г. Пермь |
|
28 ноября 2013 г. |
Дело N А50-10906/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 ноября 2013 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 28 ноября 2013 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Гуляковой Г. Н.,
судей Борзенковой И.В., Васевой Е.Е.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Пьянковой Е.Л.,
при участии:
от заявителя МАОУ "Лицей N 8" г. Перми (ОГРН 1025901217980; ИНН 5905006424) - Вылегжанина А.А., паспорт, доверенность от 10.06.2013;
от заинтересованного лица ГУ - Пермское региональное отделение Фонда социального страхования РФ (ОГРН 1025900889002; ИНН 5904100537) - Страумит Ю.Д., удостоверение, доверенность от 27.08.2013;
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу
заинтересованного лица ГУ - Пермское региональное отделение Фонда социального страхования РФ
на решение Арбитражного суда Пермского края от 26 сентября 2013 года
по делу N А50-10906/2013,
принятое судьей Байлдиной И.В.,
по заявлению МАОУ "Лицей N 8" г. Перми
к ГУ - Пермское региональное отделение Фонда социального страхования РФ
об оспаривании двух решений государственного органа,
установил:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение "Лицей N 8" г.Перми (далее - МАОУ "Лицей N 8" г. Перми, заявитель, страхователь) обратилось в Арбитражный суд Пермского края с заявлением об оспаривании решений, вынесенных Государственным учреждением - Пермское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - заинтересованное лицо, отделение Фонда, страховщик), а именно: решения отделения Фонда от 29.05.2013 N 660 в части доначисления страховых взносов, пени и привлечения к ответственности за занижение базы для начисления страховых взносов на выплаты единовременного пособия молодым специалистам и на единовременные пособия, выплаченные в связи с достижением пенсионного возраста; решения отделения Фонда от 20.05.2013 N 635 в части доначисления страховых взносов, пени и привлечения к ответственности за занижение базы для начисления страховых взносов на выплаты единовременного пособия молодым специалистам и на единовременные пособия, выплаченные в связи с достижением пенсионного возраста (с учетом принятых судом в порядке ст. 49 АПК РФ уточнений заявленных требований).
Решением Арбитражного суда Пермского края от 26.09.2013 заявленные требования удовлетворены. Суд обязал страховщика устранить допущенные нарушения прав и законных интересов страхователя.
Не согласившись с судебным актом, заинтересованное лицо обратилось с апелляционной жалобой, согласно которой просит решение суда отменить и принять новый судебный акт, поскольку судом нарушены нормы материального права. Заявитель жалобы указывает, что спорные выплаты подлежат обложению страховыми взносами в общеустановленном порядке, полагая, что единовременные выплаты молодым специалистам, единовременные выплаты в связи с выходом на пенсию не являются государственными пособиями, поскольку установлены не законодательством Российской Федерации, а законодательством Пермского края. Кроме того, хотя они установлены законодательным актом субъекта РФ, спорные выплаты не носят компенсационный характер.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель отделения Фонда поддержал доводы апелляционной жалобы, представитель МАОУ "Лицей N 8" г. Перми просил решение суда оставить без изменения. апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, отделением Фонда проведена плановая выездная проверка заявителя с целью проверки правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, составлен акт выездной проверки от 09.04.2013 N 707 (л.д. 107-116, т.1), вынесено решение от 20.05.2013 N 660 о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах (л.д. 8-21-26, т.1).
Среди прочих нарушений отделением Фонда указано, что в 2010 - 2012 годах в базу для начисления страховых взносов следовало включить суммы, выплаченные молодым специалистам и сотрудникам, уволенным в связи с выходом на пенсию по возрасту.
Кроме того, отделением Фонда проведена плановая выездная проверка заявителя с целью проверки начисления, уплаты страхователем взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и расходование этих средств, составлен акт N 707 н/с документальной выездной проверки страхователя по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (л.д.114-116, т.1), вынесено решение от 20.05.2013 N 635 о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (л.д.18-20, т.1).
Среди прочих нарушений отделением Фонда указано, что в 2010 - 2012 годах в базу для начисления страховых взносов следовало включить суммы, выплаченные молодым специалистам и сотрудникам, уволенным в связи с выходом на пенсию по возрасту.
Полагая, что названные решения нарушают права и законные интересы общества, страхователь обратился в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что указанные выплаты являются государственными пособиями и относятся к необлагаемым выплатам согласно ст. 9 Федерального закона N 212-ФЗ, ст. 20.2 Закона N 125-ФЗ.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы заинтересованного лица, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что решение арбитражного суда отмене, а доводы жалобы удовлетворению не подлежат в силу следующего.
Согласно ч. 1 ст. 1 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ) указанный Федеральный закон регулирует отношения, связанные с исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации на обязательное пенсионное страхование, Фонд социального страхования Российской Федерации на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования на обязательное медицинское страхование, а также отношения, возникающие в процессе осуществления контроля за исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов и привлечения к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах.
Согласно части 1 статьи 8 Федерального закона N 212-ФЗ для плательщиков страховых взносов, указанных в подпункте "а" и "б" пункта 1 части 1 статьи 5 названного Федерального закона, т.е. для лиц, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, база для начисления страховых взносов определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных частью 1 статьи 7 названного Федерального закона, начисленных плательщиками страховых взносов за расчетный период в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений за исключением сумм, указанных в статье 9 названного Федерального закона.
Пунктом 1 части 1 статьи 9 Федерального закона N 212-ФЗ определено, что не подлежат обложению страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в пункте 1 части 1 статьи 5 Закона, государственные пособия, выплачиваемые в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления, в том числе пособия по безработице, а также пособия и иные виды обязательного страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию.
Правоотношения в системе обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний регулируются Федеральным законом N 125-ФЗ.
В силу пункта 1 статьи 1 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (далее по тексту - Закон N 125-ФЗ) обязательное социальное страхование от несчастных случаев является самостоятельным видом социального страхования.
В соответствии со статьей 3 Закона N 125-ФЗ под страховым взносом понимается обязательный платеж по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, рассчитанный исходя из страхового тарифа, скидки (надбавки) к страховому тарифу, который страхователь обязан внести страховщику. При этом страховой тариф - это ставка страхового взноса, исчисленная исходя из сумм выплат и иных вознаграждений, начисленных в пользу застрахованных по трудовым договорам и гражданско-правовым договорам и включаемых в базу для начисления страховых взносов в соответствии со статьей 20.1 Закона N 125-ФЗ.
На основании статьи 20 Федерального закона N 125-ФЗ (пункт 1) средства на осуществление обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний формируются за счет обязательных страховых взносов страхователей, а также иных источников, перечисленных в названной норме.
При этом объектом обложения страховыми взносами и базой для начисления страховых взносов являются, как это следует из пункта 1 статьи 20.1 Федерального закона N 125-ФЗ, выплаты и иные вознаграждения, выплачиваемые страхователями в пользу застрахованных в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, если в соответствии с гражданско-правовым договором страхователь обязан уплачивать страховщику страховые взносы.
Пунктом 2 статьи 20.1 Федерального закона N 125-ФЗ установлено, что база для начисления страховых взносов определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных пунктом 1 статьи 20.1 Закона, начисленных страхователями в пользу застрахованных, за исключением сумм, указанных в статье 20.2 названного Закона.
Согласно пункту 1 статьи 20.2. Федерального закона N 125-ФЗ не подлежат обложению страховыми взносами государственные пособия, выплачиваемые в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления, в том числе пособия по безработице, пособия и иные виды обязательного страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию, а также все виды установленных законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации).
Как сказано выше, выплаты такого же характера содержатся в пункте 1 части 1 статьи 9 Закона N 212-ФЗ.
Согласно материалам настоящего дела МАОУ "Лицей N 8" г. Перми произведены выплаты единовременных пособий восьми работникам, с которыми трудовые договоры были расторгнуты в связи с выходом на пенсию в 2011 - 2012 гг., а также выплачены единовременные пособия девяти молодым специалистам, поступившим на работу в период с 2010 по 2012 гг. по полученной специальности (л.д. 42-53).
При этом суд первой инстанции пришел к выводу о том, что данные выплаты относятся к государственным пособиям. Данный вывод является верным в силу следующего.
Статьей 17 Закона Пермского края N 587-ПК (далее - Закон N 587-ПК) предусмотрены социальные гарантии педагогическим работникам.
В ч. 1 ст. 17 названного закона определено, что в Пермском крае педагогическому работнику государственного (краевого) образовательного учреждения и муниципального образовательного учреждения, финансируемого за счет субвенций из бюджета Пермского края, дополнительно к федеральным устанавливаются социальные гарантии и льготы.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 17 Закона Пермского края N 587-ПК в редакции, действовавшей в проверяемый период, лицам, окончившим учреждения высшего и среднего профессионального образования (по очной форме обучения) и поступающим на работу по полученной специальности в государственные (краевые) образовательные учреждения и муниципальные образовательные учреждения, финансируемые за счет субвенций из бюджета Пермского края, выплачивается единовременное пособие в фиксированном размере и устанавливается ежемесячная надбавка в течение 3 лет.
Единовременное пособие выплачивается один раз по первому месту работы после окончания указанного в данном пункте образовательного учреждения.
Пунктом 3 ч. 1 ст. 17 Закона Пермского края N 587-ПК в редакции, действовавшей в проверяемый период, предусмотрено, что педагогическим работникам (в том числе руководителям) образовательных учреждений при увольнении в связи с достижением пенсионного возраста и выходом на пенсию по старости (при стаже педагогической деятельности 25 лет и более) и по инвалидности (независимо от стажа работы) выплачивается единовременное пособие в фиксированном размере.
Таким образом, руководствуясь вышеназванными положениями Закона N 212-ФЗ, Закона N 125-ФЗ, Закона Пермского края N 587-ПК, суд первой инстанции пришел к обоснованным выводам о том, что единовременные пособия, выплаченные заявителем указанным выше лицам, являются государственными пособиями, т.е. относятся к необлагаемым выплатам и должны включаться в базу для начисления страховых взносов от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.
Доводы апелляционной жалобы заинтересованного лица о том, что спорные выплаты не носят компенсационный характер, не могут являться основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований, поскольку в силу положений вышеприведенных норм права произведенные выплаты являются пособиями и носят характер государственной поддержки
Ссылка отделения Фонда на то, что спорные выплаты не являются государственными пособиями, поскольку установлены не законодательством Российской Федерации, а законодательством Пермского края, судом апелляционной инстанции отклоняются как необоснованная, поскольку согласно буквальному толкованию вышеназванных норм статей Федеральных законов N 212-ФЗ и N 125-ФЗ не подлежат обложению страховыми взносами государственные пособия, выплачиваемые в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления, т.е. в рассматриваемом случае в соответствии с законодательным актом субъекта Российской Федерации - Законом Пермского края N 587-ПК.
Судом первой инстанции полно и правильно установлены все фактические обстоятельства по делу, исходя из оценки доказательств и доводов, приведенных лицами, участвующими в деле, правильно применены нормы материального и процессуального права, принято законное и обоснованное решение.
Иные доводы апелляционной жалобы рассмотрены судом и отклонены, поскольку отмену правильного судебного акта не влекут.
Нарушений норм материального и процессуального права, которые в соответствии со ст. 270 АПК РФ являются основаниями к отмене или изменению судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии со ст. 110 АПК РФ расходы по государственной пошлине за подачу апелляционной жалобы возлагаются на заявителя, который в силу подп. 1 п. 1 ст. 333.37 НК РФ от ее уплаты освобожден.
Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Пермского края от 26 сентября 2013 года по делу N А50-10906/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Пермского края.
Председательствующий |
Г.Н.Гулякова |
Судьи |
И.В.Борзенкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А50-10906/2013
Истец: МАОУ "Лицей N 8" г. Перми, МАОУ "Лицей N8"
Ответчик: ГУ - Пермское региональное отделение Фонда социального страхования РФ
Хронология рассмотрения дела:
31.01.2014 Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа N Ф09-14647/13
23.12.2013 Определение Федерального арбитражного суда Уральского округа N Ф09-14647/13
28.11.2013 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-13343/13
26.09.2013 Решение Арбитражного суда Пермского края N А50-10906/13