Пояснительная записка
к проекту федерального закона "О внесении изменений в статью 16 Федерального закона "О национально-культурной автономии"
Проект федерального закона "О внесении изменений в статью 16 Федерального закона "О национально-культурной автономии" разработан в целях предоставления возможности финансирования деятельности, связанной с реализацией прав национально-культурных автономий, не только за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, но также и за счет средств федерального бюджета и местных бюджетов.
С 1996 по 2004 год Федеральный закон от 17 июня 1996 года N 74-ФЗ "О национально-культурной автономии" предусматривал возможность финансирования вышеуказанной деятельности национально-культурных автономий за счет средств федерального бюджета и местных бюджетов. Однако Федеральным законом "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ федеральные национально-культурные автономии были лишены возможности получения финансовой поддержки из средств федерального бюджета, а местные национально-культурные автономии были лишены возможности получения финансовой поддержки из средств местных бюджетов.
В настоящее время финансирование деятельности, связанной с реализацией прав национально-культурных автономий, осуществляется только за счет средств национально-культурных автономий, их учреждений и организаций, частных лиц и бюджетов субъектов Российской Федерации. Вместе с тем, согласно статье 4 Федерального закона от 17 июня 1996 года N 74-ФЗ "О национально-культурной автономии" "национально-культурная автономия имеет право получать поддержку со стороны органов государственной власти и органов местного самоуправления", что не исключает возможности получения финансовой поддержки. Разработанный проект закона устраняет данное внутреннее противоречие.
Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов" предусмотрены средства 240,0 млн. рублей на финансирование мероприятий по реализации государственной национальной политики, которые включают в себя в том числе и средства на мероприятия по оказанию содействия национально-культурным автономиям в деятельности, направленной на сохранение национальной самобытности, развитие национального (родного) языка и национальной культуры.
Учитывая, что роль институтов гражданского общества, в том числе, национально-культурных автономий, в условиях развития правового демократического государства постоянно возрастает, настоящий законопроект предлагает восстановить существовавшую ранее возможность финансирования деятельности, связанной с реализацией прав национально-культурных автономий, из средств федерального и местных бюджетов.
Кроме того, имеющие еще место на территории Российской Федерации отдельные конфликты в сфере межнациональных отношений требует не только оперативного реагирования, но и серьезных профилактических мер. Одним из факторов снижения уровня межнациональной напряженности и конфликтности является реализация целевых программ этнокультурного развития, а также мероприятий в области культуры, образования и благотворительных мероприятий. Национально-культурные автономии активно участвуют в их реализации, как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов Российской Федерации и муниципальных образований. Однако возможность финансирования деятельности, связанной с реализацией прав национально-культурных автономий, в том числе и на участие в реализации целевых программ, из средств федерального бюджета и местных бюджетов не предусмотрена.
Необходимость принятия подобного законопроекта неоднократно декларировалась представителями руководящих органов федеральных национально-культурных автономий, в том числе в ходе проводимых в Минрегионе России встреч и заседаний Консультативного совета по делам национально-культурных автономий.
Объем средств на финансирование деятельности, связанной с реализацией прав национально-культурных автономий будет ежегодно утверждаться федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в соответствии с действующим законодательством.
Финансово-экономическое обоснование
проекта федерального закона "О внесении изменений в статью 16 Федерального закона "О национально-культурной автономии"
Согласно ст. 5 Федерального закона от 17 июня 1996 г. N 74-ФЗ "О национально-культурной автономии" национально-культурная автономия может быть не только местной и региональной, но и федеральной. В этой связи в соответствии с законодательством Российской Федерации у федеральных органов государственной власти могут возникать обязательства по отношению к федеральным национально-культурным автономиям, что должно найти подтверждение в ФЗ от 17.06.1996 г. N 74-ФЗ.
Согласно статьи 4 данного закона, национально-культурная автономия обладает правом получать поддержку от органов государственной власти. В соответствии со статьей 17 Федерального закона от 19 мая 1995 г. N 82-ФЗ "Об общественных объединениях" государственная поддержка может выражаться в виде целевого финансирования отдельных общественно полезных программ общественных объединений по их заявкам.
Оценка дополнительных расходов федерального бюджета в результате принятия законопроекта осуществлена на основе предложений Министерства регионального развития Российской Федерации по вопросам финансирования межнациональных отношений.
В случае выполнения всего перечня мер, направленных на поддержку национально-культурных автономий, потребуется выделение дополнительных средств из федерального бюджета не более 100,0 млн. рублей на 2008 год.
Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов" предусмотрены средства 240,0 млн.рублей на финансирование мероприятий по реализации государственной национальной политики, которые включают в себя в том числе и средства на мероприятия по оказанию содействия национально-культурным автономиям в деятельности, направленной на сохранение национальной самобытности, развитие национального (родного) языка и национальной культуры.
Действие предлагаемого законопроекта является необходимым условием выполнения задач, поставленных перед Министерством регионального развития Российской Федерации как федеральным органом исполнительной власти, осуществляющем функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере государственной национальной политики и межэтнических отношений в Российской Федерации в условиях складывающихся далеко не однозначных процессов проявления экстремизма, ксенофобии.
Перечень
актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием федерального закона "О внесении изменений в статью 16 Федерального закона "О национально-культурной автономии"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в статью 16 Федерального закона "О национально-культурной автономии" не потребует принятия, признания утратившими силу, приостановления, изменения в законодательные акты Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.