Отзыв Комитета Совета Федерации по правовым и судебным вопросам Федерального Собрания РФ от 4 октября 2007 г. N 3.2-08/1388
на проект федерального закона N 420123-4 "О внесении изменений в статью 855 Гражданского кодекса Российской Федерации" (в части изменения очередности списания денежных средств относительно уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации), принятый к рассмотрению Советом Государственной Думы 13 сентября 2007 года
Проект федерального закона "О внесении изменений в статью 855 Гражданского кодекса Российской Федерации" внесен в Государственную Думу Советом народных депутатов Камчатской области.
Законопроект вносит изменения в абзацы третий, четвертый и пятый пункта 2 статьи 855 Гражданского кодекса Российской Федерации и устанавливает, что при недостаточности денежных средств на счете для удовлетворения всех предъявленных к нему требований списание обязательных денежных платежей в Пенсионный фонд Российской Федерации должно осуществляться не в третью, а во вторую очередь.
Необходимость подготовке законопроекта объясняется тем, что страховые взносы на обязательное пенсионное страхование являются единственным источником материального обеспечения граждан при достижении ими пенсионного возраста и должны по своей значимости быть приравнены к средствам по оплате труда, в связи с чем списание по исполнительным и платежным документам, предусматривающим отчисления в Пенсионный фонд Российской Федерации, должно производиться во вторую очередь.
Однако, отмечая важность затронутой проблемы, следует иметь в виду, что удовлетворение требований по обязательным платежам в Пенсионный фонд Российской Федерации в порядке второй очереди приведет к увеличению числа кредиторов второй очереди, также не учитывается изменение очередности списания денежных средств в отношении иных государственных внебюджетных фондов.
Также следует отметить, что предлагаемые изменения в статью 855 Гражданского кодекса Российской Федерации должны сопровождаться соответствующими изменениями в статью 64 Гражданского кодекса Российской Федерации, федеральные законы "О несостоятельности (банкротстве)", "Об исполнительном производстве" и др.
Кроме того, необходимо учитывать, что согласно постановлению Конституционного Суда Российской Федерации от 23 декабря 1997 года N 21-П "По делу о проверке конституционности пункта 2 статьи 855 Гражданского кодекса Российской Федерации и части шестой статьи 15 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" в связи с запросом Президиума Верховного Суда Российской Федерации" именно положения, касающиеся порядка списания в вышеуказанном случае денежных средств со счета признаны не соответствующими Конституции Российской Федерации. Конституционным Судом Российской Федерации было отмечено, что конституционные обязанности выплачивать вознаграждения за труд и платить законно установленные налоги и сборы не должны противопоставляться друг другу, так как установление жесткого приоритета для одной из них означает невозможность реализации, а следовательно, умаление равно защищаемых прав и законных интересов тех или других групп граждан, что не соответствует статье 55 (часть 2) Конституции Российской Федерации.
Внесение предлагаемых изменений нарушает установленное равенство обязательств и не согласуется с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в вышеуказанном постановлении,
В связи с вышеизложенным концепция законопроекта не поддерживается.
Председатель Комитета |
А.Г. Лысков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.