г. Самара |
|
03 декабря 2013 г. |
Дело N А65-14641/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 ноября 2013 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 03 декабря 2013 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Филипповой Е.Г., судей Кувшинова В.Е., Семушкина В.С.,
при ведении протокола судебного заседания Ивановой А.И., с участием:
от Палаты имущественных и земельных отношений Менделеевского муниципального района Республики Татарстан - представителей Никитина Ю.А. (доверенность от 10 января 2013 года), Царевой Е.С. (доверенность от 10 января 2013 года),
от Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан - представителя Шайдуллова Д.Н. (доверенность от 19 марта 2013 года),
от третьих лиц: Зырянова Г.Е. - представителя Закирова К.М. (доверенность от 15 августа 2013 года),
ООО "Агропром" - представителя Гайнутдинова Р.Ш. (доверенность от 16 августа 2013 года),
рассмотрев в открытом судебном заседании 27 ноября 2013 года апелляционные жалобы Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан, Зырянова Георгия Евдокимовича
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 10 сентября 2013 года по делу N А65-14641/2013 (судья Бредихина Н.Ю.), принятое по заявлению Палаты имущественных и земельных отношений Менделеевского муниципального района Республики Татарстан (ОГРН 1061674008087), Республики Татарстан, г.Менделеевск, к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан, г.Казань, третьи лица: Зырянов Георгий Евдокимович, Республики Татарстан, г.Менделеевск, ООО "Агропром" (ИНН 1627004486), Республики Татарстан, г.Менделеевск,
о признании недействительным решения от 11 июня 2013 года N Т04-91/2013, незаконным предписания от 11 июня 2013 года N Т04-91/2013,
УСТАНОВИЛ:
Палата имущественных и земельных отношений Менделеевского муниципального района Республики Татарстан (далее - заявитель, Палата) обратилась в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением о признании недействительным решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан (далее - УФАС России по Республике Татарстан, антимонопольный орган) от 11 июня 2013 года N Т04-91/2013, незаконным предписания УФАС России по Республике Татарстан от 11 июня 2013 года NТ04-91/2013.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Зырянов Георгий Евдокимович, ООО "Агропром".
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 10 сентября 2013 года заявление Палаты имущественных и земельных отношений Менделеевского муниципального района Республики Татарстан удовлетворено частично, пункт 1 решения УФАС России по Республике Татарстан от 11 июня 2013 года по жалобе N Т04-91/2013, а также пункт 2 указанного решения в части признания организатора торгов - Палаты имущественных и земельных отношений Менделеевского муниципального района нарушившей пункт 14 Правил организации и проведения торгов по продаже находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, утвержденных постановлением Правительства РФ от 11 ноября 2002 года N808, признаны недействительными. В остальной части в удовлетворении заявленных требований отказано.
В апелляционной жалобе УФАС России по Республике Татарстан просит решение суда в части признания недействительным пункта 1 решения УФАС России по Республике Татарстан от 11 июня 2013 года по жалобе N Т04-91/2013, а также пункта 2 указанного решения в части признания организатора торгов - Палаты имущественных и земельных отношений Менделеевского муниципального района нарушившей пункт 14 Правил организации и проведения торгов по продаже находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, утвержденных постановлением Правительства РФ от 11 ноября 2002 года N808, отменить, принять по делу новый судебный акт, в удовлетворении заявленных требований Палаты имущественных и земельных отношений Менделеевского муниципального района Республики Татарстан отказать, ссылаясь на законность оспариваемого решения антимонопольного органа, нарушение Палатой порядка проведения торгов, установленного законодательством.
В апелляционной жалобе Зырянов Г.Е. просит решение суда в части признания недействительными пунктов 1 и 2 решения УФАС России по Республике Татарстан от 11 июня 2013 года по жалобе N Т04-91/2013 отменить, принять по делу новый судебный акт, оставить в силе пункты 1, 2 решения УФАС России по Республике Татарстан от 11 июня 2013 года по делу N Т04-91/2013, ссылаясь на выполнение им всех условий торгов, установленных в извещении о проведении торгов и в правилах их проведения, незаконный отказ Палаты в допуске торгам.
В отзывах на апелляционные жалобы заявитель и ООО "Агропром" просят оставить решение суда без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения, ссылаясь на законность и обоснованность обжалуемого решения суда.
В судебном заседании представители антимонопольного органа и Зырянова Г.Е. поддержали доводы апелляционных жалоб, просили решение суда отменить, в удовлетворении заявления отказать.
Представители заявителя и третьего лица ООО "Агропром" возражали против удовлетворения апелляционных жалоб и просили оставить решение суда без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Проверив материалы дела, выслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, в адрес антимонопольного органа поступила жалоба Зырянова Г.Е. на действия организатора торгов - Палаты имущественных и земельных отношений Менделеевского муниципального района Республики Татарстан при проведении открытых аукционных торгов по продаже права аренды земельных участков с кадастровыми номерами 16:27:030201:713, 16:27:030201:714, 16:27:030201:715.
По результатам рассмотрения жалобы антимонопольным органом было установлено, что распоряжением главы Менделеевского муниципального района от 18 апреля 2013 года на торги было выставлено право аренды муниципального имущества, а именно: трех земельных участков по сельскохозяйственное производство.
Извещение о проведении торгов было опубликовано в газете "Менделеевские новости" N 30 (7029) от 19 апреля 2013 года.
Размер задатка для участия в аукционе - 20% от начальной цены, шаг аукциона - 5% от начальной цены, период приема заявок и задатков - с 9.00 19 апреля 2013 года по 09.00 21 мая 2013 года, дата и время проведения аукциона - 11.00 21 мая 2013 года.
В соответствии с протоколом N 1 заседания аукционной комиссии о допуске участников к торгам на участие в данных торгах поступили заявки от 5 претендентов: Егорова Н.В., Хоруженко Е.В., Махмудова У.А., Зырянова Г.Е., ООО "Агропром". При этом Зырянов Г.Е. не был допущен к участию в торгах ввиду отсутствия подтверждения поступления в установленный срок задатка от него на счет Палаты.
Рассмотрев представленные организатором торгов документы, антимонопольный орган пришел к выводу о неправомерности отказа Зырянову Г.Е. в допуске к участию в торгах, что явилось основанием для признания его жалобы обоснованной. Помимо этого, антимонопольным органом были установлены иные нарушения со стороны организатора торгов, а именно: не соблюден порядок размещения информации о проведении торгов в части отсутствия публикации извещения на официальном сайте Российской Федерации; не соблюден порядок проведения торгов в части, касающейся содержания извещения, требования ч.4 ст.38 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), пункта 8 Правил организации и проведения торгов: в извещении о проведении торгов отсутствуют необходимые сведения.
Изложенные обстоятельства отражены в решении антимонопольного органа от 11 июня 2013 года по жалобе N Т04-91/2013, на основании которого 11 июня 2013 года организатору торгов было выдано предписание об устранении нарушения.
Согласно предписанию от 11 июня 2013 года организатору торгов необходимо отменить все протоколы, составленные при проведении открытых аукционных торгов по продаже права аренды земельных участков с кадастровыми номерами 16:27:030201:713, 16:27:030201:714, 16:27:030201:715; повторно провести открытые аукционные торги по продаже права аренды земельных участков с кадастровыми номерами 16:27:030201:713, 16:27:030201:714, 16:27:030201:715 в соответствии с требованиями законодательства.
Исходя из п.4 ст.38 ЗК РФ порядок организации и проведения торгов (конкурсов, аукционов) по продаже земельных участков или права на заключение договоров аренды таких земельных участков определяется Правительством Российской Федерации в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и ЗК РФ.
Порядок проведения торгов по продаже земельного участка определен статьей 448 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьями 38, 38.1 ЗК РФ.
Правилами организации и проведении торгов по продаже находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков или права на заключение договоров аренды таких земельных участков, утвержденными постановлением Правительства РФ от 11 ноября 2002 года N 808, (далее - Правила организации и проведении торгов) предусмотрен порядок проведения торгов (конкурсов, аукционов), в том числе и перечень сведений, подлежащих обязательному опубликованию о предстоящих торгах.
Пунктом 8 Правил организации и проведении торгов установлены требования к объему информации и сведений, обязательных для указания в извещении о проведении торгов. Так, извещение о проведении торгов должно быть опубликовано в средствах массовой информации, определенных Правительством Российской Федерации, органом государственной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления, не менее чем за 30 дней до даты проведения торгов и содержать следующие сведения: форма торгов и подачи предложений о цене или размере арендной платы; срок принятия решения об отказе в проведении торгов; предмет торгов, включая сведения о местоположении (адресе), площади, границах, обременениях, кадастровом номере, целевом назначении и разрешенном использовании земельного участка, а также иные позволяющие индивидуализировать земельный участок данные; наименование органа государственной власти или органа местного самоуправления, принявших решение о проведении торгов, реквизиты указанного решения; наименование организатора торгов; начальная цена предмета торгов или начальный размер арендной платы, "шаг аукциона", размер задатка и реквизиты счета для его перечисления; форма заявки об участии в торгах, порядок приема, адрес места приема, даты и время начала и окончания приема заявок и прилагаемых к ним документов, предложений, а также перечень документов, представляемых претендентами для участия в торгах; условия конкурса; место, дата, время и порядок определения участников торгов; место и срок подведения итогов торгов, порядок определения победителей торгов; срок заключения договора купли-продажи или аренды земельного участка; дата, время и порядок осмотра земельного участка на местности; проект договора купли-продажи или аренды земельного участка; сведения о сроке уплаты стоимости, если земельный участок продается в кредит (с отсрочкой платежа), а также о порядке, сроках и размерах платежей, если земельный участок продается в рассрочку.
Однако, как было правомерно установлено антимонопольным органом, в нарушение вышеприведенной нормы не все подлежащие обязательному указанию сведения были размещены заявителем в извещении о проведении спорных торгов, а именно: отсутствовали сведения о сроке принятия решения об отказе в проведении торгов; форма заявки об участии в торгах; месте, дате, времени и порядке определения участников торгов; сроке заключения договора купли-продажи или аренды земельного участка; дате, времени и порядке осмотра земельного участка на местности; проект договора купли-продажи или аренды земельного участка.
Нарушение обязательных для исполнения требований закона свидетельствует о несоблюдении порядка и организации проведения торгов заявителем, в связи с чем решение антимонопольного органа в данной части является законным и обоснованным.
Отступление организатором от порядка проведения торгов свидетельствует о правомерном выводе антимонопольного органа о наличии оснований для выдачи предписания об устранении нарушений.
Доводы заявителя и третьего лица - ООО "Агропром" о том, что на момент выдачи предписаний контракт был уже заключен с победителем торгов, не свидетельствуют о незаконности оспариваемого предписания, поскольку в рамках данного дела судом рассматривается вопрос о правомерности ненормативного акта. Нарушение процедуры проведения торгов однозначно свидетельствует о наличии оснований для выдачи предписания уполномоченным органом, в чьи обязанности входит выявление, пресечение и предотвращение нарушений. Невозможность исполнения предписания заявителем в рамках настоящего дела не является основанием для его отмены, обстоятельства, связанные с исполнением данного предписания и вопросом виновности лиц, его не исполнивших может быть предметом самостоятельных требований в рамках процедуры, предусмотренной КоАП РФ, либо в рамках отдельного иска о признании торгов недействительными.
Кроме того, на момент вынесения антимонопольным органом оспариваемых решения и предписания ни организатор торгов, ни победитель торгов не представили в антимонопольный орган сведений об уже состоявшемся заключении договора по результатам торгов. В отсутствие такой информации антимонопольный орган не вправе исходить из предположения об обязательном заключении договора в течение какого-либо срока со дня проведения торгов, тем более, что срок заключения договора в извещении о проведении торгов организатором указан не был.
Вместе с тем суд первой инстанции признал необоснованными выводы антимонопольного органа о наличии в действиях заявителя нарушений требований пункта 14 Правил организации и проведения торгов в части недопуска Зырянова Г.Е. и нарушения порядка публикации извещения.
В силу п.10 Правил организации и проведения торгов для участия в торгах претендент представляет организатору торгов (лично или через своего представителя) в установленный в извещении о проведении торгов срок заявку по форме, утверждаемой организатором торгов, платежный документ с отметкой банка плательщика об исполнении для подтверждения перечисления претендентом установленного в извещении о проведении торгов задатка в счет обеспечения оплаты приобретаемых на торгах земельных участков или права на заключение договоров аренды таких земельных участков и иные документы в соответствии с перечнем, опубликованным в извещении о проведении торгов.
Согласно пунктам 6, 13 Правил организации и проведения торгов претендент для участия в торгах обязан внести задаток, который определяется в размере не менее 20 % от начальной цены земельного участка или начального размера арендной платы, на указанный в извещении о проведении торгов счет организатора торгов. Документом, подтверждающим поступление задатка на счет (счета) организатора торгов, является выписка (выписки) со счета (счетов) организатора торгов.
Основания для отказа претенденту в допуске к участию в торгах установлены пунктом 15 Правил: а) заявка подана лицом, в отношении которого законодательством Российской Федерации установлены ограничения в приобретении в собственность земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности; б) представлены не все документы в соответствии с перечнем, указанным в информационном сообщении (за исключением предложений о цене или размере арендной платы), или оформление указанных документов не соответствует законодательству Российской Федерации; в) заявка подана лицом, не уполномоченным претендентом на осуществление таких действий; г) не подтверждено поступление в установленный срок задатка на счет (счета), указанный в извещении о проведении торгов.
В извещении о проведении торгов (т.1, л.д.38) организатором торгов было указано на то, что поступление задатка должно быть подтверждено выпиской с банковского счета Палаты на дату окончания срока приема заявок и задатков. Заявки и задатки принимаются с 9.00 часов 19 апреля 2013 года по 09.00 часов 21 мая 2013 года по адресу: г.Менделеевск, ул.Фомина, д.19.
Претендент на участие в торгах Зырянов Г.Е. оплатил задаток 20 мая 2013 года, однако на момент окончания приема заявок - 21 мая 2013 года подтверждающая выписка с банковского счета о поступлении задатка отсутствовала, что и явилось основанием для отказа ему в допуске к участию на торгах.
Согласно ответу Менделеевского филиала ОАО "АК БАРС" Банк (т.1, л.д.73) платеж Зырянова Г.Е. был отправлен получателю платежа 21 мая 2013 года в 10 час 29 мин. Соответственно, на момент окончания срока приема задатков и заявок платеж данного претендента на счет организатора торгов не поступил, доказательства поступления платежа, претендентом представлены не были.
Поскольку претендентом не были выполнены условия, установленные в извещении о проведении торгов в части подтверждения поступления задатка, организатор торгов правомерно не допустил его к участию.
Вопрос о правомерности установления срока приема и подачи заявок и условий подтверждения поступления задатка на счет организатора антимонопольным органом не рассматривался, в качестве нарушения заявителю не вменялся.
Таким образом, у антимонопольного органа отсутствовали правовые основания для признания заявителя нарушивши требования пункта 14 Правил организации и проведения торгов и признания жалобы Зырянова Г.Е. обоснованной.
В части признания заявителя нарушившим требования закона об опубликовании извещения на официальном сайте Российской Федерации, суд первой инстанции также признал позицию антимонопольного органа необоснованной.
В соответствии с п.8 Правил организации и проведения торгов извещение о проведении торгов должно быть опубликовано в средствах массовой информации, определенных Правительством Российской Федерации, органом государственной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления, не менее чем за 30 дней до даты проведения торгов.
Организатором торгов в рамках рассматриваемого дела извещение о проведении торгов было опубликовано 19 апреля 2013 года в газете "Менделеевские новости".
Вместе с тем антимонопольный орган пришел к выводу о том, что по аналогии закона необходимо размещение извещения и на официальном сайте Российской Федерации.
В качестве правового основания для этого взяты нормы, регулирующие сходные, по мнению антимонопольного органа, отношения, а именно: ст.38.1, ст.38.2 ЗК РФ.
В соответствии с положениями ч.5-6 ст.38 ЗК РФ порядок организации и проведения аукционов по продаже земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, либо права на заключение договоров аренды земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для жилищного строительства определяется статьей 38.1 ЗК РФ; порядок организации и проведения аукционов по продаже права на заключение договоров аренды земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для их комплексного освоения в целях жилищного строительства определяется статьей 38.2 ЗК РФ.
Однако статьи 38.1 и 38.2 ЗК РФ устанавливают особый порядок проведения и организации аукционов и дополнительные требования применительно к земельным участкам, предназначенным для жилищного строительства, с учетом их характера и предназначения.
Применение закона по аналогии к правоотношениям возможно в том случае, когда отношения прямо не урегулированы законодательством или соглашением сторон и отсутствует применимый к ним обычай, если это не противоречит их существу.
Между тем в данном случае, порядок проведения торгов определен статьей 38 ЗК РФ и Правилами организации и проведения торгов, утвержденным Правительством РФ.
Применяя по аналогии закона положения ст.38.1 и ст.38.2 ЗК РФ к рассматриваемым в рамках настоящего дела правоотношениям и обязывая организатора торгов размещать извещение на официальном сайте Российской Федерации, антимонопольный орган не восполняет пробел в правовом регулировании отношений, а устанавливает дополнительные требования, не предусмотренные законом для данных правоотношений, что является неправомерным.
Приняв во внимание вышеизложенные обстоятельства, суд первой инстанции обоснованно требования заявителя удовлетворил частично, признав пункты 1 и 2 решения антимонопольного органа недействительными в части признания организатора торгов - Палаты имущественных и земельных отношений Менделеевского муниципального района нарушившей пункт 14 Правил организации и проведения торгов по продаже находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, утвержденных постановлением Правительства РФ от 11 ноября 2002 года N 808.
Доводы апелляционных жалоб об уплате Зыряновым Г.Е. задатка в установленный срок не принимаются, поскольку на счет организатора торгов по состоянию на указанные в извещении о проведении торгов время и дату (09 час 00 мин) 21 мая 2013 года денежные средства от Зырянова Г.Е. в уплату задатка не поступили.
Ссылки в апелляционных жалобах на непредставление на рассмотрении комиссии УФАС России по Республике Татарстан выписки со счета Палаты за 21 мая 2013 года не принимается. Само по себе непредставление данной выписки антимонопольному органу не свидетельствует о ее отсутствии у организатора торгов на момент установления сведений о поступлении денежных средств (в уплату задатка) на счет Палаты. По утверждению представителей заявителя, выписка банка по состоянию на 09 час 00 мин 21 мая 2013 года у организатора торгов имелась в момент проведения торгов. Копия данной выписки представлена в материалы арбитражного дела (т.1, л.д.70). Из данной выписки банка следует, что денежные средства от Зырянова Г.Е. на счет организатора торгов не поступили.
Доводы апелляционной жалобы УФАС России по Республике Татарстан о том, что статьей 38 ЗК РФ и Правилами организации и проведения торгов не урегулирован вопрос о необходимости размещения извещения о проведении аукциона на официальном сайте Российской Федерации в сети Интернет для размещения информации о проведении торгов, определенном Правительством Российской Федерации, и необходимости применения аналогии закона несостоятельны. Отсутствие в указанных правовых нормах, регулирующих порядок организации и проведения торгов по продаже земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, или права на заключение договора аренды таких земельных участков на торгах (конкурсах, аукционах), указания на необходимость размещения извещения о проведении торгов на официальном сайте в сети Интернет, свидетельствует об отсутствии такой обязанности у заявителя как организатора торгов. Аналогия закона в данном случае не применима.
В силу части 1 статьи 6 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, когда предусмотренные пунктами 1 и 2 статьи 2 настоящего Кодекса отношения прямо не урегулированы законодательством или соглашением сторон и отсутствует применимый к ним обычай, к таким отношениям, если это не противоречит их существу, применяется гражданское законодательство, регулирующее сходные отношения (аналогия закона).
Между тем отношения в сфере организации и проведения торгов по продаже земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, или права на заключение договора аренды таких земельных участков на торгах законодательно урегулированы. Следовательно, аналогия закона невозможна.
Приведенные в апелляционных жалобах доводы не опровергают выводов суда первой инстанции и не являются основанием для отмены или изменения обжалуемого решения арбитражного суда по основаниям, предусмотренным статьёй 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
На основании изложенного решение суда от 10 сентября 2013 года следует оставить без изменения, а апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Согласно статье 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы по уплате государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы относятся на Зырянова Г.Е., УФАС России по Республике Татарстан, однако с УФАС России по Республике Татарстан взысканию не подлежат на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 10 сентября 2013 года по делу N А65-14641/2013 оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий |
Е.Г. Филиппова |
Судьи |
В.Е.Кувшинов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А65-14641/2013
Истец: Палата имущественных и земельных отношений Менделеевского муниципального района Республики Татарстан, г. Менделеевск
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан, г. Казань
Третье лицо: Зырянов Г. Е., Зырянову Г. Е., Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд, г. Самара, ООО "Агропром", г. Менделеевск