9 декабря 2013 г. |
А43-962/2013 |
Первый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Смирновой И.А.,
судей Захаровой Т.А., Протасова Ю.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Лукашовой Д.В.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Нижегородской таможни
на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 24.07.2013
по делу N А43-962/2013,
принятое судьей Кабановым В.П.
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Предприятие с иностранными инвестициями "Ваш попутчик" (ОГРН 1055901166947, ИНН 5903008200, г. Пермь, ул. Челюскинцев, д. 13)
о признании незаконными решений Нижегородской таможни от 18.12.2012 N 10408000/400/181212/Т0139/01 и N 10408000/400/181212/Т0139/02,
при участии:
от общества с ограниченной ответственностью "Предприятие с иностранными инвестициями "Ваш попутчик" - Трефилова К.Н. по доверенности от 01.01.2013,
и установил:
общество с ограниченной ответственностью "Предприятие с иностранными инвестициями "Ваш попутчик" (далее - Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с заявлением о признании незаконными решений Нижегородской таможни (далее - Таможня, таможенный орган) от 18.12.2012 N 10408000/400/181212/Т0139/01 и N 10408000/400/181212/Т0139/02.
Решением от 24.07.2013 Арбитражный суд Нижегородской области удовлетворил требования Общества.
Таможня не согласилась с решением арбитражного суда первой инстанции и обратилось в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить в связи с несоответствием выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела и принять по делу новый судебный акт.
Таможня, извещенная надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителя в судебное заседание не направила.
Представитель Общества в судебном заседании просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Законность и обоснованность решения Арбитражного суда Нижегородской области от 24.07.2013 проверены Первым арбитражным апелляционным судом в порядке, предусмотренном в статье 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, выслушав представителя Общества, суд апелляционной инстанции считает решение суда подлежащим отмене по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, Общество по грузовым таможенным декларациям N N 10407030/180507/0005601, 10407030/200407/0004296, 10407030/220506/0005127 ввезло на таможенную территорию Российской Федерации в качестве вклада в уставный капитал транспортные средства (пассажирские автобусы) в количестве 8 штук: KASSBOHRER SETRA S 215 HD (VIN WKK17900001034863); KASSBOHRER SETRA S 215 HD (VIN WKK17900001034780); MERCEDES - BENZ O405N (VIN WDB35700013063083); MAN SL 202 (VIN WMA7911903B010835); MERCEDES -BENZ O405N (VIN WDB35740013067315); MERCEDES - BENZ O405N (VIN WDB35740013068235); KASSBOHRER SETRA S 214 HD (VIN WKK17800001030319); KASSBOHRER SETRA S 215 HDH (VIN WKK13700001020519).
Данные транспортные средства были выпущены таможенным органом условно, без уплаты таможенных пошлин.
В ходе проведения камеральной таможенной проверки таможенный орган установил, что Общество заключило договор аренды от 01.04.2012 N 09, согласно которому автобусы, ввезенные по ГТД N 10407030/220506/0005127 (товары NN 4, 5) передаются во временное владение и пользование ИП Антипову А.А. сроком на 15 лет. Передача транспортных средств оформлена актом приема - передачи от 01.04.2012, являющимся приложением к договору аренды от 01.04.2012 N 09.
По другому договору аренды от 12.05.2012 N 10 автобус, ввезенный по ГТД N 10407030/180507/0005601, передается во временное владение и пользование ИП Михалеву С.В. сроком на 15 лет. Передача транспортного средства оформлена актом приема - передачи от 12.05.2012, являющимся приложением к договору аренды от 12.05.2012 N 10.
На основании акта камеральной таможенной проверки от 18.12.2012 N 10408000/400/181212/АО139 таможенным органом в отношении Общества 18.12.2012 приняты решения NN 10408000/400/181212/Т0139/01, 10408000/400/181212/ТО139/02 об отказе в предоставлении льгот по уплате таможенных пошлин в отношении условно выпущенных по ГТД N 10407030/220506/0005127 и ГТД N 10407030/180507/0005601 товаров в связи с несоблюдением ограничений по пользованию и распоряжению указанными товарами.
Общество не согласилось с позицией таможенного органа и обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
С 01.07.2010 вступил в силу Таможенный кодекс Таможенного союза (далее - ТК ТС).
В соответствии с пунктом 2 статьи 1 ТК ТС таможенное регулирование в таможенном союзе осуществляется в соответствии с таможенным законодательством таможенного союза, а в части, не урегулированной таким законодательством, до установления соответствующих правоотношений на уровне таможенного законодательства таможенного союза, в соответствии с законодательством государств - членов таможенного союза.
Согласно пункту 1 статьи 3 ТК ТС таможенное законодательство таможенного союза состоит из: данного Кодекса; международных договоров государств - членов таможенного союза, регулирующих таможенные правоотношения в таможенном союзе; решений Комиссии таможенного союза, регулирующих таможенные правоотношения в таможенном союзе, принимаемых в соответствии с данным Кодексом и международными договорами государств - членов таможенного союза.
Таможенное законодательство таможенного союза действует на таможенной территории таможенного союза (пункт 2 статьи 3 ТК ТС).
В силу статьи 5 Соглашения между Правительством Российской Федерации, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 25.01.2008 "О едином таможенно-тарифном регулировании" при ввозе на единую таможенную территорию государств Сторон могут применяться тарифные льготы в виде освобождения от уплаты ввозной таможенной пошлины в отношении товаров, ввозимых в качестве вклада иностранного учредителя в уставный (складочный) капитал в пределах сроков, установленных учредительными документами для формирования этого капитала.
Согласно статье 34 Закона Российской Федерации от 21.05.1993 N 5003-1 "О таможенном тарифе" тарифные льготы в отношении товаров, ввозимых в Российскую Федерацию, предоставляются в соответствии с Таможенным кодексом Таможенного союза, международными договорами государств - членов Таможенного союза. Порядок предоставления тарифных льгот, установленных настоящим Законом, определяется Правительством Российской Федерации.
В силу статьи 74 ТК ТС под льготами по уплате таможенных платежей понимаются: 1) тарифные преференции; 2) тарифные льготы (льготы по уплате таможенных пошлин); 3) льготы по уплате налогов; 4) льготы по уплате таможенных сборов. Тарифные преференции представляются в соответствии с законодательством и (или) международными договорами государств - членов таможенного союза. Виды тарифных льгот, порядок и случаи их предоставления определяются в соответствии с данным Кодексом и (или) международными договорами государств - членов таможенного союза. Льготы по уплате налогов и таможенных сборов определяются законодательством государств - членов таможенного союза.
Согласно подпункту 2 пункта 2 статьи 96 ТК ТС при ввозе на территорию Таможенного союза условно выпущенные товары находятся под таможенным контролем с момента пересечения границы до приобретения ими статуса товаров Таможенного союза.
В силу подпункта 1 пункта 1 статьи 200 ТК ТС к условно выпущенным товарам относятся в том числе товары, помещенные под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления, в отношении которых предоставлены льготы по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов, сопряженные с ограничениями по пользованию и (или) распоряжению товарами.
Условно выпущенные товары, указанные в подпункте 1 пункта 1 статьи 200 ТК ТС, могут использоваться только в целях, соответствующих условиям предоставления льгот (пункт 2 статьи 200 ТК ТС).
Согласно пункту 3 статьи 200 ТК ТС условно выпущенные товары имеют статус иностранных товаров и находятся под таможенным контролем.
Товары, указанные в подпункте 1 пункта 1 данной статьи, считаются условно выпущенными до прекращения обязанности по уплате таможенных платежей (пункт 4 статьи 200 ТК ТС).
Поскольку спорный иностранный товар ввезен на территорию России в качестве вклада в уставной капитал, помещен под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления, в отношении которых предоставлены льготы по уплате ввозных таможенных пошлин, сопряженных с ограничениями по пользованию и (или) распоряжению товарами, данный товар является условно выпущенным, может быть использован только в целях, соответствующих условиям предоставления льгот, относительно которого может быть и должен проведен таможенный контроль.
В случае прекращения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов условно выпущенные товары приобретают статус товаров Таможенного союза. В связи с этим они утрачивают статус товаров, находящихся под таможенным контролем, - декларант вправе свободно ими распоряжаться без каких-либо ограничений со стороны таможенных органов.
В статье 211 ТК ТС определены вопросы возникновения, прекращения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов и срок их уплаты в отношении товаров, помещаемых (помещенных) под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления.
В отношении товаров, помещаемых под данную таможенную процедуру, обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов прекращается в общих случаях, установленных статьей 80 ТК ТС, которые включают уплату таможенных пошлин, налогов, а также помещение товаров под процедуру выпуска для внутреннего потребления с предоставлением льгот, не сопряженных с ограничениями по пользованию и распоряжению товарами. Срок уплаты таможенных пошлин, налогов за товары - до их выпуска.
Согласно подпункту 2 пункта 2 статьи 211 ТК ТС обязанность по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов прекращается у декларанта в отношении товаров, помещенных под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления с использованием льгот по уплате таможенных пошлин, налогов, сопряженных с ограничениями по пользованию и (или) распоряжению этими товарами по истечении 5 (пяти) лет со дня выпуска товаров в соответствии с таможенной процедурой выпуска для внутреннего потребления.
При этом положения относительно возникновения и прекращения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов, установленные статьей 211 ТК ТС, ранее не были регламентированы Таможенным кодексом Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 164 Таможенного кодекса Российской Федерации товары, помещенные под таможенный режим выпуска для внутреннего потребления, приобретают для таможенных целей статус находящихся в свободном обращении на таможенной территории Российской Федерации после уплаты таможенных пошлин, налогов и соблюдения всех ограничений, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности.
Из пункта 2 статьи 366 ТК ТС следует, что по отношениям, регулируемым таможенным законодательством Таможенного союза, возникшим до вступления в силу данного Кодекса, названный Кодекс применяется к тем правам и обязанностям, которые возникнут со дня его вступления в силу, с учетом положений, предусмотренных статьями 367 - 372 Кодекса.
В силу пункта 1 статьи 370 ТК ТС, товары, находящиеся на таможенной территории Таможенного союза и помещенные до вступления в силу настоящего Кодекса, в том числе под таможенные режимы выпуска для внутреннего потребления, реимпорта и отказа в пользу государства в Российской Федерации, со дня вступления в силу Кодекса считаются помещенными соответственно под таможенные процедуры выпуска для внутреннего потребления, реимпорта и отказа в пользу государства. В отношении этих товаров применяются положения Кодекса и (или) иных актов таможенного законодательства Таможенного союза.
Таким образом, пятилетний срок осуществления таможенного контроля применительно к товарам, выпущенным условно в соответствии с режимом для внутреннего потребления до вступления в силу ТК ТС, должен исчисляться начиная с 01.07.2010, а не с даты условного выпуска, так как ранее возникновение и прекращение обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов, установленные статьей 211 ТК ТС, не были регламентированы Таможенным кодексом Российской Федерации. При этом товары, помещенные до вступления в силу ТК ТС под вышеперечисленные таможенные режимы, не помещаются вновь под таможенную процедуру, поскольку в отношении них изменяется лишь таможенная терминология в связи с вступлением в силу ТК ТС. Следовательно, повторный выпуск товаров не осуществляется и статус товара не меняется.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.07.1996 N 883 "О льготах по уплате ввозной таможенной пошлины и налога на добавленную стоимость в отношении товаров, ввозимых иностранными инвесторами в качестве вклада в уставный (складочный) капитал предприятий с иностранными инвестициями" (далее - Постановление N 883) установлены условия предоставления данных льгот.
В пункте 1 указанного постановления Правительства Российской Федерации установлено, что товары, ввозимые на таможенную территорию Российской Федерации в качестве вклада иностранного учредителя в уставный (складочный) капитал, освобождаются от обложения таможенными пошлинами при условии, что товары не являются подакцизными, относятся к основным производственным фондам, ввозятся в сроки, установленные учредительными документами для формирования уставного (складочного) капитала.
При этом согласно пункту 2 этого постановления в случае реализации товаров, ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации в качестве вклада иностранного учредителя в уставный (складочный) капитал, причитающиеся к уплате на дату условного выпуска таможенные пошлины уплачиваются в соответствии с таможенным законодательством. Иные случаи нецелевого использования условно выпущенных товаров данным постановлением установлены не были.
С 18.08.2011 Постановление N 883 применяется в части, не противоречащей ТК ТС и Порядку применения освобождения от уплаты таможенных пошлин при ввозе отдельных категорий товаров на единую таможенную территорию Таможенного союза, утвержденного решением Комиссии Таможенного союза от 15.07.2011 N 728 (далее - Порядок).
Абзацем 3 пункта 4 Порядка с 18.08.2011 установлены условия (ограничения) целевого использования условно выпущенных товаров, ввозимых иностранными инвесторами в качестве вклада в уставной (складочный) капитал предприятий с иностранными инвестициями, к которым отнесены: выход иностранного лица из состава учредителей (участников) организации, воспользовавшейся тарифной льготой в виде освобождения от уплаты таможенных пошлин, а также совершение этой организацией сделок, предусматривающих переход права собственности на товары, ввезенные с освобождением от таможенных пошлин, либо передачу таких товаров во временное пользование. В случае несоблюдения этих ограничений в отношении указанных товаров обязательство по уплате таможенных пошлин подлежит исполнению в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза и Федеральным законом от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации".
Поскольку в данном случае таможенные декларации были поданы Обществом и, соответственно, приняты Таможней в заявленном таможенном режиме до издания и введения в действие ТК ТС, применению подлежат положения статьи 370 ТК ТС, регулирующей переходные положения о статусе товаров и таможенных процедурах.
В связи с тем, что решения Комиссии таможенного союза составляют в том числе таможенное законодательство таможенного союза, решение комиссии Таможенного союза от 15.07.2011 N 728 подлежит применению к товарам, условно выпущенным до его вступления в силу, если действия, нарушающие ограничения, установленные пунктом 4 Порядка, имели место после вступления вышеуказанного решения.
В письме Федеральной таможенной службы от 28.05.2012 N 23-20/26488 "О применении Решения Комиссии Таможенного союза" также разъяснено, что, если действия, нарушающие ограничения, установленные абзацем третьим пункта 4 Порядка, имели место после вступления в силу решения Комиссии Таможенного союза от 15.07.2011 N 728 (в том числе в отношении товаров, условно выпущенных до 18.08.2011), таможенный контроль в отношении условно выпущенных товаров осуществляется с учетом требований, установленных абзацем третьим пункта 4 Порядка.
С учетом изложенного вывод суда первой инстанции о том, что к рассматриваемым правоотношениям неприменим Порядок, утвержденный решением комиссии Таможенного союза от 15.07.2011 N 728, прямо противоречит пункту 1 статьи 370 ТК ТС.
Применимость Порядка к правоотношениям, возникшим до вступления в законную силу указанного Порядка и ТК ТС, также подтверждается судебной практикой (постановления ФАС Поволжского округа от 05.02.2013 по делу N А12-12284/2012, Девятого арбитражного апелляционного суда от 28.03.2013 по делу N А40-104443/2012, Второго арбитражного апелляционного суда от 31.05.2013 N А82-14986/2012, Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.09.2013 по делу N А05-2211/20132, ФАС Центрального округа от 31.10.2013 по делу N А23-5543/2012).
В рассматриваемом случае результаты таможенного контроля показали, что ограничения по пользованию и распоряжению условно выпущенными товарами Обществом не соблюдены. Данные обстоятельства подтверждены материалами дела (договорами аренды от 01.04.2012 N 09, от 12.05.2012 N 10, актами приема - передачи от 01.04.2012, от 12.05.2012, платежными документами по оплате за аренду автобусов, заявлением Антипова А.А. о переоформлении лицензии от 20.08.2012 с приложениями, материалами по фактам ДТП, письмом Общества от 14.12.2012 N 25).
На этом основании не могут быть приняты во внимание доводы Общества о том, что указанные договоры считаются незаключенными по причине отсутствия отношений по передаче автобусов, как опровергающиеся материалами дела.
Представленное в дело решение Арбитражного суда Пермской области от 11.06.2013 по делу N А50-5531/2013, которым договор аренды от 12.05.2012 N 10, заключенный с ИП Михалевым С.В., признан недействительным ввиду заключения данной сделки с заинтересованностью, судом апелляционной инстанции также во внимание не принимается.
Признание судом данного договора недействительным не влияет на отношения в области соблюдения таможенного законодательства, возникшие до рассмотрения указанного дела: передача транспортного средства KASSBOHRER SETRA S 215 HDH (VIN WKK13700001020519) в аренду ИП Михалеву С.В., принятие Таможней оспариваемого решения. При этом факты передачи в аренду Обществом ИП Михалеву С.В. спорного транспортного средства и его использования арендатором подтверждаются актом приема - передачи от 12.05.2012 и письмом Общества от 14.12.2012 N 25 в ответ на его запрос в рамках таможенного контроля, что, соответственно, свидетельствует о нарушении таможенного законодательства Таможенного союза.
По изложенным обстоятельствам несостоятельной является и ссылка Общества на соглашения о порядке сотрудничества от 01.01.2012.
Таким образом, нарушение Обществом требований пункта 2 статьи 200 ТК ТС, пункта 4 Порядка влечет возникновение у него обязанности по уплате таможенных пошлин и необходимость ее исполнения.
Довод представителя Общества о том, что принятые решения ухудшают положение Общества, признается несостоятельным, противоречащим вышеприведенным нормам права.
В силу статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Исследовав имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции приходит к итоговому выводу о том, что оспариваемые решения Таможни не противоречат действующему законодательству и не нарушают права и законные интересы Общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
При этих условиях требования заявителя не могут быть удовлетворены.
В соответствии с частью 2 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации неправильное применение норм материального права является основанием для отмены решения суда.
С учетом изложенного решение Арбитражного суда Нижегородской области подлежит отмене, а требования Общества - отклонению.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации на Общество относятся расходы по оплате государственной пошлины.
Руководствуясь статьями 268, 269, частью 2 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 24.07.2013 по делу N А43-962/2013 отменить.
Отказать обществу с ограниченной ответственностью "Предприятие с иностранными инвестициями "Ваш попутчик" в удовлетворении заявления о признании незаконными решений Нижегородской таможни от 18.12.2012 N 10408000/400/181212/Т0139/01 и N 10408000/400/181212/Т0139/02.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий судья |
И.А. Смирнова |
Судьи |
Т.А. Захарова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А43-962/2013
Истец: ООО Предприятие с иностранными инвестициями "Ваш попутчик", ООО Предприятие с иностранными инвестициями Ваш попутчик г. Пермь
Ответчик: Нижегородская таможня, Нижегородская таможня г. Н. Новгород