26 ноября 2013 г. |
Дело N А11-1542/2013 |
Первый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Смирновой И.А.,
судей Захаровой Т.А., Протасова Ю.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Лукашовой Д.В.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации Киржачского района Владимирской области на решение Арбитражного суда Владимирской области от 22.07.2013 по делу N А11-1542/2013, принятое судьей Тимчуком Н.Г.
по заявлению главы крестьянского фермерского хозяйства Ионова Владимира Сергеевича
о признании незаконным решения филиала Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Владимирской области от 22.01.2013 N 33/601/13-3227,
при участии:
от главы крестьянского фермерского хозяйства Ионова Владимира Сергеевича - Гусевой Т.Ю. по доверенности от 31.10.2011;
от администрации Киржачского района Владимирской области - Апанасюка В.С. по доверенности от 09.01.2013 N 01-01-34/02,
и установил:
глава крестьянского фермерского хозяйства Ионов Владимир Сергеевич (далее - Глава КФХ Ионов В.С., заявитель) обратился в Арбитражный суд Владимирской области с заявлением о признании незаконным решения филиала Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии Владимирской области" (далее - Учреждение) от 22.01.2013 г. N 33/601/13-3227 о снятии с кадастрового учета земельного участка площадью 299475 кв.м с кадастровым номером 33:02:021261:565 из категории земель сельскохозяйственного назначения, местоположение: Владимирская область, Киржачский район, МО Филипповское (сельское поселение) в 650 метрах западнее д. 11 ул. Тихая, д. Рожково, для осуществления предпринимательской деятельности - организации крестьянского (фермерского) хозяйства; об обязании Учреждения восстановить на кадастровом учете земельный участок площадью 299475 кв.м с кадастровым номером 33:02:021261:565 из категории земель сельскохозяйственного назначения, местоположение: Владимирская область, Киржачский район, МО Филипповское (сельское поселение) в 650 метрах западнее д. 11 ул. Тихая, д. Рожково, для осуществления предпринимательской деятельности - организации крестьянского (фермерского) хозяйства.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечена администрация Киржачского района Владимирской области (далее - администрация).
Решением от 22.07.2013 Арбитражный суд Владимирской области удовлетворил требования Главы КФХ Ионова В.С.
Администрация не согласилась с принятым решением суда первой инстанции и обратилась в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить в связи с неполным выяснением обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствием выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам дела, неправильным применением норм материального права и принять по делу новый судебный акт.
Представитель администрации в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы.
Представитель Главы КФХ Ионова В.С. в судебном заседании просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Учреждение, извещенное надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в судебное заседание не направило.
Законность и обоснованность решения Арбитражного суда Владимирской области от 22.07.2013 проверены Первым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном в статье 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, выслушав представителей лиц, участвовавших в судебном заседании, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены обжалуемого решения.
Как следует из материалов дела и установил суд первой инстанции, 31.12.2010 Глава КФХ Ионов В.С. обратился в администрацию с заявлением о предоставлении земельного участка площадью 299475 кв.м из категории земель сельскохозяйственного назначения, местоположение: Владимирская область, Киржачский район, МО Филипповское (сельское поселение) в 650 метрах западнее д. 11 ул. Тихая, д. Рожково, для осуществления предпринимательской деятельности - организации крестьянского (фермерского) хозяйства.
Постановлением администрации от 06.03.2012 N 161 утверждена схема расположения данного земельного участка на кадастровом плане территории.
23.05.2012 земельный участок поставлен на государственный кадастровый учет, ему присвоен кадастровый номер 33:02:021261:565, что подтверждается кадастровым паспортом N 33/203/12-62810.
12.09.2012 Глава КФХ Ионов В.С. обратился в администрацию с заявлением о предоставлении ему данного земельного участка в аренду на 49 лет.
Вместе с тем постановлением от 09.01.2013 N 14 администрация отменила постановление главы администрации от 06.03.2012 N 161 "Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, расположенного по адресу: Владимирская область, Киржачский район, МО Филипповское сельское поселение, в 650 м западнее д. 11, ул. Тихая, д. Рожково".
11.01.2013 администрация обратилась в Учреждение с заявлением N 33-0-1-44/3001/2013-33 о снятии с кадастрового учета земельного участка, приложив указанное постановление.
На основании решения Учреждения от 22.01.2013 N 33/601/13-3227 спорный земельный участок был снят с кадастрового учета.
Глава КФХ Ионов В.С. не согласился с указанным решением и обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
В соответствии со статьей 70 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) государственный кадастровый учет земельных участков осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".
В части 3 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Федеральный закон N 221-ФЗ) предусмотрено, что государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально - определенной вещи, или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.
Согласно части 1 статьи 16 Федерального закона N 221-ФЗ кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости, прекращением его существования либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7, 10 -21 части 2 статьи 7 названного Закона сведений об объекте недвижимости.
Внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения при постановке на учет земельного участка носят временный характер (часть 1 статьи 25 Федерального закона N 221-ФЗ).
В силу пункта 9 статьи 4 данного Закона такие сведения до утраты ими в установленном этим же Законом порядке временного характера не являются кадастровыми сведениями и используются только в целях, связанных с осуществлением соответствующей государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
К таким сведениям применяются правила, установленные частью 4 статьи 24 Федерального закона N 221-ФЗ, в соответствии с которыми внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения при постановке на учет образованного объекта недвижимости или образованных объектов недвижимости носят временный характер, за исключением случаев, если право собственности на данные объекты недвижимости считается возникшим в силу федерального закона вне зависимости от момента государственной регистрации этого права в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Такие сведения утрачивают временный характер со дня государственной регистрации права на образованный объект недвижимости или иного момента, с которого право на образованный объект недвижимости считается возникшим. Если по истечении одного года со дня постановки на учет этого объекта недвижимости или, если этим объектом недвижимости является земельный участок, двух лет со дня постановки его на учет, не осуществлена государственная регистрация права на него (либо в указанном в части 3 данной статьи случае не осуществлена государственная регистрация аренды), такие сведения аннулируются и исключаются из государственного кадастра недвижимости.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, земельный участок с кадастровым номером 33:02:021261:565 был поставлен на кадастровый учет 23.05.2012 и снят с него 22.01.2013.
Сведения о правах на указанный земельный участок на момент обращения администрации с заявлением о снятии его с кадастрового учета отсутствовали, а значит, сведения о земельном участке, внесенные в государственный кадастр недвижимости, имели статус временных.
Поскольку на момент снятия с кадастрового учета спорного земельного участка двухлетний срок со дня его постановки на учет не истек, суд правомерно указал, что сведения о таком объекте недвижимости не могли быть аннулированы из государственного кадастра недвижимости.
В силу пункта 1 статьи 11.2 ЗК РФ земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Согласно части 2 статьи 25 Федерального закона N 221-ФЗ орган кадастрового учета снимает с учета земельный участок только в случае, если такой земельный участок является преобразуемым объектом недвижимости и подлежит снятию с учета в соответствии с установленными статьей 24 названного Закона особенностями осуществления кадастрового учета при образовании объектов недвижимости.
Таким образом, закон предусматривает исчерпывающий перечень оснований для снятия объекта недвижимости с кадастрового учета.
Частью 5 статьи 24 Федерального закона N 221-ФЗ установлено, что в течение срока действия временного характера внесенных в государственный кадастр недвижимости сведений об объекте недвижимости по заявлению собственника объекта недвижимости или собственников объектов недвижимости, в результате преобразования которых был образован такой объект недвижимости, сведения о таком объекте недвижимости могут быть аннулированы и исключены из государственного кадастра недвижимости.
Понятие преобразования земельного участка приведено в пункте 2 части 2 статьи 7 Федерального закона 221-ФЗ, в соответствии с которым в государственный кадастр недвижимости вносятся также сведения об объекте недвижимости: кадастровый номер объекта недвижимости, в результате раздела которого, выдела из которого, реконструкции которого или иного соответствующего законодательству Российской Федерации действия с которым (далее - преобразуемый объект недвижимости) был образован другой объект недвижимости (далее - образование объекта недвижимости).
При этом земельные участки, из которых при разделе, объединении, перераспределении образуются земельные участки, прекращают свое существование с даты государственной регистрации права собственности и иных вещных прав на все образуемые из них земельные участки в порядке, установленном Федеральным законом от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", за исключением случаев, указанных в пункте 4 статьи 11.4 данного Кодекса, и случаев, предусмотренных другими федеральными законами.
В рассматриваемом случае в материалах дела отсутствуют доказательства того, что земельный участок с кадастровым номером 33:02:021261:565 является преобразуемым и к нему применимы названные правила.
Как установил суд, спорный земельный участок не отвечает признакам преобразуемого объекта недвижимости, указанным в пункте 2 части 2 статьи 7 Федерального закона 221-ФЗ. Иное Учреждением не было доказано.
В силу статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Повторно исследовав представленные в дело доказательства в порядке указанной нормы суд апелляционной инстанции приходит к аналогичному выводу о том, что оспариваемое решение Учреждения противоречит действующему законодательству и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности.
В соответствии с частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
При этих условиях суд первой инстанции правомерно удовлетворил требования Главы КФХ Ионова В.С.
Довод администрации о том, что принимая постановление от 09.01.2013 N 14, которое явилось основанием для снятия спорного земельного участка с кадастрового учета, она действовала как собственник объекта недвижимости, является несостоятельным, поскольку основан на неверном толковании вышеперечисленных норм права.
Ссылка администрации на наличие на земельном участке с кадастровым номером 33:02:021261:565 водного объекта судом апелляционной инстанции отклоняется, как не имеющая правового значения для рассмотрения настоящего спора.
Основания для отмены обжалуемого решения Арбитражного суда Владимирской области отсутствуют.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены решения арбитражного суда первой инстанции, не установлено.
С учетом изложенного апелляционная жалоба администрации по приведенным в ней доводам удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Владимирской области от 22.07.2013 по делу N А11-1542/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации Киржачского района Владимирской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий судья |
И.А. Смирнова |
Судьи |
Т.А. Захарова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А11-1542/2013
Истец: Глава Кфх Ионов Владимир Сергеевич, Ионов Владимир Сергеевич
Ответчик: ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Владимирской области
Третье лицо: Администрация Киржачского района Владимирской области, Администрация Киржачского района, Федеральное государственное бюджетное учреждени "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Владимирской области