город Ростов-на-Дону |
|
28 ноября 2013 г. |
Дело N А32-11020/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 ноября 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 28 ноября 2013 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Сулименко О.А.,
судей Гуденица Т.Г., Ефимовой О.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Струкачевой Н.П.,
в отсутствие участвующих в деле лиц,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу закрытого акционерного общества "КЛМ Ко" на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 12.09.2013 по делу N А32-11020/2013, принятое судьей Суминой О.С,
по заявлению закрытого акционерного общества "КЛМ Ко"
к заинтересованному лицу - Краснодарской таможне Федеральной таможенной службы Южного таможенного управления
о возврате излишне уплаченных авансовых платежей в размере 103 665,88 рублей,
УСТАНОВИЛ:
закрытое акционерное общество "КЛМ Ко" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Краснодарской таможне (далее - таможня) о возврате излишне уплаченных авансовых платежей в размере 103 665, 88 рублей.
Заявленные требования мотивированы тем, что электронная база платежей общества за 2007-2008 годы была утеряна обществом, также произошла кадровая смена курирующего менеджера. Таможней в ответ на запрос общества о расходовании сумм авансовых платежей в период 01.01.2009-01.03.2010 направлен отчет без указания о наличии остатков в связи с внесением авансовых платежей ранее указанного обществом срока, в чем усматривается недобросовестность. Истечение трехлетнего срока возврата авансовых платежей не является основанием для прекращения права собственности на указанные денежные средства.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 12.09.2013 в удовлетворении заявленных требований отказано. Решение мотивировано тем, что судебный акт мотивирован тем, что с момента поступления авансовых платежей на счет таможни прошло более трех лет; общество в течение указанного срока с заявлением о возврате авансовых платежей в административном порядке в таможенный орган не обращалось; заявитель не распорядился авансовыми платежами в установленном законом порядке.
Закрытое акционерное общество "КЛМ Ко" обжаловало решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и просило решение суда отменить, заявленные требования удовлетворить. В обоснование апелляционной жалобы приводит доводы, аналогичные заявленным суду первой инстанции.
Отзыв на апелляционную жалобу не представлен. В судебное заседание участвующие в деле лица, уведомленные надлежащим образом о дате и времени судебного заседания, представителей не направили, в связи с чем дело рассмотрено в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, в период 2007-2008 год ЗАО "КЛМ и Ко" платежными поручениями N 596 от 10.09.2007, N 555 от 20.03.2008, N 69 от 03.06.2008, N 969 от 19.05.2008, N 898 от 08.05.2008, N 440 от 06.03.2008 на счет Краснодарской таможни перечислило авансовые платежи.
15.03.2010 ЗАО "КЛМ Ко" на основании п. 4 ст.330 Таможенного кодекса Российской Федерации обратилось в Краснодарскую таможню с заявлением N 152 о выдаче отчета о расходовании денежных средств, внесенных в качестве авансовых платежей на счет Краснодарской таможни за период с 01.01.2009 по 01.03.2010 (л.д. 22).
Письмом от 24.03.2010 N 17-04.3/6468 (л.д. 23) Краснодарская таможня сообщила ЗАО "КЛМ Ко" о том, что форма отчета о расходовании денежных средств, утвержденная Распоряжением ГТК России от 27.11.2003 N 647-р, предусматривает указывать наименование, ОКПО, ИНН, КПП, адрес налогоплательщика, реквизиты платежных документов, в соответствии с которыми вносились авансовые платежи, отчет о расходовании отражает расход денежных средств на требуемую дату по конкретным платежным документам, указанным в заявлении участника ВЭД, или по всем платежным документам, поступившим в выбранный период. Исходя из формулировки запроса ЗАО "КЛМ Ко", таможенный орган сообщил обществу, что за испрашиваемый период, а именно: с 01.01.2009 по 01.03.2010, денежные средства на счет Краснодарской таможни не поступали.
04.10.2012 письмом N 774 ЗАО "КЛМ и Ко" повторно обратилось в Краснодарскую таможню о предоставлении отчета о расходовании.
Краснодарская таможня приложением к письму от 24.10.2012 N 22.4-04/21348 (л.д. 24) направила обществу отчет о расходовании денежных средств, внесенных в качестве авансовых платежей, по состоянию на 01.10.2012 (л.д. 25).
Одновременно таможня сослалась на часть 5 статьи 121 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации", указав, что отчет должен содержать сведения о суммах поступивших авансовых платежей за период, указанный в заявлении, в том числе, если по заявлению плательщика статус авансовых платежей приобрели иные денежные средства; о суммах авансовых платежей, израсходованных на уплату таможенных и иных платежей, внесение денежного залога; о суммах авансовых платежей, возвращенных лицу.
14.11.2012 общество направило в адрес Краснодарской таможни претензию N 894 о незаконном списании денежных средств, с просьбой разъяснить возможность подачи заявления о возврате авансовых платежей(л.д. 26-28).
В письме от 22.01.2013 N 19.4-04/1169 Краснодарская таможня разъяснила, что в письме от 24.03.2010 N17-04.3/6468 содержалась информация о расходовании денежных средств, внесенных в качестве авансовых платежей, в выбранном Обществом периоде - с 01.01.2009 по 01.03.2010. Инициативное уведомление участника внешнеэкономической деятельности таможенным органом действующее законодательство не предусматривает. В направленном обществу отчете отражено списание авансовых платежей, перечисленных обществом на основании платежных поручений 2007-2008 годов согласно действующему правовому регулированию.
Полагая, что будучи введенным в заблуждение таможенным органом, общество не имело возможности получить информацию об имеющемся остатке денежных средств, и как следствие, обратиться за возвратом денежных средств, действия Краснодарской таможни по перечислению в доход бюджета 103 665,88 рублей авансовых платежей являются незаконными, общество обратилось за защитой нарушенных прав в арбитражный суд.
Судебная коллегия полагает обоснованным отказ суда первой инстанции в удовлетворении заявленных требований ввиду следующего.
Согласно пункту 3 статьи 330 (действовала до 28.12.2010) Таможенного кодекса Российской Федерации денежные средства, перечисленные на счет Федерального казначейства в качестве авансовых платежей, являются имуществом лица, внесшего авансовые платежи, и не могут рассматриваться в качестве таможенных платежей до тех пор, пока лицо, внесшее авансовые платежи, не сделает распоряжение об этом таможенному органу либо таможенный орган не обратит взыскание на авансовые платежи в соответствии со статьей 353 Таможенного кодекса Российской Федерации. В качестве распоряжения лица, внесшего авансовые платежи, рассматривается подача им или от его имени таможенной декларации либо совершение иных действий, свидетельствующих о намерении использовать свои денежные средства в качестве таможенных платежей.
Аналогичные положения содержатся в Таможенном кодексе Таможенного союза в пункте 3 статьи 73, а также в Федеральном законе от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" - пункты 3, 4 статьи 121.
Краснодарской таможней в 2010-2011 годах были сформированы акты списания ПП N 10309000/11261 от 17.11.2011, N 10309000/1446 от 30.03.2011, N 10309000/11261 от 17.11.2011, N 10309000/314 от 12.03.2012, N 10309000/200 от 12.03.2012, N 10309000/11261 от 17.11.2011 на общую сумму 103665,81 руб. Указанные акты списания относимы к авансовым платежам, внесенным обществом на счет Краснодарской таможни в период 2007-2008 год платежными поручениями N 596 от 10.09.2007, N 555 от 20.03.2008, N 69 от 03.06.2008, N 969 от 19.05.2008, N 898 от 08.05.2008, N 440 от 06.03.2008.
В соответствии с пунктом 5 статьи 330 Таможенного кодекса Российской Федерации (действовала до 28.12.2010) возврат авансовых платежей осуществляется по правилам, предусмотренным Кодексом для возврата таможенных пошлин, налогов (глава 33), если заявление об их возврате подано в течение трех лет со дня последнего распоряжения лица об использовании авансовых платежей. Если лицом распоряжение об использовании авансовых платежей не производилось, указанный срок подачи заявления об их возврате исчисляется со дня поступления денежных средств на счет Федерального казначейства. По истечении указанного срока невостребованные суммы авансовых платежей учитываются в составе прочих неналоговых доходов федерального бюджета и возврату не подлежат.
Согласно пункту 1 статьи 330 Таможенного кодекса Российской Федерации авансовыми платежами являются денежные средства, внесенные на счет Федерального казначейства в счет предстоящих таможенных платежей и не идентифицированные плательщиком в качестве конкретных видов и сумм таможенных платежей в отношении конкретных товаров.
Согласно пунктам 1, 2 статьи 122 Федерального закона N 311-ФЗ от 27.11.2010 "О таможенном регулировании в Российской Федерации" возврат авансовых платежей осуществляется по правилам, предусмотренным для возврата излишне уплаченных таможенных пошлин, налогов, если заявление об их возврате подано лицом, внесшим авансовые платежи (его правопреемником), в течение трех лет со дня последнего распоряжения об использовании авансовых платежей. Если указанным лицом распоряжение об использовании авансовых платежей не производилось, указанный срок подачи заявления об их возврате исчисляется со дня поступления денежных средств на счет Федерального казначейства.
По истечении указанного срока невостребованные суммы авансовых платежей учитываются в составе прочих неналоговых доходов федерального бюджета и возврату не подлежат.
С заявлением о возврате авансовых платежей в таможенный орган закрытое акционерное общество "КЛМ Ко" до истечения срока не обращалось.
Обязанность по информированию лиц, внесших денежные средства в качестве авансовых платежей, о выявлении невостребованных денежных средств и о перечислении их в доход федерального бюджета не установлена законодательством Таможенного союза и законодательством Российской Федерации о таможенном деле.
Напротив, согласно пункту 4 статьи 330 Таможенного кодекса Таможенного союза, пункту 5 статьи 121 Федерального закона N 311-ФЗ от 27.11.2010 "О таможенном регулировании в Российской Федерации" по требованию лица, внесшего авансовые платежи, таможенный орган предоставляет отчет о расходовании денежных средств, внесенный в качестве авансовых платежей.
Из изложенного следует, что обязанность по отслеживанию расходования денежных средств, внесенных в качестве авансовых платежей, лежит на декларанте.
Довод апелляционной жалобы о том, что действия таможенных органов по списанию в федеральный бюджет авансовых платежей являются незаконными, так как противоречат Конституции Российской Федерации (части 2, 3 статьи 35, часть 3 статьи 55), следует отклонить, поскольку Конституционный Суд Российской Федерации, разъясняя порядок применения части 2 статьи 122 Федерального закона "О таможенном регулировании в Российской Федерации" в определении от 05.03.2013 N 413-О, отметил, что предусмотренное указанной нормой правило, согласно которому невостребованные в течение трехлетнего срока суммы авансовых платежей поступают в федеральный бюджет и возврату не подлежат, не может рассматриваться как влекущее в системе действующего правового регулирования нарушение каких-либо конституционных прав и свобод граждан, поскольку для лиц, внесших авансовые платежи, не исключается возможность произвести их возврат в установленный законом срок, а для пропустивших этот срок - обратиться исходя из фактических обстоятельств в суд с иском о взыскании (возврате) сумм авансовых платежей по правилам, предусмотренным гражданским законодательством.
Судебная коллегия полагает, что зачислением названной суммы в федеральный бюджет таможня не нарушила права и законные интересы общества, поскольку последнее не обращалось в пределах установленного трехлетнего срока к таможне с заявлением об их возврате. Действия таможни не свидетельствуют о наличии причинной связи с наступлением отрицательных последствий для общества ввиду того, что общество в пределах трехлетнего срока не распорядилось этими денежными средствами. В результате бездействия общества в установленный срок по его истечении спорные денежные средства списаны в счет федерального бюджета.
Довод апелляционной жалобы о том, что трехгодичный срок следует исчислять со дня, когда общество узнало о списании авансовых платежей, подлежит отклонению как основанный на неверном толковании закона.
Как указал Конституционный суд Российской Федерации в Определении от 05.03.2013 N 413-О, по прошествии установленного таможенным законодательством срока лицо вправе обратиться за взысканием утраченного имущества в суд, который разрешит заявленный иск по правилам гражданского законодательства с учетом обстоятельств, при которых этот срок пропущен
Указанные обществом обстоятельства (утрата информационной базы, кадровые перестановки среди менеджеров) не свидетельствуют о том, что общество не имело возможности узнать о нарушении своих прав ранее получения отчета от Краснодарской таможни. Указанный довод правомерно отклонен и Арбитражным судом Краснодарского края. Действия таможни при направлении ответов обществу также не могут быть квалифицированы как вводящие в заблуждение или недобросовестные, поскольку отвечают на все поставленные обществом запросы.
Таким образом, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным. Судом первой инстанции полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, дана правильная оценка представленным доказательствам и установлены обстоятельства, имеющие значение для дела. Нарушений норм материального и процессуального права не установлено.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и влекущих безусловную отмену судебного акта, коллегией не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 12.09.2013 по делу N А32-11020/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
О.А. Сулименко |
Судьи |
Т.Г. Гуденица |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-11020/2013
Истец: ЗАО "КЛМ Ко", ЗАО "Красноярская компания по производству лесоматериалов "Красноярсклесоматериалы" ("КЛМ Ко")
Ответчик: Федеральая таможенная служба Южное управление Краснодарская таможня
Третье лицо: Федеральная таможенная служба РФ Южное таможенное управление Краснодарская таможня
Хронология рассмотрения дела:
25.05.2015 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-2721/15
28.01.2015 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-19618/14
11.09.2014 Решение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-11020/13
28.03.2014 Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-1292/14
28.11.2013 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-18508/13
12.09.2013 Решение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-11020/13