г. Санкт-Петербург |
|
05 декабря 2013 г. |
Дело N А21-5833/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 декабря 2013 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 05 декабря 2013 года.
Судья Тринадцатого арбитражного апелляционного суда Борисова Г.В.
при ведении протокола судебного заседания: Ганичевой В.А.
при участии:
от заявителя: не явились -извещены ( уведомление N 34567);
от заинтересованного лица: не явились -извещены ( уведомление N 34568);
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-22730/2013) ОАО "ДВК-Запад" на решение Арбитражного суда Калининградской области от 10.09.2013 по делу N А21-5833/2013 (судья Зинченко С.А.), принятое в порядке упрощенного производства
установил:
ОАО "ДВК-Запад" (236040, г.Калининград, ул.Сергеева, д.14, ОГРН 1043902832214, далее- общество) обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением о признании незаконными и отмене постановления Светлогорского отдела Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Калининградской области (236040,г.Калининград, ул.генерала Соммера, д.27. ОГРН 1043902855446, далее- Управление Росреестра по Калининградской области) от 01.07.2013 N 73 о привлечении общества к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 8.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях в виде штрафа в размере 40 000 рублей.
Решением суда первой инстанции от 10.09.2013 в удовлетворении заявленного требования ОАО "ДВК-Запад" отказано.
Не согласившись с решением суда, ОАО "ДВК-Запад" направило апелляционную жалобу, в которой просило решение суда отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении заявленного требования по тем основаниям, что совершенное обществом правонарушение может быть признано малозначительным ввиду того, что им были предприняты все меры по проведению необходимой работы, связанной с изменением категории земель в виде разрешенного использования участка с сельскохозяйственного назначения на земли поселений.
Представители сторон в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, неявка представителей не препятствует рассмотрению жалобы по существу.
Законность и обоснованность принятого решения проверяются в порядке и по основаниям, установленными статьями 258, 266-271 АПК РФ.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции находит ее обоснованной и подлежащей удовлетворению.
Как видно из материалов дела, Управлением Росреестра по Калининградской области на основании приказа от 25.04.2013 N 49-о/д, проведена проверка в отношении ООО "ДВК-Запад" на предмет соблюдения земельного законодательства, в ходе которой установлено, земельный участок с кадастровым номером 39:05:04 06 03:0006 площадью 50 199 кв.м, принадлежащий обществу на праве собственности (свидетельство о государственной регистрации права собственности серии 39-АА N307433) с разрешенным использованием: земли сельскохозяйственного назначения- для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, расположенный по адресу: Калининградская область, Зеленоградский район, Романовский с\о, поселок. Сальское, по назначению не используется.
Так в акте проверки от 05.06.2013 N 37 зафиксировано зарастание земельного участка сорной растительностью (свыше 30 процентов от площади участка), отсутствие обрезки ветвей плодовых деревьев и работ по обработке стволов плодовых деревьев известью (ветви и стволы покрыты мхом и лишайником), а также наличие лесной древесной растительности.
Управлением Росреестра по Калининградской области в отношении общества составлен протокол об административном правонарушении от 18.06.2013 по части 1 статьи 8.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Постановлением Управления Росреестра по Калининградской области от 01.07.2013 ООО "ДВК-Запад" привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 8.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях с назначением штрафа в размере 40 000 рублей.
Общество с указанным постановлением не согласилось по тем основаниям, что зарастание спорного земельного участка, имеющего категорию земель сельскохозяйственного назначения, связана с длительностью процедуры его перевода в категорию земель населенных пунктов. Указанные обстоятельства явились основанием для обращения в суд с заявлением.
Суд первой инстанции, отказывая в признании оспариваемого постановления незаконным, посчитал вину общества доказанной. Апелляционный суд не согласен с данным выводом суда по следующим основаниям.
На основании подпункта 8 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации одним из принципов земельного законодательства является деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиям законодательства.
В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на ряд категорий, в том числе земли населенных пунктов, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Согласно пункту 9 статьи 1, подпунктам 2 и 6 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешенное использование земельных участков определяет градостроительным регламентом, утвержденным в составе правил землепользования и застройки.
В соответствии с пунктом 1 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешенное использование земельных участков и объектов капитального строительства может быть следующих видов:
1) основные виды разрешенного использования;
2) условно разрешенные виды использования;
3) вспомогательные виды разрешенного использования, допустимые только в качестве дополнительных по отношению к основным видам разрешенного использования и условно разрешенным видам использования и осуществляемые совместно с ними.
Применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства (пункт 2 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
При этом в силу пункта 4 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства правообладателями земельных участков и объектов капитального строительства, за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, выбираются самостоятельно без дополнительных разрешений и согласований.
Таким образом, в силу положений пункта 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации и пункта 4 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации правообладателям земельных участков предоставлено право самостоятельного выбора (без дополнительных разрешений и согласований) вида разрешенного использования земельного участка из предусмотренных зонированием территорий видов.
В соответствии со статьей 42 Земельного кодекса Российской Федерации собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами.
За использование земельного участка не по целевому назначению в соответствии с его принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием частью 1 статьи 8.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность.
Поскольку на дату выявления вменяемого обществу правонарушения, изменение вида разрешенного использования принадлежащего обществу земельного участка, не произведено, в государственный кадастр объектов недвижимости сведения об изменении категории земель и виде разрешенного использования земельного участка не внесены, следовательно, в действиях общества имеется состав вмененного ему административного правонарушения.
Вместе с тем, согласно части 1 статьи 1.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ).
Материалами дела подтверждается, что свидетельство о государственной регистрации права общества на участок выдано 12.07.2005.
31.08.2005 составлен акт N 174 выбора и обследования земельного участка под строительство жилых домов, в котором дано заключение о том, что земельный участок по градостроительным, санитарным и пожарным требованиям пригоден для строительства жилых домов.
Приказом Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Калининградской области от 14.12.2005 N 259-э утверждено заключение экспертной комиссии государственной экологической экспертизы материалов по обоснованию перевода земельного участка из категории земель сельскохозяйственного назначения в земли поселений. Срок действия указанного заключения установлен - 3 года.
Из экспертного заключения от 14.12.2005 следует, что перевод земельного участка из одной категории в другую возможен после разработки и утверждения документации территориального планирования, генерального плана г. Светлогорска и курорта федерального значения Светлогорск-Отрадное и изменения черты населенного пункта г. Светлогорск. Кроме того, экспертная комиссия пришла к выводам о том, что перевод земельного участка из категории земель сельскохозяйственного назначения в земли иных категорий, допустим.
На основании предложений и рекомендаций указанного экспертного заключения, 14.03.2006 между заявителем (инвестор), ООО "НИКОР-ПРОЕКТ" (подрядчик) и Администрацией МО "Зеленоградский район" (заказчик) заключен договор N 19 на выполнение проектных работ, по условиям которого заказчик и инвестор поручают, а подрядчик принимает на себя обязательства в выполнении градостроительной документации по территориальному планированию пос. Сальское Зеленоградского района Калининградской области и участие в согласовании и прохождении экспертиз в соответствии с действующими правилами органов исполнительной власти. Заказчик обязуется включить для инвестора в проект планировки, в том числе, спорный земельный участок, предусмотрев в соответствии с проектом планировки возможность строительства на указанных земельных участках поселка коттеджного типа с развитой структурой объектов обслуживания и досуга, жилого комплекса сблокированных домов согласно разработанного и предоставленного задания.
25.03.2010 составлен акт N 4 сдачи-приемки выполненных работ о принятии работ на основании договора от 14.03.2006 N 19.
Письмом от 08.07.2011 N 1809 Агентство по архитектуре, градостроению и перспективному планированию Правительства Калининградской области сообщило Агентству по имуществу Калининградской области, что земельный участок включен в границы населенного пункта пос. Сальское.
Письмом от 12.07.2011 N ИС-2983 Агентство по имуществу Калининградской области сообщило обществу о том, что в связи с включением земельного участка в границы пос. Сальское перевод земельного участка из категории земель "земли сельскохозяйственного назначения" в категорию "земли населенных пунктов" осуществлен.
Письмом от 26.07.2012 N 2243 Агентство по архитектуре, градостроению и перспективному планированию Правительства Калининградской области сообщило обществу, что земельный участок включен в границы населенного пункта пос. Сальское. Агентством подготовлен проект постановления Правительства Калининградской области "О согласовании генерального плана МО "Ковровское сельское поселение", который в установленном порядке проходит процедуру согласования. Принятие указанного постановления является основанием для утверждения генерального плана представительным органом местного самоуправления. После утверждения генерального плана участки, расположенные в границах населенного пункта подлежат отнесению к категории земель "земли населенных пунктов". Описание местоположения границ населенных пунктов и реквизиты правового акта об утверждении генерального плана, которым устанавливаются границы населенных пунктов, являются основанием для внесения изменений в сведения государственного кадастра недвижимости об объекте недвижимости, указанные в пункте 13 статьи 7 Федерального закона N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", в части принадлежности к категории земель населенных пунктов земельных участков, вошедших в утвержденную границу поселков, в том числе пос. Сальское.
19.12.2012 Правительством Калининградской области принято постановление N 1002 "О согласовании проекта генерального плана муниципального образования "Ковровское сельское поселение".
24.12.2012 Поселковым Советом депутатов муниципального образования "Ковровское сельское поселение" принято решение N 53 "Об утверждении Генерального плана муниципального образования "Ковровское сельское поселение".
Письмом от 25.02.2013 N 277 муниципальное образование "Ковровское сельское поселение" сообщило ФГБУ "ФКП Росреестра", а также обществу, что земельный участок согласно градостроительному зонированию Правил землепользования и застройки МО "Ковровское сельское поселение" расположен в зоне Ж-2 зона застройки индивидуальными жилыми домами, предназначенной для застройки малоэтажными (1-3 этажа) и блокированными жилыми домами, допускается размещение объектов социального и культурно-бытового обслуживания населения, преимущественного местного значения, иных объектов согласно градостроительным регламентам.
Письмом от 10.07.2013 N 1377 глава муниципального образования "Ковровское сельское поселение" сообщил обществу, что администрация муниципального образования приступает к описанию границ 53 поселков, находящихся на территории поселения; о подготовке карты (плана) и постановке границ пос. Сальское на учет в ФГБ "ФКП Росреестра" по Калининградской области обществу будет сообщено дополнительно.
Данным обстоятельствам не была дана надлежащая правовая оценка, в связи с чем вывод суда первой инстанции о доказанности вины общества, которая является необходимым элементом состава административного правонарушения, суд апелляционной инстанции считает ошибочным.
Приведенные выше обстоятельства подтверждают факт принятия обществом всех зависящих от него мер по своевременному изменению категории земельного участка и использованию его по назначению, что применительно к части 2 статьи 2.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, свидетельствует об отсутствии вины заявителя во вменяемом ему административном правонарушении, а, следовательно, и об отсутствии в действиях общества состава правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 8.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Вынесение постановления от 01.07.2013 N 73 о привлечении ООО "ДВК-Запад" к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 8.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в отсутствие доказательств наличия состава административного правонарушения, в силу части 2 статьи 211 АПК РФ является основанием для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления.
При таких обстоятельствах, решение суда первой инстанции подлежит отмене, а апелляционная жалоба общества - удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 2 стать 269, статьями 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Калининградской области от 10 сентября 2013 года по делу N А21-5833/2013, принятое в порядке упрощенного производства, отменить.
Признать незаконным и отменить постановление Светлогорского отдела Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Калининградской области от 01.07.2013 N 73 о привлечении ООО "ДВК-Запад" к административной ответственности по части 1 статьи 8.8. Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса РФ, в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Судья |
Г.В. Борисова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А21-5833/2013
Истец: ООО "ДВК - Запад"
Ответчик: Управление Федеральной службы государственной регистрации , кадастра и картографии по Калининградской области, Управление Федеральной службы государственной регистрации , кадастра и картографии по Калининградской области Светлогорский отдел, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по К/о, Светлогорский отдел