Письмо Правительства РФ от 13 марта 2007 г. N 929п-П4
"Заключение на проект федерального закона "Об обеспечении прав граждан и организаций на информацию о судебной деятельности судов общей юрисдикции в Российской Федерации", вносимый в Государственную Думу Верховным Судом Российской Федерации"
В соответствии с частью 3 статьи 104 Конституции Российской Федерации в Правительстве Российской Федерации рассмотрен проект указанного федерального закона.
Проект федерального закона содержит регламентацию вопросов, касающихся открытости и свободного доступа к информации о судах и судебной деятельности, а также судебным актам.
Согласно пункту 6 статьи 11 проекта граждане и организации вправе получать с согласия сторон информацию о содержании обвинительных заключений и заявлений по гражданским и административным делам. Между тем проектом не определен порядок получения согласия сторон, в том числе подсудимых и потерпевших, на предоставление указанной информации.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду "пункту 5 статьи 11 проекта"
Полагаем, что при подаче заявления о предоставлении информации должна быть обеспечена идентификация обратившегося лица, что проектом не предусмотрено.
В статьях 11, 16, 17, 18, 22, 23 законопроекта определены права граждан и организаций, не являющихся сторонами по уголовным, гражданским и административным делам, на получение ими информации о судебных актах и доступе к ним. Однако указанные положения, содержащиеся в законопроекте, не предусмотрены нормами Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в которых право знакомиться с материалами дела делать выписки из них, снимать копии, а также получать копии процессуальных решений закреплено только в отношении лиц, участвующих в деле, и их представителей. Соответственно необходимо разработать и представить поправки к указанным кодексам.
Кроме того, в целях обеспечения официального статуса раскрываемой информации в части 5 статьи 18 законопроекта целесообразно предусмотреть, что размещаемые в информационных системах общего пользования официальные документы должны удостоверяться электронной цифровой подписью. Такой документ будет признаваться "официальной копией" согласно определению части 7 статьи 18 законопроекта.
При этом в законопроекте следует определить понятие "автоматизированных банков судебных актов", публикацию в которых судебного акта в соответствии с частью 7 статьи 18 законопроекта предлагается признавать "официальной копией".
На основании статьи 12 законопроекта прием граждан и представителей организаций предлагается осуществлять приемными суда. При этом согласно пояснительной записке потребуется выделение дополнительной численности для организации приемных в судах районного звена, что, в свою очередь, повлечет увеличение расходов федерального бюджета.
Однако полагаем, что вопрос организации приемных может быть решен за счет имеющейся штатной численности, учитывая, что в расходах федерального бюджета на 2007 год предусмотрены дополнительные ассигнования на увеличение численности работников аппаратов судов общей юрисдикции в количестве 2596 единиц. Кроме того, по состоянию на 1 июля 2006 года в аппаратах судов общей юрисдикции имеется 4752 единицы вакансий.
Как следует из статьи 21 законопроекта, официальными представителями суда, осуществляющими взаимодействие со средствами массовой информации, являются председатели судов, их заместители, пресс-секретари судов, судьи по поручению председателей судов или Президиума Верховного Суда Российской Федерации, президиумов верховных судов республик, краевых и областных судов, судов городов федерального значения, суда автономной области и судов автономных округов, окружных (флотских) военных судов. В то же время из пояснительной записки следует, что реализация законопроекта потребует введения должностей пресс-секретарей в судах областного звена. Не ясно кто будет официальными представителями районных и гарнизонных судов, а также мировых судей.
Вместе с тем должность пресс-секретаря суда отсутствует в Реестре должностей федеральной государственной гражданской службы, утвержденном Указом Президента Российской Федерации от 31 декабря 2005 г. N 1574, в связи с чем неясно, какие условия оплаты труда должны применяться для указанных работников.
Согласно пояснительной записке финансирование мероприятий по реализации проекта федерального закона предполагается осуществить в рамках федеральной целевой программы "Развитие судебной системы России" на 2007-2011 годы.
В соответствии с Порядком разработки и реализации федеральных целевых программ, в осуществлении которых участвует Российская Федерация, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июня 1995 г. N 594, программные мероприятия должны быть увязаны по срокам и ресурсам и обеспечивать решение задач целевой программы. После окончания сроков реализации федеральной целевой программы бюджет субъекта бюджетного планирования должен быть сокращен за счет исключения из него средств, ранее выделяемых на реализацию программы. Следовательно, такие мероприятия, как кадровое обеспечение судов, обеспечение размещения судебных актов в сети Интернет не могут включаться в федеральные целевые программы, поскольку относятся к текущей деятельности.
Законопроектом (часть 3 статьи 18) предусматривается получение платы за выдачу копий судебных актов. При этом требует уточнения само понятие "плата", поскольку Налоговый кодекс Российской Федерации взимания указанного вида платежа не предусматривает.
Вместе с тем полагаем необходимым отметить, что Закон Российской Федерации от 9 декабря 1991 г. N 2005-1 "О государственной пошлине", который упоминается в статье 18 проекта, признан утратившим силу в связи с внесением соответствующих изменений в часть первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации.
Статья 27 проекта предусматривает образование конфликтных комиссий в субъектах Российской Федерации. Поскольку такие комиссии образуются при региональных советах судей, было бы целесообразно разработать соответствующие поправки в Федеральный закон "Об органах судейского сообщества в Российской Федерации", которые определили бы порядок их образования и деятельности, порядок разрешения споров, порядок обжалования решений этих комиссий.
Кроме того, Федеральным законом от 8 января 1998 г. N 7-ФЗ "О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации" не предусмотрено создание этих органов.
Представляется неверным ограничить сферу действия закона только вопросами предоставления информации о деятельности судов общей юрисдикции. Следовало бы урегулировать порядок подобной деятельности применительно ко всем подсистемам судебной системы Российской Федерации.
Следует также иметь в виду, что Федеральная целевая программа "Развитие судебной системы России" на 2007-2011 годы, утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 21 сентября 2006 г. N 583, в рамках которой авторами проекта предполагается осуществить финансирование указанных в финансово-экономическом обосновании мероприятий, не включает в себя соответствующие расходы на их осуществление.
Кроме того, целесообразно данный законопроект рассматривать одновременно с изменениями и дополнениями в процессуальном законодательстве, которые необходимым образом конкретизировали бы процессуальную форму реализации материальных норм, предлагаемых законопроектом.
В связи с изложенным Правительство Российской Федерации не поддерживает проект федерального закона в представленной редакции.
Заместитель |
А. Жуков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Правительства РФ от 13 марта 2007 г. N 929п-П4 "Заключение на проект федерального закона "Об обеспечении прав граждан и организаций на информацию о судебной деятельности судов общей юрисдикции в Российской Федерации", вносимый в Государственную Думу Верховным Судом Российской Федерации"
Текст письма официально опубликован не был