г. Самара |
|
09 декабря 2013 г. |
Дело N А72-2001/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 декабря 2013 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 09 декабря 2013 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Апаркина В.Н.,
судей Бажана П.В., Засыпкиной Т.С.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Оразовой Ж.К.,
с участием в судебном заседании:
от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Ульяновской области - Миги Л.А., доверенность от 10.01.2013 N16-03-11/00132,
от индивидуального предпринимателя Пиколова Валерия Юрьевича - не явился, извещен, от ИФНС России по Ленинскому району г. Ульяновска - не явился, извещена, рассмотрев в открытом судебном заседании 04 декабря 2013 года в зале N 6 апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Ульяновской области
на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 26 августа 2013 года по делу N А72-2001/2013 (судья Каргина Е.Е.)
по заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Ульяновской области, р.п. Ишеевка, Ульяновский район, Ульяновская область,
к индивидуальному предпринимателю Пиколову Валерию Юрьевичу (ОГРНИП 304732535600026, ИНН 732508923850), г. Ульяновск,
третье лицо: Инспекция Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Ульяновска,
о взыскании задолженности в сумме 793 846,37 руб.,
УСТАНОВИЛ:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 2 по Ульяновской области обратилась в Арбитражный суд Ульяновской области с исковым заявлением к индивидуальному предпринимателю Пиколову Валерию Юрьевичу о взыскании задолженности по налогам, пеням и штрафам в сумме 793 846,37 руб.
Решением суда 1 инстанции от 26 августа 2013 года в удовлетворении заявления отказано (л.д. 41-42 т.2).
В апелляционной жалобе МИФНС России N 2 по Ульяновской области просит решение суда 1 инстанции отменить, взыскать с индивидуального предпринимателя Пиколова В.Ю. задолженность по налогам, пеням и штрафам в размере 793 846,37 руб. (л.д. 47- 49 т.2).
В судебном заседании представитель Межрайонной ИФНС России N 2 по Ульяновской области поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе.
ИП Пиколов Валерий Юрьевич и ИФНС России по Ленинскому району г. Ульяновска отзывы на апелляционную жалобу не представили.
Представители ИП Пиколова В.Ю. и ИФНС России по Ленинскому району г. Ульяновска в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.
В соответствии с п. 3 ст. 156, 266 АПК РФ суд апелляционной инстанции рассмотрел дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.
Проверив материалы дела, заслушав представителя МИФНС России N 2 по Ульяновской области, оценив имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Как установлено материалами дела, Межрайонной ИФНС России N 2 по Ульяновской области на основании решения от 14.06.2012 N 22 (л.д. 56 т.1) была проведена выездная налоговая проверка индивидуального предпринимателя Пиколова Валерия Юрьевича по вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты (удержания, перечисления) налогов и сборов: налога на доходы физических лиц, единого налога на вмененный доход за период с 01.01.2009 по 31.12.2011, а также страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за 2009 год, по результатам которой был составлен акт проверки от 04.09.2012 N 16-10-11/03617 (л.д. 43-53 т.1).
28.09.2012 на основании акта проверки Инспекцией было вынесено решение от N 16-10-11/17015 о привлечении индивидуального предпринимателя Пиколова В.Ю. к ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренного пунктом 1 статьи 119 Налогового Кодекса Российской Федерации, пунктом 1 статьи 122 Кодекса, пунктом 1 статьи 126 Кодекса в виде штрафа в размере 54246,64 руб., предпринимателю предложено уплатить единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности в сумме 617352 руб., а также пени за несвоевременную уплату этого налога в сумме 122247,73 руб. (л.д.11-38 т.1).
15.11.2012 Управлением ФНС России по Ульяновской области было вынесено решение по апелляционной жалобе предпринимателя, которым решение Межрайонной ИФНС России N 2 по Ульяновской области было оставлено без изменения, а жалоба - без удовлетворения.
17.01.2013 МИФНС России N 2 по Ульяновской области в адрес предпринимателя было направлено требование об уплате налога, пеней и штрафа в сумме 793 846,37 руб. в срок до 06.02.2013 (л.д. 39 т.1).
В связи с неисполнением предпринимателем Пиколовым В.Ю. данного требования Инспекция обратилась в арбитражный суд с указанным заявлением.
Между тем из материалов дела следует, что Пиколов В.Ю. был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя с 21.12.2004 и состоял на учете в Инспекции по Ленинскому району г. Ульяновска, проживая по адресу: г. Ульяновск, бульвар Пластова,13-356, что подтверждается выпиской из ЕГРИП (л.д. 20-25 т.2).
13.02.2013 в связи с изменением места жительства (с. Кундюковка Цильнинского района Ульяновской области, ул. Кооперативная, д.25) ИП Пиколов В.Ю. был снят с регистрационного учета в ИФНС по Ленинскому району г. Ульяновска и 18.02.2013 поставлен на учет в МИФНС России N 2 по Ульяновской области, что подтверждается выпиской из ЕГРИП от 26.07.2013 (л.д. 136-140 т.1, л.д. 5 т.2).
В соответствии с пунктом 2 статьи 89 Налогового кодекса Российской Федерации решение о проведении выездной налоговой проверки выносит налоговый орган по месту нахождения организации или по месту жительства физического лица, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
В соответствии с пунктами 1, 3 статьи 83 НК РФ в целях проведения налогового контроля физические лица подлежат постановке на учет в налоговых органах по месту жительства физического лица, а также по месту нахождения принадлежащих им недвижимого имущества и транспортных средств и по иным основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом.
Постановка на учет в налоговых органах индивидуального предпринимателя по месту его жительства осуществляется на основании сведений, содержащихся соответственно в Едином государственном реестре юридических лиц, Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей.
С учетом положений указанных норм НК РФ выездную налоговую проверку индивидуального предпринимателя вправе проводить налоговый орган по месту его постановки на налоговый учет, определяемом местом жительства налогоплательщика.
Согласно пункту 4 статьи 84 Налогового кодекса Российской Федерации в случаях изменения места жительства физического лица снятие его с учета осуществляется налоговым органом, в котором физическое лицо состояло на учете.
При этом налоговый орган осуществляет снятие с учета физического лица в качестве индивидуального предпринимателя по месту его жительства на основании сведений, содержащихся в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей.
В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" государственная регистрация осуществляется в срок не более чем пять рабочих дней со дня представления документов в регистрирующий орган.
Пунктами 4, 5 Правил ведения Единого государственного реестра налогоплательщиков, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 N 110, установлено, что датой постановки на учет организации или индивидуального предпринимателя в налоговом органе по месту нахождения или по месту жительства, изменения сведений о них в реестре, снятия с учета по основаниям, установленным данным пунктом, является дата внесения соответствующих записей в государственные реестры. Постановка организации или физического лица на учет (снятие с учета) подтверждается документом, форма которого устанавливается Федеральной налоговой службой.
Согласно пункту 6 постановления Правительства Российской Федерации от 16.10.2003 N 630 "О едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей, правилах хранения в единых государственных реестрах юридических лиц и индивидуальных предпринимателей документов (сведений) и передачи их на постоянное хранение в государственные архивы, а также о внесении изменений и дополнений в постановления правительства Российской Федерации от 19.06.2002 N 438 и 439" основанием для внесения соответствующей записи в государственный реестр является решение о государственной регистрации индивидуального предпринимателя, прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя и внесении изменений в сведения об индивидуальном предпринимателе, содержащиеся в государственном реестре, принятое регистрирующим органом по представленным документам.
Следовательно, снятие индивидуального предпринимателя с учета в налоговом органе, в том числе в связи с изменением места жительства осуществляется только с момента внесения записи в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей.
Кроме того, из материалов дела видно, что решение о передаче регистрационного дела предпринимателя Пиколова В.Ю. в Межрайонную ИФНС России N 2 по Ульяновской области Инспекцией ФНС России по Ленинскому району г. Ульяновска было принято только 13.02.2013, а фактически регистрационное дело ИП Пиколова В.Ю. поступило в МИФНС N 2 по Ульяновской области только 14.08.2013 на основании запроса последней от 31.07.2013 N 16-06-14/10644 (л.д. 2,3 т.2).
Таким образом, до момента внесения записи в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей о снятии предпринимателя Пиколова В.Ю. с учета по прежнему месту жительства (г. Ульяновск, бульвар Пластова,13-356), т.е. до 13.02.2013, он продолжал состоять на учете в ИФНС по Ленинскому району г. Ульяновска по данному месту жительства и именно этот налоговый орган вправе был 14.06.2012 в соответствии с ч.2 ст.89 НК РФ принять решение о проведении в отношении предпринимателя указанной выездной налоговой проверки.
Данная правовая позиция отражена в определении Высшего Арбитражного Суда РФ от 09.04.2012 N ВАС-3753/12 и постановлении Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 13.01.2012 по делу N А19-12393/2011.
В связи с этим по состоянию на 14.06.2012 у Межрайонной ИФНС N 2 по Ульяновской области применительно к положениям ч.2 ст.89 НК РФ отсутствовали полномочия на принятие решения о проведении выездной налоговой проверки в отношении предпринимателя Пиколова В.Ю.
На данные обстоятельства правомерно указано в обжалуемом решении суда 1 инстанции.
С учетом изложенного доводы Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Ульяновской области, приведенные в апелляционной жалобе, являются ошибочными и во внимание не принимаются.
При таких обстоятельствах суд 1 инстанции правомерно отказал в удовлетворении искового заявления Инспекции, оснований для отмены решения суда не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Ульяновской области от 26 августа 2013 года по делу N А72-2001/2013 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
В.Н. Апаркин |
Судьи |
П.В. Бажан |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А72-2001/2013
Истец: Межрайонная ИФНС России N2 по Ульяновской области
Ответчик: ИП Пиколов Валерий Юрьевич
Третье лицо: Инспекция Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Ульяновска