Заключение Комитета по конституционному законодательству и государственному строительству Государственной Думы Федерального Собрания РФ пятого созыва от 13 марта 2008 г. N 3.1-7/5-2
на проект федерального закона N 9379-5 "О внесении изменения в статью 22 Федерального закона "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации", внесенный Правительством Российской Федерации
Комитетом Государственной Думы по конституционному законодательству и государственному строительству рассмотрен проект федерального закона N 9379-5 "О внесении изменения в статью 22 Федерального закона "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации", внесенный Правительством Российской Федерации.
Законопроект направлен на совершенствование системы миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства, временно пребывающих на территории Российской Федерации в гостиницах.
В соответствии с данным законопроектом предлагается внести изменения в отдельные положения статьи 22 Федерального закона от 18 июля 2006 года N 109-ФЗ "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации", согласно которым предусмотреть право проставления отметки в отрывной части бланка уведомления о выполнении принимающей стороной или иностранным гражданином либо лицом без гражданства всех необходимых действий для их постановки на миграционный учет по месту пребывания не только соответствующим органом миграционного учета или организацией федеральной почтовой связи - (как это зафиксировано в действующей редакции названного Федерального закона), - но также и гостиницей, где указанные иностранный гражданин или лицо без гражданства находятся во время их пребывания в Российской Федерации.
Кроме того, законопроектом предлагается зафиксировать полномочие Правительства Российской Федерации по определению порядка проставления гостиницами указанных отметок.
Представленный законопроект соответствует Конституции Российской Федерации, общей концепции и конкретным нормам различных статей Федерального закона "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации", а также другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам, действующим на территории Российской Федерации.
Изменения, предлагаемые рассматриваемым законопроектом, являются своевременными, актуальными и обоснованными, так как они основываются на результатах правоприменительной практики, связанной с начальным этапом применения Федерального закона "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства и Российской Федерации", а также поскольку указанные изменения направлены на создание более благоприятных условий в процессе соблюдения отдельными категориями иностранных граждан и лиц без гражданства действующих режимных правил миграционного учета и поскольку эти изменения в целом позволят обеспечить улучшение организации гостиничного обслуживания иностранных туристов в России.
Комитет по конституционному законодательству и государственному строительству отмечает, что рассматриваемый законопроект N 9379-5 является альтернативным проекту федерального закона N 450241-4 "О внесении изменений в Федеральный закон "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации", внесенному Законодательным Собранием Краснодарского края.
По сравнению с альтернативным законопроектом N 450241-4, рассматриваемый проект федерального закона N 9379-5 является более детализированным в контексте уточнения соответствующих процедур осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства, временно пребывающих в гостиницах, поскольку в представленном законопроекте предлагается новация, согласно которой право гостиницы на проставление отметки в отрывной части бланка уведомления о прибытии иностранного гражданина или лица без гражданства в данную гостиницу (как в место пребывания) должно реализовываться в определенном порядке, который должен быть установлен Правительством Российской Федерации.
Однако, в то же время рассматриваемый законопроект охватывает меньшее число субъектов в рамках регулирования затрагиваемых им отношений, - т.е. менее широкий круг организаций, которым, по мнению Комитета, наряду с гостиницами при определенных условиях было бы возможно предоставить право проставления отметок в уведомления о прибытии иностранных граждан и лиц без гражданства в место пребывания. Так, в частности, в отличие от альтернативного законопроекта N 450241-4 представленный проект федерального закона не затрагивает иные организации, оказывающие гостиничные услуги наряду с гостиницами, например, кемпинги, дома отдыха, а также санаторно-курортные и лечебно-оздоровительные учреждения.
Вместе с тем, Комитет по конституционному законодательству и государственному строительству полагает, что замечания, высказанные в отношении рассматриваемого законопроекта, не могут повлиять на его общую позитивную оценку Комитетом, поскольку связанные с этими замечаниями вопросы могут быть устранены в процессе дальнейшей работы над этим проектом федерального закона после его принятия в 1-ом чтении.
Принимая во внимание отмеченные обстоятельства, Комитет по конституционному законодательству и государственному строительству считает целесообразным предложить Государственной Думе принять именно рассматриваемый законопроект N 9379-5, а альтернативный ему проект федерального закона N 450241-4 рекомендовать к отклонению.
С учетом изложенного, Комитет по конституционному законодательству и государственному строительству рекомендует Государственной Думе принять в первом чтении проект федерального закона N 9379-5 "О внесении изменения в статью 22 Федерального закона "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации", внесенный Правительством Российской Федерации.
Настоящее Заключение утверждено на заседании Комитета Государственной Думы по конституционному законодательству и государственному строительству "13" марта 2008 года.
Председатель Комитета |
В.Н. Плигин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.