных актов по обращению взыскания на средства бюджета города производится комитетом по финансам администрации города Саратова в порядке, предусмотренном главой 24.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
При изложенных обстоятельствах, учитывая частичный отказ истца от иска за период взыскания взносов - февраль 2011 года и июль 2012 года на сумму 54752 руб. 57 коп., судебная коллегия считает, что решение суда в этой части следует отменить, производство по делу в указанной части - прекратить.
Таким образом, апелляционным судом подлежат удовлетворению исковые требования о взыскании с муниципального образования "Город Саратов" в лице комитета по финансам администрации муниципального образования "Город Саратов" за счет средств казны муниципального образования "Город Саратов" в пользу ТСЖ "Батавинский-1" задолженности по оплате взносов на капитальный ремонт общей собственности на жилые дома за период с 01.08.2012 по 31.12.2012 в размере 139841 руб. 51 коп.
В суде первой инстанции истец обратился с заявлением о возмещении ему в случае удовлетворения иска судебных расходов по оплате государственной пошлины, расходов по оплате услуг представителя в размере 40000 руб.
В обоснование своих требований заявитель представил договор об оказании юридических услуг N б/н от 17.06.2013 и расходный кассовый ордер на оплату 40000 руб., в соответствии с указанным договором.
Ответчик считает заявленный размер требований необоснованным и чрезмерным, поскольку, в частности, доказательства, подтверждающие разумность расходов на оплату услуг представителя представлено недостаточно и не позволяют сделать однозначный вывод об их разумности и обоснованности.
Суд первой инстанции, полагая заявленный к возмещению размер судебных расходов заявителя завышенным, обоснованно уменьшил их размер до 33000 руб.
В соответствии с частью 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
В случае, если иск удовлетворен частично, судебные расходы относятся на лиц, участвующих в деле, пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований.
В силу статьи 106 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к судебным издержкам, связанным с рассмотрением дела в арбитражном суде, относятся денежные суммы, подлежащие выплате экспертам, свидетелям, переводчикам, расходы, связанные с проведением осмотра доказательств на месте, расходы на оплату услуг адвокатов и иных лиц, оказывающих юридическую помощь (представителям) и другие расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в связи с рассмотрением дела в арбитражном суде.
В пункте 3 Информационного письма от 05.12.2007 N 121 "Обзор практики по вопросам, связанным с распределением между сторонами судебных расходов на оплату услуг адвокатов и иных лиц, выступающих в качестве представителей в арбитражных судах", указывается, что лицо, требующее возмещения расходов на оплату услуг представителя, доказывает их размер и факт выплаты, другая сторона вправе доказывать их чрезмерность. Вместе с тем, если сумма заявленного требования явно превышает разумные пределы, а другая сторона не возражает против их чрезмерности, суд в отсутствие доказательств разумности расходов, представленных заявителем, в соответствии с частью 2 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации возмещает такие расходы в разумных, по его мнению, пределах.
Согласно представленным сторонами распечаткам с сайтов сети интернет средняя стоимость представительства в арбитражном суде Саратовской области составляет в пределах 30000 руб., а составление искового заявления 3000 руб.
Уменьшая размер судебных расходов на оплату услуг представителя до 33000 руб., судом учтено затраченное представителем время, непродолжительность рассмотрения и несложность дела, а также небольшой объем выполненных работ, стоимость оплаты услуг представителей по аналогичным делам, и, исходя из принципов разумности, соразмерности и чрезмерности, суд первой инстанции правомерно пришёл к выводу о том, что заявленные требования о возмещении судебных расходов явно превышают разумные пределы.
Однако, поскольку судом апелляционной инстанции решение арбитражного суда Саратовской области от 25 сентября 2013 года по делу N А57-9697/2013 в части взыскания задолженности по оплате взносов на капитальный ремонт общей собственности на жилые дома за февраль 2011 года и июль 2012 года в размере 54752 руб. 57 коп. отменено, производство по делу в указанной части прекращено, то по правилам части 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по оплате услуг представителя распределены судом пропорционально удовлетворённым исковым требованиям и составили 28720 руб., а в остальной части судебных расходов суду следует отказать.
Руководствуясь частью 2 статьи 49, пунктом 4 части 1 статьи 150, статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двенадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
принять частичный отказ товарищества собственников жилья "Батавинский-1" от исковых требований на сумму 54752 руб. 57 коп.
Решение арбитражного суда Саратовской области от 25 сентября 2013 года по делу N А57-9697/2013 в части взыскания с муниципального образования "Город Саратов" в лице комитета по финансам администрации муниципального образования "Город Саратов" за счет средств казны муниципального образования "Город Саратов" в пользу товарищества собственников жилья "Батавинский-1" задолженности по оплате взносов на капитальный ремонт общей собственности на жилые дома за февраль 2011 года и июль 2012 года в размере 54752 руб. 57 коп. отменить, производство по делу в указанной части прекратить.
Взыскать с муниципального образования "Город Саратов" в лице комитета по финансам администрации муниципального образования "Город Саратов" за счет средств казны муниципального образования "Город Саратов" в пользу товарищества собственников жилья "Батавинский-1" задолженность по оплате взносов на капитальный ремонт общей собственности на жилые дома за период с 01.08.2012 по 31.12.2012 в размере 139841 руб. 51 коп., расходы по оплате услуг представителя в размере 28720 руб., в остальной части судебных расходов - отказать.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
О.В. Лыткина |
Судьи |
В.А. Камерилова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А57-9697/2013
Истец: ТСЖ "Батавинский-1"
Ответчик: Администрация МО "Город Саратов", Комитет по финансам администрации МО "Город Саратов"
Третье лицо: Администрация Ленинского района муниципального образования "Город Саратов", Комитет по управлению имуществом МО "город Саратов"