Заключение Комитета Государственной Думы по экологии
на проект федерального закона N 216152-3 "О плате за негативное воздействие на окружающую среду", внесенный депутатом Государственной Думы В.А. Грачевым
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по экологии, рассмотрев указанный законопроект на предмет его доработки по замечаниям Правительства Российской Федерации, изложенным в официальном отзыве Правительства Российской Федерации от 4 октября 2005 г. N 3153п-П-12, которые предлагалось учесть до первого чтения законопроекта, отмечает следующее.
1. В части дополнения законопроекта положениями, уточняющими объекты исчисления и взимания платы.
В законопроекте к объектам взимания платы относятся выбросы, сбросы загрязняющих веществ и отходы. Согласно статье 16 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7 ФЗ "Об охране окружающей среды" к видам негативного воздействия, помимо выбросов, сбросов и отходов, относится загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий, для идентификации и юридического установления которых в настоящее время на уровне Правительства Российской Федерации не утверждена нормативная и инструктивно-методическая документация. Поскольку в отношении этих видов негативного воздействия отсутствует прецедент взимания платы на практике, то в законопроекте они входят в группу иных видов, взимание платы по которым может вводиться в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации, и по мере разработки законодательной базы перечень объектов взимания платы, или видов негативного воздействия, облагаемых платой, будут вносится изменения в настоящий Закон.
2. В части уточнения круга уполномоченных органов, осуществляющих администрирование платы.
В соответствии с бюджетным законодательством администратором платы является Ростехнадзор, который согласно законопроекту эти полномочия может делегировать в соответствии с законодательством Российской Федерации. В законопроекте предполагается взаимодействие федерального администратора платы и иных уполномоченных органов в области администрирования платы за негативное воздействие на окружающую среду.
3. В части уточнения порядка постановки на учет в качестве плательщиков.
В законопроекте предлагается простой и достаточно четкий порядок постановки на учет в качестве плательщиков: сам плательщик может подать заявление соответствующему администратору платы о постановке на учет, а также иные указанные в законопроекте необходимые для этого документы.
В свою очередь соответствующий администратор платы может уведомить потенциального плательщика о необходимости постановки на учет. Все споры решаются через суд.
4. В части уточнения порядка возврата платы плательщику. Согласно законопроекту излишне уплаченная плата засчитывается в счет будущих платежей. В случае проведения природоохранных мероприятий, подтверждаемых финансовой отчетностью, начисленная плата остается в распоряжении плательщика.
Возврат допустим теоретически, если плательщик авансом заплатит вперед, но прекратит негативное воздействие до конца отчетного периода. В законопроекте есть нормы по порядку возврата платы, согласно которым возврат платы осуществляется по заявлению плательщика, направляемому администратору платы, в котором он указывает сумму возврата и обосновывает ее документально. Установлен также срок возврата излишне уплаченной платы.
5. В части уточнения порядка принудительного взыскания платы за счет денежных средств плательщика и за счет иного имущества.
Эта норма заимствована частично из налогового законодательства, и в законопроекте она детально прописана.
6. В части конкретизации положений о контроле правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты платы.
На наш взгляд, надо ужесточать не контроль правильности исчисления платы, что ведет к коррупционной зависимости сторон правоотношений, а повышать ответственность со стороны плательщиков за неправильность исчисления платы. Нужен не жесткий и регулярный административный контроль, а четкий и прозрачный правовой механизм.
7. В части уточнения мер ответственности за нарушение закона о плате.
Согласно законопроекту устанавливается ответственность административная, дисциплинарная, имущественная и уголовная. Соответствующие нормы предполагается внести в КоАП и УК, которые подлежат изменению и дополнению в соответствии с окончательной редакцией законопроекта о плате. До дня вступления законопроекта в силу начинают действовать изменения в КоАП и УК РФ.
8. В части уточнения порядка и сроков перехода от системы санитарно-гигиенического нормирования к системе технологического нормирования.
Согласно законопроекту порядок использования системы нормирования реализуется через принцип декларирования плательщиком используемой системы нормирования для целей взимания платы. Форму декларации разрабатывает и утверждает администратор платы.
В законопроекте устанавливается срок перехода на технологическую систему нормирования - со дня официального опубликования закона и далее в любое время по мере готовности плательщиков к переходу на технологическую систему нормирования, но не более 3-х лет.
9. В части конкретизации прав и обязанностей плательщиков, администраторов платы и иных лиц, участвующих в правоотношениях по плате.
Права и обязанности администраторов платы и плательщиков детализированы соответственно в статьях 3 и 5 законопроекта.
10. В части законодательного установления перечень загрязняющих веществ, облагаемых платой.
Закрепление жестко фиксированного перечня в законе приведет к невозможности его изменения и гибкого регулирования в зависимости от меняющейся действительности. Это может стать тормозом для применения стимулирующих механизмов, где конкретное вещество может выступать в качестве регулятора поведения природопользователя. Могут быть синтезированы новые загрязняющие вещества, а законодательное сопровождение, то есть утверждение их номенклатуры через закон, будет отставать. В связи с этим в законопроекте утверждение перечня загрязняющих веществ относится к ведению Правительства Российской Федерации.
11. В части уточнения принципов определения размеров ставок платы за виды негативного воздействия.
В законопроекте заложен принцип стандартного начисления за условную тонну загрязняющего вещества с применением коэффициента со значением, обратным величине его предельно допустимой концентрации (ПДК). В отношении отходов установлены конкретные ставки для каждой группы отходов, сформированных в зависимости от их токсичности. Передвижные источники облагаются по типу используемого топлива, либо в зависимости от международного стандарта, которому соответствуют конкретные передвижные источники.
По другим видам негативного воздействия в порядке эксперимента субъектам Российской Федерации предоставляется возможность установления ставок платы посредством принятия соответствующих законодательных актов. По истечении 1,5 лет эти законодательные акты субъектов Российской Федерации подлежат представлению федеральному администратору платы для обобщения и распространения опыта на всю Российскую Федерацию, или принятия решения об их приостановлении или отмене.
12. В части разграничения полномочий по плате между федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
В законопроекте учтены изменения, связанные с проведением административной реформы и разграничением полномочий между федеральным центром и субъектами Российской Федерации. Определены уровни проведения государственного экологического контроля, связанного с вопросами администрирования платы. Установлены критерии отнесения источников негативного воздействия к соответствующему уровню и определен порядок постановки на учет в качестве плательщиков.
Выводы.
Проект федерального закона "О плате за негативное воздействие на окружающую среду" в полной мере учитывает замечания и предложения, изложенные в официальном отзыве Правительства Российской Федерации.
При доработке текста законопроекта его концепция не была изменена, и данная концепция в целом поддерживается Правительством Российской Федерации.
Текст законопроекта согласован с федеральным администратором платы в лице Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, а также с заинтересованными министерствами и ведомствами.
Законопроект содержит нормы прямого действия и четкие механизмы их реализации.
Законопроект отвечает требованиям, изложенным в Бюджетном послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию о бюджетной политике на 2006 год по совершенствованию механизма платы за негативное воздействие на окружающую среду, во-первых, об исключении возможности установления индивидуальных размеров платы для каждого плательщика и, во-вторых, о стимулировании внедрения энергоэффективных технологий. Первое требование удовлетворяется посредством декларирования платы, второе - посредством зачета платы при условии реализации природоохранных мероприятий, к которым, согласно законопроекту, относится внедрение наилучших существующих технологий (НСТ).
На основании изложенного Комитет Государственной Думы по экологии рекомендует Государственной Думе принять проект федерального закона "О плате за негативное воздействие на окружающую среду" при его рассмотрении Государственной Думой в первом чтении.
Председатель Комитета |
В.А. Грачев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.