г. Томск |
|
29 ноября 2013 г. |
Дело N А03-13249/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 ноября 2013 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 29 ноября 2013 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Шатохиной Е.Г.,
судей: Ждановой Л.И., Павлюк Т.В.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Аюшевым Д.Н.,
при участии:
от истца: без участия (извещен);
от ответчика: без участия (извещен);
от третьего лица: без участия (извещено);
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Федерального казенного учреждения "Федеральное управление автомобильных дорог "Байкал" Федерального дорожного агентства" (рег. N 07АП-9073/2013) на решение Арбитражного суда Новосибирской области от 10 сентября 2013 года (судья Нефедченко И.В.) по делу N А45-6555/2013
по иску Федерального казенного учреждения "Федеральное управление автомобильных дорог "Байкал" Федерального дорожного агентства"
к обществу с ограниченной ответственностью "Фотон", п. Элитное Новосибирской области, закрытому акционерному обществу "Сибирь МАЗ Сервис", г. Новосибирск,
третье лицо: Межрегиональное УГАДН по Красноярскому краю, Республике Тыва и Республике Хакасия Федеральной службы по надзору в сфере транспорта
о взыскании 130 397 рублей,
УСТАНОВИЛ:
Федеральное казенное учреждение "Федеральное управление автомобильных дорог "Байкал" Федерального дорожного агентства (далее - ФКУ "Федеральное управление автомобильных дорог "Байкал" Федерального дорожного агентства, истец) обратилось 24.04.2013 в Арбитражный суд Новосибирской области к обществу с ограниченной ответственностью "Фотон" (далее - ООО "Фотон") с иском о взыскании в доход федерального бюджета 130 397 рублей платы за провоз тяжеловесного груза.
Исковые требования мотивированы осуществлением ответчиком 30.04.2010 и 01.05.2010 в период временных ограничений согласно Приказа N 21-П от 09.03.2010 автомобилями МАЗ гос. номер М522ТХ54 и Х207ХН54 перевозки тяжеловесного груза по федеральной дороге М-53 "Байкал" с превышением допустимой нагрузки на оси автомобилей без специального разрешения.
Определением Арбитражного суда Новосибирской области от 13.06.2013 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены закрытое акционерное общество "Сибирь МАЗ Сервис" (далее - ЗАО "Сибирь МАЗ Сервис"), Межрегиональное УГАДН по Красноярскому краю, Республике Тыва и Республике Хакасия Федеральной службы по надзору в сфере транспорта.
Определением Арбитражного суда Новосибирской области от 19.08.2013 ЗАО "Сибирь МАЗ Сервис" исключено из числа третьих лиц и привлечено в качестве соответчика по делу (л.д. 115 - 116).
Решением Арбитражного суда Новосибирской области от 10.09.2013 в удовлетворении иска отказано.
ФКУ "Федеральное управление автомобильных дорог "Байкал" Федерального дорожного агентства не согласилось с решением Арбитражного суда Новосибирской области от 10.09.2013, обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить, ссылаясь на несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела, а также на нарушение норм процессуального права.
В обоснование апелляционной жалобы заявитель указал, что истец дважды ходатайствовал перед судом о запросе документов у уполномоченных лиц либо у ответчика, касающихся принадлежности транспортных средств, а также информации о произведенных регистрационных действиях, которые судом первой инстанции проигнорированы. В отсутствие указанных доказательств, выводы суда первой инстанции о том, что истец не обосновал возможность обращения сразу к двум ответчикам и не сформулировал требования к каждому из них, являются преждевременными. Кроме того, заявитель полагает ошибочными выводы суда первой инстанции о том, что редакция постановление Правительства РФ от 16.11.2009 N 934 не предусматривала возмещение вреда дорогам в случае временного ограничения в связи с погодно-климатическими условиями.
ЗАО "Сибирь МАЗ Сервис" представило в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит оставить решение суда от 10.09.2013 без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения, указав, что все доводы были предметом рассмотрения суда первой инстанции, им дана надлежащая правовая оценка, нарушения норм процессуального права не имеется.
Стороны, третье лицо, извещенные надлежащим образом о месте и времени судебного разбирательства, в судебное заседание апелляционной инстанции не явились. ООО "Фотон" и Межрегиональное УГАДН по Красноярскому краю, Республике Тыва и Республике Хакасия Федеральной службы по надзору в сфере транспорта отзывы на апелляционную жалобу не представили.
ФКУ "Федеральное управление автомобильных дорог "Байкал" Федерального дорожного агентства представило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие его представителя.
На основании статей 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие сторон и третьего лица.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, проверив в порядке статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность решения Арбитражного суда Новосибирской области от 10.09.2013, арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены или изменения судебного акта.
Как следует из материалов дела, 30.04.2010 и 01.05.2010 на пункте весового контроля МЕТА, расположенного на 1117 км. автомобильной дороги М-53 "Байкал", произведено взвешивание соответственно тягача МАЗ 5440А8 (360-031), номер М522ТХ54, полуприцеп SG 240ТК, номер НЕ342154 и тягача МАЗ 5440А8 (360-031), номер Х207ХН54, прицеп (полуприцеп) SCHMITZ S01, номер НЕ342254, в результате которого выявлено превышение осевой нагрузки на перевозку тяжеловесного груза.
По факту выявленных нарушений Межрегиональным УГАДН по Красноярскому краю, Республике Тыва и Республике Хакасия Федеральной службы по надзору в сфере транспорта при участии водителей транспортных средств составлены акты N 87 от 30.04.2010 и N 96 от 01.05.2010, подписанные водителями без замечаний (л.д. 11-12).
Согласно акту N 87 от 30.04.2010 при норме нагрузки на вторую ось 10 тонн (с учетом погрешности измерений - 40 кг) фактическая нагрузка составила 12.009 тонн, то есть с превышением нормы; сумма ущерба автомобильной дороге составила 57 715,84 рубля.
Согласно акту N 96 от 01.05.2010 при норме нагрузки на вторую ось 10 тонн (с учетом погрешности измерений - 40 кг) фактическая нагрузка составила 12.406 тонн, то есть с превышением нормы; сумма ущерба автомобильной дороге составила 67 337,95 рубля.
В качестве собственника транспортных средств в актах указано ООО "Фотон", находящееся по адресу: г. Новосибирск, ул. Станционная, 32, оф. 305.
ООО "Фотон" причиненный автомобильной дороге вред не возместило.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения ФКУ "Федеральное управление автомобильных дорог "Байкал" Федерального дорожного агентства в арбитражный суд с настоящим иском.
Согласно пунктам 1, 3, 8 и 9 статьи 31 Федерального закона Российской Федерации от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" движение по автомобильным дорогам транспортного средства, осуществляющего перевозки опасных, тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов, допускается при наличии специального разрешения, выдаваемого в соответствии с положениями настоящей статьи. Для получения специального разрешения требуется: 1) согласование маршрута транспортного средства, осуществляющего перевозки опасных, тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов, в порядке, предусмотренном частью 4 настоящей статьи; 2) возмещение владельцем транспортного средства, осуществляющего перевозки тяжеловесных грузов, вреда, причиняемого таким транспортным средством, в порядке, предусмотренном частью 8 статьи 31 рассматриваемого закона.
Порядок возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, и порядок определения размера такого вреда устанавливаются Правительством Российской Федерации. Размер вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, определяется Правительством Российской Федерации в случае движения таких транспортных средств по автомобильным дорогам федерального значения.
В целях установления владельцами транспортных средств, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам в Российской Федерации, порядка возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам, а также порядка определения размера такого вреда, Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.11.2009 N 934 утверждены Правила возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов (далее - Правила).
Согласно пункту 2 Правил вред, причиняемый автомобильным дорогам транспортными средствами, перевозящими тяжеловесные грузы, подлежит возмещению владельцами транспортных средств.
Пунктом 1 статьи 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1079 Гражданского кодекса Российской Федерации юридические лица и граждане, деятельность которых связана с повышенной опасностью для окружающих (использование транспортных средств, механизмов, электрической энергии высокого напряжения, атомной энергии, взрывчатых веществ, сильнодействующих ядов и т.п.; осуществление строительной и иной, связанной с нею деятельности и др.), обязаны возместить вред, причиненный источником повышенной опасности, если не докажут, что вред возник вследствие непреодолимой силы или умысла потерпевшего.
Гражданско-правовыми способами возмещения вреда являются возмещение вреда в натуре (обязанность предоставить вещь того же рода и качества, исправить поврежденную вещь и т.п.) и возмещение причиненных убытков (статья 1082 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Основанием для взыскания убытков в силу статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации являются противоправные действия ответчика, наличие ущерба и причинно-следственная связь между возникновением ущерба и противоправными действиями ответчика.
Требование о возмещении вреда может быть удовлетворено только при доказанности всех названных элементов в совокупности.
Обязанность доказывания совокупности перечисленных условий возложена на истца (статья 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В нарушение указанной нормы права истцом не представлено в материалы дела доказательств наличия всей совокупности условий для привлечения ООО "Фотон" и ЗАО "Сибирь МАЗ Сервис" к гражданско-правовой ответственности.
Обращаясь с иском в суд к ООО "Фотон", расположенному по адресу: 630500, Новосибирская область, Новосибирский район, поселок Элитный, Промбаза, истец не доказал, что именно данное юридическое лицо осуществляло перевозку тяжеловесного груза.
В актах N 87 от 30.04.2010 и N 96 от 01.05.2010, составленных Межрегиональным УГАДН по Красноярскому краю, Республике Тыва и Республике Хакасия Федеральной службы по надзору в сфере транспорта идентификационные сведения о юридическом лице отсутствуют, местом же нахождения указано: г. Новосибирск, ул. Станционная, 32, оф. 305, в то время как по сведениям из ЕГРЮЛ, данный адрес никогда не был местом нахождения ООО "Фотон".
Согласно информации Межрайонного отдела государственного технического осмотра и регистрации автомототранспортных средств ГИБДД N 1, автомобили с регистрационными знаками М522ТХ54 и Х207ХН54 были зарегистрированы соответственно с 10.03.2009 по 14.02.2012 и с 22.01.2009 по 23.06.2011 за лизингополучателем ЗАО "Сибирь МАЗ Сервис" на срок договора лизинга (л.д. 74-75).
Доказательств того, что именно ООО "Фотон" (ИНН 5404208606) принадлежали тягачи МАЗ 5440А8 (360-031), номер М522ТХ54, МАЗ 5440А8 (360-031), номер Х207ХН54 на момент составления актов не имеется.
Применительно к пункту 4 части 2 статьи 125 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в заявлении должны быть указаны требования заявителя к ответчику (заинтересованному лицу) со ссылкой на законы и иные нормативные правовые акты.
Суд первой инстанции рассматривает дело в пределах заявленных требований и не имеет права самостоятельно выйти за пределы заявленных требований, изменить основание или предмет иска, поскольку это нарушает принцип состязательности, предусмотренный статьей 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Заявив ходатайство о привлечении в качестве соответчика по делу ЗАО "Сибирь МАЗ Сервис", истец требования к указанному ответчику не сформулировал, уточнение исковых требований не представил.
Определением Арбитражного суда Новосибирской области от 19.08.2013 истцу было предложено сформулировать свои требования к каждому из ответчиков со ссылками на нормы права, которое не исполнено.
Принимая во внимание, что первоначально истец обратился с требованием о взыскании с ООО "Фотон" суммы ущерба, а требования к ЗАО "Сибирь МАЗ Сервис" не сформулированы, то суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении иска к последнему.
Согласно пункту 2 статьи 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий.
Доводы апелляционной жалобы о том, что судом первой инстанции проигнорированы ходатайства об истребовании документов, подлежат отклонению, как противоречащие материалам дела.
Определением Арбитражного суда Новосибирской области от 26.04.2013 суд обязал Межрайонный отдел государственного технического осмотра и регистрации автомототранспортных средств ГИБДД N 1 ГУ МВД России по Новосибирской области представить сведения о регистрации автомобилей МАЗ с государственным регистрационным знаком М522ТХ54, МАЗ с государственным регистрационным знаком Х207ХН54 (л.д. 65-66).
Согласно информации Межрайонного отдела государственного технического осмотра и регистрации автомототранспортных средств ГИБДД N 1, автомобили МАЗ35440А8360031 с регистрационными знаками М522ТХ54 и Х207ХН54 были зарегистрированы соответственно с 10.03.2009 по 14.02.2012 и с 22.01.2009 по 23.06.2011 за лизингополучателем ЗАО "Сибирь МАЗ Сервис" на срок договора лизинга. В настоящее время автомобиль с регистрационным знаком М522ТХ54 на регистрационном учете не состоит, автомобиль с регистрационным знаком Х207ХН54 зарегистрирован 24.06.2011 на имя Томилова Максима Николаевича (л.д. 74-75).
Доводы апелляционной жалобы об ошибочности выводов суда первой инстанции о том, что на момент осуществления перевозки и взвешивания действовала другая редакция постановления Правительства РФ от 16.11.2009 N 934, которая не предусматривала возмещение вреда дорогам в случае временного ограничения в связи с погодно-климатическими условиями, не привели к принятию судом первой инстанции по существу не правильного судебного акта, в связи с чем судом апелляционной инстанции не принимаются в качестве основания для отмены обжалуемого судебного акта.
Иные доводы, изложенные в апелляционной жалобе, подлежат отклонению, поскольку не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела, либо влияли на обоснованность и законность оспариваемого решения суда, либо опровергали выводы суда первой инстанции, основания для переоценки у суда апелляционной инстанции отсутствуют.
Суд апелляционной инстанции считает, что арбитражным судом первой инстанции правильно установлены обстоятельства, имеющие значение для дела, и применены нормы материального и процессуального права, подлежащие применению.
Оснований, установленных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены решения Арбитражного суда Новосибирской области от 10 сентября 2013 года и удовлетворения апелляционной жалобы у суда апелляционной инстанции не имеется.
Руководствуясь статьями 110, 258, 268, 269 (п. 1), 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Седьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Новосибирской области от 10 сентября 2013 года по делу N А45-6555/2013 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа.
Председательствующий |
Е.Г. Шатохина |
Судьи |
Л.И. Жданова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А45-6555/2013
Истец: Федеральное казенное учреждение "Федеральное управление автомобильных дорог "Байкал" Федерального дорожного агентства"
Ответчик: ЗАО "Сибирь МАЗ Сервис", ООО "Фотон"
Третье лицо: ЗАО "Сибирь-МАЗ-Сервис", Межрегиональное УГАДН по Красноярскому краю, Республике Тыва и Республике Хакасия Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, Межрайонный отдел государственного технического осмотра и регистрации автомототранспортных средств ГИБДД N1 ГУ МВД России по Новосибирской области