г. Владивосток |
|
29 ноября 2013 г. |
Дело N А51-20721/2013 |
Резолютивная часть постановления оглашена 26 ноября 2013 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 29 ноября 2013 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего С.В. Гуцалюк,
судей Н.Н. Анисимовой, А.В. Гончаровой,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Е.В. Модиной,
рассмотрев в судебном заседании апелляционные жалобы администрации г.Владивостока, Управления градостроительства и архитектуры администрации г.Владивостока,
апелляционные производства N 05АП-13558/2013, 05АП-13559/2013
на решение от 20.09.2013
судьи Ю.С. Турсуновой
по делу N А51-20721/2013 Арбитражного суда Приморского края
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "ОТАРУ" (ИНН 2540131315, ОГРН 1072540004041, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 18.04.2007)
к администрации г. Владивостока (ИНН 2504001783, ОГРН 1022501302955, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 12.12.2002), Управлению градостроительства и архитектуры администрации г. Владивостока (ИНН 2536216076, ОГРН 1092536003812, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 20.05.2009) третьи лица: Департамент земельных и имущественных отношений Приморского края, МОУ "Средняя общеобразовательная школа N 17 г. Владивостока"
о признании незаконным решения;
при участии:
от администрации г. Владивостока: представитель Морошкин А.Н. по доверенности от 19.12.2012 N 1-3/3769 (со специальными полномочиями), сроком действия до 31.12.2013; удостоверение N 2084;
от управления градостроительства и архитектуры администрации г. Владивостока: представитель Морошкин А.Н. по доверенности от 19.12.2012 N 27/1-1-3587 (со специальными полномочиями), сроком действия до 31.12.2013; удостоверение N 2084.
От ООО "ОТАРУ", департамента земельных и имущественных отношений Приморского края, МОУ "Средняя общеобразовательная школа N 17 г. Владивостока": не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "ОТАРУ" (далее - Общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным решения Администрации г. Владивостока (далее - Администрация) об отказе в утверждении и выдаче обществу с ограниченной ответственностью "ОТАРУ" схемы расположения на кадастровом плане территории земельного участка, площадью 1983 кв.м, расположенного по адресу: г. Владивосток, в районе проспекта Красного знамени, 133/1, для целей не связанных со строительством (для размещения стоянки автомобильного транспорта) и об обязании Управление градостроительства и архитектуры администрации г. Владивостока (далее - УГА администрации г. Владивостока) утвердить и выдать схему расположения на кадастровом плане территории земельного участка, площадью 1983 кв.м, расположенного по адресу: г.Владивосток, в районе проспекта Красного Знамени, 133/1 для целей не связанных со строительством (для размещения стоянки автомобильного транспорта).
Определением от 17.07.2013 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, были привлечены Департамент земельных и имущественных отношений Приморского края (далее - Департамент), МОУ "Средняя общеобразовательная школа N 17 г. Владивостока".
Решение от 20.09.2013 Арбитражный суд Приморского края удовлетворил заявленные Обществом требования, признав незаконным решение Администрации об отказе в утверждении и выдаче обществу с ограниченной ответственностью "ОТАРУ" схемы расположения на кадастровом плане территории земельного участка, площадью 1983 кв.м, расположенного по адресу: г. Владивосток, в районе проспекта Красного знамени, 133/1, для целей не связанных со строительством (для размещения стоянки автомобильного транспорта), как несоответствующее Земельному кодексу РФ. В качестве способа восстановления нарушенного права суд первой инстанции обязал Управление градостроительства и архитектуры администрации г. Владивостока в месячный срок с момента вступления решения суда в законную силу утвердить и выдать обществу с ограниченной ответственностью "ОТАРУ" схему расположения на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории земельного участка, расположенного по адресу: г. Владивосток, в районе проспекта Красного знамени, 133/1, для целей не связанных со строительством (для размещения стоянки автомобильного транспорта).
Не согласившись с вынесенным судебным актом, Администрация и УГА администрации г. Владивостока обратились в суд с апелляционными жалобами на решение суда первой инстанции от 20.09.2013. Податели апелляционных жалоб считают решение арбитражного суда незаконным и необоснованным, подлежащим отмене. Настаивая на правомерности отказа в утверждении схемы расположения испрашиваемого Обществом земельного участка, ссылаются на то обстоятельство, что земельный участок не свободен от прав третьих лиц, поскольку постановлением администрации г. Владивостока от 23.11.2006 N 3023 предоставлен на праве постоянного (бессрочного) пользования Муниципальному общеобразовательному учреждению "Средняя общеобразовательная школа N 17 г. Владивостока" для спортивного ориентирования. Полагают, что отсутствие регистрации права постоянного (бессрочного) пользования МОУ "Средняя общеобразовательная школа N 17 г.Владивостока" не свидетельствует о том, что земельный участок, границы которого установлены постановлением администрации г. Владивостока от 23.11.2006 N 3023, может быть предоставлен третьим лицам.
В судебном заседании представитель Администрации и УГА администрации г. Владивостока доводы апелляционных жалоб поддержал в полном объеме.
Извещенные надлежащим образом о месте и времени судебного заседания ООО "ОТАРУ", департамент земельных и имущественных отношений Приморского края, МОУ "Средняя общеобразовательная школа N 17 г. Владивостока" явку своих представителей в суд не обеспечили. Жалоба рассмотрена в соответствии со статьями 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в их отсутствие по имеющимся в материалах дела документам.
Из материалов дела коллегией установлено следующее:
Общество с ограниченной ответственностью "ОТАРУ" на основании статьи 34 Земельного кодекса РФ обратилось в Департамент земельных и имущественных отношений Приморского края с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка, площадью 1983 кв.м., расположенного по адресу: г.Владивосток, в районе просп. Красного Знамени, 133/1 для целей не связанных со строительством (для размещения стоянки автомобильного транспорта).
25.12.2013 Департамент на основании заявления ООО "ОТАРУ" обратился в администрацию г.Владивостока с просьбой в месячный срок утвердить схему расположения земельного участка, площадью 1983 кв.м, расположенного по адресу: г.Владивосток, в районе просп. Красного Знамени, 133/1, для целей не связанных со строительством (стоянка автомобильного транспорта), на кадастровом плане территории.
Письмом от 24.04.2013 N 67878/20У в утверждении схемы расположения земельного участка, расположенного по адресу: г.Владивосток, в районе ул.Тунгусская, д.69, для целей не связанных со строительством (стоянка автомобильного транспорта), было отказано по причине того, что испрашиваемый заявителем земельный участок налагается на территорию находящуюся в постоянном (бессрочном) пользовании муниципального общеобразовательного учреждения "Средняя общеобразовательная школа N17 г.Владивостока", согласно постановлению N 3023 от 23.11.2006, в связи с чем указанный земельный участок не является свободным от прав третьих лиц.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения Общества в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Удовлетворяя заявленные Обществом требования, суд первой инстанции руководствовался тем, что у Администрации отсутствовали основания для отказа в утверждении схемы расположения спорного земельного участка.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционных жалоб, выслушав представителя Администрации и УГА администрации г. Владивостока, проверив в порядке статей 268, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судом норм материального и процессуального права, апелляционная коллегия не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта в силу следующих обстоятельств:
В соответствии с частью 1 статьи 198, части 4 статьи 200, частям 2 и 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов и их должностных лиц необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствия оспариваемого ненормативного правового акта, решений и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно статье 29 Земельного Кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10, 11 ЗК РФ.
В соответствии с пунктам 2, 3 статьи 34 Земельного кодекса РФ лица, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в уполномоченный исполнительный орган. В указанном заявлении должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю.
Согласно пункту 4 указанной нормы права орган местного самоуправления на основании указанного в пункте 2 данной статьи заявления либо обращения уполномоченного исполнительного органа с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.
Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".
Далее, уполномоченный исполнительный орган в 2-недельный срок со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо о передаче в аренду земельного участка заявителю и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка (пункт 5 статьи 34 ЗК РФ), после чего в недельный срок со дня принятия решения заключается договор купли-продажи или аренды земельного участка (пункт 6 статьи 34 ЗК РФ).
Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, заявление Общества об утверждении схемы расположения земельного участка, площадью 1983 кв.м., расположенного по адресу: г.Владивосток, в районе просп. Красного Знамени, 133/1 для целей не связанных со строительством (для размещения стоянки автомобильного транспорта), было направлено Департаментом в Администрацию для утверждения схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории.
Постановлением администрации г. Владивостока от 27.12.2010 N 1596 утвержден регламент предоставления администрацией города Владивостока услуги "Утверждение и выдача заявителю схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории" (далее по тексту - Регламент N 1596).
В соответствии с пунктом 3.4 указанного регламента при утверждении схемы расположения земельного участка для дальнейшей эксплуатации объекта недвижимости заявление поступает в отдел градостроительного межевания для осуществления проверки схем в части расположения границ земельного участка с целью исключения наложений на границы участков смежных землепользователей с учетом кадастрового плана территории, литерных схем, технических паспортов на здания, сооружения.
Пунктом 2.8 данного регламента установлены основания для отказа в предоставлении услуги, в том числе:
1) в заявлении не указаны: цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю;
2) несоответствие вида разрешенного использования земельного участка с территориальным зонированием.
Оценив по правилам статьи 71 АПК РФ представленные в дело доказательства, коллегия установила, что испрашиваемый Обществом земельный участок размещается в территориальной зоне Ж-3 (зона застройки многоэтажными жилыми домами).
При таких обстоятельствах заявление ООО "ОТАРУ" и вид разрешенного использования испрашиваемого земельного участка соответствовали требованиям пункта 2.8 Административного регламента.
В рассматриваемом случае в качестве основания для отказа в утверждении схемы расположения испрашиваемого заявителем земельного участка, администрация г. Владивостока указала на то, что земельный налагается на территорию находящуюся в постоянном (бессрочном) пользовании Муниципального общеобразовательного учреждения "Средняя общеобразовательная школа N 17 г. Владивостока" в соответствии с постановлением N 3023 от 23.11.2006 о предоставлении земельного участка.
Вместе с тем, коллегия апелляционного суда, как и суд первой инстанции полагает, что у Администрации отсутствовали правовые основания для отказа ООО "ОТАРУ" в утверждении и выдаче схемы расположения спорного земельного участка ввиду следующего:
Действительно, пунктом 2.1 постановления N 3023 на муниципальное общеобразовательное учреждение "Средняя общебразовательная школа N 17 в г. Владивостоке" была возложена обязанность в месячный срок со дня издания настоящего постановления оформить документы на право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком.
Однако, указанное постановление на момент принятия судом настоящего решения не было реализовано, границы земельного участка не определены, на кадастровый учет участок не поставлен, в установленном законом порядке не оформлен.
При таких обстоятельствах указанный довод подлежит отклонению, как не основанный на допустимых доказательствах.
Как верно отметил суд первой инстанции, то обстоятельство, что в настоящее время администрация проходит стадии, предусмотренные действующим законодательством для оформления права муниципальной собственности на земельный участок, расположенный по адресу: г.Владивосток, в районе просп. Красного Знамени, 133/1, не свидетельствует о правомерности действий органа местного самоуправления, поскольку как на момент обращения ООО "ОТАРУ" с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка, так и на момент рассмотрения настоящего дела, земельный участок в установленном законом порядке оформлен не был.
В ходе судебного заседания в суде апелляционной инстанции представитель Администрации также не смог пояснить, на какой стадии оформления в настоящее время находится земельный участок, предоставленный Муниципальному общеобразовательному учреждению "Средняя общебразовательная школа N 17 в г. Владивостоке" по постановлению N 3023.
Отказ Администрации, выраженный в оспариваемом решении, нарушает права и законные интересы общества, поскольку создает препятствия к оформлению прав на земельный участок.
Согласно части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Поскольку оспариваемый отказ Администрации в утверждении схемы испрашиваемого земельного участка обусловлен именно фактом его предоставления в постоянное (бессрочное) пользование Школе, суд первой инстанции, сделав правильный вывод о незаконности такого отказа, обоснованно удовлетворил требования ООО "ОТАРУ".
Резолютивная часть решения суда изложена в соответствии с требованиями пункта 3 части 5 статьи 201 АПК РФ.
Выводы арбитражного суда по данному делу основаны на всестороннем и полном исследовании и оценке имеющихся в деле доказательств в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Неправильного применения либо нарушения норм материального и процессуального права, влекущих отмену судебного акта, по данному делу не установлено.
Доводы заявителей апелляционных жалоб не могут быть приняты во внимание, поскольку не опровергают выводов суда первой инстанции, а лишь выражают несогласие с ними, что не может являться основанием для отмены судебного акта.
При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения апелляционных жалоб нет.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Приморского края от 20.09.2013 по делу N А51-20721/2013 оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.
Председательствующий |
С.В. Гуцалюк |
Судьи |
Н.Н. Анисимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А51-20721/2013
Истец: ООО "ОТАРУ"
Ответчик: Администрация г. Владивостока, Управление градостроительства и архитектуры администрации г. Владивостока
Третье лицо: Департамент земельных отношений государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края, МОУ СОШ N17 г. Владивостока, Муниципальное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа N17 г. Владивостока", Управление градостроительства и архитектуры Администрации г. Владивостока