г. Пермь |
|
29 ноября 2013 г. |
Дело N А50-12053/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 ноября 2013 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 29 ноября 2013 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Гуляковой Г. Н.,
судей Голубцова В.Г., Савельевой Н.М.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Бакулиной Е.В.,
при участии:
от заявителя МБОУ "Средняя общеобразовательная школа N 6" г. Перми (ОГРН 1025900522097, ИНН 5902291678) - Вылегжанина А.А., паспорт, доверенность от 18.02.2013;
от заинтересованного лица ГУ - Пермское региональное отделение Фонда социального страхования РФ (ОГРН 1025900889002, ИНН 5904100537) - Виноградова Н.Н., удостоверение, доверенность от 15.04.2013;
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционные жалобы
МБОУ "Средняя общеобразовательная школа N 6" г. Перми и ГУ - Пермское региональное отделение Фонда социального страхования РФ
на решение Арбитражного суда Пермского края от 30 сентября 2013 года
по делу N А50-12053/2013,
принятое судьей Катаевой М.А.,
по заявлению МБОУ "Средняя общеобразовательная школа N 6" г. Перми
к ГУ - Пермское региональное отделение Фонда социального страхования РФ
о признании решений незаконными,
установил:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа N 6" г. Перми г. Перми (далее - заявитель, МБОУ "СОШ N 6", учреждение) обратилось в Арбитражный суд Пермского края с заявлением о признании незаконными решений Государственного учреждения - Пермское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - заинтересованное лицо, ГУ - ПРО ФСС, отделение Фонда) от 06.06.2013 N 700 о привлечении страхователя к ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, от 06.06.2013 N 743 о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах.
Решением Арбитражного суда Пермского края от 30.09.2013 заявленные требования удовлетворены частично. Признаны недействительными как несоответствующие Федеральному закону от 24.07.2009 N 212-ФЗ решения Государственного учреждения - Пермское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации от 06.06.2013 N 700, N 743 в части выводов о занижении базы для начисления страховых взносов на суммы выплат единовременного пособия лицам, окончившим учреждения высшего и среднего профессионального образования (по очной форме обучения) и поступающим на работу по полученной специальности в государственные (краевые) образовательные учреждения и муниципальные образовательные учреждения; единовременного пособия педагогическим работникам при увольнении в связи с достижением пенсионного возраста и выходом на пенсию по старости (при стаже педагогической деятельности 25 лет и более), а также начисления соответствующих сумм страховых взносов, пени и штрафа. Суд обязал отделение Фонда устранить допущенные нарушения прав и интересов учреждения. В удовлетворении остальной части требований отказано.
Не согласившись с принятым решением в части отказа в удовлетворении требований, заявитель обратился с апелляционной жалобой, в соответствии с которой просит решение суда в указанной части отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований полностью. Полагает, что решение в указанной части незаконно, судом первой инстанции не были применены нормы материального права, подлежащие применению, выводы, изложенные в обжалуемой части решения, не соответствуют фактическим обстоятельствам дела. Настаивает на том, что со стороны заявителя отсутствует состав правонарушения в части неуплаты (неполной уплаты) сумм страховых взносов с ежемесячных денежных выплат лицам, которым присуждена ученая степень кандидата наук и доктора наук. Указывает на то, что средства, необходимые для предоставления гарантий лицам, имеющим ученую степень, в соответствии с законодательством субъекта РФ предусматриваются в бюджете Пермского края на очередной финансовый год. Предусмотренные законом социальные гарантии указанным категориям лиц возникают в связи с публичными обязательствами Пермского края перед физическими лицами и не связаны с правоотношениями образовательного учреждения, вытекающими из трудового договора. По источнику финансирования и основанию возникновения данные выплаты не могут быть отнесены ни к базовой части заработной платы, ни к стимулирующим выплатам, произведенным в рамках трудового договора.
В свою очередь, не согласившись с принятым судебным актом в части удовлетворения требований, заинтересованное лицо обратилось с апелляционной жалобой, согласно которой просит решение суда в обжалуемой части отменить и принять новый судебный акт, поскольку судом нарушены нормы материального права. Заявитель жалобы указывает, что спорные выплаты подлежат обложению страховыми взносами в общеустановленном порядке, полагая, что единовременные выплаты молодым специалистам, единовременные выплаты в связи с выходом на пенсию не являются государственными пособиями, поскольку установлены не законодательством Российской Федерации, а законодательством Пермского края. Кроме того, хотя они установлены законодательным актом субъекта РФ, спорные выплаты не носят компенсационный характер.
Отделение Фонда представило письменный отзыв на апелляционную жалобу, в соответствии с которым просило решение суда в обжалуемой учреждением части оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представители заявителя и заинтересованного лица поддержали доводы своих апелляционных жалоб.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, в период с 26.03.2013 по 29.03.2013 отделением Фонда проведена выездная проверка учреждения на предмет правильности начисления, полноты и своевременности уплаты страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством за период с 01.01.2010 по 31.12.2012 (л.д.110).
По результатам проверки ГУ - ПРО ФСС составлен акт выездной проверки от 30.04.2013 N 841 (л.д. 114) и вынесено решение о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах от 06.06.2013 N 743 (л.д.13-15).
Одновременно отделением Фонда проведена документальная выездная проверка по вопросам правильности начисления, уплаты страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и расходования этих средств за период с 01.01.2010 по 31.12.2012 (л.д. 108).
По результатам данной проверки составлен акт документальной выездной проверки страхователя по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний N 841 н/с от 30.04.2013 (л.д. 112-113) и вынесено решение о привлечении страхователя к ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний от 06.06.2013 N 700 (л.д. 10-11).
Основанием для доначисления страховых взносов явились выводы Фонда о том, что в 2010 - 2012 годах в базу для начисления страховых взносов следовало включить суммы, выплаченные молодым специалистам и сотрудникам, уволенным в связи с выходом на пенсию по возрасту, ежемесячные денежные выплаты кандидатам наук и докторам наук, работающим в образовательном учреждении.
Полагая, что названные решения нарушают права и законные интересы учреждения, страхователь обратился в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Отказывая в удовлетворении требований заявителя о признании недействительным решения в части начисления страховых взносов на ежемесячные денежные выплаты лицам, которым присуждена ученая степень кандидата наук и доктора наук, взыскания соответствующих сумм в виде штрафа и пени, суд первой инстанции исходил из того, что названные выплаты не относятся к государственным пособиям, входят в заработную плату педагогических работников, выплачиваются ежемесячно и поэтому подлежат включению в базу для начисления страховых взносов.
Изучив доводы апелляционной жалобы учреждения, заслушав мнение представителя заявителя, явившегося в судебное заседание, оценив представленные доказательства в соответствии с положениями ст. 71 АПК РФ, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что решение суда в рассматриваемой части подлежит отмене в силу следующего.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" (далее - Закон N 165-ФЗ) обязательное социальное страхование - часть государственной системы социальной защиты населения, спецификой которой является осуществляемое в соответствии с федеральным законом страхование работающих граждан от возможного изменения материального и (или) социального положения, в том числе по не зависящим от них обстоятельствам.
В соответствии с п. 1, 2 ст. 6 Закона N 165-ФЗ субъекты обязательного социального страхования - участники отношений по обязательному социальному страхованию.
Субъектами обязательного социального страхования являются страхователи (работодатели), страховщики, застрахованные лица, а также иные органы, организации и граждане, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
Согласно подп. 1 п. 1 ст. 9 Закона N 165-ФЗ отношения по обязательному социальному страхованию возникают у страхователя (работодателя) по всем видам обязательного социального страхования с момента заключения с работником трудового договора.
В силу ст. 20 Закона N 165-ФЗ уплата страховых взносов осуществляется страхователями в соответствии с Законом N 212-ФЗ и (или) федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, в частности в соответствии с Законом N 125-ФЗ.
Согласно ч. 1 ст. 1 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ) указанный Федеральный закон регулирует отношения, связанные с исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации на обязательное пенсионное страхование, Фонд социального страхования Российской Федерации на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования на обязательное медицинское страхование, а также отношения, возникающие в процессе осуществления контроля за исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов и привлечения к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах.
Согласно части 1 статьи 8 Федерального закона N 212-ФЗ для плательщиков страховых взносов, указанных в подпункте "а" и "б" пункта 1 части 1 статьи 5 названного Федерального закона, т.е. для лиц, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, база для начисления страховых взносов определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных частью 1 статьи 7 названного Федерального закона, начисленных плательщиками страховых взносов за расчетный период в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений за исключением сумм, указанных в статье 9 названного Федерального закона.
Пунктом 1 части 1 статьи 9 Федерального закона N 212-ФЗ определено, что не подлежат обложению страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в пункте 1 части 1 статьи 5 Закона, государственные пособия, выплачиваемые в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления, в том числе пособия по безработице, а также пособия и иные виды обязательного страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию.
Правоотношения в системе обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний регулируются Федеральным законом N 125-ФЗ.
В силу пункта 1 статьи 1 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (далее по тексту - Закон N 125-ФЗ) обязательное социальное страхование от несчастных случаев является самостоятельным видом социального страхования.
В соответствии со статьей 3 Закона N 125-ФЗ под страховым взносом понимается обязательный платеж по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, рассчитанный исходя из страхового тарифа, скидки (надбавки) к страховому тарифу, который страхователь обязан внести страховщику. При этом страховой тариф - это ставка страхового взноса, исчисленная исходя из сумм выплат и иных вознаграждений, начисленных в пользу застрахованных по трудовым договорам и гражданско-правовым договорам и включаемых в базу для начисления страховых взносов в соответствии со статьей 20.1 Закона N 125-ФЗ.
На основании статьи 20 Федерального закона N 125-ФЗ (пункт 1) средства на осуществление обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний формируются за счет обязательных страховых взносов страхователей, а также иных источников, перечисленных в названной норме.
При этом объектом обложения страховыми взносами и базой для начисления страховых взносов являются, как это следует из пункта 1 статьи 20.1 Федерального закона N 125-ФЗ, выплаты и иные вознаграждения, выплачиваемые страхователями в пользу застрахованных в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, если в соответствии с гражданско-правовым договором страхователь обязан уплачивать страховщику страховые взносы.
Пунктом 2 статьи 20.1 Федерального закона N 125-ФЗ установлено, что база для начисления страховых взносов определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных пунктом 1 статьи 20.1 Закона, начисленных страхователями в пользу застрахованных, за исключением сумм, указанных в статье 20.2 названного Закона.
Согласно пункту 1 статьи 20.2. Федерального закона N 125-ФЗ не подлежат обложению страховыми взносами государственные пособия, выплачиваемые в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления, в том числе пособия по безработице, пособия и иные виды обязательного страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию, а также все виды установленных законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации).
Как сказано выше, выплаты такого же характера содержатся в пункте 1 части 1 статьи 9 Закона N 212-ФЗ.
Материалами дела установлено, что в период 2011-2012 года учреждением производились ежемесячные денежные выплаты трем своим сотрудникам, имеющим ученые степени кандидатов и доктора наук.
При этом суд первой инстанции пришел к выводу о том, что данные выплаты не относятся к государственным пособиям. Данный вывод является неверным в силу следующего.
Государственное пособие - безвозмездная денежная выплата, выплачиваемая за счет государства.
Законом Пермского края от 23.12.2010 N 729-ПК "О дополнительных мерах социальной поддержки отдельных категорий лиц, которым присуждена ученая степень кандидата наук, доктора наук, работающих в образовательных учреждениях на территории Пермского края" (далее - Закон N 729-ПК) установлены дополнительные меры социальной поддержки отдельных категорий лиц, имеющих ученую степень кандидата наук, доктора наук, работающих в государственных, муниципальных или негосударственных образовательных учреждениях на территории Пермского края, за счет средств бюджета Пермского края (ст. 1 Закона N 729-ПК).
В соответствии со ст. 7 Закона N 729-ПК расходное обязательство по предоставлению ежемесячных денежных выплат получателям, установленным настоящим законом, является расходным обязательством Пермского края. Порядок предоставления ежемесячной денежной выплаты получателям утверждаются нормативным правовым актом Правительства Пермского края.
В целях реализации Закона N 729-ПК Правительством Пермского края постановлением от 23.11.2011 N 937-п утвержден Порядок предоставления ежемесячной денежной выплаты отдельным категориям лиц, которым присуждена ученая степень кандидата наук, доктора наук, работающих в образовательных учреждениях на территории Пермского края (далее - Порядок).
В силу п. 3.2. Порядка финансовые средства, необходимые органам местного самоуправления муниципальных районов (городских округов) Пермского края для исполнения государственных полномочий по предоставлению выплаты, предусматриваются законом о бюджете Пермского края на очередной финансовый год и плановый период в составе регионального фонда компенсаций и передаются в бюджеты муниципальных районов (городских округов) Пермского края в виде субвенций.
При этом, изучив представленные в материалы дела доказательства, суд апелляционной инстанции установил, что спорные суммы выплачены в соответствии с Законом Пермского края от 23.12.2010 N 729-ПК.
В силу вышесказанного суд апелляционной инстанции признает доводы апелляционной жалобы учреждения обоснованными. С учетом приведенных выше норм данные выплаты лицам, которым присуждена ученая степень кандидата наук, доктора наук, являются государственными пособиями, т.е. относятся к необлагаемым выплатам согласно статье 9 Федерального закона N 212-ФЗ.
Таким образом, решение суда первой инстанции в указанной части подлежит отмене в силу ч. 2 ст. 270 АПК РФ.
Удовлетворяя заявленные требования в части признания недействительными решения Фонда о доначислении страховых взносов в связи с занижением базы для начисления страховых взносов на суммы выплат единовременного пособия лицам, окончившим учреждения высшего и среднего профессионального образования (по очной форме обучения) и поступающим на работу по полученной специальности в государственные (краевые) образовательные учреждения и муниципальные образовательные учреждения; единовременного пособия педагогическим работникам при увольнении в связи с достижением пенсионного возраста и выходом на пенсию по старости (при стаже педагогической деятельности 25 лет и более), суд первой инстанции исходил из того, что указанные выплаты являются государственными пособиями и относятся к необлагаемым выплатам согласно ст. 9 Федерального закона N 212-ФЗ, ст. 20.2 Закона N 125-ФЗ.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы заинтересованного лица, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что решение арбитражного суда отмене, а доводы жалобы удовлетворению не подлежат в силу следующего.
Ранее судом апелляционной инстанции установлено, что п. 1 ч. 1 ст. 9 Федерального закона N 212-ФЗ, п. 1 ст. 20.2. Федерального закона N 125-ФЗ определено, что не подлежат обложению страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, государственные пособия, выплачиваемые в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления, в том числе пособия по безработице, а также пособия и иные виды обязательного страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию.
Согласно материалам настоящего дела учреждением произведены выплаты единовременных пособий двум работникам, с которыми трудовые договоры были расторгнуты в связи с выходом на пенсию в 2011 - 2012 гг., а также выплачены единовременные пособия пяти молодым специалистам, поступившим на работу в период с 2010 по 2012 гг. по полученной специальности.
При этом суд первой инстанции пришел к выводу о том, что данные выплаты относятся к государственным пособиям. Данный вывод является верным в силу следующего.
Статьей 17 Закона Пермского края N 587-ПК (далее - Закон N 587-ПК) предусмотрены социальные гарантии педагогическим работникам.
В ч. 1 ст. 17 названного закона определено, что в Пермском крае педагогическому работнику государственного (краевого) образовательного учреждения и муниципального образовательного учреждения, финансируемого за счет субвенций из бюджета Пермского края, дополнительно к федеральным устанавливаются социальные гарантии и льготы.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 17 Закона Пермского края N 587-ПК в редакции, действовавшей в проверяемый период, лицам, окончившим учреждения высшего и среднего профессионального образования (по очной форме обучения) и поступающим на работу по полученной специальности в государственные (краевые) образовательные учреждения и муниципальные образовательные учреждения, финансируемые за счет субвенций из бюджета Пермского края, выплачивается единовременное пособие в фиксированном размере и устанавливается ежемесячная надбавка в течение 3 лет.
Единовременное пособие выплачивается один раз по первому месту работы после окончания указанного в данном пункте образовательного учреждения.
Пунктом 3 ч. 1 ст. 17 Закона Пермского края N 587-ПК в редакции, действовавшей в проверяемый период, предусмотрено, что педагогическим работникам (в том числе руководителям) образовательных учреждений при увольнении в связи с достижением пенсионного возраста и выходом на пенсию по старости (при стаже педагогической деятельности 25 лет и более) и по инвалидности (независимо от стажа работы) выплачивается единовременное пособие в фиксированном размере.
Таким образом, руководствуясь вышеназванными положениями Закона N 212-ФЗ, Закона N 125-ФЗ, Закона Пермского края N 587-ПК, суд первой инстанции пришел к обоснованным выводам о том, что единовременные пособия, выплаченные заявителем указанным выше лицам, являются государственными пособиями, т.е. относятся к необлагаемым выплатам и должны включаться в базу для начисления страховых взносов от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.
Доводы апелляционной жалобы заинтересованного лица о том, что спорные выплаты не носят компенсационный характер, не могут являться основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований, поскольку в силу положений вышеприведенных норм права произведенные выплаты являются пособиями и носят характер государственной поддержки.
Ссылка отделения Фонда на то, что спорные выплаты не являются государственными пособиями, поскольку установлены не законодательством Российской Федерации, а законодательством Пермского края, судом апелляционной инстанции отклоняются как необоснованная, поскольку согласно буквальному толкованию вышеназванных норм статей Федеральных законов N 212-ФЗ и N 125-ФЗ не подлежат обложению страховыми взносами государственные пособия, выплачиваемые в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления, т.е. в рассматриваемом случае в соответствии с законодательным актом субъекта Российской Федерации - Законом Пермского края N 587-ПК.
Доводы заявителя жалобы не опровергают выводы суда первой инстанции в обжалуемой части, а выражают несогласие с ними, что не может служить основанием для отмены или изменения решения суда в обжалуемой части. Таким образом, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы отделения Фонда не имеется.
На основании изложенного, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о недействительности решений ГУ - ПРО ФСС, в связи с чем решение суда первой инстанции подлежит частичной отмене.
Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Пермского края от 30 сентября 2013 года по делу N А50-12053/2013 отменить в части, изложив резолютивную часть в следующей редакции:
"Признать недействительными решения Государственного учреждения - Пермского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации от 06.06.2013 N N 700, 743 как несоответствующие требованиям Федеральных законов от 24.07.2009 N 212-ФЗ и от 24.07.1998 N 125-ФЗ и обязать Государственное учреждение - Пермское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации устранить допущенные нарушения прав и интересов заявителя".
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Пермского края.
Председательствующий |
Г.Н.Гулякова |
Судьи |
В.Г.Голубцов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А50-12053/2013
Истец: МБОУ "Средняя общеобразовательная школа N 6" г. Перми
Ответчик: ГУ - Пермское региональное отделение Фонда социального страхования РФ
Хронология рассмотрения дела:
17.02.2014 Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа N Ф09-14720/13
10.02.2014 Определение Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-13535/13
29.11.2013 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-13535/13
30.09.2013 Решение Арбитражного суда Пермского края N А50-12053/13