г. Санкт-Петербург |
|
29 ноября 2013 г. |
Дело N А56-36530/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 ноября 2013 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 29 ноября 2013 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Есиповой О.И.
судей Семеновой А.Б., Шульги Л.А.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Федосеевой Е.С.
при участии в заседании:
от заявителя: Медников В.Р. - по доверенности от 18.03.2013, Поздняков Д.М. - по доверенности от 05.08.2013, Иванов Д.В. - по доверенности от 09.01.2013;
от заинтересованного лица: Панченко Л.Н. - по доверенности от 11.01.2013, Котенко Ю.В. - по доверенности от 14.01.2013, Стеценко С.В. - по доверенности от 10.01.2013, Мишко Ю.Р. - по доверенности от 14.01.2013;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-20702/2013) Федерального государственного бюджетного учреждения науки Института прикладной астрономии Российской академии наук на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 19.08.2013 по делу N А56-36530/2013 (судья Терешенков А.Г.), принятое
по заявлению Федерального государственного бюджетного учреждения науки Института прикладной астрономии Российской академии наук, место нахождения: 197110, г. Санкт-Петербург, ул. Ждановская, д. 8, ОГРН 1037828005852,
к Пулковской таможне
о признании незаконными решения и требования
установил:
Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Институт прикладной астрономии Российской академии наук (далее - учреждение, заявитель, ИПА РАН) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), о признании незаконными решения Пулковской таможни (далее - таможня, таможенный орган) о корректировке таможенной стоимости товара, заявленного по ДТ N 10221010/290113/0003117, об оставлении без рассмотрения заявления о возврате 14 100 073,77 руб. излишне уплаченных таможенных платежей, оформленного в виде письма N 08-17/06295 от 04.06.2013, признании недействительным требование N 265 от 24.05.2013, а также обязании таможню устранить нарушения путем возврата излишне уплаченных таможенных платежей в размере 14 126 955,84 руб., пеней в размере 333 466,74 руб.
Решением суда от 19.08.2013 Учреждению отказано в удовлетворении заявления в полном объеме.
В апелляционной жалобе Учреждение, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, а также на несоответствие выводов суда установленным обстоятельствам и представленным доказательствам, просит отменить судебный акт и удовлетворить заявление. Податель жалобы полагает, что вывод суда об отсутствии утвержденного Правительством Российской Федерации перечня товаров, перемещаемых в рамках международного сотрудничества Российской Федерации в области исследования и использования космического пространства, а также соглашений об услугах по запуску космических аппаратов, ввоз которых на территорию Российской Федерации освобождается от налогообложения (как это предусмотрено пп.13 п.1 ст.150 НК РФ) противоречит Постановлению Правительства РФ от 05.07.2002 N 503; не согласился с выводом суда о правомерности действий таможенного органа о корректировке таможенной стоимости товара.
В судебном заседании представитель Учреждения поддержал доводы апелляционной жалобы.
Обратил внимание суда на то обстоятельство, что, несмотря на запись в протоколе судебного заседания от 12.08.2013 об исключении из просительной части требования о признании излишне уплаченным налога на добавленную стоимость в размере 26 882, 07 руб., указанную сумму НДС он не исключал из требования об обязании таможню устранить нарушения путем возврата излишне уплаченных таможенных платежей в размере 14 126 955,84 руб., которое подлежит рассмотрению.
Представитель Пулковской таможни просила оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения по изложенным в отзыве мотивам.
Законность и обоснованность судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Из материалов дела следует, что заявитель на основании контракта N 112-185/12 от 21.09.2012, заключенного с иностранной компанией "Vertex Antennentechnik GmbH", Германия, ввез в январе 2013 года на таможенную территорию РФ товар - пакет рабочей документации сброшюрованный в папки, предназначенный для установки антенных систем радиотелескопов с зеркалом диаметром 13,2 метра для радио-интерферометрического комплекса "Квазар-КВО" - 3 копии.
29.01.2013 на таможенный пост "Пулковский" была подана таможенная декларация (далее - ДТ) N 10221010/290113/0003117, в которой были заявлены сведения о вышеуказанной рабочей документации. В графе 22 ДТ указана стоимость товара 1000 евро. В графе 20 ДТ указаны условия поставки DDU Санкт-Петербург. В графе 45 ДТ указана таможенная стоимость товара - 149344,82 руб.
30.01.2013 в адрес учреждения направлено решение о проведении дополнительной проверки, поскольку усматривались признаки недостоверности сведений о таможенной стоимости товаров. В качестве таких сведений было указано на "невключение в структуру таможенной стоимости работ, выполненных на этапе N 1, согласно Акту сдачи-приёмки опытно-конструкторской работы от 7 декабря 2012 года, включение которых предусмотрено ст. 5 Соглашения между Правительством РФ, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 25.01.2008 "Об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза".
Таможенным органом указано на необходимость предоставления дополнительных документов в срок проведения дополнительной проверки, до 12.02.2013. Все запрошенные дополнительные документы, были предоставлены в установленный срок.
В ходе таможенного контроля таможенный орган установил, что представленные к таможенному оформлению документы и сведения недостаточны для подтверждения заявленной декларантом структуры таможенной стоимости товара, и рассчитал размер денежного залога в обеспечение уплаты таможенных платежей, который составил 14 100 073,77 руб., и после перечисления ИПА РАН дополнительных денежных средств платёжным поручением от 08.02.2013 N 4260908, таможенным органом 12.02.2013 был осуществлен условный выпуск товара.
Таможенной распиской N ТР-3375434 подтверждено зачисление 14 100 073,77 руб. в качестве обеспечения уплаты таможенных платежей.
Пулковская таможня приняла решение о необходимости корректировки таможенной стоимости товара по ст.4 Соглашения между Правительством РФ, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 25.01.2008 "Об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза" (далее - Соглашение).
Таким образом, по мнению заявителя, увеличение таможенных платежей в результате корректировки таможенной стоимости было произведено таможней на общую сумму 14 100 073,77 руб. по ДТ N 10221010/290113/0003117.
Пулковская таможня 15.05.2013 приняла решение N 08-18/05448 о зачёте денежного залога, внесённого ИПА РАН в счёт исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов по факту принятия решения о корректировке таможенной стоимости.
Считая принятие таможней решения о корректировке таможенной стоимости товара, заявленного по ДТ N 10221010/290113/0003117 неправомерным, ИПА РАН обратилось в таможенный орган с заявлением от 29.05.2013 N 11218-244-07 (входящий номер в Пулковской таможне N 7261 от 30.05.2013) о возврате излишне уплаченных таможенных платежей в размере 14 100 073,77 руб. на основании ст.ст.89, 90 Таможенного Кодекса Таможенного Союза (далее - ТК ТС).
Пулковская таможня письмом N 08-17/06295 от 04.06.2013 возвратила заявление без рассмотрения.
Таможенный орган направил ИПА РАН требование N 265 от 24.05.2013 об уплате пеней за нарушение сроков уплаты таможенных платежей по спорной ДТ в размере 333 466,74 руб. Данная сумма пеней списана таможней в бесспорном порядке, что подтверждается таможенным приходным ордером N ТС-0626707 от 25.06.2013).
Считая неправомерными действия таможни по корректировке таможенной стоимости товара, оставлении заявления о возврате денежных средств без рассмотрения, выставлении требования N 265 от 24.05.2013 об уплате пеней, Учреждение обратилось в арбитражный суд с заявлением об их оспаривании и устранении нарушений путем возврата излишне внесенных платежей.
Отказывая в удовлетворении заявления в полном объеме, суд исходил из того, что Учреждением неправильно определена таможенная стоимость при декларировании товара, а Правительством Российской Федерации не утвержден перечень товаров, перемещаемых в рамках международного сотрудничества Российской Федерации в области исследования и использования космического пространства, а также соглашений об услугах по запуску космических аппаратов, ввоз которых на территорию Российской Федерации освобождается от налогообложения (как это предусмотрено пп.13 п.1 ст.150 НК РФ); в связи с чем пришел к выводу, что вынесенные таможенным органом на основании решения о корректировке таможенной стоимости товара решения об оставлении заявления Учреждения о возврате без рассмотрения и требования об уплате пеней, соответствуют требованиям законодательства, являются обоснованными и не нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности.
Выслушав представителей сторон, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения судом норм материального права, а также соответствие выводов суда установленным обстоятельствам и представленным доказательствам, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность по доказыванию обоснованности оспариваемого ненормативного акта, принятого государственным органом, и его соответствия закону и иному нормативному правовому акту возлагается на соответствующий орган.
Согласно пункту 1 статьи 64 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее - ТК ТС) таможенная стоимость товаров, ввозимых на таможенную территорию таможенного союза, определяется в соответствии с международным договором государств - членов таможенного союза, регулирующим вопросы определения таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу.
На основании пункта 1 статьи 65 ТК ТС декларирование таможенной стоимости товаров осуществляется декларантом в рамках таможенного декларирования товаров в соответствии с главами 8 и 27 данного Кодекса. Декларирование таможенной стоимости ввозимых товаров осуществляется путем заявления сведений о методе определения таможенной стоимости товаров, величине таможенной стоимости товаров, об обстоятельствах и условиях внешнеэкономической сделки, имеющих отношение к определению таможенной стоимости товаров, а также представления подтверждающих их документов (пункт 2 указанной статьи). Перечень документов, представляемых таможенному органу при таможенном декларировании товаров, определен в статьях 183 - 184 ТК ТС.
Согласно пункту 1 статьи 2 Соглашения, основой определения таможенной стоимости ввозимых товаров должна быть в максимально возможной степени стоимость сделки с этими товарами в значении, установленном статьей 4 настоящего Соглашения.
Пунктом 1 статьи 4 Соглашения от 25.01.2008 установлено, что таможенной стоимостью товаров, ввозимых на единую таможенную территорию таможенного союза, является стоимость сделки с ними, то есть цена, фактически уплаченная или подлежащая уплате за эти товары при их продаже для вывоза на единую таможенную территорию таможенного союза и дополненная в соответствии с положениями статьи 5 указанного Соглашения. Указанной нормой установлены также ограничения для применения основного метода определения таможенной стоимости по цене сделки (подпункты 1 - 4 пункта 1 статьи 4 Соглашения).
Ценой, фактически уплаченной или подлежащей уплате за ввозимые товары, является общая сумма всех платежей за эти товары, осуществленных или подлежащих осуществлению покупателем непосредственно продавцу или в пользу продавца. При этом платежи могут быть осуществлены прямо или косвенно в любой форме, не запрещенной законодательством государства соответствующей Стороны (пункт 2 данной статьи).
Согласно пункту 3 статьи 2 Соглашения от 25.01.2008 и пункту 4 статьи 65 ТК ТС, таможенная стоимость товаров и сведения, относящиеся к ее определению, должны основываться на достоверной, количественно определяемой и документально подтвержденной информации.
С использованием электронной формы декларирования в рамках таможенной процедуры "выпуск для внутреннего потребления" ИПА РАН по ДТ N 10221010/290113/0003117 задекларирован товар "Пакет рабочей документации сброшюрованный в папки, предназначенной для установки антенных систем на обсерваториях ИПА РАН-3 копии, папка N 1: документация по установке башни антенны, протокол обмена с компьютером управления, документация по установке приемника, 3 шт; папка N 2: схемы электрических проводов антенной системы (АС), 3 шт; папка N 3-22: полный пакет чертежей механической части АС, 60 шт. - изготовитель VERTEX ANTENNENTECHNIK GMBH".
В качестве основы для расчета таможенной стоимости товара в ДТС-1 заявлена стоимость в размере 1 000 евро, на условиях поставки DDU Санкт-Петербург, в качестве дополнительных начислений заявлены расходы по перевозке в размере 2 691.61 евро.
В соответствии с пунктом 1 статьи 69 ТК ТС в случае обнаружения таможенным органом при проведении контроля таможенной стоимости товаров до их выпуска признаков, указывающих на то, что сведения о таможенной стоимости товаров могут являться недостоверными либо заявленные сведения должным образом не подтверждены, таможенный орган проводит дополнительную проверку, срок и порядок проведения которой устанавливается решением Комиссии Таможенного союза.
В ходе контроля таможенной стоимости товаров, задекларированных по ДТ N 10221010/290113/0003117, до их выпуска таможенным органом обнаружены признаки, указывающие на то, что сведения о таможенной стоимости товаров могут являться недостоверными либо заявленные сведения должным образом не подтверждены, а именно: "невключение в структуру таможенной стоимости работ, выполненных на этапе N 1, согласно Акту сдачи-приемки опытно-конструкторской работы от 07.12.2012 по дополнительному соглашению N 1 к контракту N 112-185/12 от 21.09.2012, включение которых предусмотрено статьей 5 Соглашения..", что является признаками, предусмотренными подпунктами 2 и 7 пункта 11 Порядка контроля таможенной стоимости товаров, указывающими на то, что сведения о таможенной стоимости товаров могут являться недостоверными.
В ходе проведения проверки таможенным органом были истребованы дополнительные документы, по результатам которой таможенный орган пришел к выводу, что стоимостью сделки или ценой товаров, фактически уплаченной, задекларированных по ДТ N 10221010/290113/0003117, в соответствии с Контрактом, Актом сдачи-приемки опытно-конструкторской работы от 07.12.2012 и подтверждающими оплату банковскими документами, является стоимость 1 этапа, которая составляет 1 940 000 евро. Транспортные расходы, включенные в структуру таможенной стоимости, документально не подтверждены и не подлежат включению в структуру таможенной стоимости товаров. Наличие иных дополнительных начислений, предусмотренных статьей 5 Соглашения, не выявлено.
В целях проверки правомерности действий таможенного органа, принимая во внимание, что поставка товара осуществлена в рамках контракта от 21.09.2012 N 112-185/12 на выполнение работ по разработке рабочей документации к двум опытным образцам Антенных Систем, суд первой инстанции проанализировал условия контракта (пункты 1, 2, 3); приложения к контракту NN 1 и 4 (аванс - 1.10.2012 сумма 600 000 евро; согласование рабочей документации 15.11.2012 сумма 1 199 000 евро; оформление рабочей документации 15.12.2012 сумма 1 000 евро к контракту. Общая сумма по данному этапу составляет 1 800 000 евро); акт сдачи-приемки опытно-конструкторской работы от 07.12.2012 по дополнительному соглашению N 1 к Контракту о выполнении первого этапа работы "Рабочая документация" стоимостью 1 940 000 евро; дополнительное соглашение от 14.12.2012 N 2 к Контракту (согласно которому стоимость трех бумажных копий рабочей документации составляет 1 000 евро, что соответствует сумме за оформление рабочей документации в рамках первого этапа работы "Рабочая документация", оговоренной в приложении N 4 к Контракту); другие дополнительных соглашения и имеющиеся в деле документы.
Оценив в порядке статьи 71 АПК РФ представленные в дело доказательства полно и всесторонне в их совокупности и взаимосвязи, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о законности действий таможенного органа по проведению корректировки таможенной стоимости товара.
Фактически доводы апелляционной жалобы в этой части сводятся к несогласию с оценкой имеющихся в деле доказательств и выводами суда первой инстанции, что при отсутствии доказательств, опровергающих выводы суда, не может быть положено в основу отмены судебного акта в этой части.
Согласно пункту 4 статьи 188 ТК ТС при таможенном декларировании товаров и совершении иных таможенных операций, необходимых для помещения товаров под таможенную процедуру, декларант обязан уплатить таможенные платежи и (или) обеспечить их уплату в соответствии с указанным Кодексом.
В соответствии с подпунктами 1 и 3 пункта 1 статьи 70 ТК ТС ввозная таможенная пошлина и НДС, взимаемый при ввозе товаров на таможенную территорию таможенного союза, отнесены к таможенным платежам.
Пунктом 2 статьи 74 Таможенного кодекса таможенного союза (далее - ТК ТС) установлено, что виды тарифных льгот, порядок и случаи их предоставления определяются в соответствии с ТК ТС и (или) международными договорами государств - членов таможенного союза. Льготы по уплате налогов и таможенных сборов определяются законодательством государств - членов Таможенного союза.
Подпунктом 13 статьи 150 НК РФ устанавливается, что не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) ввоз на территорию Российской Федерации товаров, за исключением подакцизных, по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации, перемещаемых в рамках международного сотрудничества Российской Федерации в области исследования и использования космического пространства, а также соглашений об услугах по запуску космических аппаратов.
Согласно подпункту 4 пункта 3 статьи 80 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее - ТК ТС) таможенные пошлины, налоги не уплачиваются, если в соответствии с настоящим Кодексом законодательством и (или) международными договорами государств - членов таможенного союза товары освобождаются от обложения таможенными пошлинами, налогами (не облагаются таможенными пошлинами, налогами) и при соблюдении условий, в связи с которыми предоставлено такое освобождение.
Решением Комиссии Таможенного союза от 22.06.2011 N 727 "О внесении изменений в Решение Комиссии Таможенного союза от 27.11.2009 N 130 "О едином таможенно-тарифном регулировании Таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации" (далее - РК ТС от 22.06.2011 N 727) пункт 7 РК ТС от 27.11.2009 N 130 (об освобождении от ввозной таможенной пошлины) дополнен пунктом "7.1.17. Товары, ввозимые на таможенную территорию Таможенного союза в рамках международного сотрудничества в области исследования и использования космического пространства, в том числе оказания услуг по запуску космических аппаратов согласно Перечню товаров, ввозимых на таможенную территорию Таможенного союза в рамках международного сотрудничества в области исследования и использования космического пространства, в том числе оказания услуг по запуску космических аппаратов, утверждаемому Комиссией Таможенного союза".
Решением Комиссии ТС от 22.06.2011 N 727 утвержден Перечень товаров, ввозимых на таможенную территорию Таможенного союза в рамках международного сотрудничества в области исследования и использования космического пространства, в том числе оказания услуг по запуску космических аппаратов, в пункте 64 которого указана проектно-конструкторская и эксплуатационная документация.
В соответствии с пунктом 3 данный документ вступает в силу с даты официального опубликования (размещен на официальном сайте Комиссии Таможенного союза http://www.tsouz.ru/, 17.08.2011).
Согласно пункту 5 решения Комиссии Таможенного союза от 15 июля 2011 г. N 728 "О порядке применения освобождения от уплаты таможенных пошлин при ввозе отдельных категорий товаров на единую таможенную территорию Таможенного союза" товары, ввозимые на таможенную территорию Таможенного союза в рамках международного сотрудничества в области исследования и использования космического пространства, в том числе оказания услуг по запуску космических аппаратов, согласно Перечню товаров, ввозимых на таможенную территорию Таможенного союза в рамках международного сотрудничества в области исследования и использования космического пространства, в том числе оказания услуг по запуску космических аппаратов, утверждаемому Комиссией Таможенного союза, освобождаются от уплаты таможенных пошлин при условии представления в таможенный орган государства - члена Таможенного союза подтверждения органа государственной власти государства - члена Таможенного союза, уполномоченного в области космической деятельности, о целевом назначении товаров в рамках международного сотрудничества государства - члена Таможенного союза в области исследования и использования космического пространства, в т.ч. оказания услуг по запуску космических аппаратов.(далее - РК ТС от 15.07.2011 N 728).
Согласно пункту 5.3.14 Положения о Федеральном космическом агентстве, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 26.06.2004 N 314, обязанность по выдаче удостоверений, подтверждающих, что ввоз на таможенную территорию Российской Федерации производится в рамках реализации международных договоров в области космической деятельности, возложена на Федеральное космическое агентство (РОСКОСМОС).
В обоснование своей позиции об освобождении от налогообложения ввезенного на основании контракта N 112-185/12 от 21.09.2012 товара по ДТ N 10221010/290113/0003117 Общество сослалось на Постановление Правительства Российской Федерации от 05.07.2002 N 503.
Суд первой инстанции, установив, что указанный нормативный акт официально опубликован не был, согласился с позицией таможенного органа об отсутствии в настоящее время утвержденного Правительством Российской Федерации Перечня товаров, ссылка на который имеется в подпункте 13 статьи 150 НК РФ.
Вместе с тем Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.07.2002 N 503 (далее - Постановление N 503) утверждено Положение о предоставлении льгот по уплате таможенных платежей (пошлин и иных налогов) при ввозе на таможенную территорию Российской Федерации в рамках реализации международных договоров Российской Федерации о сотрудничестве в области космической деятельности и об осуществлении контроля за целевым использованием перемещаемых через таможенную границу товаров (далее - Положение) и Перечень товаров, ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации в рамках реализации международных договоров Российской Федерации о сотрудничестве в области космической деятельности и предназначенных для создания, производства, подготовки к запуску, осуществления запуска и эксплуатации изделий космической техники.
Пунктом 2 Постановления N 3 при его принятии Государственному таможенному комитету Российской Федерации было предписано руководствоваться этим Положением.
Данный нормативный правовой акт имеет гриф "для служебного пользования".
В ответе заместителя начальника Главного управления федеральных таможенных доходов и тарифного регулирования Федеральной таможенной службы от 03.09.2013 N 05-18/М-7304 на запрос ИПА РАН содержится информация об утверждении Правительством Российской Федерации Перечня товаров, перемещаемых в рамках международного сотрудничества Российской Федерации в области исследования и использования космического пространства, не подлежащих налогообложению, предназначенного для служебного пользования.
Из ответа заместителя начальника правового отдела правовой службы Северо-Западного таможенного управления М.В. Стальмаковой от 20.09.2013 за N 10200/200913/28-и на запрос ИПА РАН следует, что указанная информация была доведена до таможенных органов письмом ГТК России от 31.07.2002 N 01-06/30622, соответственно, Пулковская таможня должна была располагать этим документом. Поскольку нормативный правовой акт содержит информацию ограниченного распространения, предназначается для использования и применения в деятельности определенного круга государственных органов и организаций в области космической деятельности и имеет гриф "для служебного пользования", он не подлежал опубликованию.
В Перечне товаров, ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации в рамках реализации международных договоров Российской Федерации о сотрудничестве в области космической деятельности и предназначенных для создания, производства, подготовки к запуску, осуществления запуска и эксплуатации изделий космической техники (Приложение к Положению) ввезенный Учреждением товар по ДТ N 10221010/290113/0003117 поименован в пункте 64, соответственно, заявитель имеет право на освобождение от уплаты НДС.
Таким образом, НДС в размере 26 882, 07 руб также является излишне уплаченным.
Актом сверки расчетов от 05.08.2013 подтверждается факт уплаты НДС в размере 14 126 955,84 руб., пеней по НДС в размере 333 466,74 руб. (л.д. 160).
Отсутствие у Пулковской таможни сведений о наличии утвержденного Правительством Российской Федерации Перечня товаров, не подлежащих налогообложению при ввозе на территорию Российской Федерации, с учетом изложенной информации в письмах ФТС от 03.09.2013 N 05-18/М-7304 и СЗТУ от 20.09.2013 за N 10200/200913/28-и является внутренним организационным вопросом таможенного органа и не может влечь негативные последствия для Учреждения, освобожденного от уплаты НДС.
В соответствии с требованием пункта 5 Решения Комиссии Таможенного союза от 15.07.2011 N 728 информацией Федерального космического агентства (РОСКОСМОС) от 06.05.2013 N СВ-32-3695 подтверждено целевое назначение товара, поступающего в адрес ИПА РАН от компании "Vertex Antennentechnik GmbH" по контракту N 112-185/12 от 21.09.2012 с учетом дополнительных соглашений от 28.11.2012 N 1, от 14.12.2012 N 2, от 20.03.2013 N 3.
Форма указанного подтверждения соответствует образцу подтверждения Федерального космического агентства о целевом назначении товаров, ввозимых на таможенную территорию Таможенного союза в рамках международного сотрудничества в области исследования и использования космического пространства, в том числе услуг по запуску космических аппаратов, согласно Перечню товаров, утвержденному Решением Комиссии Таможенного союза от 22.06.2011 N 727, направленному Федеральной таможенной службой письмом от 20.11.2012 N 01-11/59373 таможенным органам для использования в работе.
Таким образом, ввезенный Учреждением по ДТ N 10221010/290113/0003117 товар освобожден как от ввозной таможенной пошлины, так и от налогообложения на основании подпункта 13 статьи 150 НК РФ.
Судебная коллегия полагает, что вопреки доводу Пулковской таможни непредставление подтверждения Федерального космического агентства о целевом назначении товара при его ввозе на таможенную территорию Таможенного союза не может являться основанием для отказа Учреждению в освобождении от уплаты НДС, поскольку Решение от 19.04.2013 о корректировке таможенной стоимости товаров, заявленной по ДТ N 10221010/290113/0003117, было принято Пулковским таможенным постом в порядке статьи 68 ТК ТС, а решение о проведении дополнительной проверки для таможенной стоимости от 30.01.2013 не содержало требования о предоставлении документов, освобождающих от уплаты таможенных платежей и налогов.
Подтверждение РОСКОСМОСА от 06.05.2013 N СВ-32-3695 о целевом назначении товара вместе с заявлением о возврате излишне уплаченных таможенных платежей от 29.05.2013 N 11218-244-07, наряду с документами, указанными в приложении, были направлены начальнику Пулковской таможни для рассмотрения.
Указанное заявление письмом от 04.06.2013 N 08-17/06295 возвращено без рассмотрения со ссылкой на отсутствие отдельных документов, в то время как эти документы с указанием количества листов прилагались к заявлению ИПА РАН, и являлись достаточными для рассмотрения вопроса о возврате излишне уплаченных таможенных платежей.
Оценив представленные в дело доказательства в порядке статьи 71 АПК РФ, судебная коллегия приходит к выводу, что ввезенный Учреждением по ДТ N 10221010/290113/0003117 товар, освобожден от налогообложения и таможенных платежей, в связи с чем произведенные Учреждением платежи, в том числе списанные таможней в бесспорном порядке, являются излишне уплаченными и подлежат возврату.
С учетом изложенного вывода подлежит признанию недействительным и требование N 265 от 24.05.2013 об уплате пеней за нарушение сроков уплаты таможенных платежей по спорной ДТ в размере 333 466,74 руб.
При таких обстоятельствах действия Пулковской таможни по возврату без рассмотрения заявления о возврате излишне уплаченных платежей, выставление требования N 265 от 24.05.2013 следует признать не соответствующими законодательству и нарушающими права ИПА РАН в сфере экономической деятельности.
В соответствии с пунктом 3 части 4 статьи 201 АПК РФ в целях восстановления нарушенных прав заявителя Пулковская таможня обязана устранить нарушения прав и законных интересов Федерального государственного бюджетного учреждения науки Институт прикладной астрономии Российской Федерации путем возврата излишне уплаченных таможенных платежей в размере 14 126 955,84 руб., пеней в размере 333 466,74 руб.
С учетом изложенного решение суда подлежит отмене в части отказа в удовлетворении заявления ИПА РАН о признании незаконными действий по возврату без рассмотрения заявления о возврате излишне уплаченных таможенных платежей, выставлению требования от 24.05.2013 N 265 об уплате пеней и обязании Пулковской таможни устранить нарушения, а также распределения судебных расходов.
По результатам рассмотрения заявления на основании части 1 статьи 110 АПК РФ с Пулковской таможни в пользу ИПА РАН подлежат взысканию расходы по государственной пошлине в размере 4000 рублей за рассмотрение заявления и 1000 рублей за рассмотрение апелляционной жалобы.
Излишне уплаченная Учреждением по платежному поручению N 5537658 от 12.09.2013 государственная пошлина в размере 1000 рублей подлежит возврату из федерального бюджета на основании подпункта 1 пункта 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации
Руководствуясь пунктом 2 статьи 269, статьями 270-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 19 августа 2013 года по делу N А56-36530/2013 в части отказа в удовлетворении заявления Федерального государственного бюджетного учреждения науки Институт прикладной астрономии Российской Федерации о признании недействительными решения Пулковской таможни об оставлении без рассмотрения заявления о возврате 14 100 073,77 руб. излишне уплаченных таможенных платежей, оформленного в виде письма от 04.06.2013 N08-17/06295, требования от 24.05.2013 N265 и обязании Пулковской таможни устранить нарушения, а также распределения судебных расходов отменить.
Признать незаконным решение Пулковской таможни об оставлении без рассмотрения заявления о возврате 14 100 073,77 руб. излишне уплаченных таможенных платежей, оформленного в виде письма от 04.06.2013 N 08-17/06295, и недействительным требование от 24.05.2013 N 265 об уплате пеней.
Обязать Пулковскую таможню устранить нарушения прав и законных интересов Федерального государственного бюджетного учреждения науки Институт прикладной астрономии Российской Федерации (197110, г. Санкт-Петербург, ул. Ждановская, 8, ОГРН 1037828005852) путем возврата излишне уплаченных таможенных платежей в размере 14 126 955,84 руб., пеней в размере 333 466,74 руб.
Взыскать с Пулковской таможни в пользу Федерального государственного бюджетного учреждения науки Институт прикладной астрономии Российской Федерации 4 000 руб. государственной пошлины за рассмотрение дела в суде первой инстанции.
В остальной части решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 19 августа 2013 по делу N А56-36530/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу Федерального государственного бюджетного учреждения науки Институт прикладной астрономии Российской Федерации - без удовлетворения.
Взыскать с Пулковской таможни в пользу Федерального государственного бюджетного учреждения науки Институт прикладной астрономии Российской Федерации 1 000 руб. государственной пошлины за рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции.
Возвратить Федеральному государственному бюджетному учреждению науки Институту прикладной астрономии Российской Федерации из федерального бюджета 1 000 руб. излишне уплаченной государственной пошлины.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления постановления в законную силу.
Председательствующий |
О. И. Есипова |
Судьи |
А. Б. Семенова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-36530/2013
Истец: ФГБУ науки Институт прикладной астрономии Российской академии наук
Ответчик: Пулковская таможня
Третье лицо: ООО "Юнайтед парсел Сервис (РУС)"
Хронология рассмотрения дела:
18.03.2014 Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-1375/14
29.11.2013 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-20702/13
19.08.2013 Решение Арбитражного суда г.Санкт-Петербурга и Ленинградской области N А56-36530/13